Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) icon

Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)



НазваниеОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Дата конвертации23.09.2012
Размер120.33 Kb.
ТипДокументы

Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности


Гендина Н.И.


Гендина Н.И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000).


Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.

Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время в мировой системе образования, не могут не влиять на библиотеку и выполнение ею образовательной функции. Осознание в начале 70-х годов нашего столетия кризиса образования как общецивилизационного феномена обусловило постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Ориентир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Возникла необходимость обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.

Инновационная парадигма образования, пришедшая на смену парадигмы «поддерживающего» или «просветительского» образования, характеризуется целым рядом качественно новых черт. Главными из них являются ориентация на приоритет развивающейся личности, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования(1-4). Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея «образования в течение всей жизни» или непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования (5-6).

Смена парадигмы образования существенным образом влияет на реализацию образовательной функции библиотеки, особенно учитывая доминирование идеи непрерывного образования. Традиционно библиотеку принято рассматривать как средоточие информационных ресурсов образования. Однако «ресурсный» подход к библиотеке с позиций идеи непрерывного образования является весьма ограниченным и нуждается в серьезном дополнении. Эта потребность обусловлена тем, что постиндустриальное состояние человеческой цивилизации принято связывать с развитием информационного общества, часто именуемого "обучающимся обществом", поскольку для всех членов такого общества возрастает потребность постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Образовательные учреждения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.
Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. Наряду с образовательными учреждениями формированием информационной культуры может и должна заниматься библиотека. При этом формирование информационной культуры как в образовательном учреждении, так и в библиотеке должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Данный вывод был получен в результате многолетних исследований, проведенных в области информационной культуры на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств:

  1. «Анализ уровня информационной культуры различных категорий потребителей информации». На инициативной основе в период с 1989 по 1993гг. было проведено изучение состояния информационной культуры таких категорий потребителей информации Западной Сибири, как студенты, учителя, врачи, юристы, инженерно-технические работники. Как показали результаты анализа, все эти категории потребителей информации обладают недостаточно высоким уровнем информационной культуры, что негативно сказывается на продуктивности их учебной или профессиональной деятельности.

  2. «Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования». Данное исследование выполнялось в 1994-1995гг. по заказу департамента образования и науки Администрации Кемеровской области. В результате анализа мирового документального потока был изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности. Выяснилось, что в отечественной практике преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого формирование информационной культуры сводится к обучению основам библиотечно-библиографических знаний, ликвидации компьютерной безграмотности, овладению рациональными приемами работы с книгой и т.п. Имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно решить проблему в целом - формирование информационной культуры, как целостного явления. Установлено также, что повышение уровня информационной культуры общества серьезно осложняется из-за отсутствия специально подготовленных педагогических и информационно-библиотечных кадров и необходимой учебно-методической литературы.

  3. «Изучение информационной культуры юношества на основе анализа потока информационных запросов». На инициативной основе в период с 1996 по 1997гг. на базе Кемеровской областной юношеской библиотеки был изучен поток информационных запросов, поступивших от старшеклассников, студентов колледжей, техникумов и вузов г. Кемерова. Анализ потока информационных запросов юношества не только зафиксировал недостаточно высокий уровень информационной культуры учащихся, но и косвенным образом засвидетельствовал низкий уровень информационной культуры учителей школ и преподавателей средних и высших учебных заведений. Практически все анализируемые запросы связаны исключительно с учебной деятельностью (подготовкой рефератов, написанием курсовых и дипломных работ и т.п.), то есть по существу формулировка запросов делается не учащимися, а преподавателями, зачастую слабо представляющими себе объем и структуру реальных документальных потоков, не связывающими необходимость адекватной формулировки запроса с особенностями поиска документов в информационно-библиотечных системах. Таким образом, в информационных запросах юношества, как в зеркале, отразились пробелы в информационной подготовке педагогов.

  4. «Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной культуры в учебных заведениях региона». Эта научно-исследовательская работа была проведена в 1997 - 1999 гг. в рамках программы «Кузбасс» Кузбасского научно-образовательного комплекса. Установлено, что формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательных учреждений, причем информационная культура одинаково важна как для учащих, так и для учащихся, а все основные характеристики образования, включая его динамику, существенно зависят от информационной культуры. Наряду с образовательными учреждениями формированием информационной культуры личности традиционно занимаются и библиотеки. Однако в силу ведомственного подхода, разрозненности усилий, отсутствия целенаправленно организованного процесса информационного обучения уровень информационной культуры общества продолжает оставаться неоправданно низким.

  5. «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности». В 1998-1999гг. на инициативной основе был выявлен и оценен состав общеучебных знаний и умений, формируемых учебными дисциплинами общеобразовательных учреждений, способствующих становлению информационной культуры школьников; вскрыты причины, препятствующие достижению требуемого уровня знаний и умений выпускников общеобразовательных учебных заведений в области информационной культуры; определены пути оптимизации формирования информационной культуры личности в условиях деятельности общеобразовательных учреждений.

Результатами проведенного комплекса исследований явились:

  • разработка концепции формирования информационной культуры в образовательных учреждениях региона. Суть концепции сводится к утверждению тезиса о том, что массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, то есть при организации информационного образования. Предлагается внедрить во все звенья системы непрерывного образования курс «Основы информационной культуры», отвечающий следующим требованиям: содержание курса должно носить интегративный характер; цели и задачи, структура и содержание курса должны быть четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение должно иметь деятельностно-ориентированную, практическую направленность и строиться на активном использовании новых информационных технологий; преподаватели, обеспечивающие проведение занятий, должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и располагать необходимыми учебно-методическими средствами;

  • создание модели формирования информационной культуры в образовательных учреждениях региона. Разработаны четыре модели формирования информационной культуры, дифференцированных в зависимости от категории обучаемых: учащихся старших классов общеобразовательных школ; учителей; студентов гуманитарных вузов; аспирантов и соискателей гуманитарных вузов. Модели реализованы в виде комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры»;

  • разработка комплекса учебно-программных и учебно-методических документов, обеспечивающих продуктивность деятельности по формированию информационной культуры личности (7-9);

  • внедрение в учебный процесс образовательных учреждений Кузбасса курса «Основы информационной культуры». Курс апробирован и внедрен в учебный процесс Кемеровской государственной академии культуры и искусств; Беловского педагогического училища; Кемеровского педколледжа №1; школ №25, 33, 48 г. Кемерова; эстетической гимназии №32 г. Новокузнецка. Кроме того, курс «Основы информационной культуры» внедрен в практику работы Кемеровского областного института усовершенствования учителей.

Результаты проведенных исследований прошли апробацию в ходе межрегиональных научно-практических конференций «Информационная культура в структуре новой парадигмы образования» (Кемерово, 1999 г.), «Формирование информационной культуры личности в начале ХХ1 века» (Новокузнецк, 2001 г.), и регионального научно-практического семинара «Формирование информационной культуры личности в условиях библиотечно-информационных и образовательных учреждений» (Новокузнецк, 2000 г); получили освещение в сборнике научных статей (10).

Дальнейшее развитие научных исследований в области информационной культуры личности связано с созданием в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств научно-исследовательского института новых информационных технологий социальной сферы. Институт был создан при содействии российского координатора программы ЮНЕСКО «Информация для всех», начальника отдела библиотек Министерства культуры РФ Е.И. Кузьмина. Открытие института вызвало живой интерес общественности. В презентации института, состоявшейся 10 октября 2000 г., приняли участие губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев, начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ Е.И. Кузьмин, руководители департаментов образования, культуры, науки и высшей школы Администрации области, руководители образовательных учреждений и учреждений культуры Кузбасса.

Такое внимание к появлению нового гуманитарного исследовательского института связано с тем, что на эту структуру возлагается весьма важная и ответственная миссия - представлять Кузбасс в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» будет реализована в период с 2001 по 2005гг. Ее основная цель - развитие международного и регионального сотрудничества для строительства правового и свободного информационного общества. Основные задачи программы:

  • обеспечение доступа к информации путем перевода в электронную форму (оцифровывание) и защиты информации;

  • развитие исследований по этническим, правовым и социальным проблемам информационного общества;

  • содействие непрерывному образованию и обучению на основе использования новых информационных технологий;

  • продвижение международных стандартов и передового опыта в сфере информации и информатики в пределах компетенции ЮНЕСКО;

  • развитие сетевого взаимодействия в сфере информации и продвижение знаний на локальном, национальном, региональном и международном уровнях.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» включает следующие основные разделы:

  1. Развитие информационной политики на национальном, региональном и международном уровнях.

  2. Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации.

  3. Усиление роли организаций и учреждений в обеспечении доступа к информации.

  4. Развитие способов, средств и систем информационного менеджмента.

  5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

В рамках раздела два «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» программы ЮНЕСКО «Информация для всех» будет проведено исследование, позволяющее ответить на целый ряд вопросов: в чем заключается разница в деятельности библиотек и образовательных учреждений по формированию информационной культуры личности; каковы специфические формы, методы и средства обучения основам информационной культуры в библиотеке; какими специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать библиотекарь, осуществляющий обучение потребителей информации основам информационной культуры?

Одну из важнейших задач предстоящего исследования мы видим в разработке комплекса учебных программ курса «Методика преподавания основ информационной культуры», рассчитанных как на учителей и преподавателей образовательных учреждений, так и на библиотекарей-библиографов, работающих с различными категориями потребителей информации. Острая потребность в разработке таких программ объясняется тем, что несмотря на обилие постановочных, проблемных, обзорных публикаций и статей, освещающих конкретный опыт, практически полностью отсутствуют работы методического характера, системно раскрывающие технологию формирования информационной культуры личности.

По нашему мнению, основу курса «Методика преподавания основ информационной культуры», независимо от его области его применения (образовательное учреждение или библиотека) должны составлять такие разделы, как «Научно-методические основы преподавания основ информационной культуры» и «Структура и методика изучения курса «Основы информационной культуры».

В разделе «Научно-методические основы преподавания основ информационной культуры» предполагается дать характеристику общеобразовательного значения и задач преподавания курса «Основы информационной культуры», его понятийно-терминологического аппарата. Особое внимание должно уделяться выбору методов и средств обучения основам информационной культуры, в зависимости от того, где происходит обучение - в образовательном учреждении или в библиотеке. Данный раздел должен также сформировать представление об основных типах занятий (уроков) по основам информационной культуры и методике их построения, вооружить знаниями о методах организации самостоятельной работы и развития творческих способностей обучаемых.

Задача раздела «Структура и методика изучения курса «Основы информационной культуры» - раскрыть принципы построения, состав и содержание курса «Основы информационной культуры». Основное внимание при этом сосредоточивается на освоении различных методик, включая методики изучения информационных ресурсов общества, обучения информационному поиску, информационному анализу и синтезу, изучения технологии подготовки информационных продуктов и услуг, а также новых информационных технологий. Значительное место в данном разделе отводится оценке возможностей современных образовательных технологий в обучении основам информационной культуры, анализу состава знаний и умений по изучаемому курсу, а также организации контроля знаний и умений учащихся по основам информационной культуры.

Мы убеждены, что успешность формирования информационной культуры личности как в образовательном учреждении, так и в библиотеке существенным образом зависит от качества подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, а также от полноты и качества учебно-методического обеспечения. Только специальная подготовка кадров, предполагающая знание особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса «Основы информационной культуры», в сочетании с использованием тщательно разработанного комплекта учебно-методических материалов может дать положительный результат. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части курса; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемыми учебного материала. Создание такого комплекта учебно-методических материалов также входит в задачи предстоящего исследования.

Список литературы

1. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 12-18.

2. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 52-55.

3. Груздев В., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа //Высшее образование в России. - 1996 -. № 1. - С. 117-121.

4. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе ХХI столетия // Педагогика. -2000. -№2. - С.3-10.

5. Кларин М.В. Непрерывное образование: идея, принцип, парадигма // Инновационная деятельность в образовании. - 1994. - №3.- С.7-11.

6. Петров Ю.М. Модель непрерывного профессионального образования. - Нижний Новгород, 1994.- 132 с.

7. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. Часть І.- Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. - 143 с.

8. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. Часть ІІ.- Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. - 146 с.

9. Основы информационной культуры: Сборник методических материалов/ Кемер. гос. ин-т искусств и культуры; Науч.-метод. центр гор. упр. образования. - Кемерово, 1999. - 250 с.

10. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей/ Науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. -181 с.







Похожие:

Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconОбразование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000) iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов