Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов icon

Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов



НазваниеWeb-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов
Дата конвертации23.09.2012
Размер73.99 Kb.
ТипДокументы

Григорьева И.В. WeB-портфолио как средство формирования
медиакомпетентности будущих педагогов (из опыта работы ГОУ ВПО
ИГЛУ) // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 265-269.


WEB-ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

И.В. Григорьева

Иркутский государственный лингвистический университет

В условиях постиндустриального общества актуализируется вопросы информатизации российского образовательного пространства. Данные вопросы следует решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и поиском новых средств, форм и способов взаимодействия социокультурных институтов (медиа и образования), а также сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях информационного общества. На сегодняшний день эти задачи призвано решить медиаобразование. Медиаобразование, на наш взгляд, -область знаний, которая не ставит перед собой задачи оградить современное поколение от влияния медиа. В первую очередь, медиаобразование призвано подготовить молодое поколение к жизни в информационно - насыщенном обществе, т.е. научить жить в гармонии с СМИ и СМК, осуществлять компетентную навигацию в информационном пространстве, научить учиться Для себя и с толком для будущей карьеры, рационально используя контент


264

265

информационного пространства. Другими словами, в условиях медиатизированного общества становится значимо формирование медиакомпетентной личности. Особым образом этот вопрос касается будущих педагогов, поскольку на них возложена ответственность за передачу знаний и опыта, т.е. осуществление подготовки молодого поколения к жизни в условиях информатизации. Проведенный нами анализ современного положения в сфере СМК показал, что в информационном постиндустриальном обществе существует социальный заказ на медиакомпетентного педагога, способного осуществлять поиск, отбор, использование, оценку информации в плотном информационном поле современного общества; создавать и передавать медиатексты в различных форматах СМК; организовывать интегрированные медиаобразовательные занятия; создавать медиаобразовательное пространство школы. Вопрос о медиакомпетентности педагога актуализируется ещё и потому, что в обществе наблюдается рассогласование опыта взаимодействия с медиа у старшего поколения и молодежи. Современный школьник свободно использует различные формы медиа (Интернет, SMS-сообщения, мобильные коммуникации и многое другое). Подобная ситуация говорит о том, что школьнику на сегодняшний день комфортнее находиться в условиях информационного общества, чем его учителю. В качестве доказательства проанализируем типологию культур по М.
Мид, проливающую свет на необходимость целенаправленного медиаобразования будущего педагога. М. Мид различает в человеческой истории три типа культур с точки зрения трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников; конфигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративные, возникающие в середине XX столетия, определяющие новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. «Во всех частях мира, где все народы мира объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших, и наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ» [I, с. 361]. Итак, наше традиционное образование, ориентированное на передачу опыта от старших к младшим, сменяется префигуративным типом культурной организации, ориентированным на будущее. В такой социокультурной ситуации, где происходит изменение типа отношений между поколениями, неизбежно изменение содержания подготовки будущих педагогов. Подобный факт, по мнению Л. Казанцевой, «приводит к необходимости ведения работы по изучению средств массовой коммуникации в вузе, следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по формированию готовности студентов педагогических специальностей к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных учреждениях [2, с. 57]. Отсюда можно предположить, что преподаватель вуза, определив перед собой цель - сформировать медиакомпетентную личность в лице студента - будущего педагога, готового к осуществлению профессионально-

266

культурного диалога с информационным обществом, должен осуществлять целенаправленную подготовку студентов к реализации медиаобразования в общеобразовательных учебных заведениях. Стратегия формирования медиакомпетентного специалиста в области образования может быть, на наш взгляд, реализована через медиатворчество студентов. «Медиатворчество предполагает более широкое пространство технических средств, включающих радио, телевидение, печать, аудиозапись, компьютерную графику и т. д.» [3, с.З]. Через медиатворчество педагог в вузе сможет расширить представления студентов, будущих педагогов, о медиа, раскрыть интеллектуальный потенциал современных информационных технологий и «медиакультуры как средства для дальнейшего непрерывного самообразования» [4, с.74]. Продолжая размышлять о медиатворчестве, следует обратить внимание на то, что современные информационные технологии позволяют практически любому человеку не только освоить различные специальные умения и навыки, получить доступ к существующим информационным источникам и широко использовать полученные с их помощью информационные данные, но и создавать собственные информационные продукты. Одним из таких продуктов является «web-портфолио». Долгое время в педагогике «портфолио» использовался только в качестве аутентичного средства оценивания результатов образовательно-профессиональных достижений учащихся. На наш взгляд, авторы подхода недооценивают его образовательный и интеллектуальный потенциал. В век информатизации и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты создавали «web-портфолио». Разработка портфолио такого формата позволяет легко развивать комплекс медиаобразовательных знаний и умений, тем самым формировать медиакомпетентность у студента. Таким образом, с одной стороны, «web-портфолио» выступает средством аутентичного оценивания результатов образовательно-профессиональных достижений, а с другой стороны, содержит в себе огромный медиаобразовательный потенциал. «Web-портфолио» (web-portfolio) представляет собой web-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио студента, школьника— это web-сайт, на котором отражаются образовательные результаты— результаты выполнения лабораторных работ, проектных заданий, совместной деятельности» [5]. В педагогике принято различать «web-портфолио» по субъектам деятельности на индивидуальный и групповой. Таким образом, web-портфолио может создаваться как одним студентом, так и студенческой группой. Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды web-портфолио, как практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические. В зависимости от специфики цели web-портфолио различают web-портфолио Достижений, web-портфолио личного роста, web-портфолио - коллектор, web-портфолио проекта. По времени создания web-портфолио делятся на НеДельные, семестровые, курсовые [6]. Анализ современных on-line изданий ^оказал, что одним из неотъемлемых преимуществ web-портфолио можно возможность демонстрации результатов образовательно-

считать

267

профессиональных достижений студентов в виртуальном пространстве перед
потенциальным работодателем. Имея личный web-портфолио, студент сможет
демонстрировать собственную медиаобразовательную компетентность,
которая, в свою очередь, составляет один из первых пунктов в списке
требований к соискателю на современном рынке труда. Наличие web-
портфолио позволяет будущему педагогу позиционировать себя как
компетентного специалиста, готового жить и работать в условиях
информационного общества. Со стремительной скоростью «web-портфолио»
приобрел известность как среди американских, так и европейских педагогов, а с
2004 года стал популярен и в России. К примеру, несколько российских
высших образовательных учреждений используют его в качестве средства
формирования медиакомпетентности у будущих педагогов. Так, кафедра
педагогики Иркутского государственного лингвистического университета
(ИГЛУ) осуществляет серьезную работу по подготовке будущих педагогов к
реализации медиаобразования в современной школе. В 2008 учебном году в
рамках идеи создания медиаобразовательного пространства университета
началась экспериментальная работа по внедрению «web-портфолио» в
образовательный процесс вуза. На сегодняшний день результатами данной
работы является проведение внутрикафедрального семинара «Педагогический
web- портфель как средство мониторинга профессионального роста студента».
Цель семинара - расширение медиаобразовательного пространства вуза и
формирование медиакомпетентности студентов педагогических

специальностей. На семинаре были представлены доклады преподавателей, аспирантов и студентов. Успешно прошла презентация web-портфолио как одного из инновационных средств мониторинга образовательно-профессиональных достижений студентов. Представлен студенческий опыт создания сайта специальности «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью (иностранный язык) http://www.pedagogika-islu.narod.ru; опыт по разработке студентами ИГЛУ (педагогических специальностей) школьного сайта по заказу одной из муниципальных школ Иркутской области http://pokrovskay-shkola.narod.ru, а также индивидуальные web-портфолио отдельных студентов.

Итак, мы видим, как web-портфолио актуален для вузовской и школьной педагогики. Думается, что, овладев медиакомпетентностью с помощью web-портфолио, молодые специалисты понесут свои знания и опыт в стены современных школ для реализации целенаправленного медиаобразования подрастающего поколения.

Литература

  1. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид ; [Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; Сост., авт. послесл., с. 5-30, и отв. ред. И. С. Кон], 429 с. ил. 22 см, М. Наука 1988.

168.


  1. Казанцева, Л. Педагогические условия подготовки будущих специалистов к реализации медиаобразования в учебном процессе [Текст]/ Л. Казанцева // Учитель. - 2006. - № 5. - 57-62.

  2. Спичкин, А. В. Что такое медиаобразование [Текст] / А.В. Спичкин. -Курган: Изд-во КИПКРО, 1999. - С. 13.

  3. Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты [Текст] / А.А. Новикова, А.В. Федоров //Инновации в образовании. - 2008. - № 10.- С. 71-93.

  4. Веб-портфолио [Электронный ресурс] / «Википедия» - свободная энциклопедия, - http://ru.wikipedia.org/wiki

  5. Полилова, Т. А. Концепция электронного веб-портфолио [Электронный ресурс] - http:,7schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm



169.





Похожие:

Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconФормирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза
Григорьева И. В. Формирование медиакомпетентности будущих педагогов в медиаобразовательном пространстве вуза // Молодежный научный...
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconФормирование коммуникативно-речевой компетентности студентов как условие их социальной адаптации Международный форум «Инновационные технологии в сервисе»
Ятельности людей, коммуникативное средство, средство познания мира, связи поколений, выражения деятельности сознания человека (когнитивное...
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconРусский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей рябкова Н. И. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconДокументы
1. /Рекомендации по аттестации педагогов-психологов ДОУ/Компьютерная презентация психолого-педагогической...
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconЛ. П. Приходько, учитель начальных классов
Методическая лаборатория как средство формирования профессиональной компетентности учителей
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconО портфолио (портфеле учебных и внеучебных достижений учащихся моу лицея №15) Общие положения
Портфолио. Основное преимущество метода Портфолио заключается в том, что он является многофункциональным инструментом как оценивания,...
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconДокументы
1. /ЧАСТЬ I. КАК СДЕЛАТЬ ПРОСТЕЙШИЙ WEB-САЙТ/Как создаются Web-страницы.doc
2.
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconМоу «сош №33» Компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconЭфироопорный электролёт как лучшее средство космоплавания
Надо сказать – не густо! «Идеальное космическое средство», на поверку, оказывается подобным соломинке, за которую хватается утопающий....
Web-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов iconЭлектронные средства обучения в преподавании филологических дисциплин станкевич Елена Викентьевна, руководитель мо учителей гуманитарного цикла уо «Турковская госш»
Ельно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов