Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. icon

Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н.



НазваниеФормирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н.
Дата конвертации23.09.2012
Размер36.17 Kb.
ТипДокументы

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ (2003)


Колкова Н. И.


Колкова Н. И. Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003).


Современное общество все более активно вступает в новую фазу сво­его развития, приобретая статус информационного. Благодаря достижени­ям информатизации в новом обществе, основанном на компьютерных системах и сетях, каждый человек получает возможность свободного дос­тупа к информационным ресурсам всей цивилизации. Тем самым создают­ся условия для преодоления информационного кризиса и ликвидации неравенства между информационно «бедными» и информационно «богаты­ми».

Уже сегодня большинство информационных и библиотечных учрежде­ний страны и, в частности, Кузбасса не только компьютеризированы, но и ин­тегрированы в единое мировое информационное пространство на базе глобальной сети ИНТЕРНЕТ. Наличие множества автоматизированных информационно-библиотечных систем и сетей, создание электронных биб­лиотек и развитие виртуальных информационных служб ведет к принципи­альному изменению информационной среды современного потребителя информации. Типичными чертами ее обновления являются существенные изменения, с одной стороны, в составе информационных ресурсов (элек­тронных каталогов, баз данных, массивов электронных документов, включая гипертекстовые и мультимедийные), а с другой - в способах пользования ими (удаленный доступ к цифровым электронным массивам, интерактивный по­иск информации, передача файлов, электронная доставка документов и дру­гие результаты внедрения Интернет-технологий). Высокая комфортность (получение информации на рабочее место) и оперативность становятся при этом неотъемлемыми атрибутами информационного сервиса.

Благодаря вкладу информатики как учебной дисциплины в развитие уча­щейся молодежи для многих представителей молодого поколения техниче­ское решение информационных задач, основанных на использовании воз­можностей персонального компьютера и телекоммуникаций, не составляет проблемы. Что же касается обеспечения таких важнейших показателей ин­формационного поиска, как требуемая полнота и точность выдачи информа­ции, то здесь для учащейся молодежи путь к успешному решению инфор­мационных задач оказывается весьма затруднительным.
Результаты наших исследований уровня информационной культуры старшеклассников показы­вают, что выпускники средней школы оказываются беспомощными при вы­полнении важнейших технологических операций автоматизированного информационного поиска: формулировании информационного запроса; вы­боре подлежащих обследованию конкретных информационных массивов (определение баз данных и их конкретных файлов, в которых следует вести поиск); установлении состава терминов, позволяющих войти в базу данных и вести поиск, а также терминов, позволяющих при необходимости уточнить запрос; разработке стратегии и тактики поиска (расширение, лимитирование поисковых признаков); планировании поиска с использованием различных поисковых машин Интернет. Все это в сочетании с незнанием структуры ав­томатизированных информационных ресурсов, генераторов и владельцев баз данных, состава и наполнения их сайтов делает преимущества автомати­зированного информационного поиска недосягаемыми для старшеклассни­ков, не позволяет получить реально ощутимые положительные результаты.

В подготовке учащейся молодежи как потребителей информации долж­но быть предусмотрено особое звено, обеспечивающее наличие знаний и умений в области использования автоматизированных информационных, ре­сурсов. Таким звеном при решении задач информационного самообслужива­ния обучающихся пользователей автоматизированных информационно- биб­лиотечных систем (АИБС) должен стать особый раздел курса «Информаци­онная культура», посвященный изучению использования новых информаци­онных технологий. При этом не следует рассматривать учебную дисциплину «Информатика» как всеобъемлющее средство решения данной задачи. Ее роль в организации информационного образования должна заключаться в формировании компьютерной грамотности как фундамента информацион­ной культуры пользователя автоматизированных информационно-библио­течных систем.

Решение проблемы формирования информационной культуры учащей­ся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-биб­лиотечных систем в качестве первоочередных мероприятий требует:

1. Разработки стандарта информационной культуры пользователя
АИБС как совокупности соответствующих знаний и умений.

  1. Размежевания ролей в формировании пользователя АИБС учебных
    дисциплин «Информатика» и «Информационная культура».

  2. Подготовки комплекса научно обоснованных, учебных программ по
    курсу «Информационная культура» для учащихся 1-12 классов, содержащих в качестве обязательного компонента раздел «Новые информационные технологии».

  3. Формирования эффективного методического обеспечения овладения
    знаниями и умениями в области новых информационных технологий.

  4. Создания удобного, ориентированного на соответствующий возраст
    школьника пользовательского интерфейса, удовлетворяющего методическим условиям обучения.

  5. Обеспечения координации деятельности образовательных и информационно-библиотечных учреждений по формированию информационной культуры личности.







Похожие:

Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. icon«Развитие информационной культуры учащихся как основа формирования икт компетентности»
Программа основана на авторских программах Гендиной Н. И. и Гейна А. Г. Первая программа ориентирована на библиотечных работников,...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconПротокол №1 от 30 августа 2011 года № от 2011года положение об информационно-библиотечном центре
Оу как структурное подразделение, с функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения информации, руководства...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconУчитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки введения новой квалификации в педагогическом колледже (2002) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Учитель основ информационной культуры: объективная необходимость и предпосылки внедрения новой квалификации...
Формирование информационной культуры учащейся молодежи как пользователей автоматизированных информационно-библиотечных систем (2003) Колкова Н. iconКурс дистанционного обучения «основы информационной культуры»: от теории к практике
Библиотека как информационно-методический и культурный центр: к 100-летию вуза и библиотеки / сост. Е. Ф. Гудкова, С. А. Драгункина;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов