Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р icon

Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р



НазваниеБиккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р
Дата конвертации22.09.2012
Размер213.34 Kb.
ТипДокументы


Биккулова Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № 3. С. 4-17.


Г.Р. Биккулова,

кандидат педагогических наук

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы развития критического мыш­ления студентов в контексте общих проблем медиаобразования, медиаграмотности и медиакомпетентности.

Ключевые слова: образовательный процесс, коммуникации, иннова­ции, информационный поток, критическое мышление, интеграция обра­зования, медиаобразование, интерактивное обучение.

Стратегия модернизации отечественного образования направ­лена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, обще­ственно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Компетентностный подход, акцентирующий внимание на результатив­ности образования, заключается не в определенной сумме приобретенных студентом знаний или количестве усвоенной информации, а в способнос­ти «человека действовать в различных проблемных ситуациях» [1, с. 13]. Данная мысль поддерживается С.И.Заир-Беком, который в качестве вы­сшего приоритета в образовании видит не столько приобретение студен­тами определенных знаний, сколько развитие «интеллектуального и твор­ческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание, которое позволит России получить технологическое превосходс­тво в ряду других стран» [2, с. 8]. Однако до сих пор «многие преподава­тели продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих сту­дентов технологически» [3, с. 20].

Современное образование выдвигает новые требования, в соответс­твии с которыми «центральной фигурой в образовательном учреждении, ее ядром должен стать ученик, студент, слушатель и т.д., причем пони­маемый не абстрактно, не как класс, группа или все учебное заведение, а рассматриваемый на уровне отдельного человека вочвсем его богатстве и

многообразии его личностных интересов, потребностей и устремлений. Отсюда основной задачей системы образования становится создание бла­гоприятных условий для их проявления и удовлетворения» [4, с. 30].

Интеграционные процессы, происходящие в современном образова­нии, актуализируют использование в педагогическом процессе современ­ных технологий и активных форм учебного взаимодействия. Интеграция -«характерный для культуры в целом и образования в особенности способ работы с информацией, знаниями, обеспечивающий развитие обучающего сознания» [5, с. 9].

Педагогическая технология - «совокупность средств и методов воспро­изведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельнос­ти (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществле­ния этой деятельности» [6, с. 191]. С.И. Заир-Бек предлагает рассматривать педагогическую технологию в качестве «инструмента, способного созда­вать и поддерживать условия для достижения ряда вероятностных, а не жестко определенных целей в учебном процессе» [8, с. 148].

Современные педагогические технологии гуманитарного образования обладают широкими возможностями для овладения приемами работы с информацией. Эти возможности, по мнению Е.О. Галицких:

  • создают условия не только для понимания содержания, но и фор­мируют умение пользоваться методами познания, приемами построения Нового знания;

  • способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информационных единиц (включая их организацию, Построение и структурирование);

  • технологические приемы позволяют аудитории проявить собствен­ные силы, так как каждый «выбирает свою меру участия, объем информа­ции, свой темп профессионального роста, вступает в диалоговое взаимо­действие со всеми участниками»;

  • интерактивные формы предоставляют возможность активизировать «культуру мысли и слова» аудитории [7, с. ПО].

В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология разви­тия критического мышления. В Педагогическом энциклопедическом сло­варе мышление определяется как «социально обусловленный, неразрывно


4

Инновации образовании.2009. № 3

Инновации в образовании.2009. № 3

5

связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действитель­ности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе прак­тической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [6, с. 431].

Совершенно очевидно, что процесс мышления современного челове­ка тесно связан с печатной, аудиовизуальной информацией: «Мышление требует усилий, выборов, взвешивания доказательств. Если этот процесс развит недостаточно, то люди ощущают трудность в том, чтобы мыслить самостоятельно» [10].

Одним из важных факторов избирательности и оценки информации является критичность мышления. Критичность «предполагает умение действовать в условиях выбора и принятия альтернативных решений, уме­ние опровергать заведомо ложные решения» [11, с. 75].

Применение по отношению к мышлению эпитета «критическое» в обыденной жизни предполагает оценку или критику явлений, предметов. А.Г. Маклаков считает, что критическое мышление направлено на выявле­ние недостатков в суждениях других людей [12]. Мы согласны с мнением Е.В. Волкова: критическая оценка какого-либо предмета или явления «мо­жет и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негатив­ного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов: насколько правильно принятое нами ре­шение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей» [13,

Длимая мысль поддерживается Т.Ф. Ноэль-Цигульской: «Критическое мышление не понимают В значении «отрицающее» или «негативное». Важно уметь задумываться над подтекстом, уметь ставить перед собой проблемы и вопросы и в конечном итоге иметь открытый свободный ум» [9].

Необходимость развития критического мышления была определена в качестве основных образовательных целей во многих европейских стра­нах и в США в начале 90-х гг. XX в. Педагогическая технология развития критического мышления студентов посредством чтения и письма полу­чила известность в российском образовании во второй половине 90-х гг. XX в. благодаря разработкам американских педагогов Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпла, С. Уолтера. Внедрение данной технологии было активно подде­ржано Консорциумом демократической педагогики и Международной ассо­циацией чтения в рамках проекта «Открытое общество». Концептуальной идеей данной педагогической технологии, используемой в работе многих ведущих вузов страны, является «формирование у студента позиции субъ-

екта собственной учебно-познавательной деятельности, умений ее реф­лексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей» [7, с. 112].

В современных научных источниках существует несколько довольно близких по сути интерпретаций понятия критическое мышление. Понятие критическое мышление определяется Е.В. Волковым как мышление, отлича­ющееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышле­ния, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [13, с. 5].

По мнению М.И. Махмутова, критическое мышление включает спо­собности человека, помогающие ему:

«а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения дру­гого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собс­твенному представлению о них; б) сознавать истинность или ложность тео­рии, положения, алогичность высказывания и реагировать на них; в) уметь отличать ложное, неверное от правильного, верного; г) анализировать, до­казывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, показывать образец высказывания, поведения и т. д.» [14, с. 91].

Е.О. Галицких обобщает основные характеристики критического мышления в рамках технологии как «тип мышления, помогающий нахо­дить собственные приоритеты в личной, профессиональной и обществен­ной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами» [7, с. 112].

По мнению М.В. Кларина, современное понимание критического мышления выходит за пределы обыденного набора знаний-умений-навыков, такого привычного для отечественной педагогики, и относится скорее к личностной сфере: «Критическое мышление представляет собой рацио­нальное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки)» [15].

А.В. Федорову принадлежит определение критическое мышление по от­ношению к системе медиа и медиатекстам, под которым понимается «слож­ный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирования ме­диа в социуме и поступающих к человеку через средства массовой ком­муникации медиатекстов (информации/сообщений). При этом развитие критического мышления - не итоговая цель медиаобразования, а его пос­тоянный компонент» [16, с. 90].


^ 6 Инновации в образовании. 2009. N 3

7

Существует ряд трактовок понятия критическое мышление, предлагае­мых зарубежными авторами. «Думать критически означает проявлять лю­бознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих уме­ний» [20].

Дж.А. Браус и Д. Вуд понимают критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что ве­рить и что делать. Критическое мышление - поиск здравого смысла: объ­ективные и логичные поступки должны соотноситься как со своей точкой зрения, так и других мнений. Критически мыслить - значит уметь отказы­ваться от собственных предубеждений [17].

Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон видят цель критического мышле­ния в тестировании «предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. ... Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дис­танцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учиты­вать критерии, или ограничения, определяющие практические возможнос­ти внедрения новых идей» [18].

По мнению Д, Халперн, «критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность обучения желаемого конечного результата». Данное определение харак­теризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обосно­ванностью и целенаправленностью, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии ре­шений [19, с. 7].

Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а ско­рее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: кри­тически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить. Как можно заметить, все предложенные определения предполагают проявле­ние человеком психической, эмоциональной, познавательной активности, которая должна быть направлена на решение конкретной проблемы.

Д. Халперн выделяет целый ряд качеств, которые характеризуют кри­тически мыслящего индивида. К этим качествам относятся следующие: 1) готовность к планированию; 2) гибкость; 3) настойчивость; 4) готов­ность исправлять свои ошибки; 5) осознание и анализ собственных рас­суждений; 6) поиск компромиссных решений [19, с. 56].

Американский исследователь, профессор Дж. Клустер выделил следу­ющие характеристики критического мышления:

  1. критическое мышление есть мышление самостоятельное;

  2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом |критического мышления;




  1. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уясне­ния проблем, которые нужно решать;

  1. критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

5) критическое мышление есть мышление социальное [20, с. 11].
Рассмотрим подробнее данные характеристики, которые, как нам

представляется, являются основополагающими при изучении феномена 'Критического мышления. Для осуществления индивидуального характера мыслетворчества человеку необходима определенная свобода, создание ус­ловий для высказывания собственных мыслей. Поэтому процесс развития критического мышления предполагает установление равнопартнерских отношений между педагогом и студентом, которые вовлечены в совмест­ный процесс диалога, обсуждения, дискуссии. Именно такое педагогичес­кое взаимодействие позволяет его участникам раскрыть свои способности, iкрыто высказать собственное мнение, доказать его. В медиаобразовательном контексте процесс диалога является основополагающим, так как, примеру, обсуждая фильм, студент вступает в процесс общения и с педагогом, и с его создателями. В самом деле, информация является отправной точкой в развитии критического мышления аудитории. «Граница между знанием и информацией пролегает именно по линии смысла, представляющей собой пятое измерение бытия (три координаты физического пространства, плюс время, плюс смысл), то есть хронотоп как некоторая превращенная, аффективно окрашенная форма жизненного пространства и жизненного времени» [1, с. 7]. С точки зрения психологии критического мышления «знание - это «состояние понимания», присущее только сознанию конкретного человека [21, с. 6].

Получение знаний, предоставляющихся человеку посредством образования, и потребление информации (например, медийной) - процессы, на первый взгляд, различные, имеющие свою специфику, особенности и сферы потребления. Вместе тем в современных условиях постоянно растущего информационного потока эти понятия все теснее связываются друг с другом. В этой связи любая новая информация дает пищу для критического осмысления, однако сам процесс критического осмысления на этом не

8

заканчивается: «Знание дает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически» [22, с. 8].

Критическое мышление становится точкой опоры, естественным спо­собом взаимодействия с идеями и информацией: «Мы стоим перед пробле­мой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности» [22, с. 11].

Таким образом, получаемая информация должна быть не просто изу­чена и усвоена аудиторией, но и самостоятельно осмыслена, продумана, отрефлексирована, тогда она станет истинным достоянием адресата. «Если признать, что мир, в котором мы реально живем, фундаментально поли-фоничен, то способность к диалогу есть не просто одно из полезных лич­ностных качеств, но свидетельство адекватности человека общим законам мироздания» [24, с. 50]. По определению Е.П. Белозерцева, диалогический подход - «воплощение субъект-субъектной (полисубъектной) формы вза­имодействия, основывающийся на равенстве позиций партнеров по обще­нию, принятии другого «Я» как ценности, и выступает в качестве основа­ния для общего и профессионального образования» [23, с. 137].

Остановимся подробнее на раскрытии основных моментов диалоговой аозиции обучения критическому мышлению. Диалог предполагает актив­ный обмен информацией, является совместной творческой деятельностью, обладающей огромным познавательным, воспитательным и развивающим потенциалом: «В проблематике образования диалог рассматривается как цель, результат и содержание образования, способ познания действитель­ности и дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая рефлексию и самореализацию личности» [7, с. 18]. Данные позиции поддерживаются и исследователями в области медиаобразования. Так, например, известный британский медиапедагог Л. Мастерман считает, что «необходимо разви­вать новые пути диалога, когда и преподаватель, и студенты могли учить чему-то друг друга и быть соисследователями» [24, с. 23]. Таким образом, развитие критического мышления - одновременно активный и интерак­тивный процесс.

Интерактивное обучение построено «на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью ос­ваиваемого опыта» [6, с. 107]. Безусловно, «формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и обще­ния, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного

обучения» [26, с. 10]. Основным источником познания становится опыт Учащихся. При этом педагог не предлагает готовых решений, а побуж­дает к поиску необходимой информации, ведь «для того чтобы научить учащихся мыслить критически, преподаватель сам должен стать крити­ческим мыслителем, личностью, готовой к переменам и со-творчеству, со-знанию...» [26, с. 40].

В.В. Сериков выделил следующие условия введения учащихся в ситу­ацию диалога: «Определение готовности учащихся к диалогическому об­щению, то есть наличия у них базовых знаний, опыта общения, установ­лен на изложение собственных взглядов и положительного восприятия чужого мнения; выявление «опорных мотивов», т.е. волнующих учащихся Допросов и проблем, которые прямо или косвенно затрагиваются в ходе диалога; переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов; продумывание различных вариантов развития диало­га; проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей («оппонент», »критик», «эксперт» и т. п.); предвидение результатов дискуссии, в том числе и возможных «тупиков» в развитии спора» [27, с. 7-8].

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова [25, с. 11] выделяют следующие формы и методы интерактивного обучения: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т.д.), игровые (дидактические, творческие, дело­вые игры и т.п.), тренинговые задания. Нужно сказать, что интерактивные формы обучения - презентации, деловые и ролевые игры, конкурсы твор­ческих работ и их обсуждение, коллективные решения творческих задач т т.д. активно используются в медиаобразовании, основные методические принципы которого рассматриваются как процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности пе­дагога и студента, с учетом вариативности, импровизации, диалогической |формы преподавания и учения и требований к составляющим образова­тельного процесса.

Преимущества интерактивных форм и методов работы с информации (в том числе - и медийной) очевидны.

Во-первых, интерактивные методы дают возможность интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний, что «обеспечивается за счет более активного включения в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению инфор-


^ 10

Инновации в образовании. 2009. № 3

Инновации в образовании.2009. № 3

11

мацией, исчезает страх высказать неправильное предположение... и уста­навливаются доверительные отношения с преподавателем» [27, с. 12].

Во-вторых, интерактивные методы обучения способствуют повыше­нию мотивации и вовлеченности участников в процесс совместного ре­шения проблемы. Это способствует поисковой активизации учащихся, со­здает ситуацию успеха, творческого сотрудничества: «Интерактивное обу­чение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, про­являя при этом толерантность...» [27, с. 12].

Обратимся к примеру из нашей российской действительности. Общеизвестно, что возможности интерактивного неформального общения широко осваиваются современными школьниками и студентами во вре­мя общения в чатах и посредством мобильной телефонии. Современные телекоммуникационные сети, например, позволяют участникам общения вступать в интерактивный диалог в режиме реального времени. В процессе интеракции можно обсуждать новости, фильмы, участвуя в форумах, вы­сказывая свое мнение по какой-либо интересующей проблеме. Но, к сожа­лению» данный процесс протекает зачастую стихийно и мало способствует развитию медиакомпетентности (в том числе - и развитию критического мышления) современной молодежи, хотя потенциал такого интерактивного общения в медиаобразовательном контексте очевиден и отмечается многими исследователями [28, с, 42-43].

Н.В.Змановская, к примеру, предлагает интересную инновационную форму работы в вузе по медиаобразованию будущих педагогов - педаго­гическую студию, занятия в которой направлены на усиление ориентации использования гипертекста в целях медиаобразования, развитие поиско­вых информационных умений студентов в процессе получения знаний, разработку, сохранение, использование информации в педагогическом процессе, развитие критического мышления аудитории.

Использование компьютерной техники становится в этом случае не просто инструментом обучения, или как в случае стихийного интерактив­ного общения - обыденным техническим устройством для передачи ин­формации, а образовательной мультимедийной средой, предоставляющей посредством гипертекста сообщения, способствующие развитию аналити­ческого мышления. Развитие медиакомпетентности студентов на занятиях в педагогической студии включает в себя «знания и умения оперативного,

процедурного и поведенческого характера», которые являются основой ля осуществления будущей профессиональной педагогической деятель­ности [29, с. 37-42].

Н.М.Крылова совершенно справедливо отмечает, что в современном образовательном процессе необходимо использовать «нестандартные педа­гогические задачи и отойти от методик точного, однозначного ответа на опрос учителя. Нужны методики, которые предполагают также развернутое рассуждение студента на тему вопроса, где важен не сам ответ, а поиск ответа, погружение в мир совместных (групповых, диалоговых) рассуждений и поисков относительной истины в условиях недостаточности первичной информации, так называемого знания».

К одной из таких методик в развитии критического мышления отно­сятся так называемые «толстые вопросы», предполагающие не однозначный ответ, а творческий подход и самостоятельное осмысление. Примеры «толстых вопросов»: «Дайте три объяснения почему...?», «Объясните, почему....?», «В чем различие...?», «Предположите, что будет, если...?» и т.д. (Вопросы такого рода называют проблемными и их использование известно еще со времен Сократа, пифагорейской школы и т. д.

М.М. Левина, подчеркивая важность проблемного обучения, считает то одной «из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гу­манистическое направление педагогической науки и практики». Е.С. Полат резонно полагает, что «размышления, дискуссии, возмож­ность свободного высказывания собственного мнения и его обсуждения, проблемная направленность всей системы обучения должны стать нормой довременной образовательной системы в любой форме» [32].

Основными компонентами проблемного обучения являются:

  • актуализация опорных знаний и способов действия;

  • усвоение новых понятий и способов действия, а также применение их. на практике.

Задумываясь над возникающей проблемой или осмысливая новую ин­формацию, критически мыслящий студент задается возникающими у него Допросами, которые, в свою очередь, предопределяют вектор для решения данной проблемы или ответа на вопрос об отношении к полученной ин­формации. Известно, что очень трудно уйти от ответа на вопрос, который задан себе самому и волнует тебя по-настоящему, поэтому именно с пос­тановки вопросов начинается серьезная работа, связанная с осмыслением и анализом, скажем, увиденного фильма или телевизионной программы. «Если мы неспособны разобраться в том огромном количестве вопросов, с


^ 12

Инновации в образовании. 2009. № 3

Инновации в образовании. 2009. № 3 13

которыми нам приходится иметь дело, тогда появляется опасность, что мы будем получать ответы на все эти вопросы, но не понимать при этом, что они значат» [22, с. 4].

Обучение критическому осмыслению информации (в частности, медиатекстов) по своей сути проективно. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний и получение новых. Проект - «дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и од­новременно формирования определенных личностных качеств» [33, с. 12]. Проективная деятельность позволяет студентам стать активными участ­никами процесса, способствует умению работать в коллективе. И. Чечель считает, что проективная деятельность способствует формированию «та­кого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» системе. У учащихся вырабатывается свой собс­твенный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует задан­ная сверху оценочная схема: «Это - верно, а это - неверно» [33, с. 12].

Эффективность проектных методик в медиаобразовании, по мнению А.В. Спичкина, обусловлена следующими причинами:

  • проектные методики личностно ориентированы, а именно развива­ющий аспект обучения является одним из ведущих в медиаобразовании;

  • обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интересе и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

И, наконец, в проектных методиках иерархия взаимоотношений

«учитель – ученик» существенно отличается от традиционных методов обуче­ния [34, с.32].

Данные позиции, как нам кажется, являются справедливыми не толь­ко для школьного, но и вузовского медиаобразовательного процесса, на­правленного и на развитие критического мышления.

Один из ведущих аспектов, характеризующих критическое мышле­ние, - творчество. Критическое мышление способствует развитию твор­ческого подхода к процессу получения знаний, самореализации человека в современном мире. Для принятия эффективных и верных по своей сути решений процесс творческого мышления должен быть дополнен крити­ческим осмыслением, а критическое осмысление - умением находить в явлении новые ценности, идеи, мысли. Поэтому, как нам представляется, невозможно отделить критическое мышление от творческого.

^ 14

Инновации в образовании. 2009. № 3

Творчество - «форма деятельности человека, направленная на сози­дание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное

значение, то есть важных для формирования личности как обществен­ного субъекта» [6, с. 286]. Известно, что стимулом творческой деятель­ности является создание проблемной ситуации, которую невозможно решить традиционными способами. Творческое мышление направлено |а создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и де­фекты» [18].

Среди основных препятствий, стоящих на пути развития критического мышления, Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон выделяют опасение быть тишком агрессивным, переоценку собственных идей. Последнее препятс­твие связано с тем положением, что «когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои Оригинальные идеи от постороннего влияния» [18].

Таким образом, в современной ситуации понятие «критическое мыш­ление» расширяется, трансформируется, рассматривается в контексте об­рей критической грамотности и медиакомпетентности человека.


Литература

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный
подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и
ППРО,2005.

2. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы
для школьного образования XXI века. Н. Новгород: Арабеск, 2001.

3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог:
Изд-во Кучма, 2004.

  1. Белозерцев Е.П., Черных А.А. Информационно-коммуникационные технологии. М.: Наука, 2007.

  2. Данилюк В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2004.

  3. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Астрель; ACT, Ш003.

  4. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толе­рантности. М.: Академический проект, 2004.

  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышле­ния на уроке. М.: Просвещение, 2004.

Инновации в образовании. 2009. №3 15

9. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении.
2000 //http://zhurnal.lib.rU/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml

  1. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов пе­дагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

  2. Маклаков А.Г. Медиакоммуникации. М.: Логос, 2005.

  3. Стил Дж., Мередит К., Темпд Ч., Уолтер С. Популяризация крити­ческого мышления: Пособие. М., 1997.

13. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М„ 2004.
14 . Махмутов М.И.

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. М.: Арена, 1994.

  2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. 616 с.

  3. Браус Д.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу. СПб.: NAAEE, 1994.

  4. Линдсей Г., Халл КС, Томпсон Р.Ф. [www.tsure.ru/University/ Faculties/Fib/PiBG/creative.html]

19. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

20. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост.
О.Варшавер. М.: ЦГЛ, 2005.

21. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2004.

22. Сидоркин М.И Медиаобразование в контексте формирования ин­формационной культуры личности // Человек в системе коммуникации. И. Новгород; Изд-во Нижегородского гос. лингвист, ун-та, 2006.

23. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

16

Инновации в образовании. 2009. № 3

  1. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 5.

  2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006.

  3. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И.А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005.

  4. Сериков И.В. От медиапроектов - к системе медиаобразования // Медиаобразование. 2007. № 2.

  5. Гура В.В. Информационная компетентность социального педа­гога как составляющая профессиональной подготовки // Развитие лич-

ности в образовательных системах Южно-российского региона. Ч. III. Ростов, 2006.

  1. Змановская Н.В.

  2. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР 1990.

  3. Короченский А.П. . Важный вклад в медиапедагогику // Медиаобразование. 2005. № 1.

  4. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образова­тельных сетях рунет. www.ioso.ru/distant/library/publication/infobez.htm].

  5. Чечель И. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М: Аспект-пресс, 2005.

  6. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999.



17




Похожие:

Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconОпубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А. В
Федоров А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании....
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconТехнология критического мышления в правовом образовании
Но научить учиться можно лишь в том слу­чае, если решение данной задачи приравнивается к другой – за­даче формирования мышления
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconПлан работы проблемной группы «Разработка урока в технологии развития критического мышления» на 2012-2013 учебный год
Цель: повышение компетенции педагогов в освоении технологии развития критического мышления
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconПоложение о районном Фестивале педагогического мастерства «Мои инновации в образовании»
Фестиваль «Мои инновации в образовании» проводится управлением образования администрации Саянского района с целью привлечения педагогов...
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconРазвитие Критического Мышления через Чтение и Письмо
Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит Критика изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconОпубликовано в сборнике
Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогических вузов в медиаобразовательном процессе//PR, бизнес, сми: партнерство...
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconХлызова Н. Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов лингвистического университета в контексте медиаобразования // Молодежный научный поиск / Отв ред.
Хлызова Н. Ю. Организация научно-исследовательской работы студентов лингвистического университета в контексте медиаобразования //...
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconИ. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования
Челышева И. В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной...
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconУрока : «А счастье было так возможно…» ( по творчеству М. Ю. Лермонтова. С использованием технологии критического мышления.) Цели урока : Приобретение позитивного опыта
Тема урока: «А счастье было так возможно…» ( по творчеству М. Ю. Лермонтова. С использованием технологии критического мышления.)
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р iconИнновации в медиаобразовании
Гудилина С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы гэп «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов