Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. icon

Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.



НазваниеОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
страница1/4
Дата конвертации22.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях


Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.


Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях (2002).


Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности.

Если исходить из накопленного опыта фор­мирования информационной культуры, то ее компонентами в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, куль­тура чтения, компьютерная грамотность.

Изучение истории вопроса свидетельст­вует, что формирование у детей, подрост­ков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую исто­рию развития, но и характеризуется множе­ственностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.

Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что даже в 16 веке в первых рукописных и печатных книгах для детей обращается внимание на необходимость формирования у детей умений понимать прочитанное. Так, Ла­врентий Зизания включает в свою книгу "Наука к читаню и разуменю письма словенского" тол­ковый словарь "Лексис". Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включается элемент, направ­ленный на содействие углубленному само­стоятельному изучению и практическому освоению учебного материала. Следует от­метить, что именно справочные и энциклопеди­ческие издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения, домини­руют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству.

В трудах выдающихся писателей, общест­венных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспита­ния у детей стремления к самостоятельному, со­знательному чтению. В частности, известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, утверж­дая, что книга для ребенка - основа умст­венного развития, подчеркивал необходи­мость воспитания у него с раннего детства уме­ний и навыков самостоятельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработ­ке у учащихся потребности приобретать новые знания как необходимого атрибута личности ребенка уже в первые годы его учения. Так, в статье «Воскресные школы» К.Д. Ушинский пи­сал: "Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание само­стоятельно, без учителя приобретать новые познания.
Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит "(Собр.соч.,т.2.М.—Л., 1948. С.300).

В последующий период идея формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда из­даний, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во 2-й половине 19-го века созда­ются первые библиографические указатели, адресованные детям (Ф.Г. Толль, В.И. Водово­зов); беседы для детей о книге (В.И. Водово­зов); беседы о чтении, о библиотеке (Н.В. Че­хов). В 1908 году вышла книга "Спутник самооб­разования" Н. В. Чехова, где впервые было уделено внимание специальным умениям и на­выкам, которые необходимы юному читателю при выборе книг в библиотеке.

Организационные вопросы, связанные с ре­шением проблемы специальной подготовки чи­тателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.), на пер­вом Всероссийском съезде по вопросам на­родного образования (1914 г.), на Московском городском съезде по народному образованию (1912г.). На государственном уровне эта про­блема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации неграмотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приоб­щение детей к книге и библиотеке рассматри­валось в единстве с обучением грамоте, со ста­новлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов.

Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библи­отекаря как организатора всей внеклассной ра­боты с детьми и особенно их внеклассного чте­ния. За библиотекой закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использо­ваться беседы, экскурсии, библиотечные уро­ки. Следует отметить, что обучение носило не­обязательный характер и проводилось главным образом среди членов кружка "Друзья книги". Проводимые же библиотекарями библиотеч­ные уроки предназначались скорее библиоте­карям-профессионалам, нежели пользовате­лям библиотек. Они были перенасыщены спе­циальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотеч­ных умений и навыков (изучение порядка веде­ния библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания чи­тателей в читальном зале и на абонементе и т.п.). Таким образом, библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к про­дуктивной самостоятельной работе с источни­ками информации.

В конце 30-х годов появляются первые само­стоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный ха­рактер. На специальных библиотечных заня­тиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими спра­вочниками и как с ними работать», «Исполь­зование словарей, справочников, энцикло­педий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для ра­боты и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соот­ветствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педа­гогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.

В 40-50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.

Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране" (1959 г.). Начи­нается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты про­граммы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал распола­гался в последовательном усложнении по го­дам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно-обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.

В 90-е годы с увеличением в составе библио­течных фондов новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий в структуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний уси­ливается внимание к обучению работе с инфор­мацией на нетрадиционных носителях. Актив­ное внедрение в жизнь Интернет заставило библиотеки вести обучение пользователей на­выкам поиска информации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.

Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографи­ческих знаний и развитию культуры чтения яв­ляются:

• индивидуальные консультации по библио­графическому разысканию и методике рабо­ты с литературой;

• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;

• экскурсии по библиотеке;

• проведение практических занятий по ис­пользованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интер­нет;

• библиотечные уроки по обучению методи­ке оформления списков использованной ли­тературы;

• игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина») — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом биб­лиотеки, справочной литературой, библио­графическими указателями и т.д.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками изда­ются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводи­тели по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические ре­комендации и т. д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотнос­тью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и уме­ния:

♦ знания возможностей библиотек и информа­ционных центров различных уровней;

♦ умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.);

♦ знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

♦ знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

♦ умения усваивать и воспринимать прочитан­ное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

♦ умения бережно обращаться с произведениями печати.

Важность работы по формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения была осознана библиотека­ми различных типов — от детских и школьных до универсальных научных. В соответствии с профилем библиотек она была ориентирова­на на различные социальные группы общест­ва: дети, юношество, специалисты. Но эта работа не дала и не могла дать ощутимых ре­зультатов, поскольку формирование инфор­мационной культуры личности зачастую под­менялось обучением азам библиотечной ра­боты. В обобщенном виде ограниченность этого направления охарактеризована изве­стным библиографом Э. Л. Шапиро: «Пропа­ганда библиотечно-библиографических знаний ... имеет почти трехсотлетнюю историю. Но до сих пор стремились к тому, чтобы чита­тель получил некоторые, хотя бы самые на­чальные, знания библиотечного дела. Про­граммы такого обучения нередко мало чем от­личались от программ краткосрочных библиотечных курсов, например, для начина­ющих библиотекарей-общественников. При этом читатель получал общее представление обо всем том, что должен знать и сам библио­текарь (разумеется, в сильно сокращенном объеме)». ( Шапиро Э.Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеках // Науч. и техн. б-ки СССР. -1975. - Вып.1 (133). - С. 36-37).

Значительная часть библиотечно-библиогра­фических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учрежде­ний (школ, гимназий, лицеев) трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко ис­пользуются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривает­ся в педагогике в качестве задачи особой важ­ности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются перво­степенной причиной низкой школьной успевае­мости учащихся.

В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения уча­щихся самостоятельно подготовить выступ­ление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей биб­лиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения за­данной формы (сочинение, реферат, рецен­зию и др.).

Именно общеучебные знания и умения явля­ются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Они дают возможность учащимся эф­фективно осуществлять самообразование. Вместе с тем, это те знания и умения, без кото­рых невозможно становление информационной культуры личности.

С целью выявления состава общеучебных знаний и умений, формируемых в 1-11 классах, нами было проведено исследование содержа­ния (контент-анализ) программ всех (кроме ин­форматики) учебных дисциплин общеобразова­тельных учебных заведений различного типа. Как показывают результаты проведенного ис­следования, на формирование информацион­ной культуры учащихся общеобразовательных учреждений в определенной степени «работа­ют» все учебные дисциплины, однако роль кон­кретных учебных дисциплин неравноценна. На­ибольший вклад в приобретение знаний и уме­ний в области обработки информации вносит такая дисциплина как русский язык,, где форми­руются представления о типах и жанрах, стилях текстов, вырабатываются умения работы с раз­личными текстами.

В результате исследования установлено, что все общеучебные знания и умения, фор­мируемые в школе, распределяются по четы­рем тематическим направлениям, традицион­но включаемым в состав библиотечно-библиографической грамотности: источники информации (55,5%); аналитико-синтетическая переработка информации (27,3%); библи­отечное дело (16,3%); новые информацион­ные технологии(0,9%). При этом наибольший объем общеучебных знаний приходится на изучение разнообразных источников инфор­мации, а наибольший объем общеучебных умений — на овладение способами аналити-ко-синтетической переработки информации. В освоении учащимися основ библиотечного дела преобладают умения, а такое направле­ние как новые информационные технологии практически не получило отражения в обсле­дованных учебных программах. Сведения о со­ставе общеучебных умений, связанных с под­готовкой наиболее распространенных инфор­мационных продуктов, представлены в таблице.


Таблица

^ СОСТАВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ




Ключевое слово

КЛАССЫ







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Автобиографии - написание







1













1







1

2

Аннотации - составление







2

1



















1

3

Выводы - формулирование



















1













4

Выписки - формирование




























1




5

Выставки книжные авторские - составление




1




























6

Выставки книжные по авторам - озаглавливание




1




























7

Выставки книжные по видам изданий - составление




1




























8

Выставки книжные по жанрам - озаглавливание




1




























9

Выставки книжные по жанрам изданий - составление

1































10

Выставки книжные по теме - озаглавливание




1




























11

Выставки книжные тематические - составление

1

1




























12

Выступления - подготовка




























1

1

13

Выступления - составление плана




























1

1

14

Выступления публичные - составление конспекта




























1

1

15

Гипотезы - высказывание













1

1
















16

Дайджесты - составление




























1




17

Дискуссии - подбор материалов

























1







18

Доклады - оформление




























1




19

Доклады - подбор материалов






















1

1







20

Доклады - подготовка



















1




1







21

Доклады - рецензирование






















1

1







22

Заметки в газету - написание



















1













23

Заметки в стенгазету - составление










1






















24

Заявления - написание

























1







25

Изложения - подготовка вопросов по тексту




1




























26

Изложения - создание по плану










1






















27

Изложения - составление самостоятельного плана










1





















  1   2   3   4




Похожие:

Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconОбразование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации...
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов