Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. icon

Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.



НазваниеУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Дата конвертации22.09.2012
Размер100.71 Kb.
ТипДокументы

УЧИТЕЛЬ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (2002)


Гендина Н. И., Колкова Н. И.


Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации в педагогическом колледже (2002)


Сущность проблемной ситуации в сфере формирования информацион­ной культуры учащихся общеобразовательных и специальных учебных заве­дений. Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повы­шать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными сло­вами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, обладая соответствующим уровнем информационной куль­туры. Ведущая роль в формировании информационной культуры личнос­ти отводится образовательным учреждениям.

Ориентация систем образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпала. Учебные заведения призваны прежде всего формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Однако, как показывает анализ опыта работы средних специальных и высших учебных заведений с учащимися общеобразовательных учреж­дений в системе непрерывного образования, а также результаты профиль­ного собеседования с абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников, общее состояние информационной культуры учащейся моло­дежи страны в целом и Кемеровской области в частности не может быть признано удовлетворительным.

Результаты наших исследований свидетельствуют, что выпускники общеобразовательных учебных заведений оказываются не готовыми вы­полнить важнейшие операции информационного поиска, в частности ав­томатизированного. Они не могут четко сформулировать свой информа­ционный запрос, выбрать подлежащие обследованию конкретные информационные массивы (определить базы данных и конкретные фай­лы, в которых следует вести поиск), установить состав терминов, позволя­ющих войти в базу данных и вести поиск, а также термины, позволяющие при необходимости уточнить запрос, не могут разработать стратегию и тактику поиска (расширение, лимитирование поисковых признаков), спла­нировать поиск с использованием различных поисковых машин в Интер­нете. Все это в сочетании с незнанием структуры автоматизированных ин­формационных ресурсов, генераторов и владельцев баз данных, состава и наполнения их сайтов делает преимущества автоматизированного инфор­мационного поиска недосягаемыми для учащихся, не позволяет получить реально ощутимые положительные результаты.


Зачастую вчерашний выпускник школы, гимназии, лицея не знает со­става и возможностей использования мировых, национальных и региональ­ных информационных ресурсов, не представляет специфику ресурсной базы различных информационных учреждений, в частности библиотек (област­ных, муниципальных, школьных и др.). Он не владеет алгоритмами реше­ния типовых поисковых задач, затрудняется в подборе литературы по теме, отыскании конкретных фактов, не знает возможностей библиотек и служб информации в предоставлении ему документов, раскрывающих права граж­данина, личности, потребителя и др. Особой трудностью для молодого граж­данина являются анализ и синтез информации, а также оформление полу­ченных при этом сведений в виде доклада, выступления, реферата, курсовой или дипломной работы, тезисов и т. п.

Все эти недостатки не устраняются, а усиливаются при использова­нии компьютера для решения информационных задач. Необходимо заме­тить, что глубоко ошибочным является тезис об автоматическом повыше­нии уровня информационной культуры при переходе от традиционных средств поиска и обработки информации к компьютерным.

Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры юношества, является то, что учащиеся не осоз­нают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической дея­тельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой. Следует подчеркнуть, что именно эти знания и умения составляют основу для решения задач социализации личности - для освое­ния профессии рабочего, получения специальной профессиональной подго­товки в высших и средних специальных учебных заведениях. Особую остро­ту это приобретает в условиях напряженной конкурсной ситуации в специальных учебных заведениях и конкуренции на рынке труда.

Существующие подходы к решению проблемы и их недостатки. Воп­росы подготовки юных граждан страны к активному и продуктивному использованию информационных ресурсов общества, в принципе, не новы. Проблема формирования у детей, подростков, юношества информацион­ной культуры не только имеет в достаточной мере богатую историю раз­вития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретичес­кому осмыслению и практическому решению. Установлено, что формирование информационной культуры в отечественных образователь­ных учреждениях ведется на основе монодисциплинарного подхода, свя­занного, как правило, с одним из четырех направлений:

- основы библиотечно-библиографических знаний;

- основы информатики (основы теории научно-технической инфор­мации);

- вычислительная техника и основы компьютерной грамотности;

- культура чтения, основы рациональной работы с книгой.

В каждом из этих направлений информационная культура ассоции­руется с различными понятиями: «библиотечно-библиографическая куль­тура (грамотность, знания)», «информационная грамотность», «информа­ционная компьютерная культура (грамотность, осведомленность)», «экранная культура», «культура чтения».

Право каждого из этих направлений на формирование информаци­онной культуры личности само по себе не вызывает сомнений, однако ло­кальный характер, обособленность монодисциплинарного подхода не обес­печивают целостного представления о феномене информационной культуры, не дают возможности овладеть системой знаний, умений, навы­ков работы с информацией, не позволяют решить проблему в целом - фор­мирование информационной культуры как целостного явления, в кото­ром интегрируются все эти, а также целый ряд иных, дополнительных направлений.

Значительную проблему представляет также отсутствие в настоящее время системы подготовки преподавателей, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, квали­фицированно осуществлять учебно-методическое обеспечение курсов.

Это обстоятельство является, с нашей точки зрения, негативным след­ствием отсутствия государственной политики в области информационной культуры, проявлением ведомственного подхода, разрозненности усилий учреждений и организаций, призванных осуществлять формирование ин­формационной культуры. Наряду с образовательными учреждениями этим, как известно, традиционно занимались и занимаются библиотеки.

Повышение информационной культуры членов общества в массовом масштабе возможно лишь при условии, что носителем информационной культуры станет учитель. Однако в Российской Федерации до настоящего времени целенаправленная подготовка учителей основ информационной культуры не осуществляется ни на уровне высших, ни на уровне средних специальных учебных заведений. В учебных планах общеобразовательных учреждений специальная учебная дисциплина, направленная на формиро­вание информационной культуры, не предусматривается. Вместе с тем, как показывают результаты исследования, на приобретение знаний и умений в области информационной культуры должна «работать» каждая учебная дисциплина, каждый учитель-предметник призван учить учиться, учить навыкам работы с информацией, что составляет основу любых знаний. Об этом свидетельствуют результаты анализа учебных программ, исполь­зуемых в отечественных общеобразовательных учреждениях. Однако ожи­дать существенных результатов от этой деятельности не приходится в силу двух основных причин:

1) отсутствие в общеобразовательной подготовке компонента техно­логических знаний, отвечающих на вопрос «Как делать?». Учебные про­граммы, включая требования по созданию учащимися сложных, связан­ных со значительными интеллектуальными усилиями действий и продуктов, в то же время не содержат установки на освоение технологии информационной деятельности. Например, учебные программы не наце­ливают на приобретение знаний и умений, позволяющих ответить на воп­росы типа: как отыскать нужный источник информации в библиотеке, службе информации, сети Интернет; как рационально осуществить ана­лиз и синтез источников информации; как подготовить обзор литерату­ры, дайджест, доклад и т. п.;

2) дефицит специальных знаний и умений по работе с информацией у самого учителя, профессиональная подготовка которого не ориентирова­на на формирование информационной культуры учащихся. Это подтвер­ждается самими учителями. Так, из результатов анкетного опроса учите­лей Кемеровской области следует, что более 90 процентов опрошенных 18 оценивают свои знания и умения в области информационной культуры как поверхностные, отмечая при этом полное отсутствие знаний и умений в сфере методики преподавания основ информационной культуры. Наряду с общеобразовательными учреждениями свой вклад в повышение уровня информационной культуры детей и юношества пытаются вносить библиотеки. Но и они в силу отсутствия подготовленных, облада­ющих профессиональными психолого-педагогическими знаниями и умениями кадров, а также в силу текущей загруженности, необходимости вы­полнять основные функциональные обязанности, как правило, не связанные с педагогической деятельностью, не способны в настоящее время эффек­тивно решать весь современный комплекс задач по формированию инфор­мационной культуры читателей.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме фор­мирования информационной культуры молодежи общегосударственное зна­чение. В решении данной проблемы особое место, безусловно, должны за­нять общеобразовательные учреждения. Именно они призваны оказывать свое систематическое влияние на учащихся, в отличие от многих других причастных к решению этой задачи организаций, которые в принципе лишены такой возможности, например библиотек и служб информации.

Предпосылки организации подготовки учителей основ информационной культуры на базе Беловского педагогического колледжа. Осуществление реальных изменений в сфере информационного образования возможно лишь при последовательном, планомерном, поэтапном продвижении об­разовательных учреждений в решении данной проблемы, с опорой на дос­тижения и опыт тех регионов, которые в силу особых причин уже сегодня могут стать лидерами инновационного движения по пути массового повышения информационной культуры членов общества.

Таким регионом в России может стать Кемеровская область, где имеются несомненные теоретические и практические достижения в сфере формирования информационной культуры личности. К числу факторов, определяющих ли­дерство Кемеровской области в этом направлении, относится, прежде всего, наличие в структуре Кемеровской государственной академии культуры и ис­кусств (КемГАКИ) научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС), действующего в рамках Про­граммы ЮНЕСКО «Информация для всех». Приоритетным направлением его деятельности является формирование информационной культуры лично­сти. Исследования и разработки НИИ ИТ СС получили высокую оценку в Центральной профессиональной печати

Основными результатами научно-исследовательской и практической деятельности этого НИИ являются:

- теоретическое осмысление проблемы в проведенных крупномасштаб­ных научных исследованиях, в том числе выполненного в 1996 г. по за­казу Департамента образования и науки Администрации Кемеровской области исследования «Формирование информационной культуры в си­стеме непрерывного образования» и проведенного в 1999 г. на инициа­тивной основе исследования «Формирование информационной культу­ры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности». В результате был изучен и обобщен отечественный и за­рубежный опыт образовательных учреждений по развитию информа­ционной культуры общества. Это позволило сформулировать концеп­цию формирования информационной культуры, разработать типовую модель программы курса «Основы информационной культуры», создать и внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кеме­ровской области комплекс программ по основам информационной куль­туры, рассчитанных на различные категории обучаемых - старших школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов, определить перспективы дальнейших исследований;

- разработка комплекса обеспечивающих продуктивность деятельности по формированию информационной культуры личности учебно-про­граммных и учебно-методических документов, вошедших в следующие учебные издания:

1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информацион­ная культура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-метод, пособие: Ч. 1. - Кемерово: Кемерове, гос. академия культуры и искусств, 1999. - 143 с.

2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И: Л. Информационная куль­тура личности: диагностика, технология формирования: Учеб.-ме-тод. пособие: Ч. 2. - Кемерово: Кемерове, гос. академия культуры и искусств, 1999. - 146 с.

3. Основы информационной культуры: Сб. метод, материалов / Ке­мерове, гос. ин-т искуств и культуры; Науч. - метод, центр гор. упр. образования. - Кемерово, 1999. - 250 с.

4. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиоте­ках и образовательных учреждениях. - М., 2002. - 288 с;

- практическое внедрение курса «Основы информационной культуры» в деятельность образовательных учреждений Кемеровской области: в школы и гимназии г. Кемерово (№ 25, 33, 34, 48, 92), учебно-производ­ственный центр «Школьник» г. Кемерово, межшкольные специализированные классы, объединяющие учащихся г. Кемерово, в школы по­селка Кедровский (№ 52,96), в эстетическую гимназию № 32 г. Новокуз­нецка, гимназию № 24 г. Междуреченска, педагогические колледжи (№ 1 гг. Кемерово, Белово);

- проведение цикла курсов повышения квалификации в сфере информа­ционной культуры учителей, преподавателей педагогических училищ и колледжей Кемеровской области на базе Кузбасского регионального ин­ститута повышения квалификации и переподготовки работников обра­зования.

Важнейшим фактором, позволяющим предполагать успешность под­готовки учителя основ информационной культуры на базе Беловского педагогического колледжа, являются многолетние плодотворные контак­ты этого учебного заведения с КемГАКИ, наличие преподавательского коллектива, готового к инновационной педагогической деятельности в области освоения новых информационных технологий и формирования информационной культуры, заинтересованность со стороны руководства колледжа, создание необходимых материально-технических и организа­ционных условий для развития экспериментальной работы.

Учитывая глобальность проблемы повышения уровня информаци­онной культуры учащихся и учителей, а также универсальность предлага­емого подхода по ее решению, в перспективе возможно распространение опыта, полученного в Беловском педагогическом колледже как экспери­ментальной площадке, на педагогические училища и колледжи не только Кемеровской области, но и Российской Федерации в целом.







Похожие:

Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconОбразование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н. iconПовышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999)
Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов