Одаренная молодежь в информационном обществе icon

Одаренная молодежь в информационном обществе



НазваниеОдаренная молодежь в информационном обществе
страница1/4
Дата конвертации23.09.2012
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ //http://sciyouth.ru/iconf/archive/%CF%E8%FF%E2%F1%EA%E8%E9.doc



С.А. Пиявский


Самарский государственный архитектурно-строительный университет


Стремительное вхождение человечества в информационную эру, когда «экономика, основанная на знаниях» резко ускоряет развитие построивших ее стран, ставит перед Россией ряд сложных проблем. Главная из них заключается в том, что, даже мобилизовав необходимые ресурсы и политическую волю, сегодня уже невозможно догнать ушедшие далеко вперед наиболее развитые страны, попросту повторяя их путь. Ведь чем дальше страна продвинулась по этому пути, тем больше скорость ее движения. Для нашего великого государства вывод может быть только один – использовать органические особенности страны и найти такие нетривиальные решения, которые необходимы для рывка вперед. По мнению автора, такие решения лежат в сфере образования. Здесь недостаточно важных, но частных преобразований, таких как оснащение учебных заведений компьютерами и средствами доступа в Интернет, переподготовка преподавательского состава, разработка электронных учебных материалов, расширение дистанционного и открытого образования, e-learning и т.п. Необходимо за счет эффективного государственного управления максимально ускорить наиболее глубинные закономерные процессы становления новой системы электронного образования на базе информационно-коммуникационных технологий. К первоочередным задачам в этом направлении мы относим:

  • реализованное на государственном уровне в виде комплекса политических и организационно-методических мер понимание электронного образования не узко как средства передачи знания, а как системы формирования личности и ее менталитета в процессе всей ее жизнедеятельности в информационном обществе,

  • государственную сертификацию образовательного уровня каждого жителя страны в течение всей жизни и мониторинг целевых показателей образованности общества при активном и эффективном воздействии, по результатам анализа, на образовательные, трудовые, культурные и социальные процессы.

  • Обеспечение, в первую очередь, всем студентам, преподавателям и научным сотрудникам лимитированного, но бесплатного доступа к высокоскоростному Интернету,

  • создание общедоступного бесплатного русскоязычного Единого знания на базе Интернет,

  • формирование государственной информационно-коммуникационной системы поиска, развития, поддержки и закрепления в стране одаренной молодежи в сфере науки и техники.

Главное же - необходимо определить переход к электронному образованию как государственную задачу первостепенной важности, а формирование самого образованного в мире общества и достижение на этой основе экономического преуспевания, социальной гармонии, всеобщего благополучия и ведущих позиций в мире в сферах культуры, экономики и политики - как национальную идею.


В рамках данной статьи более подробно остановимся на последней из перечисленных задач, рассматриваемой в контексте перехода к информационному обществу.


^ 1 Некоторые черты информационного общества


1.1 Экономика, основанная на знаниях


Развитые страны, а за ними стремительно и весь мир, превращаются в информационное общество [36]. Это означает, что информация начинает играть определяющую роль как в социально-культурной (средства массовой информации, демократические процедуры, порождаемые концепцией «электронного правительства»), так и в экономической («экономика, основанная на знаниях») сферах. Наиболее выпукло это проявляется в сфере экономики, которая все более основывается на производстве наукоемкой продукции, а также самих знаний и их носителей, которые тоже становятся товаром. По приводимым в [12] данным, сейчас в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15-25% - в производственной. От 20 до 40% роста национального дохода США дает совершенствование научных знаний и их применение, дополнительно к этому 15-20% роста дает сам сектор образования. Измерить вклад интеллектуального капитала в производство позволяет коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее материальных активов: зданий, сооружений, оборудования и запасов. При этом рыночная цена компании может быть определена на основе данных о капитализации фирмы, которые основываются на оценках фондового рынка или при реальной покупке ее другой компанией или экспертным путем. Как указывается в [26], стр. 119, в 1960-70 годах его значение в развитых странах изменялось медленно, оставаясь в пределах 1-2. С начала же 1980-х годов наблюдается резкий рост этого коэффициента, который в среднем к 2000 году достиг значений 6-7. Для наиболее высокотехнологичных компаний он еще больше - порядка 10. Так, при приобретении в 1995 году фирмой IBM компании Lotus коэффициент Тобина достиг величины 15,2. По оценкам, для отдельных компаний, действующих в сфере программного обеспечения и интернет-технилогий, он может достигать нескольких сотен.

Эффективность «экономики, построенной на знаниях» находит прямое отражение в величине валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения страны. На рисунке 1 показана динамика изменения этого показателя для двух стран: Республики Корея и Ганы, из которых первая пошла по пути построения экономики, основанной на знаниях [28], стр.11.




Рисунок 1. Знания как фактор развития


^ 1.2 Повышение образовательного уровня общества

Другой характерной особенностью информационного общества является резкое расширение востребованности образования как непременного условия успеха на рынке труда и продукции. Она проявляется в расширении числа рабочих мест, требующих от работника высшего образования и высокой квалификации и стремлении все большей части населения получить высшее образование.

Так, сектор образования является вторым в экономике США (после здравоохранения) и оценивается в 2000 г. в 815 млрд. долл. Он составляет примерно 9% ВВП. В 2003 году 85% рабочих мест требовали работников с высшим образованием, в то время как в 1950 году их было лишь 20%, а в 1991 году – 65% [6].

За последние 40 лет количество студентов высших учебных заведений в мире выросло в 12 раз и превысило 80 млн. чел. Доля лиц с высшим образованием среди трудоспособного населения составляет сейчас в Швеции и Финляндии – 60%, Японии – 50%, США – 40% и продолжает устойчиво расти. В России она составляет 18,5% и уже в течение 10 лет не растет [14]. Правда, отмечается резкий рост числа студентов, вызванный, однако, многими неэкономическими причинами. В 2002/03 году численность приема в вузах России выросла в 2,4 раза по сравнению с 1980/81 годом. Количество студентов по сравнению с 1994/95 годом выросло более чем в 2,5 раза [15].

В то же время неравномерное удовлетворение потребности в образовании углубляет неравномерность в уровне развития и жизни различных стран и различных слоев населения, создает базовые предпосылки для межгосударственных, классовых, религиозных и иных конфликтов, порождает люмпенизированные и маргинальные структуры разрушительного характера. Эти процессы наблюдаются уже в течение нескольких десятилетий, однако в условиях информационного общества, в котором темп и уровень образования неизмеримо увеличиваются, подобная неравномерность приобретаем еще более опасный характер. Поэтому развитые страны принимают особые меры для ее сглаживания как внутри страны так и на международном уровне.


^ 1.3 Образование в течение всей жизни


Информационное общество создает чрезвычайно важную в демографическом и социальном плане ситуацию. Поскольку способность к переработке информации сохраняется в здоровых людях значительно дольше, чем физическая выносливость, появляется возможность существенно продлить период их активной трудовой деятельности, что важно как для них самих, так и для общества в целом. Работа на дому, с нефиксированным рабочим днем, не требующая физических усилий, сегодня характерна для многих профессий (программисты, диспетчеры, аналитики, ученые и пр.). Учитывая тенденцию к «постарению» общества (рисунок 2), вернуть к активной трудовой деятельности сотни миллионов людей «старше 50» чрезвычайно важно.




Рисунок 2 - «Старение» населения России


Однако в этом есть и вторая сторона. В информационном обществе темп получения и применения обществом новых знаний стремительно нарастает. Если в середине 19 века объем используемой обществом информации удваивался каждые 50 лет, то теперь – каждые 20 месяцев [13]. Как писал в 70-х годах ХХ века Э.Тоффлер, все технологически развитые общества «ощущают сверхнормальную скорость перемен» [29], стр. 32. Если не принимать специальных масштабных мер, это приводит к более раннему выбытию человека из активной производственной деятельности, уменьшению авторитета старшего поколения в глазах молодого и соответствующим перекосам в трансляции культуры и организации жизни общества.

Решение проблемы состоит в переходе от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни» и соответственному росту объема и спектра необходимых образовательных услуг. Дополнительное образование, переподготовка, повышение квалификации, второе и третье образования становятся значительным сегментом образовательного рынка.


^ 1.4 Глобализация и мобильность образования и населения


Еще одна характерная черта информационного общества – глобализация, связанная, в частности, с легкостью переноса информации через любые границы. Информационный характер общества способствует глобализации экономических процессов. В сочетании с возрастающими коммуникационными возможностями это приводит к повышению мобильности населения, что порождает качественно новые возможности и проблемы в сфере образования.

Наряду с прочими видами, резко возрастает академическая мобильность, т.е получение образования в зарубежных странах, предлагающих образовательные услуги более высокого качества, чем страна проживания. В 2000 г. доход от обучения иностранных студентов составлял в США – 10 млрд. долл. (что составляет около 20% всего американского экспорта услуг) [10], Великобритании - 3,76 млрд. долл., Италии – 1,17 млрд. долл., Греции – 80 млн. долл., России – 281 млн. долл. [9]. В 2004 г. в США училось 582996 иностранных студентов, более четверти всех иностранных студентов в мире. Образование рассматривается как отрасль экономики и занимает 5-е место среди других; еще в 1998 году оно принесло доход в 265 млрд. долл. и обеспечило работой 4 млн. человек [11].

Потери России от «утечки мозгов» оцениваются ежегодно в 25 млрд. долл. ([26], стр. 121).

Осознание этого процесса на международном уровне привело к масштабным решениям. В частности, Европейское сообщество все более стимулирует установление тесных связей между европейскими странами в развитии и укреплении их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциала. Европа знаний – важнейший фактор социального развития, который может обеспечить всем ее гражданам необходимый уровень компетентности для ответа вызовам нового тысячелетия.

С учетом первостепенной роли образования в этой сфере, 25 мая 1998 г. министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана Сорбонская декларация, а в июне 1999 года 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. В ней страны-участницы приняли на себя обязательства к 2010 году обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и его поддержкой на мировой арене.

Как известно, в числе основных из этих целей:

- создание системы четких сопоставимых степеней (взаимное признание дипломов), чтобы содействовать росту занятости европейских граждан и международной конкурентоспособности европейского высшего образования,

- переход в сфере высшего образования на двухуровневую систему подготовки: бакалавр (с продолжительностью не менее трех лет) и магистр (дипломированный специалист),

- введение системы европейских зачетных единиц - «кредитов», измеряющих уровень освоения отдельных дисциплин, что позволяет расширить формирование индивидуальных образовательных траекторий с изучением отдельных дисциплин в различных учебных заведениях по различным технологиям, причем организации, которые выдают «кредиты» учащимся, должны быть признаны соответствующими университетами, выдающими диплом об образовании,

- создание условий для успешной мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административного персонала,

- меры по обеспечению гарантий качества высшего образования,

- развитие непрерывного образования.

В сентябре 2003 г. Россия была принята в число стран-участниц Болонской декларации. Общее число стран-участниц сегодня увеличилось до 40 [17],[18].


^ 1.5 Возрастание культурологической и духовной роли образования


В информационном обществе информационные технологии (включая электронные средства массовой информации и Интернет) превратились в мощное средство формирования мировоззрения, культуры и политических взглядов всего общества, позволяя в то же время манипулировать ими в узкогрупповых интересах, что ставит под угрозу стабильность развития человечества в целом. Противостоять этому в условиях демократии может лишь общество высокой культуры. Поэтому существенно возрастают требования к воспитательной роли образования. С другой стороны, сложная организация функционирования общества делает его весьма уязвимым от информационных атак. Как сказал президент США после атаки 11 сентября, « в прошлом, чтобы угрожать Америке, враги должны были иметь большие армии и значительный промышленный потенциал. Сегодня даже небольшие группы людей могут сеять хаос и страдания, не имея даже тех средств, которые нужны для покупки одного-единственного танка» [30].

По социологическим данным ([31]) в США 90% детей от 6 до 18 лет общаются с медиа 5,5 часов в день вне школы (телевидение – 2 часа 46 минут – в России 2 часа 20 минут, музыка и радио 1 час 27 минут, компьютер – 49 минут, чтение 44 минуты). В результате к окончанию школы американский ребенок посмотрел 8 тыс. убийств, 100 тыс. актов насилия, а к 18 годам – 40 тыс. убийств и 200 тыс. актов насилия. В неделю несовершеннолетние проводят за экраном телевизора с США, и в России примерно по 28 часов.

Соответственно за последние 40 лет число преступлений с применением насилия возросло в США примерно в 3 раза, причем в 1999 году 17% из них совершали подростки до 18 лет, еще 28% - молодежь от 18 до 24 лет [32].

В развитых информационных обществах эта опасность хорошо осознается. Так, с США с января 200 года все продающиеся телевизоры снабжены электронными V-чипами, которые, основываясь на данных возрастных рейтингов, позволяют блокировать нежелательные передачи. В большинстве учебных заведений введены курсы медиаобразования. Эта дисциплина имеет целью воспитание медиаграмотной аудитории, которая (по П. Киппингу):

- понимает, что телевидение транслирует идеи, информацию, новости с точки зрения каких-то людей,

- осознает, что для эмоционального воздействия на публику используются специальные технологии,

- учитывает, что все медиатексты выгодны одним людям и невыгодны другим,

- ищет альтернативные источники информации и развлечения,

- использует медиасредства с пользой и для собственного удовольствия,

- не служит объектом манипуляции в чьих-либо интересах, знает, как себя вести, и никто не решает за них, они –более сознательные граждане своего общества ([31], стр. 90).

Отчасти благодаря этим усилиям в конце 90-х годов прошлого века преступность в США несколько снизилась.

Возможности электронных СМИ все больше используются в политических целях. В 1998 г. Дж. Вентура обратился к избирателя через Интернет и стал губернатором штата Миннесота. В 200 году соперник Дж. Буша Дж. Маккейн после презентации своей программы в Интернет собрал через сеть за 48 часов примерно один миллион долларов в свою поддержку, а вскоре – до 6 млн. долл. В 2000 году демократы добились возможности онлайнового голосования в штате Аризона, что повысило рейтинг их кандидатов. В 200 году в Австрии крайне правый Й. Хайдер вошел в правительство после успешной Интернет-компании. В Бразилии выборы на национальном и местном уровнях идут в электронном виде [33].


^ 1.6 Усиление общественного и частного сегментов рынка образовательных услуг


Колоссальное увеличение требуемого объема образовательных услуг при необходимости повышения их качества приводит к тому, что государство уже не в состоянии обеспечивать их самостоятельно. Поэтому во всех развитых странах наблюдается усиливающаяся тенденция к вовлечению в образовательную сферу частного капитал и расширению автономии образовательных учреждений при сохранении координирующей роли государства.

В развитых странах государство остается основным спонсором высшего образования, однако его роль падает. В Австралии в 1990 г. государственный вклад в финансирование составлял 69%, к 1999 г. он упал до 47%, а к 2001 г. – до 43%. В США в 1989/90 г. он составлял 42%, а в 1995/96 г. – уже 38% [8]. В 2004 году доля государственного финансирования высшего образования составляет в Японии – 55%, Англии и Австралии – 60%, Швеции и Нидерландах – 65%, Ирландии – 80-90%, Германия – 95%.

В США доля государственного участия колеблется от 35 до 50%[8].

Структура годовых доходов вузов США показана в таблице 1 ([34]),


Таблица 1 - Структура годовых доходов вузов США (%)


Источники дохода

1970

1980

1990

1995

Плата за обучение

21,0

21,0

25,0

27,9

Федеральный бюджет

17,5

14,9

12,1

12,1

Бюджет штатов

27,5

30,7

26,4

23,1

Вспомогательные предприятия

13,1

11,1

10,0

9,5


В этом отношении Россия уже достигла возможного предела и дальнейшее уменьшение роли государства, повидимому, чрезмерно. Действительно, в 2000 г. внебюджетные поступления в вузы России составили более 50%. Объем платных образовательных услуг в России в 2001 г. составил 55993 млн. руб. В частности, доходы от сдачи помещений в аренду составили в 2000 г. у вузов 34,2% от внебюджетных поступлений, у средних профессиональных заведений – 48%, у ПТУ – 50% [15].


^ 1.7 Масштабы использования ИКТ в образовательном процессе

Вот лишь некоторые факты, свидетельствующие о масштабах использования ИКТ в образовании в мире, приводимые в [6]. Число получающих послевузовское образование дистанционно выросло в США с 5% в 1998 году до 15% в 2002 г. Рынок дистанционного среднего образования в США (К12) в 2000 году составлял 1,3 млрд. долл. и прогнозировалось его возрастание к 2003 году до 6,9 млрд. долл.; для высшего (postsecondary) дистанционного образования соответственно 1,2 и 7; для корпоративного обучения 1,1 и 11,4 . В целом мировой рынок дистанционного образования в 2000 г. оценивался в 300 млрд.долл., и прогнозировался его рост к 2003 году до 365 млрд. долл., а рост корпоративного обучения через Интернет в США - от 550 млн. долл. в 1998 году до 11,4 млрд. долл. в 2003 г.; соответственно объем аудиторного обучения упал в течение 2001 г. с 78% до 64%. В США число домов с доступом в интернет выросло с 26,2 % в декабре 1998 года до 41,5% в августе 2000 года, в том числе 38,9% деревенских домов. Домашний Интернет использовало 33% всего американского населения, в том числе 16,1% испаноязычного и 18,9% негритянского населения. В частности, в связи с этим, в США аудиторные занятия в вузах не превышают 12 часов в неделю, а у нас – не менее 27 часов [35].

Преимущества электронного образования:

  • органически объединяется с непосредственной деятельностью населения в условиях информационного общества (трудовая деятельность, справки, платежи, заказы и покупки по инернет, поиск информации, трудовая деятельность, электронные СМИ и пр.),

  • существенно повышает качество учебных материалов за счет использования мультимедийных возможностей (звук, графика, анимация, гипертекст, контекстный поиск и пр.), легкости их тиражирования, доставки, модернизации,

  • обеспечивает использование одних и тех же учебно-методических материалов высокого уровня независимо от географического и социального положения учащегося,

  • стимулирует ранее включение молодежи в трудовую деятельность параллельно с обучением благодаря индивидуальному графику, режиму и темпу обучения,

  • существенно расширяет контингент обучаемых за счет организации повышения квалификации и переподготовки, а также функционального образования пожилых без пропорционального увеличения учебных площадей, преподавательского состава и пр.,

  • существенно повышает производительность труда высококвалифицированного преподавательского состава, что высвобождает его для производительной деятельности и удешевляет обучение,

  • способствует рационализации структуры профессиональной подготовки и переподготовки населения с оперативным и гибким учетом текущих и прогнозируемых потребностей рынка труда,

  • способствует вовлечению в образовательную сферу ресурсов частных собственников из электронно-коммуникационной сферы экономики, заинтересованных в расширении рынка образовательных услуг,

  • способствует укреплению контактов с русскоязычным населением различных стран, укрепляет связи с Россией на постсоветском пространстве.

Важно подчеркнуть, что электронно-базируемое образование не сводится к чисто дистанционному обучению. Потому оно свободно от инкриминируемого последнему недостатка – отсутствия живого контакта с преподавателем.


^ 1.8 Современное положение и перспективы России в переходе к информационному обществу


В настоящее время Россия еще далека от информационного общества. О низком уровне знаниевой компоненты в экономике страны говорит, в частности, низкая величина коэффициента Тобина для ведущих предприятий страны. Так, по [26], стр. 120, для Газпрома она равна 0,3, АвтоВаза – 0,2, КАМАЗа – 0,1, ЛОМО – 0,2, Северо-Западное пароходство – 0,5. Значение, меньшее единицы, показывающее, что рассчитанная продажная цена предприятия меньше стоимости его материальных активов, говорит о том, что кампания имеет отрицательную величину интеллектуального капитала, т.е. используемые ею технологии, уровень менеджмента, организационная структура и пр. таковы, что не повышают, а понижают ее капитал. У наиболее успешных компаний коэффициент Тобина превосходит единицу (Росбизнесконсалтинг – 9,9, Вимм-Билль –Данн – 3,9, Вымпелком – 2,7, Балтика -2,5, Приморское морское пароходство – 2,3), однако и это соответствует среднему уровню развитых стран 10-летней давности.

Среднюю оценку коэффициента Тобина можно косвенно получить, например, по данным [26], стр. 111. В результате экономического анализа 64 регионов страны со значительной долей топливной промышленности установлено, что по силе влияния факторов, определяющих величину валового регионального продукта на душу населения, капиталовооруженность составляет 46,7%, интеллектуальный потенциал – 38,7%, прочие факторы – 14, 6%. Тогда коэффициент Тобина можно оценить как 100%/76,7% = 2,1 – уровень 1970-80 –х годов для развитых стран.

Квалифицированные оценки готовности России к информационному обществу содержатсяя в [26], [25].

Первая из них основана на подходе, используемом Всемирным банком [26]. В программе Всемирного Банка K4D (Knowledge for Development) предлагаются два сводных индекса — Индекс экономики знаний (ИЭЗ) и Индекс знаний (ИЗ). Индекс экономики знаний — это средний из четырех индексов

      • индекса институционального режима,

      • индекса образования,

      • индекса инноваций

      • индекса информационных технологий и коммуникаций.

Индекс знаний — это средняя величина лишь трех из них

      • индекса образования,

      • индекса инноваций,

      • индекса информационных технологий и коммуникаций.

Каждый из этих индексов — это средняя арифметическая величина нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу. Эти индексы подсчитываются для каждой страны, для групп стран и для всего мира в целом. Индексы можно истолковать следующим образом: умноженные на 10, они показывают процент стран в группе сравнения, в которых положение обстоит хуже, чем в стране, для которой вычислен индекс.

Индексы некоторых стран приведены в таблице 2.

Из их рассмотрения делается вывод, что основные усилия должны быть направлены на создание благоприятного правового режима и системы экономических стимулов, а также на развитие информационной инфраструктуры.


Таблица 2 - Индекс экономики знаний и его составляющие ([26])


Страна

ИЭЗ

Институциональный режим экономики

Инновации

Образование

Информа

ционная

инфра

структура

Швеция

9,25

8,36

9,67

9,20

9,78

США

8,69

7,81

9,47

8,43

9,03

Германия

8,38

7,95

8,88

7,87

8,82

Группа стран G 7 («Большой Семерки»)

8,29

7,68

8,69

8,26

8,52

Ирландия

8,04

8,01

7,86

8,23

8,07

Юж.Корея

7,70

6,10

7,88

7,80

9,03

Эстония

7,70

8,18

7,03

7,74

7,84

Чешская

6,80

6,10

6,76

7,07

7,28

Республика
















Россия

5,69

2,43

7,57

7,52

5,25

Европа и Центральная Азия

5,27

4,03

5,51

6,56

5,00

Аргентина

5,23

1,74

6,06

7,13

5,99

Бразилия

5,03

3,92

4,84

5,55

5,82

Украина

4,92

2,49

6,03

7,82

3,33

Казахстан

3,62

1,55

4,08

6,30

2,56

Китай

3,50

2,42

4,18

3,04

4,35



Вторая оценка [25] основана на методологии, разработанной Центром международного развития Гарвардского университета, существенно доработанной российским Институтом развития информационного общества. Для оценки уровня готовности по каждому компоненту использована качественная 4-хбалльная шкала оценки, а также Индекс готовности стран к сетевому миру (ИГС), методология расчета которого разработана для Всемирного экономического форума. Результаты показаны в следующей таблице 3.


Таблица 3 - Индекс готовности России к информационному обществу ([26], Табл. 65)


Параметр

Индекс готовности к сетевому обществу (место из 75 стран)

Информационно-коммуникационная структура

66

Программно-аппаратное обеспечение

62

Человеческий капитал (уровень образования населения, специалисты в области ИКТ, навыки и опыт использования ИКТ, информированность и мотивация)

38

Бизнес-климат (Общее состояние экономики, административные барьеры, налоговый пресс и торговые тарифы, юридическая система и защита прав собственности, покупательная способность в отношении ИКТ, доступность кредитов и инвестиций, теневая экономика)

61

Государственное регулирование (стратегии и программы электронного развития, «информационное законодательство, регулирование телекоммуникаций, торговая политика в области ИКТ)

59

ИКТ в образовании (доступ учебных заведений к ИКТ, использование ИКТ в учебном процессе)

71

Электронный бизнес (электронная коммерция В2С и В2В)

57

Электронное правительство

60

ИКТ в культуре (доступ учреждений культуры к ИКТ, информационные ресурсы по культуре)

Не оценены


Это подтверждает, например, проведенное в 2003 году The Economist Intelligence Unit Limited в сотрудничестве с корпорацией IBM масштабное исследование уровня готовности различных стран к производству, использованию и развитию электронного обучения ([38]). Из 60 наиболее развитых стран Россия занимает 44-е место с примерно равным уровнем развития по всем четырем компонентам: образование –40 место, промышленность – 40, руководство – 49, общество – 41.

Нельзя обойти вниманием и важнейшие аспекты духовного состояния общества, которые не фиксируются упомянутыми выше показателями, но самым существенным образом влияют на качество человеческого потенциала.

В частности, объективным показателем настроения в обществе является число несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий на 100 000 человек населения. По данным [23], в последние годы Россия держит по этому печальному показателю печальное первое место среди развитых стран, как это видно из таблицы 4.


Таблица 4 - Число несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий на 100 000 человек населения

в странах бывшего СССР


Страна

Год

Число смертей

Россия

2002

194,1

Белоруссия

1998

151,9

Казахстан

1997

144,4

Украина

1998

125,2

Молдавия

1996

108,8

Азербайджан

1997

37,1

Армения

1997

38,7

Грузия

1990

58,4

Узбекистан

1993

55,6


Передовые страны характеризуются значительно более благополучными данными (таблица 5).


Таблица 5 - Число несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий на 100 000 человек населения

в развитых странах

Страна

Год

Число смертей

Великобритания

1997

26,4

Германия

1997

34,7

Италия

1995

34,2

США

1997

50,7

Франция

1996

53,4

Япония

1997

37,8

Парадоксально, но, по крайней мере, до самого последнего времени государство существенно недооценивало роль образования в развитии страны. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в Таблице 6. Как следует из нее, расходы на обучение студента в России недопустимо малы не только по абсолютной величине, но и с учетом сравнительной экономической мощи различных стран. В величинах, отнесенных к размеру ВВП на душу населения, они в 4 раза меньше, чем в США и Швейцарии, в 2-3 раза меньше, чем в других развитых странах.


Таблица 6. Расходы на обучение на одного студента в год

([25], Tabl. B.1.1)


Страна

Расходы на 1 студ./год, долл.

ВВП на душу населения, долл. США 1999 г. [23]

Относительные расходы на 1 студ./год к ВВП на душу населения

США

20358

33725

0,60

Германия

10898

24601

0,44

Франция

8373

23068

0,36

Великобритания

9657

23312

0,41

Италия

8065

23937

0,34

Швейцария

18450

28778

0,64

Россия

892

6067

0,15


По данным [26] (стр. 158), жизненные трудности, испытываемые учительским корпусом российских школ, настолько велики (см. таблицу 7), что об эффективной образовательной деятельности, направленной на интенсивное освоение ИКТ в образовании, не может быть и речи.

Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных ресурсов сети Интернет появляющиеся образовательные сайты часто имеют невысокое качество. На сегодняшний день менее 20 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся».


Таблица 7 – Результаты опроса учителей России


Жизненные трудности

Доля учительского корпуса, испытывающая жизненные трудности, %

Не хватает денег на ежедневные расходы

55-61

Вынуждены отказываться от полноценного отдыха

80-82

Вынуждены отказываться от приобретения товаров длительного пользования

41,4 - 54

Вынуждены отказываться от привычной структуры питания

32-49

Не имеют возможности улучшить жилищные условия

30-44

Вынуждены отказаться от покупки книг, посещения учреждений культуры

20

Не могут себе позволить необходимую медицинскую помощь, лекарства

20



На реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» планировалось потратить в 2002 году 6,6 млрд. руб., в 2003 – 2004 гг. – 23,9 млрд. руб. Фактически же потрачено в 2002 году лишь 600 млн. руб., в бюджете 2004 года выделено лишь 1,88 млрд. руб. при том, что, по Программе, вклад федерального бюджета в ее финансирование должен составлять 51% (еще 30% - субъекты Федерации и 19% - внебюджетные средства)[24].

Таким образом, Россия существенно отстает от передовых стран в построении информационного общества и «экономики знаний», причем адекватных мер в этом направлении государством пока еще не предпринимается. Будем надеяться, что Национальный проект в области образования, реализация которого в настоящее время началась, положит конец этому вопиющему положению.

Модернизация образовательной системы в стране в направлении электронного образования, прежде всего, упирается в вопрос о приоритетах. На что, оставаясь в рамках комплексного, системного подхода, следует все-таки направлять первоочередные усилия? Точка зрения автора представлена в таблице 8. Их подробное обоснование будет дано в докладе на конференции, а обсуждение, как предполагается, станет одной из тем круглого стола. Кратко же можно заметить следующее.


Таблица 8 – Приоритетные направления деятельности при формировании системы электронного образования






Сферы деятельности по переходу к электронному образованию

Компоненты электронного образования

Категории обучаемых по возрасту

Категории обучаемых по месту жительства

Приоритетность различных направлений деятельности (по убыванию)

Новые образовательные технологии

Аспиранты и молодые специалисты

Одаренная молодежь независимо от места жительства и экономического статуса

Электронные образовательные ресурсы

Студенты вузов

Молодежь крупных городов

Информационная инфраструктура

Школьники

Молодежь малых городов

Подготовка преподавательского корпуса

Взрослые

Сельская молодежь

Мониторинг образовательных процессов

Молодежь дошкольного возраста




Контроль качества образования и образовательной системы









Прежде всего, понятие приоритетности в рамках обсуждаемой проблемы не следует трактовать в том смысле, что менее приоритетные направления не реализуются, пока не будут реализованы более приоритетные. Несомненно, деятельность ведется по всем направлениям одновременно и скоординировано, однако бОльшие усилия и внимание уделяются тем направлениям, которые обладают повышенным приоритетом. Например, мы считаем неверным гипертрофированно развивать систему оценки качества образования ДО того как предприняты основные усилия, направленные на повышение этого качества. В частности, мы полагаем, что при всех полезных моментах, система ЕГЭ не должна была вводится столь императивно и с такими последствиями ДО того, как столь же значительные усилия не были предприняты по повышению качества школьного образования. На что была надежда – на «испуг»? На то, что те, кто учил плохо, начнут учить хорошо, поскольку испугаются низких результатов ЕГЭ?! В итоге школам предписано ставить в аттестат оценку, превышающую балл ЕГЭ, экзамен по математике планируется под тем или иным предлогом дезавуировать и пр.

Перейдем к краткой характеристике содержания таблицы 8.

^ По компонентам электронного образования. Мы полагаем, что электронные образовательные ресурсы должны создаваться крупными квалифицированными коллективами целенаправленно под высокоэффективные образовательные технологии, а не методом сбора «с бора по сосенке», как это происходит в настоящее время. Лишь по мере создания таких ресурсов, в перспективе способных лечь в основу Единого электронного знания, необходимо обеспечить к ним бесплатный беспрепятственный доступ всех заинтересованных лиц и организаций. Именно под новые технологии, поддержанные этими ресурсами, следует переподготавливать преподавательский корпус. Эффективный мониторинг образовательных процессов должен позволить широко внедрить сформированную таким образом систему электронного образования, а затем перейти к планомерной оценке и повышению ее качества.

Здесь уместно выразить наше понимание проблемы Единого знания. Вновь, как и во времена великих ученых-универсалов, знание становится единым, обретая единый материальный носитель в виде Интернета. Стремительно совершенствуемые средства поиска, систематизации и отображения информации в сочетании с его коммуникационными возможностями создают предпосылки для структурной перестройки знания, что сделает его более компактным, легко пополняемым, пригодным для полноценного освоения и применения каждым человеком в любое время в той части и мере, которые необходимы ему на данном этапе деятельности. Тем самым будет ликвидирован отрыв «учебного» знания от актуально используемого в жизнедеятельности человека, а система образования, не теряя своей специфики, органически «совместится» со сферами науки, техники, экономики, культуры. Непрерывное усвоение нового для личности знания станет составной частью ее жизнедеятельности, а не отдельным процессом. В ближайшем будущем формирование Единого Знания проявится в создании единой сертифицированной, хорошо структурированной, общедоступной электронной базы знаний (в том числе электронных учебных материалов, самых свежих результатов научных исследований, первичной и статистической информации, необходимой для осмысления социально-экономических процессов и их регулирования и пр.) и других компонентов культуры (электронных библиотек, фильмотек и пр.) как основы всей культурно-образовательной деятельности в стране, а в перспективе и в мире.

При этом важно отметить, что современное состояние Интернета характеризуется информационным хаосом, закономерным на начальном этапе становления Единого Знания, но уже нетерпимым в условиях созревающего информационного общества. Та страна, которая сумеет первой реализовать концепцию Единого знания, не только получит колоссальные преимущества в развитии, но и создаст интеллектуальный продукт необычайной ценности (ценность таблицы Менделеева, помноженная на коэффициент, равный отношению скорости космического аппарата к скорости телеги). Россия в этом направлении имеет уникальную возможность вырваться вперед за счет:

  • централизованной системы государственной власти, позволяющей сконцентрировать на решении этой задачи необходимые ресурсы,

  • общепризнанного высокого теоретического потенциала отечественной науки,

  • наличия наиболее мощных в мире государственных академий наук и корпуса высококвалифицированных преподавательских кадров, недовостребованных в настоящее время,

  • централизованной и легко управляемой образовательной системы, которая достаточно быстро может быть переориентирована на использование Единого Знания,

  • языковой отделенности создаваемого Знания от англоязычного Интернета, что предотвратит его размывание на начальной, наиболее уязвимой с точки зрения систематизации, стадии создания.

В соответствии с этим, в сфере образования на государственном уровне необходимо, в первую очередь, принятие решений, которые ускорили бы создание ряда государственных информационных систем, обеспечивающих систематизацию знаний и максимально широкий, бесплатный (дешевый) и удобный доступ к ним всего населения (в первую очередь студентов, преподавателей и научных работников), государственный мониторинг образовательных процессов в обществе и эффективное управление этими процессами.

^ Категории обучаемых по возрасту и месту жительства. Безусловно, электронное образование, в первую очередь, должно внедряться там, где оно может быть наиболее легко освоено, использовано, а подготовленные с его помощью люди могут принести наиболее быструю и значительную отдачу обществу. Такой подход ни в коей мере не означает нарушения принципов справедливости и равенства возможностей, а лишь трезвый учет реальности. С этих позиций чрезвычайно важным является отнесение к наиболее приоритетному направлению работу с одаренной молодежью независимо от ее места жительства, экономического и социального положения. Именно информационно-коммуникационные технологии позволяют осуществить на деле принцип равных возможностей для одаренных молодых людей.

Роли этой категории общества и посвящена дальнейшая часть статьи.


^ 2 Одаренная молодежь – основной кадровый ресурс общества знаний


Знания сами по себе бесполезны – они приносят результаты исключительно через деятельность применяющих их людей. Между тем способности к полноценному овладению знаниями и их высокоэффективному использованию в инновационной деятельности для получения новых знаний, технологий, продукции и услуг являются исключительно редким и ценным качеством (по оценкам генетиков и науковедов [37], частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов почти одинакова у всех народностей и народов; частота зарождения, исходя из реализации в благоприятные исторические периоды, а главное, в оптимальных прослойках, вероятно, определяется цифрой порядка 1:2000 - 1:10000. Частота потенциальных гениев, развившихся и реализовавшихся настолько, чтобы получить высокую оценку, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:1 000 000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений или деяний гениальными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, вероятно, исчисляется цифрой 1:10 000 000). Поэтому создание системы поиска, развития, поддержки и закрепления в стране одаренной молодежи является непременным условием скачкообразного повышения уровня экономического и социального развития России. Удвоить число реализовавших себя талантов значит более чем удвоить инновационный потенциал страны. И в этом направлении преимущества нашей страны, для которой было характерно исключительное внимание государства к одаренной молодежи, неоспоримы. Другое дело, что бюрократическая система не позволяла полностью реализовать заложенный в этом внимании потенциал. Сегодня этому мешают как недофинансирование системы дополнительного образования, нарушение связи высшей и средней школы, связанное с в целом прогрессивным введением Единого государственного экзамена, так и объективные обстоятельства, определяемые протяженностью и неравномерностью регионального развития страны, резким имущественным расслоением.

Поэтому необходимо, одновременно с созданием Единого Знания направить основные усилия на создание эффективно действующей государственной системы работы с одаренной молодежью, которая должна стать в то же время первым, образцовым, кластером информационного общества. Социально справедливая, и в то же время элитарная государственная система образования для наиболее талантливой молодежи, построенная на ИКТ, позволит стране совершить рывок в информационное общество.

Российская молодежь за годы социально-экономических потрясений не утратила здоровых целевых ориентиров и не уступает как по духовным качествам, так и по иным компонентам личности молодежи других развитых стран. Сравнительная оценка молодежью факторов жизненного успеха в советском обществе и в современной рыночной экономике, приведенная в таблице 9 ([26], стр. 156) показывает, что хорошее образование, природный ум, упорство, настойчивость сохранили лидирующие позиции. Высокую значимость хорошего образования для успеха в жизни признают 88,7% представителей среднего класса (в Великобритании и Германии 97-98% [26], стр.156). В то же время заметим, честность и законопослушание оказались на последнем месте в числе факторов успеха.


Таблица 9 - Сравнительная оценка российской молодежью факторов жизненного успеха


Советская эпоха

Конец 90-х годов

Оценка по 7-балльной системе

Хорошее образование, Природный ум, Трудолюбие, Упорство

Богатые родители, Родственники-руководители, Полезные связи, Умение рисковать,

Удача

Свыше 6

Полезные связи, Удача,

Хорошее образование, Природный ум, Упорство, настойчивость, Шарм, умение нравиться людям,

От 5,5 до 6

Законопослушание, честность, Политические взгляды, Претензии, амбиции, Шарм, умение нравиться людям,

Трудолюбие, Претензии, амбиции, Связи за рубежом

От 5 до 5,5

Богатые родители, Умение рисковать, Независимость

Независимость, Проживание в столице

От 4 до 5

Проживание в столице,

Национальность, Политические взгляды, Честность, Законопослушание

От 3 до 4

Национальность, Связи за рубежом




ОТ 2 до 3



Результаты опроса молодежи об основных жизненных ценностях (таблица 10) показали следующее распределение [26], стр.130


Таблица 10 – Основные жизненные ценности российской молодежи


Основные жизненные ценности

Доля выбравших, %

Достичь материального благополучия

53

Образование

19

Работа, карьера

17

Самореализация

4

Удовольствия, развлечения, веселье

4

Создание собственной семьи

3

Обретение свободы, независимости, самостоятельности

1



Таблица 11 – Результаты опроса российских выпускников о ценности высшего образования


Высшее образование…

Ответы бывших выпускников

(в %, выбиралось до 3-х ответов)

Средних школ

Ссузов

ПТУ

…необходимо для того, чтобы сделать карьеру

57,9

40,0

42,1

…средство, необходимое для получения интересной работы

53,7

54,3

57,9

…дает базу знаний, без которой дальнейшее занятие научной

деятельностью невозможно

29,5

34,3

42,1

…это ценность сама по себе

24,2

5,2

14,3

…дает возможность получить отсрочку от службы в Вооруженных силах

14,7

2,9

26,3

…расширяет возможности выбора партнера

для семейной жизни

10,5

2,9



…является в нашей семье традицией, нарушать

которую я не хочу/не могу

8,4



5,2


Ранговая оценка старшеклассниками различных профессий показана на таблице 12 ([27], стр. 158).


Таблица 12 – Оценка привлекательности различных профессий российской молодежью


Общественная значимость

Престижность

Прибыльность

Баллы

Врач

Юрист, финансист, экономист

Юрист, финансист, экономист

Свыше 8

Юрист, ученый, финансист, экономист, преподаватель вуза

Дизайнер, модельер, менеджер

Дизайнер, модельер, менеджер

7-8

Инженер, конструктор, проектировщик, менеджер, военный, дизайнер, модельер

Ученый, Инженер, конструктор, проектировщик

Инженер, конструктор, проектировщик

6-7

фермер

Врач, преподаватель вуза, военный

Ученый

5-6







Преподаватель вуза, военный, врач, фермер

4-5




фермер




3-4










До 3
  1   2   3   4




Похожие:

Одаренная молодежь в информационном обществе iconИ. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования
Челышева И. В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной...
Одаренная молодежь в информационном обществе iconМолодежь в современном обществе «Молодежь счастлива тем, что у неё есть будущее» Н. В. Гоголь
С 18 лет согласно Конституции России гражданин нашего государства может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности
Одаренная молодежь в информационном обществе iconДокументы
1. /Учитель в информационном обществе.doc
Одаренная молодежь в информационном обществе iconДокументы
1. /Представления об информационном обществе (Лахмотова).txt
Одаренная молодежь в информационном обществе iconДокументы
1. /Шадрин А.Е Современные представления об информационном обществе.doc
Одаренная молодежь в информационном обществе iconДоклад на Всеукраинской конференции «Культура, сознание, язык в информационном обществе». 19 апреля 2007 г. Национальный фармацевтический университет (Харьков)

Одаренная молодежь в информационном обществе iconОтчет о работе школы в статусе Базовая школа по созданию информационного пространства
Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе, в котором главную роль играют интеллект и знания
Одаренная молодежь в информационном обществе iconМоу «Зубово-Полянская средняя школа №1» Молодежь в современном обществе Урок обществознания в 11 классе
Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также возможную молодежную политику государства
Одаренная молодежь в информационном обществе iconПротокол №6 директор моу сош №23 З. В. Хворова
Развитие школы в данный период предлагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному...
Одаренная молодежь в информационном обществе iconРазвитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе
Организация и совершенствование образовательного процесса в вузе: мат-лы межвуз. Учебно-методических конференций / Под ред. А. Г....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов