Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) icon

Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999)



НазваниеПовышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999)
Дата конвертации23.09.2012
Размер129.56 Kb.
ТипДокументы

ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕХА ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНА (1999)


Гендина Н.И.


Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999)


Свободный доступ к национальным информационным ресурсам по праву рассматривается во всем цивилизованном мире как важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию. Доступность, открытость инфор­мации всегда связана с ростом престижа и доверия к государственной власти, дос­тижением политической и экономической стабильности. Наряду с сырьевыми, энер­гетическими, кадровыми, финансовыми ресурсами информационные ресурсы ока­зывают весьма важное воздействие на экономическое и социальное развитие обще­ства.

Одним из основных средств, обеспечивающих рациональное использование информационных ресурсов в эпоху стремительного развития вычислительной тех­ники и телекоммуникаций, является информатизация. Информатизация общества выступает в современном мире не только как символ научно-технического и соци­ального прогресса, но и как залог эффективного развития экономики.

Составной частью федеральной программы «Информатизация России» яв­ляется региональная информатизация. Проблема информатизации регионов, в том числе и индустриального Кузбасса, включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике Кемеровской области, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития. Первоочеред­ную задачу представляет формирование инфраструктуры информатизации Кузбасса, создание региональной информационно-вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Однако наряду с формированием материально-технической базы информа­тизации, развитием в регионе современных систем информации и связи, активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием успеха и со­циальной эффективности информатизации региона является человеческий фактор.

Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой мо­жет и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Возмож­ность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов, еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный потенциал национальных информационных ресурсов, храня­щихся в библиотеках, службах научно-технической информации, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения пра­вильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанали­зировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным спо­собом.


Высокая динамизация новых информационных технологий в конце XX века и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.

Анализ современных публикаций по вопросам формирования информационной культуры учащихся свидетельствует, что учебной дисциплиной, призванной обеспечить полноценную подготовку личности к жизни в грядущем информационном обществе, многие авторы видят информатику. В рамках данной дисциплины среди объектов изучения закономерно доминируют такие понятия, как компьютер, база данных, телекоммуникации, компьютерная сеть, гипертекст, мультимедиа, база знаний, экспертная система и т.д. Соответственно, в состав умений, формируемых этой учебной дисциплиной, входят умения профессионально использовать компьютер в различных средах и режимах, включая компьютерную обработку текстовой, табличной, графической информации; реализацию удаленного доступа к автоматизированным информационным ресурсам, организацию поиска информации в INTERNET и т.д. Именно эту совокупность знаний и умений принято отождествлять в последнее время с понятием "новая информационная культура".

Однако подход к формированию информационной культуры преимущественно через изучение информатики не может быть признан приемлемым, ибо он ведет к неоправданному сужению понятия информационная культура. Как бы не совершенствовались по мере развития научно-технического прогресса технические и программные средства информатизации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять прежде всего основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно эти знания и умения, без которых принципиально не возможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений.

Как показывает анализ многолетнего опыта работы педагогов факультета информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) с учащимися общеобразовательных учреждений в системе непрерывного образования, результаты профильного собеседования с абитуриентами и наблюдения за адаптацией первокурсников общее состояние информационной культуры учащейся молодежи не может быть признано удовлетворительным.

Как правило, выпускники средних общеобразовательных учреждений, оказываются беспомощными при решении типовых информационных задач: не знают состава библиотечных каталогов и картотек, не представляют их специфические особенности при поиске информации, не знакомы с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не умеют грамотно оформить результаты поиска и т.д.. Самым тревожным симптомом, характеризующим низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний и умений в области информационного самообслуживания, не представляют, какую реальную помощь эти знания и умения могут оказать им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательной, досуговой и другой.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры личности, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме формирования информационной культуры молодежи - той социальной группы, с которой общество связывает перспективы своего развития, свое будущее - общегосударственное значение. Возникает весьма масштабная задача - подготовить потреби­теля информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной дея­тельности, развитие науки, техники, культуры, образования.

На факультете информационных технологий КемГАКИ на протяжении многих лет проводятся исследования по информационной культуре, включая разработку теоретических основ формирования информационной культуры личности; создание учебно-методического обеспечения курса «Основы информационной культуры»; апробацию и практическое внедрение курса «Основы информационной культуры» в деятельность образовательных и иных учреждений социально-культурной сферы Кузбасса; просветительскую деятельность по повышению уровня информационной культуры общества. За последние годы были осуществлены такие исследования, как «Формирование информационной культуры в системе непрерывного образования» (1994-1995гг.); «Изучение информационной культуры юношества на основе анализа потока информационных запросов (1996-1997г); «Информатизация образования в Кузбассе и формирование информационной культуры в учебных заведениях региона» (1997-1999 гг.); «Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности» (1998-1999гг.). По результатам исследований проведены межрегиональная научно-практическая конференция «Информационная культура в структуре новой парадигмы образования» (г. Кемерово, декабрь 1999 г.) и региональный научно-практический семинар «Формирование информационной культуры личности в условиях библиотечно-информационных и образовательных учреждений» (г. Новокузнецк, апрель 2000 г.), изданы сборники (1-2) и учебные пособия (3-4).

На основании теоретического осмысления феномена информационной культуры, изучения мирового и отечественного опыта формирования информационной культуры личности, в результате исследования состояния информационной культуры различных категорий потребителей информации Западной Сибири (школьники, студенты, аспиранты, учителя, инженерно-технические работники и др.) на факультете информационных технологий КемГАКИ была сформулирована концепция развития системы информационного образования за счет внедрения в образовательных учреждениях всех уровней интегративного учебного курса «Основы информационной культуры» с предварительной разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения, изданием учебной литературы и подготовкой педагогических кадров.

В основе концепции лежат идеи деятельностного подхода и блочно-модульный принцип построения комплекса учебных программ. Реализация идей деятельностного подхода означает, что курс «Основы информационной культуры» строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной или профессиональной деятельности.

Использование блочно-модульного принципа предполагает, что моделирование учебных программ ведется путем отбора деятельностных характеристик в соответствии с категорией обучаемых и основными видами их учебной или профессиональной деятельности.

Эти принципы были положены в основу разработанного нами комплекса учебных программ по основам информационной культуры и рассчитанных, соответственно, на учащихся старших классов, учителей, студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей вузов (3). В состав разработанного комплекса программ входят следующие основные модули (разделы): «Информационные ресурсы и информационная культура общества», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и службах информации», «Аналитико-синтетическая обработка источников информации», «Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной или профессиональной (учебно-методической, научно-исследовательской) деятельности потребителей информации», «Информационная культура и новые информационные технологии».

Блочно-модульный принцип построения учебной программы позволил выделить как «ядерную» часть курса «Основы информационной культуры», так и ее вариативную, изменяемую часть. Постоянная, инвариантная часть курса нацелена на решение следующих задач: давать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество, формировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих в обществе информационных ресурсов; вооружать их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных; учить рациональным способам и методам подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя в условиях широкого внедрения новых информационных технологий.

Вариативная, меняющаяся в зависимости от категории обучаемых часть курса «Основы информационной культуры» учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.

Все разработанные учебные программы, независимо от категории пользователей, на которых они рассчитаны, объединяет единство цели - облегчить положение потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания». Реализации этой цели способствует интегративный характер курса, использующего не только традиционные знания по информатике, научно-информационной деятельности, библиотековедению и библиографоведению, культуре чтения, но и по прикладной лингвистике, стилистике текста, прикладной психологии, логике и др.

Стремление снизить временные и интеллектуальные затраты на анализ и синтез информации при изучении документальных источников, сделать поиск информации более продуктивным и оперативным обусловило широкое применение в курсе методов алгоритмизации и формализации. Вместе с тем эвристический характер многих процессов, связанных с разысканием, анализом и синтезом информации, обусловил включение в программы рассмотрение причин, по которым современный пользователь имеет зачастую негативные результаты информационного поиска, остается неудовлетворенным и разочарованным при обращении к информационным системам.

Каждая программа имеет четкую целевую ориентацию, ее содержание строго дифференцировано в зависимости от категории обучаемых и круга решаемых ими задач учебной или профессиональной деятельности. Это проявляется как в отборе содержания обучения, так и в отборе публикаций, включенных в списки рекомендованной для освоения курса литературы. Несмотря на то, что предлагаемые учебные программы носят строго профилированный характер (старшеклассники, студенты, учителя, преподаватели вузов), сфера их применения может быть расширена. Исходя из принципов деятельностного подхода и имея в качестве основы, «ядра» курса инвариантную часть, можно получить самые разнообразные варианты учебных программ по основам информационной культуры. Например, на основе программы для старшеклассников не составляет принципиальной сложности построить программу, рассчитанную на учащихся средних специальных заведений, а по аналогии с программой для студентов вузов искусств и культуры построить программы обучения для студентов технических, сельскохозяйственных, медицинских и других вузов. Таким же образом обстоит дело с программами, рассчитанными на преподавателей, исследователей, аспирантов, соискателей гуманитарного вуза.

Разработанная концепция формирования содержания учебных программ по основам информационной культуры прошла апробацию в учебных заведениях Кемеровской области. Курс «Основы информационный культуры» внедрен в учебный процесс на всех факультетах Кемеровской государственной академии культуры и искусств, ряде общеобразовательных школ и школ-гимназий городов Кемерово и Новокузнецка.

Повышение уровня информационной культуры массового пользователя современных информационных систем может быть достигнуто, с нашей точки зрения, в результате специально организованной, планомерной деятельности образовательных учреждений, а для этого необходимо, прежде всего, подготовить соответствующим образом самих учителей, преподавателей. С этой целью курс «Основы информационной культуры» внедрен в учебный процесс Кемеровского, Беловского, Ленинск-Кузнецкого педагогических колледжей. Кроме того, повышение квалификации в сфере информационной культуры учителей, преподавателей педагогических училищ и колледжей Кемеровской области осуществляется на базе Кемеровского областного института усовершенствования учителей в ходе проведения курсов, программа которых предусматривает 80 часов лекционно-практических занятий.

Учитывая прямую причастность работников библиотек к решению проблемы формирования информационной культуры личности на факультете информационных технологий КемГАКИ на основе специальности 05.27.00 "Библиотековедение и библиография" осуществляется подготовка кадров по специализации «Преподаватель основ информационной культуры». В рамках деятельности аспирантуры академии выполняются диссертационные исследования по различным аспектам проблемы формирования информационной культуры.

Определяя перспективы дальнейших исследований, подчеркнем, что плодотворность развития прикладных исследований в области информационной культуры, эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы образовательных учреждений зависит, с нашей точки зрения, от выполнения следующих условий:

  1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов должна быть введена специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры», призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.

  2. Внедрение курса «Основы информационной культуры» требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.

  3. Формирование знаний и умений учащихся в области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы должны позволять не только формировать общие представления о возможностях персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также сетевых информационных технологий, в частности, с использованием INTERNET. Организация подготовки школьников в области новых информационных технологий требует согласования на уровне государственных стандартов содержания курсов «Основы информационной культуры» и «Основы информатики».

  4. Успешность внедрения курса «Основы информационной культуры» в практику работы общеобразовательных учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых. Необходимость организации специальной подготовки педагогических кадров по информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе проведенного нами социологического опроса учителей и библиотекарей. Как показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверхностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90% опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей "Основ информационной культуры" на базе средних и высших учебных заведений.

Завершая анализ результатов проведенного исследования, следует подчеркнуть, что обеспечение необходимых условий для реализации намеченных положений со стороны всех причастных к формированию образовательной политики органов является сегодня важнейшей государственной задачей, результаты решения которой во многом призваны определить облик будущего России.


Литература


  1. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей/ Науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. -181 с.

  2. Основы информационной культуры: Сборник методических материалов/ Кемер. гос. ин-т искусств и культуры; Науч-метод. центр гор. упр. образования. - Кемерово, 1999. - 250 с.

  3. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие Ч1. / Гендина, Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Н.И., Скипор И.Л.- Кемерово, 1999. - 167 с.

  4. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие Ч.2. / Гендина, Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Н.И., Скипор И.Л..- Кемерово, 1999. - 108 с.










Похожие:

Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconКонцепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации гендина Н. И. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005). Постановка проблемы
Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации (2005)
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconКурс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы Гендина Н. И. Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Гендина Н. И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы (2002)
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации...
Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона (1999) iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов