Инновации в медиаобразовании icon

Инновации в медиаобразовании



НазваниеИнновации в медиаобразовании
Дата конвертации23.09.2012
Размер274.33 Kb.
ТипДокументы

Гудилина С.И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С.7-21.

ИННОВАЦИИ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ


(из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения»)

С.И.Гудилина,

Институт содержания и методов обучения РАО

Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность

С середины XX века в европейских странах мира сформировалось педагогическое направление, которое назвали медиаобразованием. Это направление призвано помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, осваивать язык средств массовой информации, научиться анализировать медиатексты и т.д. В этом направлении существуют декларации на международном уровне: Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (1982), декларации ЮНЕСКО (1999, 2002) и Совета Европы (2002), международного симпозиума ЮНЕСКО по медиаобразованию в Париже (2007) и др. «Интеграция медиаобразования в школьные программы требует более чёткого определения области медиаобразования. Сегодня уже больше не стоит вопрос о том, как различать образование «при помощи медиа» как педагогического инструментария и образования «о медиа», как предмете для изучения. Сейчас медиаобразование рассматривается в контексте экономической и социальной среды, испытывающих значительные изменения вследствие интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий. Медиаобразование применимо ко всем видам медиа независимо от используемых технологий. Вследствие этих перемен медиаобразовательная практика обогащается новыми умениями, относящихся к сфере информационных знаний и интерактивной коммуникации, включая социальные, правовые и этические аспекты. Концепция медиаобразования включает три основополагающие задачи:

• предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся
потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в
демократической жизни;

  • развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями;

  • поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации» (Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию, http://edu.of.ru/attach/17/25568.doc).


7


В состав экспериментальной площадки (ГЭП) «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» (научный руководитель - Гудилина СИ.) входят московские школы №№ 1173, 858, 574, 515, 511, 1405 «Вдохновение» и детский сад №2435.
В ходе разработки инновационной системы был включен еще один уровень образования - вузовский, который позволил отработать систему медиаобразовательной подготовки учителей. Поэтому в результате сложилась модель инновационной площадки, которая включает разные уровни образования (дошкольное, школьное и высшее), а также разные формы обучения (традиционные и элементы дистанционного обучения).

^ Вуз

Школа

Детский сад

Веб-сайт art.ioso.ru

Рис.1. Модель инновационной площадки по медиаобразованию

ГЭП работает уже не первый год и предлагает ряд инициатив, которые могут позволить образовательным учреждениям внедрять медиаобразование в практику своей школы.

^ Основные инновации ГЭП

I. В каких направлениях проводилась работа по медиаобразованию? Медиаобразование развивается по двум основным направлениям:

  • на базовом уровне - как надпредметная образовательная область, которая представлена в концепции интегрированного медиаобразования с базовым (автор - Л.С.Зазнобина);

  • на уровне дополнительного образования - это школьные кино- или радиокружки, журналистские или анимационные студии.

В обоих случаях рассматриваются методы работы с текстами масс-медиа и решаются общие проблемы деятельности с медиаинформацией, осваивают способы работы с материалами СМИ, создания текстов для газет, журналов, видеофильмов, учатся анализировать материалы масс-медиа, критически и уважительно относиться к альтернативным взглядам. Но именно медиаобразование, интегрированное в базовое, определяет массовое внедрение медиаобразования, доступное всем учащимся.

Методическую работу можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап - пропедевтический, ориентированный на формирование информационной культуры школьников. В данном контексте рассматриваются способы работы с информацией, этические и нравственные проблемы деятельности, вырабатывается ответственность за свою деятельность. Второй этап - медиаобразовательный, включающий учебную деятельность с медиатекстами.

8

Содержание обучения связано, в первую очередь, с информацией и методами ее познания. Медиатексты как средство информации необходимо рассматривать с точки зрения учителя, который несет новые знания ученикам, и с точки зрения самих учащихся, которые посредством печатной, аудио-, видео-и электронной информации адаптируются к окружающему миру и его познанию. Педагогическая задача - как можно более всесторонне понять значение информации и определить функциональные педагогические возможности ее как средства обучения. Медиатексты интересны с познавательной точки зрения, они влияют на чувства человека, на развитие его фантазии, творческих способностей, а потому это одно из самых эффективных средств воздействия на человека.

Существует целый ряд обязательных требований к использованию масс-медиа в учебном процессе. Следует обратить внимание, что специфика разных видов информации отражается на методических приемах. Представляем общие требования:

  1. ^ Пересечение медиаобразователъных и методических целей. Должна быть обозначена четко цель введения фрагментов масс-медиа в урок, как и любого другого средства обучения. Эти фрагменты должны органически вписаться в урок и сочетаться с программным материалом. Нужно обязательно связать содержание демонстрируемых медиаматериалов с последующей работой в классе. Содержание этих материалов должно работать на методическую цель.

  2. ^ Ориентация на восприятие медиатекста. К любому материалу, используемому на уроке, учитель должен подготовить вопросы, нацеленные как на восприятие школьниками предъявляемой информации, так и на выяснение того, как понята и усвоена детьми эта информация. Также может быть вариант, когда предлагается учащимся самим сформулировать проблему, вопрос и самим попытаться найти решение.

3. ^ Организация работы с медиатекстом. Необходимо рассмотреть
условия знакомства с медиаматериалами (печатной, аудио, видео) как с
источником знаний и как с источником, организующим проявление чувств,
впечатлений, наблюдений. При этом активизируется высший вид деятельности
детей - мыслительная деятельность. Поэтому педагогу важно предлагать
приемы работы, направленные на решение проблемы. Фактологические
вопросы, которые предполагают конкретный ответ на знание определенных
фактов или специфики вопроса, следует изменять на тематический или
философский смысл. Например, обсуждение фильма об искусстве, конечно,
может начинаться с простых вопросов: «Кто написал картину «Золотая осень»?
Что изображено на этой картине? Какие вы узнали новые жанры
изобразительного искусства?». Но можно и предложить вопросы,
рассматривающие отдельную сторону изучаемой темы. Ответы на эти вопросы
помогают ответить и на философские вопросы: «Стоит ли сохранять
архитектуру прошлого столетия? Как автопортрет Леонардо да Винчи помогает
нам понять сложность человеческой натуры?». Для ответа в данной ситуации
требуется осмысление, понимание, интерпретация, анализ медиатекста. Но


9

9

самым «живым» и интересным для ребят становится работа, когда ставятся вопросы, возбуждающие любопытство, заставляющие задуматься, когда можно связать изучаемую проблему с реальной действительностью. Очень часто на эти вопросы нельзя дать однозначный ответ или найти ответы в учебнике. Это могут быть самые разнообразные абстрактные, концептуальные, исследовательские проблемы. «Как мы относимся к современному искусству? Насколько современное искусство отличается от искусства Древнего Рима? Почему современные художники обращаются к библейским темам; следует ли нам задумываться над библейскими заповедями?» Ответ на подобные вопросы заставляет размышлять на более высоком уровне. Это и критическое мышление, синтез, исследование и пр.

Подобную работу можно объединить и назвать коммуникативными технологиями. Но они не будут эффективны без продуктивного результата, который создается на завершающем этапе, как представление интеллектуальной деятельности в наглядной форме. А представление исследовательских и творческих работ в яркой художественной публицистической форме в виде медиапроектов - слайд-фильмов, видеофильмов, анимации, компьютерных презентаций, веб-сайтов, помогает школьникам самовыразиться. Применение медиатехнологий не является самоцелью, это только инструмент, с помощью которого можно интересно показать результаты работы. Но в то же время именно использование современных медиатехнологий порой усиливает заинтересованность учащихся. Вот почему исследовательская, проектная или творческая работа стала сейчас столь популярна.

Коммуникативные технологии, активизирующие интеллектуальную деятельность, нельзя рассматривать без этических, нравственных, ценностных составляющих. Необходимо комплексное рассмотрение медиатекстов. Что, в конечном счете, развивает информационную культуру учащихся в широком смысле, создает условия осмысленного взаимодействия подрастающего поколения с миром масс-медиа и делает их понятными.

В тоже время и учитель совершенствует свое мастерство — обучается поиску новых подходов к анализу, объяснению и комментированию материала, к проведению беседы и т.д. Таким образом, использование медиатекстов рассматривается с позиций выявления их информационно-образовательных возможностей. Например, образовательные возможности звукозаписи в начальной школе: умение слушать и вычленять из предъявляемой на уроке звукозаписи требуемую языковую (или текстовую) информацию; умение соотносить языковую информацию со знаково-символической системой, используемой на уроках русского языка; запоминание правил грамматики с помощью звукозаписи; развитие грамматической памяти учащихся; художественная звукозапись - источник информационных умений школьников при написании изложений и сочинений; развитие информационной культуры школьников через звукозапись малых форм словесного фольклора на этапе обучения грамоте; умение определять по предложенной музыкальной информации содержание изучаемых тем и текстов на уроках литературного


10

чтения; словесное иллюстрирование музыкальных записей; обучение озвучиванию экранных произведений (слайдов, мультфильмов); выработка навыков публичных выступлений.

  1. ^ Образовательные функции медиатекстов, как и других средств обучения, могут быть различными - наглядно-иллюстративными, познавательными, контролирующими и др. Поэтому медиатексты могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Весьма полезно использовать медиатексты на этапе обобщения учебного материала для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно. В таком случае фиксируются основные моменты учебной темы. Особое место материалы масс-медиа занимают в системе творческих работ учащихся. Опыт показал, что они могут стать организующим центром самостоятельной и коллективной работы. Так, на базе ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» организованы и реализуются подобные проекты. Это - Ученическая телеконференция «Культура мира в Интернете», которая проходила уже в седьмой раз. И новый проект - Медиафестиваль. В этих мероприятиях принимают участие учащиеся школ Москвы и других регионов.

  2. ^ Системность работы. Работа с каждым видом информации масс-медиа должна проводиться систематически, при этом должны учитываться возрастные особенности детей, уровень их подготовки и круг интересов. Методическая деятельность проводилась по следующим направлениям: семиотическое, рассматривающее деятельность со знаковыми средами, способами видоизменения форм информации; поисковое - знакомство с поисковыми системами, формами систематизации информации и пр.; критическое - рефлексивные методы оценивания, сравнения и сопоставления информации и медиатекстов; прикладное, технологическое - освоение технических средств и способов создания медиатекстов, что помогает изнутри понять информацию масс-медиа и целенаправленность материалов.

П. Разработан Банк медиаобразовательных технологий. Какие основные идеи входят в этот банк?

Разработан комплекс медиаобразовательных приемов и форм обучения, которые могут помочь учащимся осваивать медиаграмотность, а педагогам решать медиаобразовательные задачи в педагогической практике. Все эти материалы собираются в Банке медиаобразовательных технологий, который является результатом работы ГЭП по медиаобразованию второго уровня. В дальнейшем он будет дополняться и расширяться. Банк структурирован по следующим направлениям: направления в медиаобразовательной практике, диагностические методики, медиатехнологий в детском творчестве, медиаобразование в системе компетентностного подхода, медиаобразование и ИКТ, создание авторских медиасредств, медиаобразование и гуманитарные предметы, медиаобразование в дошкольном учреждении.

В Банке задействован огромный интеллектуальный потенциал площадки, который связан с информационно-коммуникативными технологиями и


11


направлен на обновление содержания, форм и методов образования, создающий условия для реализации новых подходов в образовании.

III. Разработана система подготовки педагогов на трёх уровнях.

1 уровень - очно-заочная подготовка. Был апробирован комплекс
мероприятий по повышению квалификации педагогов (внутришкольные
семинары по теме экспериментального исследования, Интернет-семинары в
рамках проекта «Виртуальная муза», окружные семинары по
медиаобразованию, городские научно-практические конференции
«Образовательные технологии XXI века»).

Следует отметить, что в ходе экспериментальной деятельности возникают устойчивые изменения в методической системе работы учителей-экспериментаторов. Медиаобразование, интегрированное в базовое, оказывает существенное влияние на развитие умений и навыков работы с информацией из различных источников, способствует формированию информационной и коммуникативной культуры, развитию критического мышления. Активное включение современных средств информационных технологий в урочную и внеурочную деятельность способствует развитию традиционных и становлению новых форм организации познавательной деятельности, созданию основы для непрерывного образования.

2 уровень - самоаудит. Подготовлен Медиаобразовательный портфолио,
в котором рассматривается разная степень владения медиаобразовательной
подготовкой.

Следует отметить, что для использования медиаобразовательных приемов в образовательной практике учитель может быть разного уровня профессиональной квалификации (это подтверждено экспериментом). По результатам работы все учителя-экспериментаторы повысили квалификационный разряд, некоторые из них награждены «Премией Президента», «Грантом Москвы». Главным требованием к педагогическому профессионализму является желание подготовить ученика к осознанному взаимодействию с масс-медиа, что в свою очередь помогает учителю осваивать и медиаобразовательные приемы, и медиатехнологии, и включаться с учениками в творческий процесс по созданию медиапроектов.

3 уровень - работа со студентами. Разработана программа для педвузов,
которая утверждена Министерством образования и науки Российской
Федерации (Катханова Ю.Ф., Гудилина СИ. Учебный курс «Современные
информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе»/
Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического
проектирования: сборник учебно-методических материалов для педагогических
вузов. - М.: Университетская книга, 2008. С.516-533. - (Библиотека
информатизации образования).

IV. Разработана технология организации и проведения научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века» для педагогического состава. Именно на этой конференции происходит общение учителей и наглядный обмен опытом. Печатные сборники материалов конференции дают начальное представление о новых методиках и технологиях.

12

Но вместе с тем именно на этих конференциях происходит активная рефлексия каждого участника. Опрос педагогов показал, что выступления коллег не только воспринимаются на эмоциональном уровне, но и являются достаточно часто основой для развития собственной методической работы.

V. Разработана технология организации и проведения ученической
телеконференции «Культура мира в Интернете»,

http://art.ioso.ru/seminar/2009/index.htm. Работа с Интернет-технологиями расширяет представление о медиаобразовательных методиках и позволяет быстро внедрять новые возможности этих технологий в педагогическую практику. На данном этапе быди опробованы Интернет-технологии голосовой связи и голосового чата с помощью программы "ventrilo". А также в экспериментальном режиме начали создавать продукт коллективного гипертекста, когда создавать и редактировать любой текст может каждой из членов сетевого сообщества. Это перспективное направление в Интернет-технологиях для коллективного написание гипертекстов (ВикиВики) создает необычные педагогические условия, которые будут еще не раз апробироваться. Но именно им подрастающее поколение отдает предпочтение. И поэтому учителям следует особое внимание уделять гипертекстовым технологиям, составляющих новое направления развития концепции Интернета Веб 2.0.

VI. Разработана технология организации и проведения Медиафестиваля для учащихся, http://art.ioso.ru/mediafestival/2009/index.htm. Надо сказать, что изначально планировалось опробовать Медиафестиваль на экспериментальной площадке по медиаобразованию. Но представление медиапроектов детей в сети Интернета расширило географию участников и обогатило его. Идея фестиваля заключается не только и не столько в презентации детского творчества, сколько в передаче возможностей новых медиатехнологии, которые позволяют ребятам красиво рассказывать о своих исследованиях и творческих замыслах. Это новый проект, который будет еще корректироваться. Но уже можно отметить, что интерес у школьников к данному проекту огромный.

VII. Разработана технология организации и проведения Интернет-семинаров для учителей и учащихся. Назначение этих обучающих мероприятий достаточно узкое - это обсуждение конкретных медиаобразовательных вопросов. В то же время работа в сети позволяет подключать к разговору высококвалифицированных специалистов, а участникам - выбирать удобный для них режим коммуникации.

^ Отзывы о результатах участников эксперимента-инновации.

Гудилина СИ., к.п.н., научный руководитель ГЭП: Можно по-разному относиться к масс-медиа. Но мы и наши дети пользуемся телевизором, интернетом, компьютером, мобильным телефоном. И это факт. Если ещё несколько лет тому назад дети обращались к книгам, учебникам за получением информации, то сейчас многое изменилось. Как-то я присутствовала на уроке в одной из московских школ. И, когда учитель спросил учеников, где они будут брать информацию для своей проектной деятельности, первое, что они ответили - это телефон, Интернет... Это удобно

13



и быстро! Но как относиться к огромному количеству получаемой информации? Как можно её использовать? На эти вопросы отвечает медиаобразование.

Одним из важных направлений в нашей работе является исследование взаимодействия с интернет-технологиями. Интернет предоставляет возможность свободно передавать и получать информацию. И внедрение интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности является важным шагом в строительстве демократического общества. Как только мы начинаем говорить о свободе деятельности в мировой информационной сети, сразу встает вопрос о качестве информационных текстов, их достоверности. Поэтому медиаобразовательные задачи - обучение критическому отношению к получаемой информации, осознание ответственности за последствия распространяемой информации - становятся первоочередными.

На нашей экспериментальной площадке разработан методический комплекс, который направлен на решение медиаобразовательных задач -развитие критического отношения к медиатекстам, развитие умений аргументировано оценивать информацию и высказывать собственное мнение, развитие умений создавать проектные работы и представлять их в яркой и интересной форме при помощи медиатехнологий.

Надо отметить, что площадка проделала огромную работу, которая не только востребована, она помогает и детям, и учителям осваивать новый мир информации и технологий, создаёт условия, чтобы познавательный процесс по-настоящему стал интересным и увлекательным.

^ Тихомирова К.М., к.п.н., методист ГЭП:

Эксперимент в области медиаобразовательных технологий в начальных классах школы №1173 строится на многостороннем анализе проблемы в дидактическом и методическом аспектах с учетом психологических возможностей учащихся.

Круг медиаобразовательной информации очерчивается как собственно масс-медиа (естественно, с пропедевтическим уклоном для начальных классов), так и традиционными средствами обучения. В последние годы ИКТ также становится неотъемлемой частью учебного процесса в начальных классах.

Большое внимание уделяется вопросам совместной деятельности учителя и учащихся с медиаобразовательной информацией. Младшие школьники уже с первого класса приучаются к самостоятельному поиску необходимой информации в различных источниках. Следующей задачей учителя является научение школьников анализировать предъявляемую медиаобразовательную информацию.

Каждый из 12 учителей-экспериментаторов работает по своей индивидуальной теме в рамках общей проблемы (и для начальной школы, и общешкольного исследования).

Результаты исследовательской работы учителей подтверждены получением трех грантов города Москвы (Садовникова Т.Н., Нефедова Е.А., Сысоева Н.В.)

^ 14

Рудакова Д.Т., к.п.н., методист ГЭП:

Медиаобразование в школе является востребованным и актуальным направлением на современном этапе. Целенаправленная работа с различными источниками информации, развитие навыков критического мышления, умения оценивать информацию с точки зрения ее достоверности и соответствия объективным научным данным имеет большое значение для каждого учащегося. Интеграция медиаобразования со школьными предметами дает возможность учителю-экспериментатору не только обогащать содержание уроков, но и применять новые формы и методы, использовать информационные технологии для развития ключевых компетенций, надпредметных навыков.

Важным направлением становится использование современных информационных технологий, интернет-ресурсов в деятельности всех участников образовательного процесса, учащихся, учителей, методистов, администрации. Апробация и внедрение методических разработок по медиаобразованию, изучение теоретических и методических материалов в рамках ГЭП создает основы для дальнейшего развития данного направления в современной школе.

Результаты опросов, портфолио участников, данные анкетирования, наблюдений, творческие инициативы участников экспериментальной площадки позволяют сделать позитивные выводы о ходе работы в рамках площадки. Вместе с тем перед организаторами встают новые проблемы как содержательного, так и организационного плана, которые требуют осмысления и творческих решений.

^ Хвостова Т.С., директор ГОУ СОШ №858

Несколько последних лет наша экспериментальная площадка работает по теме «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения в современной школе», в связи с чем мы осваиваем компьютерные технологии, методические возможности современной компьютерной техники в учебном процессе.

Очень важно, что медиаобразование - это не только важный элемент обучения в школе, не только способ развития ребенка и формирования у него умения работать с информацией, но и один из важнейших компонентов здоровьесберегающих технологий. Окружающая среда, которая становится все более насыщенной всевозможными техническими средствами, оказывает вредное влияние на здоровье человека, а особенно ребенка. Одним из таких средств является СМИ, а ведь именно медиаобразование учит современного школьника критически относиться к различной информации, учит улавливать и вскрывать смысл того или иного информационного сообщения, понимать «кому это выгодно», вырабатывает у человека навыки восприятия информации.

Школа в апреле 2006 года участвовала в международном исследовании по программе PISA (Programm for Internetional Student Assessment Международная оценка образовательных достижений учащихся). Эта программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и

15

Развития ОЭСР (OECD -Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA поводится трехлетними циклами.

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?» Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. В этом исследовании в 2006 году участвовали дети 1991 года рождения. Участвовало 10 учреждений по Москве и 200 учреждений по России. Наша школа показала средний результат 61% выполнения заданий. Это 12 результат по России. По нашему мнению это достаточно высокий результат. Очевидно, что он обусловлен медиаобразовательной подготовкой учащихся.

^ Павлова Т.П., координатор по экспериментальной работе в школе №1173

Создан коллектив единомышленников, которым уже мало только «давать уроки» и которые хотят быть в курсе новых образовательных медиатехнологий. Повысилась медиакомпетентность учителей-экспериментаторов и членов педагогического коллектива, для которого экспериментаторы служат увлекательным примеров. Результат - проведение первой недели проектов, в которой приняли участие 52 учащихся.

Мониторинга и диагностику в рамках экспериментальной сети должны предлагать научный руководитель и методисты ГЭП, работающие в школе.

При проведении научно-практической конференции присутствие всех учителей-экспериментаторов должно быть обязательным.

В целях повышения информационной культуры школьников и учителей создать методики овладения приемами медиатехнологий, например, «Твой практикум по ИКТ», в котором будут собраны практикумы по созданию презентаций, видеофильмов, слайд-шоу, работы с Интернет-ресурсами и электронными энциклопедиями.

^ Грекова Л.В., к.п.н., детский сад №2435. Медиаобразовательные технологии в работе педагога

Медиаобразование использовалось в осуществлении программы «Мир русской культуры», целью которой является включение национальных культурных ценностей в духовной опыт дошкольников, ознакомление их с традиционной народной культурой, расширение информационного пространства детей.

В ходе ее реализации был задействован значительный медиаресурс дидактического характера: документальные фильмы; детские книги; российская анимация, этнографически ярко воссоздающая реальность русской старины; слайды; диафильмы; художественные фильмы; презентации. Он обеспечил яркость впечатлений, необходимый положительный эмоциональный фон, доступность, полноту и точность учебной информации.

Были использованы компьютерные технологии («Ulead Video Studio», «Photoshop» и Power Point). Они, как показала практика, обладают поистине неограниченными возможностями для адаптации наглядной познавательной информации и насыщения учебного материала живописным, разнообразным видеорядом, а также разработки всевозможных пособий и дидактических игр. Кроме того, они позволяют осуществлять контроль качества познавательной деятельности обучающихся, который обладает дополнительным позитивным качеством, т.к. проводится в увлекательной для дошкольников игровой форме (компьютерные игры-тесты, загадки и т.д.).

Использование медиасредств позволяет интенсифицировать развитие внимания, памяти и воображения дошкольников, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Чрезвычайно важно, что при этом у детей присутствует постоянная положительная мотивации к занятиям и позитивные эмоции.

^ Медиаобразовательные технологии в работе учителя-логопеда Судаковой М.Ю., детский сад №2435

«Приятная для слуха речь ~ своего рода музыка». К сожалению, из года в год в детских учреждениях, отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей остается не выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу, часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Для предупреждения появления вторичных нарушений речи, проявляющихся в процессе школьного обучения, а также для улучшения социальной адаптации ребенка к условиям школы и его новой роли ученика-обучение родному языку - является одной из главных - среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Общие социокультурные изменения, возросшие требования родителей к
качеству образовательного процесса в детском саду требуют постоянного
обновления, совершенствования содержания и методов воспитания и обучения
детей, «ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к
учению у других». Важнейшим условием такого обновления, наряду с
традиционной системой обучения, является использование

медиаобразовательных технологий. Рассматривая медиаобразовательные технологии, мы обратили внимание на видео- и компьютерные программы, которые обеспечивают развитие речевого аппарата, профилактику и коррекцию дефектов, способствуют развитию внимания, мышления и памяти. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ они могут выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. При условии квалифицированного консультирования они могут быть рекомендованы родителям, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей

Использование медиаобразовательных технологий позволили сделать процесс коррекции речевых нарушений увлекательным и интересным как для ребенка, так и для педагога.


16

17

Повысилась эффективность и динамичность занятий.

У детей с недостаточной сформированностью мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер появилась заинтересованность, готовность к занятию, стремление достичь положительного результата в работе, повысился уровень общей инициативы, уверенность в собственных силах, появилась эмоциональная раскрепощенность, доброжелательность, оптимизм.

В целом речь детей стала более развернутой и выразительной, постепенно исчезли речевые штампы, расширился словарь, дети используют в речи сложные грамматические конструкции.

Чем полнее и разнообразнее использование медиаобразовательных технологий, тем успешнее идёт развитие у детей коммуникативных навыков и умений. У ребёнка: «включается» потребность в общении, формируется представление о нормах и правилах эффективного общения. Дети учатся поддерживать и завершать разговор, разрешать возникающие конфликты, заинтересовывать собеседника своим мнением, а иногда и принимать его точку зрения.

Всё это пригодится ребёнку и в школе, и во взрослой жизни.

^ Ступченко С.Н., детский сад №2435. Медиаобразовательные технологии в работе педагога-эколога.

Гипотеза: развитие умения осмысленно пользоваться и воспринимать различные виды медеатекстов, позволит воспитать грамотного и внимательного зрителя, развить кругозор, умение видеть целостную картину мира.

Задачи:

  • изучение теоретических и психолого-педагогических работ по проблеме медиаобразования;

  • создание базы информационной среды: видеофильмы, аудиопродукция, печатная продукция (энциклопедия, журналы, книги, иллюстрации);

- разработка методических приемов критического восприятия информации;

- подготовка детей к умению переводить визуальную информацию в
вербальную, вербальную информацию в визуально-знаковую.

Во время работы по данной проблеме мы увидели, что нашей главной задачей является не простой просмотр видеофильмов, а развитие кругозора и воспитание грамотного и внимательного зрителя и умение видеть общую целостную картину мира.

В результате эксперимента ребенок научился:

  • различать источник информации (разделять по жанрам);

  • воспринимать информацию из различных источников (книги, журналы, документальные фильмы, научно-популярные фильмы, телепередачи, мультфильмы, компьютерные программы).

  • сравнивать информацию, полученную из разных источников;

  • находить ошибки в информации и их исправлять.

Результат: дошкольники могут определить источник информации (достоверный или вымысел), сравнивать информацию, полученную из различных источников, находить и исправлять ошибки.

Фомченкова М.С., педагог-психолог, детский сад №2435 Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания -всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества

каждого ребенка.

Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать,

правильно выполнять задания.

В ходе экспериментальной работы была предложена рабочая гипотеза исследования: мы предположили, что использование медиаобразовательных технологий на занятиях в детском саду может существенно повлиять на качество свойств внимания (объем, концентрация и устойчивость).

Экспериментальная работа проводилась с детьми подготовительной группы детского сада из 20 человек. В работе участвовала контрольная группа такого же возраста также в количестве 20 человек. Результат:

в экспериментальной группе объем внимания вырос на 0,6; концентрация внимания — на 0,8; устойчивость - на 0.9. Наибольшие изменения произошли в устойчивости внимания. (Рисунок 1).

в контрольной группе соответственно объем внимания вырос на 0,1; концентрация - не изменилась, и устойчивость внимания выросла на 0,05

Отзыв учителя географии Рыжкиной Н.Д. (школа № 858):

Участие в эксперименте:

  • повышает профессиональный уровень,

  • повышает творческий потенциал учителя и учащихся,

  • повышает интерес учащихся к предмету,

  • учит правильно работать со СМИ, уметь представлять творческие работы, находить новые формы использования источников СМИ,

  • даёт новые формы методических разработок по отдельным курсам предмета,

  • возможность проводить уроки на высоком уровне с использованием ИКТ.

Варламова Марина Ивановна, учитель начальных классов школы № 1173 Медиаобразованием я занимаюсь уже не первый год. Эта работа заставила меня пересмотреть содержание своей работы, разнообразить виды деятельности на уроке с использованием различных средств обучения, применять нетрадиционные формы и приемы работы. Разнообразие медиаобразовательной


18

19

информации способствует также созданию условий для изменения видов деятельности детей, расширяет их образовательные возможности. Евстратова С.Ю., учитель начальных классов школы № 1173: Участие в эксперименте по медиаобразованию ввело меня как учителя в область научно-исследовательской работы. Основная проблема (работа с медиаобразовательной информацией, ее поиск, анализ, критическое отношение к информации, перевод одной знаковой системы информации в другую) решается учителем-экспериментатором с разных позиций:

  • анализ учебных программ и учебников для выявления наиболее значимых тем с использованием медиаобразовательной информации;

  • четко обозначенная цель использования медиаматериалов;

  • продуманная методическая система использования медиаматериалов;

- систематичность и постоянность в работе по медиаобразовательным
технологиям;

  • создание авторского дидактического материала;

  • проблема дизайна урока.

Все сказанное способствует повышению моей квалификации как учителя, что, в свою очередь, безусловно, оказывает положительное влияние на детей.

^ Сысоева Наталья Викторовна, учитель начальных классов школы № 1173

Уже восьмой год я участвую в экспериментальной работе по медиаобразованию. Естественно, что медиаобразование положительно влияет на общее развитие учащихся, но и для учителя это важная ступень в повышении профессиональной квалификации. Последние четыре года я работала над проблемой использования СМИ в начальных классах. Информацию из СМИ в полном объеме в начальной школе использовать нельзя, однако я как учитель-экспериментатор нашла формы работы со СМИ с участием своих учеников. Основу этой работы составили детские журналы: «Колокольчик», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Винни и его друзья», «Познаю историю с Воли», «Простоквашино» и т.д. Информация, которая дается в этих журналах, может быть широко использована на уроках окружающего мира, литературного чтения, истории, русского языка. Мною составлены таблицы, из которых видно, на каком уроке, по какой теме может быть использован материал из детского журнала. Также указаны номера журналов, название журнала, год выпуска, страница и название статьи.

Кроме того, работы моих учеников печатаются в журнале «Колокольчик» в разных рубриках, и эти работы детей я также использую на своих уроках. Вся эта работа приобщает детей к миру СМИ. Дети не только находят журналы, но и выбирают информацию, необходимую для урока. Это расширяет их кругозор, воспитывает читательский интерес, развивает эстетический вкус.

^ Цыганова И.Ю., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы школы № 1405

Участие в эксперименте положительно отразилось на повышении профессионального уровня учителей и компетентности учащихся в предметах

20

художественно-эстетического цикла, расширилась материально-техническая поддержка уроков. Налаживается система по созданию единой базы данных медиаобразовательных технологий, созданной в нашей школе, и в проекте (обмен наработанным материалом между школами для создания медиатеки).

^ Михарева Н.Б., директор школы №574, Бобкова Т.В., зам. директора школы

Благодаря работе данной ГЭП в нашей школе существенно повысился уровень информационной культуры преподавателей и учащихся, люди по — новому стали работать с информацией и информационными источниками. Администрацией и педагогами школы была разработана и внедрена в практику работы программа развития «Информационная культура личности как условие успеха в обществе знаний», с которой школа приняла участие в конкурсе ПНПО - 2007. Образовательное учреждение победило в конкурсе, были выделены денежные средства, которые помогли значительно улучшить материально - техническое оснащение учреждения, а также продвинуться вперед в изучении медиаобразовательных технологий и разработке средств обучения.

^ Александрова М.М, учитель информатики и ИТ школы № 574

Участие в ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» позволяет повышать свой профессиональный уровень, участвуя в семинарах, форумах и конференциях; заниматься самообразованием, находить новые подходы к организации и проведению уроков, включая в них элементы медиаобразовательных технологий.

Участие в ГЭП позволяет реализовывать и творческие амбиции учащихся через создание образовательных проектов и обсуждение их на форуме. А работа по анализу и оцениванию проектов других учащихся помогает в развитии аналитических способностей для интерпретации и оценки содержания потоков информации.

21




Похожие:

Инновации в медиаобразовании iconОпубликовано в журнале «Инновации в образовании» (Москва): Федоров А. В
Федоров А. В. Современное массовое медиаобразование в России: поиски новых теоретических концепций и моделей // Инновации в образовании....
Инновации в медиаобразовании iconПоложение о районном Фестивале педагогического мастерства «Мои инновации в образовании»
Фестиваль «Мои инновации в образовании» проводится управлением образования администрации Саянского района с целью привлечения педагогов...
Инновации в медиаобразовании iconБиккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17
Инновации в медиаобразовании iconФедоров А. В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. № С. 175-226

Инновации в медиаобразовании iconГазета «Первое сентября» №28. 03. 2009. О чем пишут, что читают?
Презентации, учебные фильмы, работа с разными видами сми – элементы медиаобразования уже широко используются в повседневной работе...
Инновации в медиаобразовании iconДокументы
1. /Сборник материалов научно-практической конференции Опыт и инновации в решении.pdf
Инновации в медиаобразовании iconФормы методической поддержки учителей
...
Инновации в медиаобразовании iconА. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор
Федоров А. В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных...
Инновации в медиаобразовании iconАнкета по мониторингу реализации инновационных образовательных программ муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Охватывают инновации в образовательной программе Вашего учреждения? (Отметьте все подходящие варианты ответа)
Инновации в медиаобразовании iconИнновация как технология: специфика вуза мвд
Опубликовано в: Инновации в образовательной деятельности: формы, методы, технологии: мат-лы межвуз методологической конф. / под ред....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов