Медиаобразование в формировании современной образовательной среды icon

Медиаобразование в формировании современной образовательной среды



НазваниеМедиаобразование в формировании современной образовательной среды
Дата конвертации22.09.2012
Размер104.58 Kb.
ТипДокументы

Бондаренко Е.А. Медиаобразование в формировании современной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С.51-57.


МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е.А. Бондаренко

Институт содержания и методов обучения

Практика современного российского образования обозначила главные проблемные зоны периода перехода к информационному обществу. Для столичного образования эти проблемы еще более значимы, поскольку ситуация мегаполиса, столицы, информационного центра оказывает прямое влияние на процесс обучения и воспитания. Основные «болевые точки» процесса перехода к информационному обществу - адаптация подрастающего поколения к современной социокультурной среде, формирование толерантности мышления, необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир.

Реформа процесса образования, нацеленного прежде всего на формирование нового типа культуры, а не на получение знаний, - процесс долгий и неоднозначный. Анализируя предварительные итоги того, что происходит с современным образованием, отметим, что наиболее динамичным фактором является трансформация современной образовательной среды. Р1менно поэтому в качестве основных целей развития современного образовательного учреждения следует рассматривать:

  • организацию образовательной среды нового типа на принципах целостности и многоуровневого социального партнерства,

  • создание динамичной модели современного образовательного учреждения на принципе саморазвития,

  • формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя,

  • самореализацию и самоопределение личности учащихся,

  • создание условий для повышения эффективности образования и воспитания обучающихся.

Современность предъявляет новые требования к процессу образования. Это настоятельно требует поиска перспективных путей формирования образовательной среды нового типа. Необходима единая стратегия развития образования, объединяющая в себе все необходимые направления преобразований. Следует отметить, что ведущий принцип формирования интерактивной медиасреды образовательного учреждения - целостность процесса, единство образовательных и воспитательных аспектов (возвращение


50

51

на новом этапе к тому, что было одним из лучших качеств советского образования).


Одна из первоочередных задач - работа над совершенствованием материально-технической базы образования. В настоящее время изменение общей информационной среды предъявляет новые требования не только к ученику, но и к учителю. Поэтому медиаобразование избрано в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, выявить способы разработки гуманистической модели образования на новом этапе развития общества и проверки ее эффективности.

Однако реализация медиаобразовательных технологий сама по себе предъявляет повышенные требования к оснащению учебно-воспитательного процесса, к системности развития учебно-материальной базы образовательного учреждения. Многие школы и центры образования сегодня имеют минитипографии, видеокамеры и монтажные центры, хотя процент образовательных учреждений, активно использующих эти технологии в работе с учащимися, остается крайне низким (не более 5-7%).

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения основных направлений целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также эффективное использование современного программно-методического обеспечения. Выстраивая учебно-воспитательный процесс, необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу образования, создавать новое информационно-коммуникативное пространство для учителя и ученика, но и специально готовить учителя к интенсивной работе с новыми информационно-коммуникативными технологиями, в том числе с активным использованием материалов средств массовой информации в учено-воспитательном процессе. Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды, разработки и апробации модели образовательной среды нового типа на принципах целостности и саморазвития, где основными задачами становятся.

  • Совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;

  • Создание на базе образовательного учреждения медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;

  • Создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды образовательного учреждения;

  • Формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.

В качестве способов реализации данных задач были предложены:


  • создание новой информационно-коммуникативной среды обучения;

  • формирование системы ресурсного обеспечения учебного процесса:




  • совершенствование учебно-материальной базы,

  • создание учебных баз данных, медиатеки,

  • активный обмен методическим опытом;




  • создание системы медиаобразования учителя и учащихся;

  • уточнение содержания и методики учебного процесса в условиях многопрофильного учебного учреждения;

  • разработка системы взаимодополняющих предметных программ базового и дополнительного образования, элективных и профильных курсов;

  • разработка моделей профильного обучения (гуманитарный цикл, экономика, естественнонаучный цикл);

  • активизация системы взаимодействия базового, элективного, профильного образования, проектной деятельности;

  • поиск новых моделей оценивания учебных достижений и качества образования;

  • создание непосредственно в образовательном учреждении системы повышения квалификации, основанной на тесном сотрудничестве с институтами повышения квалификации и работниками творческих ассоциаций, профессиональных союзов и т.п.;

  • формирование годового цикла мероприятий, реализующих намеченную систему педагогической и учебно-воспитательной деятельности;

  • самореализация и самоопределение учащихся в молодежном медиапространстве округа, города, страны (в том числе самоопределение в виртуальном информационном пространстве - Интернет).

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция - все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» — телевизионной рекламы, СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.

Именно с этой целью предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред - с тем, чтобы они «изнутри» познакомились


52

53

с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая - это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися. Именно это и происходит на базе школьного телецентра.

В рамках педагогического эксперимента, реализуемого в лицее № 1548 и Центре Образования № 1311, базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация телевизионных проектов, в.т.ч. и формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты, размещаемые в Интернете и предлагаемые к участию в системе конкурсов и конференций, реализующих потенциал; развития информационной медиасреды.

Обозначим непосредственные цели функционирования школьных СМИ (в т.ч. и школьного телевидения):

  • активизация предметного обучения;

  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде:

  • освоение медиакультуры педагогами; формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на сознание) у взрослых и подростков;

  • создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками.

  • Выполнению этих целей соответстуют следующие задачи:

  • умение адаптироваться в медиасреде;

  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов (телевизионных и мультимедийных проектов);

  • формирование критического мышления, умения анализировать медиатексты;

  • формирование критической компетенции (в том числе осознание последствий воздействия сообщений СМИ на психику и мировоззрение). Исходя из имеющегося опыта работы и ориентируясь на постоянно

возрастающую актуальность проблемы формирования активной гражданской позиции молодежи в рамках президентских программ патриотического воспитания, в качестве ежегодных мероприятий можно предложить следующие:

• проведение просмотров, киноклубов, фестивалей телепередач и
мультимедийных творческих проектов с последующим обсуждением
мировоззренческих аспектов представляемой медиапродукции;


  • самоопределение детей и подростков через формирование критического мышления, обращение к общественным и историческим проблемам, к авторским профессиональным работам;

  • создание практических проектов авторского телевидения, непосредственное включение детей и подростков в процесс создания разноформатных проектов молодежного кино и телевидения, научиться выражению своего отношения к различным процессам и явлениям посредством создания медиасообщений.

Достижение намеченных направлений формирования медиасреды образовательного учреждения, в свою очередь, реализуется через следующие цели:

• Разработка и создание в образовательном учреждении модели
молодежного медиапространства;

• Реализация принципа многоуровневого социального партнерства.
Конкретизация этих целей осуществлялась через следующие задачи:

  • Разработка концептуальных оснований и формата проекта (отдельных школьных СМИ, или их комплекса на основе печатного издания или школьного телецентра);

  • Создание условий для многоуровневого социального партнерства;

  • Создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков;

  • Формирование осознанного отношения к воздействию СМИ через овладение аудиовизуальными формами и работу с высокими образцами киноискусства;

  • Создание собственных фильмов и телепередач, организация коллективной работы с ними.

Все, что сделано за последние годы, соответствовало идеям массового, вариативного образования. В новых условия особое внимание уделяется возможностям индивидуализации, дифференциации обучения.

На данном этапе развития системы образования динамика изменений информационной образовательной среды предполагает следующие выводы:

  1. В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.

  2. Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели обеспечивается использованием образовательных медиатехнологии, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные и психолого-педагогические особенности.

  3. Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент), а с другой - на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности,


54

55

способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (метапредметный компонент).

4. Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников, учителей и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются: соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.

Литература

  1. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.: Мысль, 2005.

  2. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред. - сост. Савенкова Л.Г. - М.: Изд. дом РАО, 2003.

  3. Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

  4. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

  5. Энгельмейер П.К. Теория творчества/ с предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э.Маха. Изд.2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007.




Похожие:

Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconУченическое научное общество как важнейший элемент открытой образовательной среды лицея
Целью данного курса является создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconИсследовательская деятельность как педагогическая технология Логинова Людмила Геннадьевна учитель биологии моу «сош №99 с углубленным изучением отдельных предметов»
Развитие современной системы непрерывного образования характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconАнализ работы по икт за 2009 2010 учебный год
Концепции модернизации российского образования, республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной среды», а также...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconМедиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире
Онкович Г. В. Медиапедагогика и медиаобразование: распространение в мире // Дивослово,2007. № С. 2–4 ( на украинском языке)
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconПрограмма информатизации
Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы москва, 2001 г
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconЗакон РФ «Об образовании»
Постановление Правительства Российской федерации от 28 августа 2001г. №630 о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconПоложение о проведении всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению эор в образовательном процессе «Формула будущего 2011»
Определяющая роль в формировании современной информационной культуры будущего высококлассного специалиста принадлежит педагогам,...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconОтчета: «Объединенная школа»
«Организация эффективной образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий». Критериями эффективности...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconМинистерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики беларусь государственное учреждение «республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды»
Обзор предназначен для государственных и общественных организаций, заинтересованных в получении и использовании информации о состоянии...
Медиаобразование в формировании современной образовательной среды iconПубличный отчет моу сош №12 за 1 полугодие 2008-2009 учебного года Цель работы
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей развитию индивидуальных особенностей каждого ребёнка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов