Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений icon

Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений



НазваниеОсобенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений
Дата конвертации23.09.2012
Размер147.24 Kb.
ТипДокументы

Особенности развития общего образования в системе
непрерывного образования интернатных учреждений



Латышев О.Ю.

ИСМО РАО


Аннотация: Дистанционное обучение занимает важное место в системе
непрерывного образования интернатных учреждений. В работе уделяется внимание различным составляющим данного процесса.


Чрезвычайно низкий в целом по стране уровень социальной адаптации выпускников сиротских учреждений приводит к моральному падению и физической гибели подавляющего большинства из них. Кажущаяся неисправимость, безнадёжность данной трагической ситуации может в должной мере сниматься. Увлечение воспитанников сиротских учреждений информационными технологиями в образовательном контексте позволят мотивировать учащихся к овладению различными предметными дисциплинами общеобразовательной школы, поднять уровень уверенности в собственных силах, почувствовать себя нужными окружающим и полезными для общества в целом. Более ста научных работ, опубликованных нами за годы работы в лаборатории, посвящено различным аспектам и точкам приложения наших исследований.

Анализируя особенности образовательного процесса сиротских образовательных учреждений различных типов и видов, мы пришли к выводу, что наиболее убедительные и устойчивые результаты являются принадлежностью учреждений, взявших на вооружение непрерывное образование. Учащиеся получают психические травмы в процессе социальной депривации и попадания в учреждения государственной поддержки детства. Если такой ребёнок последовательно переводится из дома ребёнка в дошкольный детский дом, а оттуда – в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то это не только ухудшает условия для преодоления психической травмы, но и создаёт условия для получения новых подобных травм. Наиболее широко распространённые последствия такой ситуации – нарастающая педагогическая запущенность, отставание от учеников своего возраста, возникновение психологических комплексов в процессе обучения в классе, члены которого существенно младше его. У многих таких учащихся падает мотивация к учению, вернуть которую - сложная задача даже коллектива образовательного учреждения. Воспитываясь и обучаясь в учреждении, реализующем цикл непрерывного образования, дети получают возможность более мягко переходить с одной возрастной ступени на другую, находясь под контролем одного и того же педагогического коллектива – с одной системой требований, парадигмой ценностей в воспитании, традиций большой разновозрастной семьи. Время и силы, в большом количестве затрачиваемые коллективом образовательного учреждения по прибытии новых учеников и воспитанников на адаптацию к новым для них условиям, в системе непрерывного образования не только экономятся, но и перенаправляются на углублённое изучение определенных учебных дисциплин.
Для учреждений непрерывного образования, находящихся в мегаполисах, характерно ещё и профилирование, позволяющее дополнительно усилить вовлечение учащихся в проблематику конкретных образовательных областей. В свою очередь, это позволяет сделать обучение в таких учреждениях практико-ориентированным в полном смысле этого слова. Ускоренное овладение учащимися средствами информационных технологий позволяет им не только быстрее навёрстывать отставание в освоении школьной программы, но и интенсивнее вырабатывать в себе навыки коммуникации, в должной мере выводящие их на подобающий уровень социальной адаптации.
В системе непрерывного образования интернатных учреждений общее образование приобретает следующие особенности развития. Формирование единства требований к организации образовательного процесса от дошкольной до послевузовской ступени. (Законодательные инициативы, проистекающие из практики ряда регионов РФ, указывают на необходимость контроля над выпускниками и их образовательной поддержки вплоть до 28-и лет, при условии своевременного выполнения ими учебных планов вуза, аспирантуры и докторантуры).

В цикле непрерывного образования различные образовательные учреждения в той или иной комплектности сливаются в одно с целью создания общей парадигмы смысла, цели и ценностной ориентации на каждой возрастной стадии развития учащихся. Обучение детей-сирот в таком в таких учреждениях позволяет выработать у детей стремление к определённой цели, поддержка которого на всех возрастных ступенях гарантируется общими воспитательными учрежденческими установками. Например, видя каждые будни труда учителя или воспитателя, воспитанник может последовать привлекательному и благородному примеру педагогического служения. Если в раннем школьном возрасте он может только помогать воспитателю в работе со своими младшими товарищами (в особенности – в разновозрастной группе), то в дальнейшем его ранняя профессиональная ориентация приобретёт совершенно конкретные очертания. Ученик будет видеть, что мера последовательности в его действиях чётко определит отношение окружающих взрослых к серьёзности его профессиональных предначертаний. В работе с таким ребёнком согласованные действия всех звеньев педагогического коллектива способствуют своевременному поступлению в педагогическое училище (или в педвуз), а также и успешному обучению в нём. Более того, в случае возникновения общности интересов воспитанников одного учреждения целесообразным представляется создание классов по профилю, составившему сферу предпочтения достаточного количества учащихся. Педагогическая практика в ССУЗе или вузе может также проходить на базе родного учреждения. Таким образом, каждому члену педагогического коллектива можно будет проследить, насколько успешно ученик обретает роль педагога, как проявляются в его практической деятельности их собственные навыки, на протяжении ряда лет становившиеся объектом внимания воспитанников, а теперь поступающие и на их собственное рабочее вооружение. Практика во время учёбы может проходить в школе-интернате или детском доме не только по педагогическому профилю. Не с меньшим, как минимум, успехом это может касаться работы будущего специалиста по информационным технологиям, медицинского работника, повара и т.д. Сиротское интернатное учреждение может развиваться путём создания на своей базе университетского комплекса (одно из направлений нашего исследования с апробацией в течение минувших лет). При этом условии спектр тех специальностей, по которым в стенах учреждения будет проходить практика, может быть существенно (пусть и не до бесконечности, в силу дороговизны создания требуемых условий) расширен. Так интернат или детский дом-школа поэтапно (либо единовременно) перейдёт от функционирования системы профильных классов к созданию модулей университетского комплекса. Здесь смогут преподавать сотрудники университета (или нескольких университетов, если связи широки и разнонаправлены), в чьи задачи вошло поддержание работоспособности интернатного университетского комплекса. Логика преемственности звеньев непрерывного образования в интернатном учреждении побуждает представить среди учрежденческих задач и послевузовскую подготовку выпускников. Такая ступень на данный момент является прерогативой достаточно ограниченного круга учреждений, работающих, главным образом, в порядке эксперимента. Однако выход бывших воспитанников, окончивших вуз под наблюдением интернатного коллектива, на курсы повышения квалификации может осуществляться одновременно с переподготовкой работников образования, издавна практикующих в том же интернатном учреждении. В проекции то же самое можно сказать как об аспирантуре, так и о докторантуре, на обучение в которых и соискание соответствующих научных степеней могут претендовать высококачественно подготовленные выпускники интернатов.

Углубление процесса изучения дисциплин, в наибольшей мере ориентированных на быстрое и качественное овладение специальностями, предполагающими ускорение процесса социальной адаптации интернатных выпускников.

В ходе принятия отечественных образовательных стандартов оговаривался стартовый характер позиции каждого из них. Представление о стандарте как о минимуме ученических знаний, умений, навыков предполагает последовательное углубление изучения школьных дисциплин, которыми бы каждый ученик мог овладевать, поэтапно поднимаясь над стандартом. Поскольку же и для достижения уровня стандарта также необходимо приложить оптимум усилий, как ученикам, так и педагогам, подъём над уровнем стандарта иногда видится проблематичным. Необходимостью «надстандартных» приобретений во время обучения в школе продиктовано соломоново решение проблемы ученических перегрузок путём профилирования обучения. Проблематика профильного обучения в сиротском интернате осложнена как сферой коррекционной педагогики (что лежит главным образом за пределами решаемых нами задач), так и уровнем информатизации интернатного учреждения. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что именно (и, прежде всего) в ходе информатизации решается вопрос педагогической технологизации образовательного процесса. Характеризуется это взаимопроникновением педагогических и информационных технологий. Процесс их интеграции в предполагаемом будущем приведёт к тому, что не останется информационных технологий, которые не приобретут в образовательном процессе качеств педагогических технологий. И будет иметь место взаимообратное, когда все педагогические технологии станут настолько тесно связанными с информационными., что будет невозможно представить существование одних без поддержки со стороны других. На данный момент подавляющее большинство примеров этого имеет проектный характер и вынужденно страдает определённой умозрительностью. В то же время, сделать модель взаимопроникновения разнородных технологий ярким и убедительным - не есть предмет педагогического исследования. Гораздо скорее – это вопрос стоимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс интернатного учреждения.

Нарастание практической ориентации информационно-образовательной среды интернатного учреждения, позволяющее затем выпускнику интерната быстро, чётко и без посторонней помощи овладевать возможностями ИОС внутри открывающегося перед ним социума. Воспитание и обучение детей-сирот в учреждении позволяет не только развить и закрепить в них максимально полезные для жизни навыки, но и получить обратную связь в виде открывающегося перед каждым воспитанником поля для реализации их на практике. Применительно к новой информационно-образовательной среде может быть качественно переосмыслено традиционное стремление учителя научить ребёнка работать с книгой – так, чтобы и в самостоятельной жизни он мог безошибочно найти необходимый источник для руководства к любому действию. Если ранее успешность ученика при этом в большей мере была достоянием педагогической прогностики, поскольку поле для выражения самостоятельности было не столь велико, то с появлением возможности активно использовать интернет-среду для реализации своих образовательных потребностей ученик существенно большее время остаётся один на один с открытым миром образования. Теперь в задачу учителя входит своевременное распознавание ошибок ученика в нахождении источников знаний в сети, дабы достоверность получаемой учеником информации всегда оставалась достаточно высокой. Достоверность самостоятельно найденной учеником сетевой информации должна находиться в непротиворечивых отношениях с компонентом вариативности – так, чтобы каждый учащийся в общем русле обучения всё же мог претендовать на выстраивание индивидуальной образовательной траектории. При подведении итогов общего занятия различные варианты найденной учениками информации могут стать предметом обсуждения в группе. Сравнивая полученные на страницах интернета данные, ученики могут соотнести их для получения какого-либо вывода. Общий результат такого сопоставления позволит всем ученикам понять, каковы парадигматические отношения их сетевых находок, и какое место в системе форм одного явления или предмета занимает всё то, что они стремились найти и понять на протяжении данного урока. Последовательная трансформация роли учителя при этом процессе содержит в себе гораздо больше от арбитра, нежели от ментора. И это только повышает авторитет учителя в глазах каждого ученика. Скептическое отношение учеников к поучениям объясняется ещё и их стремлением к самоутверждению, желанием стать первооткрывателями хотя бы в формате класса. Когда же информацию ученики ищут сами, а учитель внимательно следит за процессом этого поиска, стремясь понять его логику и своевременно подсказать, каких оснований для поиска существенно не достаёт, тем самым он помогает ученику самостоятельно проложить путь от информации к знанию. Чем ближе подведение итогов занятия, тем больше учитель от роли проводника и подсказчика переходит к роли третейского судьи, посредника в спорах, которые вполне могут завязаться между активными учащимися, считающими, что правомерна исключительно их точка зрения. Требуется дозированное предоставление ученикам информации учителем из кладовых собственного опыта. В то же время учитель работает над сохранением авторитета автора каждой высказанной в дискуссии ученической позиции, тем самым побуждая к сближению и последующему синтезу всех позиций. Показывая ученикам, что каждый из них прав по-своему, учитель предлагает вниманию всего класса нечто общее, частными выражениями чего и являются найденные учениками материалы сети.

На пути следования изложенным здесь возможным этапам развития интернатных учреждений существует ряд ограничений. Непреодолимыми препятствиями в росте значимости педагогического опыта учреждения их называть не следует. Однако целесообразно помнить о своеобразных факторах, способных снизить результативность предпринятых действий. Отдалённость интернатного учреждения, взявшего курс на непрерывное образование воспитанников и учащихся, от областных центров либо крупных городов. Ограничение может возникнуть в виде недостаточной активности методических служб и университетов, способных регулярно поддерживать образовательный процесс интернатного учреждения со своевременным введением образовательных инноваций и корректировок развития. Чрезмерная осторожность со стороны университетов в установлении отношений с интернатными учреждениями по организации на их базе университетских комплексов. В отсутствие последнего модель непрерывного образования в школе-интернате для детей-сирот может оказаться неполной, а следовательно - несколько менее результативной. Укорачивается трамплин, способный вынести выпускников на поле позитивного жизнеустройства, и, как следствие, может снизиться их мотивация к продолжению образования. Безынициативность управлений образования, отделов по делам семьи, молодёжи и других органов местного самоуправления, отвечающих за обеспечение деятельности интернатных учреждений. Торможение в принятии решений, регламентирующих инновационную деятельность школ-интернатов на местах, способно снизить эффективность работы педагогического коллектива интерната по принятому направлению развития. Приведённые здесь ограничения могут варьироваться в зависимости от характера ситуации на местах.

Наиболее эффективным по всем направлениям работы следует признать такое учреждение непрерывного образования для детей-сирот, в котором дом ребёнка, дошкольный и школьный детский дом, среднее специальное и высшее учебные заведения органично дополняются системой послевузовской подготовки, в виду чего коллектив учреждения может работать прежде всего на самовоспроизводство (и подготовку кадров для дочерних учреждений) – педагогический состав, обслуживающий персонал, попечительский совет, функции которого не только (и даже не столько) распространяются на материальное обеспечение образовательного процесса, но и заключаются в содействии учреждению в реализации различных форм жизнеустройства воспитанников. Для того чтобы такое многоуровневое учреждение могло быть своевременно создано, и приступить к бесперебойной работе, необходимо: организовать многофункциональную информационно-образовательную среду учреждения согласно моделям, разработанным нами на ранних этапах исследования; согласовать модели ИОС с теми учреждениями и организациями, при непосредственной поддержке которых будет работать сиротское учреждение непрерывного образования; провести курсы повышения квалификации по педагогическим и информационным технологиям для сотрудников образовательного учреждения; обеспечить учреждение соответствующей нормативно-правовой, методической и материально-технической базой, соответствующей требованиям к работе таких учреждений; согласовать модель выпускника интернатного учреждения с теми учебными заведениями, предприятиями и организациями, в стенах которых выпускникам данного интерната предстоит приобретать и повышать свою рабочую квалификацию.
Углубленное изучение выбранных учениками школы-интерната дисциплин находится в непротиворечивом единстве с ликвидацией внутриучрежденческой проблемы педагогической запущенности. Ученики, попавшие в учреждение непрерывного образования не с рождения, а уже в школьном возрасте, для которых характерна педагогическая запущенность, приобретают здесь возможность быстро и целенаправленно усвоить необходимые в процессе обучения навыки и полностью снять какое-либо отставание с повестки дня. При этом приобретается привычка справляться с учебными заданиями своевременно, выполняя их в индивидуальном едином ритме. Когда отставание преодолено, и можно приступать к учёбе наравне со сверстниками, уже приобретена уверенность в своих ученических силах, начала проявляться мотивация к учёбе как таковой, формируется круг индивидуальных образовательных потребностей, в той или иной мере осознаваемых самим учеником. Высвободившиеся по окончании навёрстывания программы обучения силы вполне уместно направить на углубленное изучение тех образовательных областей, которые соответствуют природным наклонностям ученика и его личным предпочтениям. Учителю в ряде случаев трудно сочетать учёт индивидуальных образовательных траекторий своих учеников и требований общеобразовательной программы. Однако существует определённый спектр таких средств, которые позволяют достигать повышения эффективности труда учителя, ученика, а также их совместной деятельности: включение в процесс преподавания информационных образовательных систем, прежде всего - «КМ-школы», овладение возможностями которых позволяет учитывать не только уровень представлений ученика об изучаемом предмете (вертикально), но и сферу его заинтересованности в изучении данного предмета с достаточно большой широтой вариативности выбора сочетаний различных образовательных областей (горизонтально); выбор дистанционного обучения в качестве вспомогательного компонента работы учителя с учеником. Это особенно полезно в тех случаях, когда ученик выражает желание приобрести познания в конкретной образовательной области, лежащие за пределами компетенции учителя в интернате. Сочетание компетенции дистанционного учителя (возможно, единственного в стране узкого специалиста) и учителя в интернате позволит помочь ученику предельно детально познакомиться с объектом познания, одновременно получив чёткое представление о его месте в системе родственных явлений; применительно к интернатской практике учитель в рамках «КМ-школы» и иных информационных систем имеет возможность сформировать уникальные планы уроков, учитывающие особенности внутреннего мира воспитанников, отсутствие профессиональных, психологических и прочих примеров самореализации со стороны кровных родителей, которые ребёнок может брать на вооружение во время жизни в традиционной семье. Общеобразовательная программа средней школы и последующих образовательных учреждений обычно строится с учётом того, что многие аспекты культурного опыта человечества и элементы воспитания постигаются ребёнком за рамками образовательного учреждения. Прежде всего это происходит в его собственной семье, в семьях друзей родителей и друзей ребёнка, а также культурных учреждениях, которые ребёнок, растущий в семье, имеет право посещать самостоятельно с разрешения родителей. Закрытый же характер интернатного учреждения побуждает уделить особое внимание включению в типовые планы уроков основные аспекты приобщения детей-сирот к культурному обществу человечества, компенсируя хотя бы в некоторой мере отсутствие такого детского опыта при жизни его в родной семье;

    • существенное расширение понятия медиацентра в интернате как таковом приобретает дополнительное развитие в интернатном учреждении непрерывного образования. Если с технической стороны мы имеем в идеале высокоразвитый всепроницающий интранет и Интернет в совокупности зданий интернатного комплекса либо целого его городка, то в идейном отношении здесь главенствует преемственность обликов типового медиацентра интернатного учреждения каждой возрастной и образовательной ступени последующим стадиям непрерывного образовательного процесса. Учитывать это требование представляется особенно актуальным, если принимать во внимание особенности психической организации и образовательного опыта воспитанников и учащихся интернатного учреждения как такового. Внезапно обнаруживающиеся пробелы в знаниях, полученных ими на отдалённой стадии обучения в условиях многоуровневого медиацентра ликвидируются существенно менее болезненно – как для темпоритма образовательного процесса, так и для самолюбия ученика, который может стесняться признания в своём незнании не только учителю и товарищам, но даже и самому себе. Пользуясь единым медиафондом, совокупностью предметных каталогов сетевых ссылок и других типов образовательных ресурсов, ученик может пополнять запас знаний вне зависимости от того, к какому периоду обучения они традиционно имеют отношение. Более того, при выборе индивидуальных образовательных траекторий знания, получаемые одним учеником на первом году обучения, станут актуальны для его товарища, выбравшего другую траекторию, на первом или втором году, и наоборот. Либо вообще отойдут на уровень информационного шума.
      Практико-ориентированная информационно-образовательная среда интернатного учреждения непрерывного образования в определённой мере моделирует ИОС социума, в котором предстоит самореализоваться выпускнику. В виду разновозрастного состава воспитанников также расширятся и штатно расписание учреждения. Соответственно, на протяжении пребывания в таком учреждении воспитанник приобретает достаточно разнообразный опыт общения с сотрудниками различных профессий и уровней квалификации. Таким образом, в сознании воспитанника в должной мере уравновешивается опыт общения в реальном и виртуальном мире. Картина опыта становится многогранной, и виды общения могут беспрепятственно взаимозаменяться. Находясь в учреждении, воспитанник может только виртуально общаться с интересующими его специалистами. Покидая учреждение, и желая обратиться за советом к своим воспитателями учителям, он также располагает такой возможностью. Учащийся (равно как и учитель) располагает базой данных, соответствующих новейшим представлением о предмете, совокупность трактовок видения одного предмета или явления различными специалистами в их непосредственной или опосредованной взаимосвязи с культурной средой, в которой они имеют место быть; информация, приводящая к получению знания, предоставляется ученику в сети в любой момент, во всей желаемой полноте, в полной независимости от его местонахождения, наличия или отсутствия сопутствующих пособий или личных записей; знания могут быть получены в любой последовательности, выбранной лично учеником, и отвечающей задачам именно его обучения; выстраивается и сохраняется в принципе система получаемых знаний, отличная от состояния и направленности развития систем знаний одноклассников, призванная решать задачи индивидуального обучения; уровень специализации, интересной конкретному ученику, возникает не в далёкой перспективе, а формируется уже при каждом ученическом шаге, выстраивая облик уникального специалиста, в то же время имеющего чёткое представление о стандартах, нормах и общих закономерностях коллективного труда.




Похожие:

Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconКаверин Ю. А
Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как фактор развития педагогического мастерства
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconМинистерство образования российской федерации
Российской Федерации" и в рамках реализации Программы развития воспитания в системе образования России Министерством образования...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconОт 11 июля 2008 года №590/44-03 Положение о системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района
Ьного района, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconПроектирование системы непрерывного творческого саморазвития учителя сельской школы в процессе послевузовского образования
Это приводит к закономерным изменениям в системе последипломного педагогического образования
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconКомитет образования
Утвердить прилагаемое Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Утвердить прилагаемое Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconПоложение о формировании фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений Петровского муниципального района Положение
Мулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (далее учреждений), реализующих образовательные программы...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 29 августа 2011 г. N 2235 об утверждении положения о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
Освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconЗарегистрировано в Минюсте РФ 25 октября 2011 г. N 22118 министерство образования и науки российской федерации
Утвердить прилагаемое Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Особенности развития общего образования в системе непрерывного образования интернатных учреждений iconРезолюция Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования Российской Федерации", Элиста, 2010
Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Перспективы развития шахмат в системе общего и дополнительного образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов