Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) icon

Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)



НазваниеФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
Дата конвертации22.09.2012
Размер210.73 Kb.
ТипДокументы

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

ИДЕИ И РЕШЕНИЯ


Гендина Н.И.


Гендина Н.И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)


Ученикам и коллегам С.А. Сбитнева хорошо известна его лю­бовь к парадоксам и метафорам. Он любил озадачить собеседника примерно таким монологом: «Вот вы наверняка знаете о существо­вании огромного количества брошюр типа «Самоучитель игры (на баяне, на гитаре и т.п.)» или книжек, раскрывающих секреты того, как самому что-либо построить, сконструировать, научиться вязать, плести и т.д. Но никто еще не написал книжку о том, как самому быстро найти необходимую информацию, извлечь из нее знания для решения своих собственных информационных задач». И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной культуры личности.

Объясняя причины отсутствия толковых «информационных самоучителей», просто и ясно объясняющих читателю, как правиль­но сформулировать свой информационный запрос, как обратиться к библиотечной или информационной системе, чтобы она поняла вас и выдала необходимую вам информацию, он всегда на ярких приме­рах показывал необычайную сложность выражения потребности в информации словами естественного языка, которому присущи сино­нимичность и многозначность. Он пояснял, что на пути к желанной информации потребителя подстерегает несколько терминологичес­ких барьеров: между терминами, которыми пользуется автор доку­мента, терминами, которыми смысл этого документа выразил библиотекарь-индексатор, и терминами, которые привычны самому пользователю. Вот почему очень часто читатель уходит из библиоте­ки неудовлетворенный, ибо на его просьбу, например, о книге про бегемотов не выдали книжку про гиппопотамов, хотя речь идет об одних и тех же животных.

Осознавая всю сложность проблемы, С.А. Сбитнев подчерки­вал, что мало научить потребителя, читателя отыскивать информа­цию, нужно еще научить извлекать ее из найденных источников, на­учить навыкам аналитико-синтетической переработки информации. Он безжалостно «уничтожал» студенческие курсовые работы, пост­роенные на механическом переписывании одного – двух источников литературы, вызывая ужас у вчерашних школьников-отличников, привыкших именно к такой подготовке «рефератов» и «докладов», да и, признаться, не только у них, но и у многих преподавателей, также не владеющих навыками самостоятельного анализа докумен­тов. В начале 1990-х годов под его руководством было выполнено несколько дипломных работ, посвященных изучению состояния ин­формационной культуры различных категорий потребителей инфор­мации: студентов технических вузов, учителей, юристов, медиков, инженеров Западной Сибири.
Вывод из проведенных исследований был достаточно неутешительный: уровень информационной культу­ры учащейся молодежи и специалистов остается достаточно низким, что проявляется в неумении правильно сформулировать свой инфор­мационный запрос, самостоятельно провести поиск источников ин­формации, извлечь из них необходимые сведения, подготовить и ква­лифицированно оформить тот информационный продукт, который требуется в соответствии с решаемыми в ходе учебы или работы за­дачами: курсовую или дипломную работу, текст доклада, обзора, ста­тьи и т.д.

Выход из такой негативной ситуации С.А. Сбитнев видел в ин­формационном всеобуче, организации специального информацион­ного образования. Для того, чтобы реально изменить ситуацию, по­высить уровень массовой информационной культуры в обществе, считал С. А. Сбитнев, необходимо начинать с тех, кто учит, - учите­лей, преподавателей, чей уровень информационной культуры оста­ется достаточно низким. При этом С.А. Сбитнев яростно протесто­вал против «усеченного» подхода к формированию информационной культуры личности за счет введения курса типа «Основы библиотечно-библиографических знаний», содержание которого, как правило, носило идеологизированный характер, ограничивалось освещением роли книги и библиотеки в жизни человечества, характеристикой справочно-библиографического аппарата библиотеки. За рамками этого курса чаще всего оставался сам потребитель информации с его реальными нуждами и потребностями, ждущий ответов на животре­пещущие вопросы, связанные с его учебой или работой, и получаю­щий взамен этого декларации о необходимости любить книгу и све­дения о том, как устроена библиотека и какие самоотверженные люди в ней трудятся.

Цель данной статьи - показать, как на факультете информаци­онных технологий Кемеровской государственной академии культу­ры и искусств удалось реализовать заложенный С. А. Сбитневым под­ход к формированию информационной культуры личности.

В ходе многолетней научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение информационной культуры, на факульте­те информационных технологий нашей академии было осуществле­но проведение комплекса научных исследований:

1. «Анализ уровня информационной культуры различных кате­горий потребителей информации». На инициативной основе в пе­риод с 1989-го по 1993 гг. было проведено изучение состояния ин­формационной культуры таких категорий потребителей информации Западной Сибири, как студенты., учителя, врачи, юристы, инженер­но-технические работники. В ходе исследования выявлен недоста­точно высокий уровень информационной культуры всех этих катего­рий потребителей информации, что негативно сказывается на продуктивности их учебной и профессиональной деятельности.

2. «Формирование информационной культуры в системе непре­рывного образования». Данное исследование выполнялось в 1994-1995 гг. по заказу Департамента образования и науки администрации Кемеровской области. На основе анализа мирового документально­го потока был изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности. Выяснилось, что в отечественной практике пре­обладает монодисциплинарный подход, при котором формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безгра­мотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Имея локальный характер, ни одно из этих направлений не спо­собно решить проблему в целом - формирование информационной культуры личности. Установлено также, что повышение уровня ин­формационной культуры общества серьезно осложняется из-за отсутствия специально подготовленных педагогических и информаци­онно-библиотечных кадров и необходимой учебно-методической литературы.

3. «Изучение информационной культуры юношества на основе анализа потока информационных запросов». В период с 1996-го по 1997 гг. на базе Кемеровской областной юношеской библиотеки был изучен поток информационных запросов, поступивших от старшек­лассников, студентов колледжей, техникумов и вузов г. Кемерово. В результате анализа установлен недостаточно высокий уровень инфор­мационной культуры учащихся, что проявляется в некорректной фор­мулировке информационных запросов: либо чрезмерно широкой, на уровне целой отрасли или раздела знания, либо неоправданно узкой. На практике, в ходе информационного поиска такие запросы требу­ют обязательного уточнения. Поскольку все анализируемые запросы связаны исключительно с учебной деятельностью (подготовкой ре­фератов, написанием курсовых и дипломных работ и т.п.), то, по су­ществу, формулировка запросов делается не учащимися, а препода­вателями. Преподаватели же, как свидетельствуют результаты анализа, слабо представляют себе объем и структуру реальных документаль­ных потоков, не связывают необходимость точности формулировки запроса с особенностями поиска документов в информационно-биб­лиотечных системах. Таким образом, исследование косвенным об­разом выявило низкий уровень информационной культуры учителей школ и преподавателей средних и высших учебных заведений.

4. «Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной культуры в учебных заведениях региона». Эта науч­но-исследовательская работа была проведена в 1997 -1999 гг. в рамках программы «Кузбасс» Кузбасского научно-образовательного комплек­са. Установлено, что формирование информационной культуры лично­сти неразрывно связано с деятельностью образовательных учреждений, причем информационная культура одинаково важна как для учащих, так и для учащихся, а все основные характеристики образования, вклю­чая его динамику, существенно зависят от информационной культуры. Наряду с образовательными учреждениями формированием информа­ционной культуры личности традиционно занимаются и библиотеки. Однако в силу ведомственного подхода, разрозненности усилий, отсут­ствия целенаправленно организованного процесса информационного обучения уровень информационной культуры общества продолжает оставаться неоправданно низким.

5. «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности». В 1998-1999 гг. на инициативной основе был выявлен и оценен состав обще­учебных знаний и умений, формируемых учебными дисциплинами общеобразовательных учреждений, способствующих становлению информационной культуры школьников; вскрыты причины, препят­ствующие достижению требуемого уровня знаний и умений выпуск­ников общеобразовательных учебных заведений в области информа­ционной культуры; определены пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности об­щеобразовательных учреждений.

Результатами проведенного комплекса исследований явились:

* разработка концепции формирования информационной куль­туры в образовательных учреждениях региона. Суть концепции сво­дится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организа­ции специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Предлага­ется внедрить во все звенья системы непрерывного образования курс «Основы информационной культуры», отвечающий следующим тре­бованиям: содержание курса должно носить интегративный харак­тер; цели и задачи, структура и содержание курса - должны быть четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение должно иметь деятельностно-ориентированную, практичес­кую направленность и строиться на активном использовании новых информационных технологий; преподаватели, обеспечивающие про­ведение занятий, должны иметь соответствующую профессиональ­ную подготовку и располагать необходимыми учебно-методически­ми средствами;

* создание модели формирования информационной культуры в образовательных учреждениях региона. Разработаны четыре модели формирования информационной культуры, дифференцированных в зависимости от категории обучаемых: для учащихся старших клас­сов общеобразовательных школ; для учителей; для студентов гума­нитарных вузов; для аспирантов и соискателей гуманитарных вузов. Модели реализованы в виде комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры»;

* разработка комплекса учебно-программных и учебно-мето­дических документов, обеспечивающих продуктивность деятельно­сти но формированию информационной культуры личности;

* внедрение в учебный процесс образовательных учреждений Кузбасса курса «Основы информационной культуры». Курс прошел апробацию и внедрен в учебный процесс Кемеровской государствен­ной академии культуры и искусств; Кемеровского педколледжа № 1, Ведовского и Ленинск-Кузнецкого педколледжей; губернаторской женской гимназии; учебно-производственного центра «Школьник»; кемеровских общеобразовательных школ № 33, 34, 48, 92, 93; худо­жественно-эстетической гимназии № 25 г. Кемерово; межшкольных специализированных классов, объединяющих учащихся г. Кемеро­во; школ поселка Кедровский (№52, 96); художественно-эстетичес­кой гимназии № 32 г. Новокузнецка; художественно-эстетической гимназии № 24 г. Междуреченска. Кроме того, курс «Основы инфор­мационной культуры» нашел активное применение в практике рабо­ты Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПК и ПРО).

Результаты проведенных исследований были изложены в ходе ряда конференций и семинаров, получили освещение в сборнике на­учных статей (1), учебно-методических пособиях (2-3), сборнике методических материалов (4), отдельных публикациях (5-7).

Наличие такого научного задела послужило серьезным основа­нием для открытия в октябре 2000 г. в структуре Кемеровской госу­дарственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Институт был создан по инициа­тиве и при содействии председателя российского комитета програм­мы ЮНЕСКО «Информация для всех», начальника отдела библио­тек Министерства культуры России Е.И. Кузьмина.

На новый гуманитарный исследовательский институт возложе­на весьма важная и ответственная миссия - представлять Кузбасс в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Основной целью программы ЮНЕСКО «Информация для всех» является развитие международного и регионального сотруд­ничества для строительства правового и свободного информацион­ного общества. Деятельность нового научного подразделения нашей академии связана преимущественно с реализацией двух разделов данной программы: второго - «Развитие потенциала человека, навы­ков и умений в век информации» и пятого - «Информационные тех­нологии для образования, науки, культуры и коммуникаций».

Цель работы научно-исследовательского института информа­ционных технологий социальной сферы - создание условий для уве­личения темпов социально-экономического развития региона путем широкого применения новых информационных технологий и повы­шения уровня информационной культуры массового пользователя, обеспечения доступа к культурным ценностям региона, страны, мира.

Достижение этой цели предполагает поиск ответа на весьма непростой вопрос: как обеспечить повышение уровня информаци­онной культуры личности, отдельных категорий потребителей инфор­мации, региона в целом. Решением этой проблемы занимается спе­циальная лаборатория в структуре НИИ ИТ СС — лаборатория формирования информационной культуры личности, которую воз­главляет Г.А. Стародубова, кандидат педагогических наук, доцент. В деятельности этой лаборатории реализуются два тесно взаимосвя­занных направления: 1) разработка технологии формирования инфор­мационной культуры личности на базе образовательных учреждений; 2) разработка технологии формирования информационной культуры личности на базе библиотечно-информационных учреждений.

Выделение именно этих двух направлений обусловлено резуль­татами проведенных нами исследований, направленных на изучение изменения характера взаимодействия образовательных учреждений и библиотек в современном мире. Эти кардинальные изменения выз­ваны становлением информационного общества и реализацией но­вой парадигмы образования, обусловивших и для образовательных учреждений, и для библиотек необходимость организации информа­ционного образования и повышения информационной культуры лич­ности. При этом формирование информационной культуры как в об­разовательном учреждении, так и в библиотеке должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, пред­полагающим проведение обучения различных категорий пользова­телей специальным информационным знаниям и умениям.

Стремясь добиться массового повышения уровня инфор­мационной культуры населения Кузбасса, ученые и сотрудники НИИ ИТ СС исходят из того, что ощутимый рост уровня информа­ционной культуры общества может быть достигнут лишь в том слу­чае, если образовательные учреждения, и прежде всего общеоб­разовательные школы, обеспечат систематическую подготовку подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, сформируют необходимые для этого информационные знания и уме­ния. Но достижение этой цели невозможно, если этими знаниями и умениями, методикой формирования информационной культуры лич­ности не владеет сам учитель, преподаватель.

Вот почему важнейшей задачей НИИ ИТ СС является установление тесных деловых контактов с региональным центром повыше­ния квалификации учителей. Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образова­ния (КРИПК и ПРО) стал подлинной экспериментальной площад­кой, на базе которой НИИ ИТ СС пропагандирует и распространяет концепцию формирования информационной культуры личности. Первые курсы повышения квалификации в сфере информационной культуры учителей Кузбасса были организованы и проведены в 1999 г. именно в этом институте для преподавателей педагогических колледжей. В ходе проведения курсов, общий объем которых соста­вил 80 часов, ведущие специалисты лаборатории формирования ин­формационной культуры личности НИИ ИТ СС сформировали мотивацию слушателей курсов и обеспечили овладение ими необхо­димыми информационными знаниями и умениями. Результатом про­ведения курсов явилось не только повышение уровня информацион­ной культуры конкретных преподавателей, но и последующее внедрение курса «Основы информационной культуры» в учебный процесс таких педагогических колледжей Кемеровской области, как Беловский, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровский педколледж № 1 и др. Особый интерес представляет опыт внедрения результатов на­учных исследований в практику работы Белове кого педагогического колледжа. По заказу этого учебного заведения в НИИ ИТ СС про­фессорами Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой было проведено ис­следование «Научное обоснование подготовки учителя основ инфор­мационной культуры на базе специальности 0314 «Социальная педагогика» (повышенный уровень)». В ходе исследования была изу­чена и доказана потребность общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Кемеровской области в учителях основ информационной куль­туры; разработано теоретическое обоснование подготовки учителя основ информационной культуры на базе среднего специального пе­дагогического образования. Значительное внимание уделялось про­фессиональной переподготовке преподавателей колледжа и созданию учебно-методического обеспечения.

Через систему индивидуальных консультаций и стажировок в НИИ ИТ СС была осуществлена профессиональная подготовка пре­подавателей Ведовского педагогического колледжа в сфере инфор­мационной культуры; разработан научно-методический комплекс, включающий полный пакет документов, регламентирующих подго­товку учителя основ информационной культуры: от учебного плана, учебных программ, программ учебной, производственной и преддипломной практик до тематики курсовых и дипломных работ. Вся эта подготовительная работа и представленные материалы (Учитель ос­нов информационной культуры: теоретическое обоснование и мето­дическое обеспечение подготовки: Отчет по научно-исследовательс­кой работе. - 274 с.) явились основой для получения педагогическим колледжем лицензии на право подготовки учителя основ информа­ционной культуры. В результате впервые в России на базе среднего специального педагогического образования в Ведовском педагогичес­ком колледже приступили к подготовке учителя основ информацион­ной культуры и в 2002 г. осуществили первый выпуск специалистов нового профиля. Опыт совместной работы НИИ ИТ СС и Беловского педагогического колледжа получил отражение в научно-методическом сборнике (8). Помимо проведения курсов для преподавателей педа­гогических колледжей и последовавшей за этим организации курсов для учителей общеобразовательных школ, методистов, программис­тов отделов образования, совместная деятельность КРИПК и ПРО и НИИ ИТ СС связана также с изучением и использованием возмож­ностей школьных библиотек в деле повышения уровня информаци­онной культуры личности. С этой целью под руководством доцента Г.А. Стародубовой проводятся курсы повышения квалификации в сфере информационной культуры для библиотекарей школьных биб­лиотек, причем организация занятий носит как стационарный харак­тер (г. Кемерово, КРИПК и ПРО), так и выездной (Яшкинский и Гурьевский районы Кемеровской области) характер.

Самостоятельное направление деятельности лаборатории ин­формационной культуры НИИ ИТ СС составляет разработка научно-методического обеспечения подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации со специализацией «Технология формирова­ния информационной культуры личности». Подготовка специалис­тов такого профиля ведется на факультете информационных техно­логий нашей академии.

Следует отметить также, что в исследованиях и разработках НИИ ИТ СС Кузбасса активное участие принимают не только препо­даватели, но и аспиранты и соискатели, студенты. К изучению теоре­тико-методических основ обучения основам информационной куль­туры, к экспериментальной работе по апробации новых методик в образовательных учреждениях и библиотеках Кузбасса широко при­влекаются молодые исследователи. Так, например, под научным ру­ководством профессоров Н.И. Гендиной, И.И. Колковой, доцента Г.А. Стародубовой выполняется ряд диссертационных исследований.

Проблематика этих исследований достаточно разнообразна: диагно­стика уровня информационной культуры личности (на основе анали­за состояния информационной культуры преподавателей педагоги­ческих колледжей); проблема преемственности формирования информационной культуры в системе непрерывного образования; формирование информационной культуры пользователей в условиях библиотеки как элемента информационно-образовательной среды; обучение потребителей информации пользованию электронными продуктами и услугами, предоставляемыми современными библио­теками; специфика формирования информационной культуры под­ростков в школьной библиотеке и др.

Примечательно, что авторами этих диссертационных исследо­ваний являются не только молодые преподаватели КемГАКИ, но и библиотекари г. Кемерово, Новокузнецка, преподаватели педагоги­ческих колледжей Кемеровской области, сотрудники КРИПК и ПРО, работники органов управления образовательными учреждениями Кузбасса. Активное участие в исследованиях по информационной куль­туре принимают студенты. Этому во многом способствует создание при лаборатории формирования информационной культуры личнос­ти НИИ ИТ СС студенческого научного центра - Центра информацион­ного всеобуча. В составе центра работают студенты факультета инфор­мационных технологий специальности 052700 «Библиотековедение и библиография», специализации «Технология формирования информа­ционной культуры личности». Основными направлениями научных ис­следований и разработок студентов по профилю деятельности лабора­тории информационных ресурсов и технологий являются: «Особенности формирования информационной культуры отдельных категорий учащих­ся», «Исследование форм и методов формирования информационной культуры в условиях образовательных учреждений и библиотек», «Ди­агностика уровня информационной культуры личности», «Взаимодей­ствие образовательных и информационных учреждений в формирова­нии информационной культуры личности», «Использование новых информационных технологий при формировании информационной культуры личности» и др.

В качестве базы проведения исследований и разработок НИИ ИТ СС выступают разнообразные учреждения социальной сфе­ры Кузбасса: библиотеки, образовательные учреждения, центры по­вышения квалификации и др. При этом география деятельности НИИ ИТ СС не ограничивается областным центром, а распростра­няется на всю территорию Кузбасса, соседние регионы.

Значительное внимание в исследованиях НИИ ИТ СС уделяет­ся разработке теоретических основ формирования информационной культуры личности, уточнению понятийно-терминологического ап­парата и, прежде всего, такого сложного и многозначного понятия, как «информационная культура». Известно, что исследования по ин­формационной культуре проводятся представителями самых различ­ных наук, следствием чего явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократичес­кого) подходов к формированию информационной культуры. Такая ситуация, вероятно, будет сохраняться еще долгое время. Однако для организации практической работы библиотек и образовательных уч­реждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, от­ражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в современном обществе.

В новой книге «Формирование информационной культуры лич­ности в библиотеках и образовательных учреждениях», подготовлен­ной сотрудниками НИИ ИТ СС, предложена следующая трактовка понятия «информационная культура личности»: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры челове­ка; совокупность информационного мировоззрения и системы зна­ний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной дея­тельности, а также социальной защищенности личности в информа­ционном обществе» (9, с.29).

Итоги исследований НИИ ИТ СС, результаты внедрения кон­цепции формирования информационной культуры в практику рабо­ты образовательных учреждений и библиотек становятся предметом обсуждения в ходе проведения научных конференций и семинаров. При этом в целях пропаганды и распространения идей Програм­мы ЮНЕСКО «Информация для всех» НИИ ИТ СС привлекает к со­вместной работе как библиотеки, так и образовательные учреждения не только в Кузбассе, но и в соседних сибирских регионах. Материа­лы конференций публикуются (10-11), позволяя отразить теорию и опыт формирования информационной культуры.

Регулярное проведение семинаров и конференций, разверты­вание широкомасштабной экспериментальной работы позволяет сотрудникам НИИ ИТ СС осуществлять постоянную обратную связь с образовательными и библиотечными учреждениями региона, выяв­лять их насущные потребности в сфере формирования информаци­онной культуры личности и на этой основе осуществлять планирова­ние научных исследований и разработок. К числу таких проблем относится выявление специфической роли образовательного учреж­дения и библиотеки в формировании информационной культуры лич­ности. Дальнейшие исследования лаборатории формирования ин­формационной культуры личности направлены на разработку дидактических основ преподавания и обучения основам информа­ционной культуры личности и создание научно обоснованного, диф­ференцированного в зависимости от категории обучаемых комплек­са учебно-методических средств. Предполагается подготовить и апробировать учебные программы и классификатор знаний и уме­ний в области информационной культуры для учащихся 1-11-х клас­сов; тестовые задания; электронные учебные пособия по основам ин­формационной культуры личности; методики обучения основам информационной культуры личности в условиях библиотечных и об­разовательных учреждений.

Проведение всех этих исследований и разработок строится на основе изучения отечественных и зарубежных публикаций, отража­ющих теорию и опыт формирования информационной культуры лич­ности. С этой целью в библиотеке КемГАКИ создана специальная база данных, пользующаяся значительным спросом не только у со­трудников НИИ ИТ СС, но и у широкого круга потребителей инфор­мации. Серьезное внимание в деятельности НИИ ИТ СС уделяется продвижению идей формирования информационной культуры лич­ности с помощью региональных (11) и центральных периодических изданий. Так, настоящей общественной трибуной для сотрудников НИИ ИТ СС стал журнал «Школьная библиотека», в котором мы ве­дем рубрику «Информационная культура» и регулярно публикуем результаты наших исследований (12-15). Концепция формирования информационной культуры личности, разработанное научно-методи­ческое обеспечение и опыт внедрения в деятельность образователь­ных учреждений и библиотек курса «Основы информационной куль­туры личности» получили положительную оценку в рецензиях, опубликованных к профессиональных журналах как библиотечно-библиографического («Научно-технические библиотеки», «Библио­графия», «Школьная библиотека»), так и педагогического профиля («Высшее образование в России», «Университетская книга»). Социальная значимость проводимых НИИ ИТ СС исследований и плодо­творность полученных результатов дали основание Министерству культуры Российской Федерации в течение 2001-2002 гг. включить проект «Развитие научно-исследовательского института информаци­онных технологий социальной сферы в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств» в Федеральную целе­вую программу «Культура России».

12 апреля 2002 г. в г. Москве состоялось заседание Российско­го комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», посвя­щенное обсуждению результатов деятельности НИИ ИТ СС Кузбас­са. Участники заседания одобрили деятельность НИИ но реализации программы ЮНЕСКО в Кузбассе, высоко оценили широкомасштаб­ную работу по формированию информационной культуры личности и внедрению новых информационных технологий в учреждения со­циальной сферы. Руководство Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» отметило уникальность результа­тов внедрения программы в Кузбассе и рекомендовало представить отчет о деятельности НИИ информационных технологий социаль­ной сферы Кузбасса в Международный исполнительный комитет программы ЮНЕСКО. Положительная оценка деятельности инсти­тута была дана также библиотечной общественностью России на за­седаниях Российской Библиотечной Ассоциации (Ярославль, 12-16 мая 2002 г.) и 9-й Международной научной конференции «Библиоте­ки и Ассоциации в меняющемся мире» (9-14 июня 2002 г.).

В октябре 2002 г по инициативе института в Кузбассе были проведены «Дни Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе». За этот период прошел целый ряд научно-практических конференций, семинаров, дискуссий в образовательных и библиотеч­ных учреждениях городов Кемерово, Новокузнецка, Тонки. В ходе этой информационно-просветительной акции состоялась презента­ция книги сотрудников института «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях», изданной в Москве в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В связи с уникальностью представленного материала, от­ражающего лидерские позиции библиотек и образовательных учреж­дений Кузбасса но формированию информационной культуры лич­ности, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» планирует осуществить перевод этой книги на английский язык. Такая высокая оценка, конечно же, не может не радовать, как и перспективы выхода нашей книги за рубежом. Однако мы помним о том, что хороший «информационный самоучитель», о котором так мечтал С.А. Сбитнев, еще не написан и, чтобы он был достойным памяти нашего Учителя, нам предстоит еще много работать.


Список литературы

1. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. Кемерово: Кемеровская гос. акаде­мия культуры и искусств, 1999. - 181 с.

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб-метод, пособие. Часть I.- Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999 . - 143 с.

3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура лич­ности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод, пособие. Часть II. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.-146 с.

4. Основы информационной культуры: Сб. метод, материалов для учителей и учащихся общеобразоват. школ, гимназий, лицеев, библиотекарей школ и дет. б-к / Сост. И.С. Пилю: Кемер. гос. ин-т искусств и культуры; Науч-метод. центр гор. упр. образования. - Кемерово, - 1999. - 250 с.

5. Гендина Н.И. Информационная культурология: проблемы становления информационного образования // Культурология: концептуальные подходы, образовательная практика: Материалы межрегион, науч.-практич. семина­ра, 24-25 декабря 1997 г. Кемерово. - М, 1998. - С.180- 194.

6. Гендина Н.И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности // Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб./ Кемеровская обл. науч. б-ка им. В. Федорова. - Кемерово, 1998. -Вып.З (20). - С.3-34.

7. Гендина Н.И. Курс «Основы информационной культуры» в библиотеке: приоритеты, проблемы, перспективы // Руководитель библиотеки: непре­рывное образование в условиях перемен: Материалы 1-го Сибирского се­минара по непрерывному библиотечному образованию 19-21 октября 1999 г., Новосибирск. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2001. - С.79-83.

8. Подготовка учителя основ информационной культуры в педагогическом колледже: Науч.-метод, сб. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 271 с.

9. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирова­ние информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. - М.: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.

10. Формирование информационной культуры личности в условиях образо­вательных информационно-библиотечных учреждений: Материалы област­ной научно-практической конференции «Информационная культура в кон­тексте новой парадигмы образования, проблемы, поиски, решения». 26-28 ноября 2001 г., Кемерово / Под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. - 150 с.

11. Библиотечная жизнь Кузбасса: Сборник: Вып. 2 (36). Информационная культура личности: опыт разработки и внедрения технологии формирова­ния в регионе: Спец. вып. - Кемерово, 2002.- 202 с.

12. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.Л. Формирование информа­ционной культуры школьников: программа и результаты исследования // Школьная библиотека. - 2000 .- №5. - С.27-31.

13. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры// Школьная библиотека. - 2002 .- №1. - С. 24-27.

14. Гендина Н.И. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса Кемеровской государственной ака­демии культуры и искусств как центр формирования информационной куль­туры личности в регионе II Школьная библиотека. - 2002 .- №5. - С. 3-13.

15. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова ГА. Опыт фор­мирования информационной культуры личности в библиотеках и образова­тельных учреждениях // Школьная библиотека. - 2002 .- №10. - С. 24-31.








Похожие:

Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconОбразование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconФормирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н.
Колкова Н. И. Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных...
Формирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003) iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов