Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) icon

Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000)



НазваниеИнформационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000)
Дата конвертации23.09.2012
Размер29.97 Kb.
ТипДокументы

Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000)


Гендина Н.И.


Гендина Н.И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000).


Осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, обусловило постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Инновационная парадигма образования, пришедшая на смену парадигмы «поддерживающего» или «просветительского» образования, характеризуется ориентацией на приоритет развивающейся личности, переходом от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, деятельностным характером образования; доминирующей идеей «образования в течение всей жизни» или непрерывного образования.

В условиях смены парадигмы образования образовательные учреждения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Следовательно, особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям. Достижение этой цели возможно в ходе внедрения специального курса «Основы информационной культуры» при соблюдении ряда условий: содержание курса должно носить интегративный характер; цели и задачи, структура и содержание курса должны быть четко дифференцированы в зависимости от категории обучаемых; обучение должно иметь деятельностно-ориентированную, практическую направленность; преподаватели, обеспечивающие проведение занятий, должны иметь специальную подготовку и располагать необходимыми учебно-методическими средствами.

Данные условия являются определяющими положениями концепции формирования информационной культуры, сформулированной в результате многолетних исследований в Кемеровском государственном институте искусств и культуры. В ходе исследований был изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт образовательных учреждений и библиотек по развитию информационной культуры общества. Это позволило разработать принципы и модель построения программы курса "Основы информационной культуры"; создать и внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области комплекс программ по основам информационной культуры, рассчитанных на различные категории обучаемых: старших школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов; определить перспективы дальнейших исследований. В основе концепции построения интегративного учебного курса "Основы информационной культуры", синтезирующего достижения ряда научных дисциплин (информатики, библиотековедения и библиографоведения, прикладной лингвистики, логики, стилистики текста, прикладной психологии, культуры чтения и др.
) лежат идеи деятельностного подхода и блочно-модульный принцип построения комплекса учебных программ.

Успешность внедрения курса «Основы информационной культуры» в практику работы образовательных учреждений и библиотек существенным образом зависит от качества подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых, а также от полноты и качества учебно-методического обеспечения. Только специальная подготовка, предполагающая знание особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса «Основы информационной культуры», может дать положительный результат.

С этой целью в Кемеровском государственном институте искусств и культуры на основе специальности «библиотекарь-библиограф высшей квалификации» планируется введение специализации «преподаватель основ информационной культуры». Самостоятельную задачу, решение которой предстоит вузу в ближайшее время, составляет подготовка комплекта учебно-методических материалов для изучения курса "Основы информационной культуры". Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу модулей, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемыми учебного материала.








Похожие:

Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconДокументы
...
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconИнформационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001) Гендина Н. И. Гендина Н.
Гендина Н. И. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества (2001)
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconИнформационная культура личности в структуре профессиональной подготовки специалиста Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура личности в структуре профессиональной подготовки специалиста (2001)
Гендина Н. И. Информационная культура личности в структуре профессиональной подготовки специалиста (2001)
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconГендина Н. И. Информационная грамотность или информационная кульутра: альтернатива или единство (2003)
Проблемы становления информационного общества, и, прежде всего, место человека в таком обществе, в настоящее время являются предметом...
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации...
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconУтвержден
Цель: определить тенденции развития новой перспективной адаптивной школы в контексте национальной образовательной инициативы «Наша...
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) icon9-10 октября 2008 г в Воронежском государственном университете планируется проведение Всероссийской научной конференции «культура без(С)словесности: филологическое образование в современном российском контексте»
Проблемы современного гуманитарного образования; филологический компонент в структуре гуманитарного знания
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconПрограмма проведения р айонного семинара «Информационная культура учителя педагогический ключ успешного обучения»
Программа проведения районного семинара «Информационная культура учителя педагогический ключ успешного обучения»
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconПрограмма проведения р айонного семинара «Информационная культура учителя педагогический ключ успешного обучения»
Программа проведения районного семинара «Информационная культура учителя педагогический ключ успешного обучения»
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования (2000) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов