Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) icon

Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)



НазваниеОбразование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Дата конвертации22.09.2012
Размер147.98 Kb.
ТипДокументы

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


Гендина Н.И.


Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004).


Рассматриваются особенности новой парадигмы образования, вызванной к жизни вхождением человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний. Раскрывается причинно-следственная связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. Формулируются общегосударственные проблемы организации информационного образования. Предлагается концепция формирования информационная культура личности. Приводятся результаты ее реализации в рамках деятельности Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств.


^ От информационного общества - к обществу знания: позиция ЮНЕСКО. Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий  - все эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и индустриальной) стадии развития, получившей название «информационное общество». Однако не успели сформулированные в конце 60-х – начале 70-х годов 20-го столетия социологами, философами (Д.Белл, А.Тоффлер, М. Маклюэн, Е.Масуда и др.) идеи информационного общества получить однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции информационного общества. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции обществ знания, а не мирового информационного общества (1). Она основана на учете все возрастающей из­менчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития».

Наиболее четко позиция ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний представлена в интервью заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем кон­цепция «общества знаний» отличается от концепции «информацион­ного общества» и почему в мире, где 80 % людей не имеют доступа к базовым структурам телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний.
По моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие «общество знаний» охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки зрения, концепция «общество знаний» предпочти­тельнее концепции «информационное общество», поскольку она луч­ше отражает сложность и динамизм происходящих изменений» (2, с.23-24).

К числу наиболее существенных черт, характеризующих информационное общество, эволюционирующее в общество знаний, можно отнести следующие:

- информация и знания - главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;

- глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий - основа новой экономики, экономики знаний;

- новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизни;

- цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

- непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

- судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

^ Общество знаний и новая парадигма образования. Глобальные кризисы (экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противо­речий (нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже ХХ и ХХ1 веков выявили фундаментальную зависи­мость человеческой цивилизации от тех спо­собностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В начале 70-х годов преодо­ление образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на уровень глобаль­ных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится изменчивость, ускоряющийся темп.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма - это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».

Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

- смещение основного акцента с усвоения значительных
объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

- дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

«Информационная составляющая» новой парадигмы образования. Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность подхода, тем не менее, попытаемся установить причинно-следственную связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. В частности, с этой целью сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков (рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов; старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние
информации) с необходимостью изменений в сфере современного образования.


Закономерности развития информационных потоков и система образования

Рост объема потоков научных знаний

Проблемы

Следствия

Проблема отбора необходимой для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов.

Изменение роли преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний.

Необходимость преобразования значительного объема новой научной информации в учебную

Проблема экстенсивного расширения содержания образования и возрастание нагрузки учащихся.

Необходимость динамичного «встраивания» новой научной информации в систему учебного знания.

Проблема увеличения сроков обучения.


Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных.


Проблема интенсификации образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам.

Необходимость дополнения подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным подходом.

Старение информации

Проблема постоянного обновления знаний

Необходимость смены парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни».

Необходимость вооружения обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном самообразования.

Проблема потери актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний.

Необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.

Актуализация информации

Проблема возрастания ценностных свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному использованию публикаций прошлых лет. Происходит в связи с переоценкой обществом концепций, идей, методов, способов производства

Необходимость фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки.

Концентрация и рассеяние информации

Проблема полноты поиска информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах.

Необходимость осознания роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования.

Проблема отражения одного и того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной, графической, образной и др. формах.

Необходимость визуализации учебного знания; введения новых учебных дисциплин интегративного характера.

Проблема согласованности и достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет).

Возрастание функции эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность информации в различных источниках; формирование критического мышления обучаемых.

^ Информационная культура личности как условие успешной адаптации человека к жизни в информационном обществе, эволюционирующем в общество знаний. В новой парадигме образования значительное место занимает информационная составляющая», имеющая принципиально важное значение как для тех кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач: обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности. Предлагаемая нами концепция нашла отражение в ( 3, с.32-39), ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия «информационная культура личности» и принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной культуры личности».

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.

Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:

  1. Формиро­вание информационного мировоззрения личности;

  2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности; овладение информационной компетентностью.

Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной реализовать конститу­ционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физи­ческого, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответ­ственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.

^ Проблемы формирования информационной культуры личности на общегосударственном уровне. Если рассматривать формирование информационной культуры личности как целостный, специально организованный процесс, то его реализация требует решения, как минимум, следующих проблем:

1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;

2) разработки комплекса учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;

3) использования распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры;

4) организации специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей - должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.

^ Результаты реализации концепции формирования информационной культуры личности. Постановка проблем формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», удалось получить следующие практические результаты:

1.Внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности».

2.Разработать учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности» обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу получили отражение в выдержавшей уже два издания книге (3).

3.Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) был осуществлен выпуск особых специалистов - учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее был положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.

4. Обеспечить повышение квалификации работников библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формировании информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.

5. Осуществлять широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 2001-2005 гг. проведено 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art.kemerovonet.ru, имеющем как русскую, так и англоязычную версии.

В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей «обратной связи» с образовательными учреждениями и библиотеками.


Литература

  1. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. - С.82-84.

  2. На пути к обществам знаний: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-ном А.В. Ханом // Наука в информационном обществе: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. - С.22-26.

  3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.










Похожие:

Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconИнформационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001) Гендина Н. И. Гендина Н.
Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001)
Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004) iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов