Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. icon

Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н.



НазваниеГотовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н.
Дата конвертации22.09.2012
Размер99.51 Kb.
ТипДокументы

ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ (2005)


Гендина Н.И., Стародубова Г.А.


Гендина Н.И., Стародубова Г.А. Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры (2005).


Обосновывается возрастание роли школьного библиотекаря в формировании информационной культуры личности. Приводятся результаты научно- исследовательской, экспериментальной, методической деятельности научно-исследовательского института информационных технологии социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств по формированию готовности школьных библиотекарей и учителей к реализации информационного всеобуча.


Вступление в XXI век характеризуется не только возрастающей ролью информации, стремительным развитием информационных технологий, но и особым значением знаний и образования в становлении информационного общества. На смену парадигмы «поддерживающего» или «просветительского» образования пришла инновационная парадигма образования, важнейшей составляющей которой стала идея «образование в течение всей жизни» или непрерывное образование. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться; добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.

Модернизация образования обусловливает пересмотр традиционно сложившихся направлений деятельности школьных библиотек. Реализация основных функций (образовательной, информационной, культурной, досуговой и т.д.) школьной библиотеки сегодня связана не только с расширением ассортимента информационных продуктов и услуг, но и, в первую очередь, с результативностью деятельности по формированию информационной культуры личности.

Существенно изменяются традиционные представления о содержании и организации деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения по обучению читателей навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, интеграции комплекса знаний умений и навыков работы с книгой и информацией. Для образовательных учреждений и для школьных библиотек важное значение приобретает организация информационного образования. При этом формирование информационной культуры, как в образовательном учреждении, так и в библиотеке должно быть специально организованным целенаправленным процессом, предполагающим обучение различных категорий пользователей специальным информационным знаниям, умениям.
Переход от декларативного обоснования важности и необходимости деятельности по формированию информационной культуры личности к реальным практическим результатам требует, на наш взгляд, решения следующих тесно взаимосвязанных проблем:

  • подготовка квалифицированных кадров, способных обеспечить обучение основам информационной культуры как на базе образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений;

  • изучение роли и возможности школьной библиотеки и школьного библиотекаря в повышении уровня информационной культуры учащихся и педагогов.

Исследования по данным направлениям велись библиотечным факультетом Кемеровского государственного университета культуры и искусств, начиная с 80-х годов ХХ в. В 2000 г. в структуре университета был создано специальное научное подразделение – научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС), действующий в рамках международной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В НИИ ИТ СС функционирует лаборатория формирования информационной культуры, деятельность которой связана с реализацией такого раздела Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», как «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации».

Ученые и сотрудники научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кузбасса (НИИ ИТ СС) исходят из того, что рост уровня информационной культуры личности может быть достигнут лишь в том случае, если общеобразовательные школы обеспечат систематическую подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, сформируют необходимые для этого информационные знания и умения. Но достижение этой цели невозможно, если этими знаниями и умениями, методикой формирования информационной культуры личности не владеет сам учитель. Целенаправленная подготовка таких специалистов в Кузбассе осуществляется следующим образом:

  • подготовка учителя основ информационной культуры на базе среднего педагогического образования в Беловском педагогическом колледже;

  • подготовка специалистов на основе специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография» в рамках специализации «Технология формирования информационной культуры личности» на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Существенный вклад в повышение уровня информационной культуры учительства Кузбасса вносит совместная деятельность НИИ ИТ СС с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО). На его базе пропагандируется и распространяется концепция формирования информационной культуры личности, ведется широкомасштабная информационно-просветительская работа. Так, в 1999 г. были впервые организованы и проведены курсы повышения квалификации в сфере формирования информационной культуры для преподавателей педагогических колледжей. В ходе проведения курсов (общий объем – 80 часов) ведущие специалисты лаборатории формирования информационно культуры личности НИИ ИТ СС сформировали мотивацию слушателей курсов и обеспечили овладение ими необходимыми информационными знаниями и умениями. Этот опыт положил начало регулярному проведению курсов по основам информационной культуры для учителей общеобразовательных школ, методистов, программистов отделов образования.

Самостоятельное направление в деятельности НИИ ИТ СС представляет работа со школьными библиотекарями с целью повышения их профессиональной компетентности в области формирования информационной культуры личности. Проведенный нами анализ имеющегося опыта работы школьных библиотек Кузбасса по формированию информационной культуры учащихся показал, что арсенал форм и методов работы современного школьного библиотекаря по пропаганде информационных знаний и умений достаточно разнообразен: библиотечные уроки и игры, беседы и консультации, практические занятия и семинары, информины и конкурсы, экскурсии и лекции, литературные путешествия и аукционы и др. Однако библиотекари-практики отмечают, что они не удовлетворены эффективностью этой работы. Причины неудовлетворенности коренятся в отсутствии специальных психолого-педагогических знаний, слабом владении методиками обучения основам информационной культуры. Особую проблему представляет слабое знание школьных библиотекарей новых информационных технологий как важнейшего компонента информационной культуры современного человека. Вместе с тем, критически оценивая собственную профессиональную компетентность в области формирования информационной культуры, библиотекари хорошо осознают социальную значимость этого направления деятельности школьной библиотеки, ощущают острую потребность в специальных знаниях и умениях по технологии формирования информационной культуры личности.

Таким образом, готовность школьного библиотекаря к формированию информационной культуры личности определяется, на наш взгляд, такими факторами, как осознание социальной значимости деятельности по повышению информационной культуры учащейся молодежи и наличие устойчивой мотивации к развертыванию информационного всеобуча; освоение всех компонентов, определяющих в полном объеме уровень информационной культуры человека информационного общества; овладение всем комплексом форм и методов обучения основам информационной культуры с учетом возрастных особенностей обучаемых.

Рассматривая школьную библиотеку как важнейшее звено в системе формирования информационной культуры юных граждан, сотрудники НИИ ИТ СС разработали специализированную образовательную программу, рассчитанную на школьных библиотекарей. Ее главная цель– подготовка библиотекаря-практика к более результативной деятельности по формированию у школьников уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Среди задач курса необходимо отметить следующие:

  • обосновать социальную значимость данного направления работы школьного библиотекаря;

  • раскрыть многообразие форм и методов работы по формированию информационной культуры личности в школьной библиотеке,

  • показать дифференциацию форм и методов работы в зависимости от целей и задач обучения основам информационной культуры и категории обучаемых;

  • дать представление о новых педагогических технологиях и возможностях их использования в процессе формирования информационной культуры школьников.

В результате освоения курса слушатели получают представление о содержании и объеме понятия «информационная культура школьника», новой парадигме информационной подготовки пользователей информации, о современных методах обучения. Значительное место в курсе занимают темы «Диагностика уровня информационной культуры школьников» и «Технология подготовки и проведения специального занятия». Все практические занятия ориентированы на освоение дидактических принципов и конкретных методов обучения разных групп пользователей, на формирование практических умений и навыков, необходимых для проведения занятий по обучению основам информационной культуры. Особое внимание уделяется освоению технологии подготовки и проведения различных форм проведения библиотечных занятий (интегрированный урок, урок – диспут, групповая консультация, деловая игра и т.д.).

Активное использование в учебном процессе различных форм (лекции-диалоги, лекции-обозрения, обучающие практические занятия, семинары-дискуссии, семинары-практикумы, консультации) обучения способствует не только продуктивности освоения теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих способностей слушателей. Особая роль отводится выполнению и публичной защите курсовой работы, тематика которых затрагивает различные аспекты решения проблемы формирования информационной культуры личности. Например, «Тесты как средство диагностики уровня информационной культуры», «Программно-методическое обеспечение процесса обучения основам информационной культуры», «Методика формирования информационной культуры конкретных групп пользователей (младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки и т.д.)», «Активные методы формирования информационной культуры», «Игровые методы формирования информационной культуры конкретных групп пользователей (младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки и т.д.)», «Наглядные средства обучения основам информационной культуры», «Взаимодействие школы и детской библиотеки в формировании информационной культуры учащихся» и т.д.

В целях установления «обратной связи» и оценки результативности проведенных курсов повышения квалификации школьных библиотекарей в области формирования информационной культуры используются такие приемы, как анкетирование, проведение «круглых столов» и дискуссий. Результаты анализа данных анкетного опроса слушателей курсов, замечаний и суждений, высказанных в ходе итогового заседания «круглого стола», позволяют сделать следующие выводы. Прежде всего, происходит усиление мотивации школьных библиотекарей в необходимости проведения информационного всеобуча. Принципиально важным при этом является осознание слушателями необходимости решения проблемы на качественно ином уровне (с точки зрения содержания и организации обучения): необходимости перехода от имеющей место хаотичной пропаганды, популяризации информационных знаний к систематизированному целенаправленному обучению школьников и учителей. По окончании курсов у слушателей формируется устойчивая мотивация необходимости активного участия школьной библиотеки и школьного библиотекаря в формировании информационной культуры не только учащихся, но и педагогов.

Разработанная в лаборатории формирования информационной культуры НИИ ИТ СС специализированная образовательная программа, рассчитанная на школьных библиотекарей, прошла апробацию в различных формах. Так, начиная с 2000 г. регулярно проводятся специализированные курсы повышения квалификации для библиотекарей школьных библиотек Кемеровской области. При этом применяются различные формы организации обучения слушателей: стационарный вариант (г.Кемерово, на базе КРИПКиПРО), выездные очно-заочные курсы в отдельных районах Кемеровской области (Яшкинский, Гурьевский, Тяжинский, Крапивинский, Промышленовский, Ленинск-Кузнецкий районы).

Значительный интерес к разработанной нами образовательной программе проявляют не только школьные библиотекари Кузбасса, но и других регионов: Омск, Красноярск, Томск, Челябинск. Так например, по заказу центра информационных технологий управления образования Администрации Новосибирской области в 2004 г. был проведен обучающий семинар «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки», в котором приняли участи не только школьные библиотекари г. Новосибирска и Новосибирской области, но и свыше 20 директоров и зам.директоров общеобразовательных учреждений. Результаты развернутой сотрудниками НИИ ИТ СС работы в области формирования информационной культуры личности на базе общеобразовательных и библиотечных учреждений получили отражение при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования РФ», на заседании коллегии Министерства образования России 10.02.04 г. Подлинной трибуной для обсуждения на общероссийском уровне проблем формирования информационной культуры в условиях библиотек общеобразовательных учреждений стал журнал «Школьная библиотека», где сотрудниками НИИ ИТ СС ведется рубрика «Информационная культура».

Обобщая накопленный в НИИ ИТ СС опыт работы со школьными библиотекарями и учительством по формированию знаний и умений формирования информационной культуры личности, отметим, что результативность этой социально значимой работы зависит от следующих факторов:

  • наличия целостной концепции формирования информационной культуры личности, включающей определение объема и содержания понятия «информационная культура личности», выявления критериев информационной культуры конкретных возрастных групп обучающихся, обоснования общеметодологических принципов и условий организации информационного образования;

  • разработки учебного курса «Основы информационной культуры личности» как базы информационного образования;

  • подготовки кадров, способных внедрить в практику работы общеобразовательных и библиотечных учреждений курс «Основы информационной культуры личности»;

  • определения механизма участия школьных библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной подготовки подрастающего поколения.







Похожие:

Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconИнформационная культура личности или информационная грамотность: российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского
Российский и международный форматы обсуждения проблемы (результаты исследований научно-исследовательского института информационных...
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconА. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика»
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconДокумент. Лекция в рамках курса "Основы религиозной культуры" доцента кафедры социальной работы Института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета С. Ю. Шестаковой

Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Готовность школьного библиотекаря к деятельности по формированию информационной культуры: реализация концепции научно исследовательского института информационных технологий социальной сферы кемеровского государственного университета культуры и искусств (2005) Гендина Н. iconУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов