Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 icon

Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009



НазваниеСибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009
Дата конвертации23.09.2012
Размер126.83 Kb.
ТипДокументы



Сибгатуллина И.С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С.153-160.

МОНИТОРИНГ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

И.С. Сибгатуллина

ГОУ СОШ № 858

г. Москвы

В своих докладах ранее я освещала темы наглядности в медиаобразовании и развития коммуникативных навыков. Но учитель всегда обязан оценивать результаты своей деятельности по любому направлению, поэтому я провожу с определенной периодичностью оценку эффективности использования медиаобразовательных приемов на уроках и во внеклассной работе. В первую очередь, мне помогает в этом метод анкетирования, я разрабатываю опросные


* Мир вокруг России: 2017 контуры недалёкого будущего. Совет по внешней и оборонной политике. 2007 / Отв. ред. и рук. авторского коллектива С.А. Караганов. М.: Культурная революция, 2007. С.77.





153

листы, руководствуясь особенностями респондентов. Например, анкеты для родителей я снабжаю разлинованным местом для развернутых ответов.

Учащиеся получают анкеты с готовыми ответами, из которых нужно выбрать наиболее подходящий (это позволяет экономить время при анкетировании и не создает путаницы). Анкеты могут содержать простые вопросы, предполагающие простые для ребенка ответы. Опросы родителей лучше проводить на родительских собраниях не менее трех раз в год, чтобы мы имели данные для сравнения в начале и конце года, а также промежуточные данные для оценки динамики развития коммуникативных навыков учащихся и овладения детьми медиаобразовательными приемами.

Для учителя очень важно знать об обратном отклике со стороны родителей учащихся, быть в курсе, насколько они заинтересованы в развитии ребенка, как деятельно они принимают участие в его образовательном процессе. А проведение совместного анкетирования и анализ данных на родительских собраниях даже позволяет сблизить детей с родителями. Таким образом, педагог в начальной школе помогает найти ребенку место в этом мире и осознать цепочку «я» - «мы».

Для учеников я никогда не ограничиваю анкеты двумя-тремя опросами в год, потому что анкеты могут очень помочь при проведении уроков и даже классных часов. Например, 28 ноября 2008-го года у нас прошел классный час по теме «Семейные ценности» (2008 год, как известно, был объявлен Годом Семьи). Целью анкетирования было выявление знаний детей по теме семья, генеалогия, какое место отведено ребенку в кругу близких.
Для того, чтобы ответить на вопросы анкеты, учащиеся с помощью родителей изучили словари, энциклопедии и обсудили некоторые моменты, связанные с более глобальным понятием «дом-семья-окружени», а не просто места физического пребывания ребенка.

^ АНКЕТА УЧЕНИКА 1 КЛАССА

  1. Что для тебя означает понятие «дом»?

  2. Как сохранить тепло «дома»?

  3. Что такое «семья»?

  4. Какая семья считается счастливой?

  5. Какие традиции есть в твоей семье?

  6. Знаешь ли ты свою генеалогию?

Анкеты помогают выявить и уровень коммуникабельности ребенка, узнать, насколько хорошо знают этот уровень его родители. По результатам анкетирования учитель может дать ряд рекомендаций родителям тех или иных учеников, потому что склад характера ребенка виден педагогу уже в первые месяцы обучения. Задача учителя - максимально эффективно раскрыть учащегося в классе (посредством коллективной работы, в первую очередь). Я предлагала родителям и ученикам ответить на следующие вопросы.

^ АНКЕТА УЧЕНИКА 1 КЛАССА

  1. Есть ли у тебя друзья в классе? о да □ нет

  2. Какие качества нравятся тебе в друзьях?

  3. Каким ты хочешь быть для своих друзей? (перечисли свои качества)

154


4.

Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время?

^ АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА 1 КЛАССА

  1. Вы считаете своего ребенка коммуникабельным? п да □ нет

  2. На Ваш взгляд, у него есть друзья в классе? п да □ нет

  3. Перечислите, пожалуйста, достоинства Вашего ребенка:

  4. Перечислите, пожалуйста, недостатки:

  5. Как Вы проводите свободное время с ребенком?

  6. Планируете ли Вы досуг с ребенком (если да, то как?)

Из года в год я постоянно много лет провожу опросы родителей на тему общего досуга с ребенком, какие программы смотрят в семье, помогают ли формировать домашнюю библиотеку, насколько тщательно следят за внедрением новых технологий в нашу жизнь и за рынком печатной прессы. Например, я могу предложить две анкеты для опроса в первом и втором классах для выявления динамики развития у учеников.

^ АНКЕТА УЧЕНИКА 1 КЛАССА

  1. Какие детские передачи ты знаешь?

  2. Назови свои любимые передачи (перечисли их):

  3. Как часто ты их смотришь?

  4. Ты смотришь детские передачи один или с родителями?

  5. Родители помогают тебе находить новые передачи, советуют что-нибудь или ты сам находишь себе передачи для просмотра?

  6. Помогают ли тебе какие-нибудь передачи на уроках в школе? Перечисли эти передачи.

  7. На каких уроках ты можешь использовать информацию, полученную из детских передач?

^ АНКЕТА УЧЕНИКА 2 КЛАССА

  1. Ты смотришь сейчас больше или меньше передач по телевизору? Почему?

  2. Есть ли какие-нибудь передачи, которые ты перестал смотреть в этом году или начал смотреть новые? Почему?

  3. Выписывают ли тебе родители детские журналы или газеты? Или они покупают их тебе? Если покупают, то насколько часто?

  4. Советуются ли твои родители с тобой при покупке детских журналов или газет?

  5. Есть ли у тебя своя библиотечка словарей и энциклопедий?

  6. Есть ли у тебя самые любимые энциклопедии? Назови их.

  7. Помогают ли тебе словари или энциклопедии в учебе? По каким предметам особенно?

  8. Назови три книги, которые тебе больше всего понравились в этом году. Почему они тебе понравились?

155

  1. Какие именно книги тебе нравятся? Толстые книжки или просто комиксы? Насколько тебе важно наличие иллюстраций в книге?

  2. Ты читаешь книги только те, что задают по внеклассному чтению, или выбираешь что-то еще на свой вкус? Почему?

  3. Ты записан только в школьную библиотеку? Если ты записан в какую-то другую библиотеку дополнительно, назови ее, пожалуйста.

  4. Ты часто посещаешь библиотеку? Почему?

  5. Какие книги любишь там брать?

  6. У тебя дома много своих книг?

  7. Часто ли родители покупают тебе новые книги?

  8. Ты просишь их об этом или они спрашивают у тебя совета?

  9. Как часто родители водят тебя в театры, музеи и кино?

  10. Тебе нравится больше ходить туда просто с родителями или с классом? Почему?

  11. Как часто твои родители гуляют с тобой по Москве? Кто чаще это делает: папа, мама или бабушка/дедушка?

  12. Есть ли у тебя дома компьютер? Если да, то умеешь ли ты им пользоваться?

  13. Покупают ли тебе родители видеокассеты, аудиокассеты, диски с детскими передачами или мультфильмами/фильмами? Назови свои любимые записи.

  14. У тебя есть хобби? Какое?

  15. Помогают ли тебе родители в твоем хобби?

Последнюю анкету можно даже разбить на несколько опросных листов. Точно так же, как и анкету для родителей, потому что я проводила опрос тематическими блоками.

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА Телевизионные программы

  1. На Ваш взгляд, просмотр передач Вашим ребенком, увеличился/уменьшился по времени? Как Вы думаете, в чем причина?

  2. Вы сами стали больше/меньше уделять внимания тому, что и как смотрит Ваш ребенок? Почему?

  3. Вы считаете, телевизионные/видео пристрастия Вашего ребенка изменились за год? Стали серьезнее?

Периодические издания:

  1. Вы предпочитаете покупать журналы/газеты для ребенка случайно по мере необходимости или подписываться?

  2. Стали ли Вы выписывать новые журналы/газеты в этом году для ребенка (перестали что-то выписывать)? Мотивируйте, пожалуйста.

  3. Вы принимаете во внимание, при обращении к прессе, вкусы ребенка, его просьбы или руководствуетесь собственными вкусами?

Энциклопедии/словари:

1. Приобретаете ли Вы такие издания для своего ребенка?


  1. Когда покупаете энциклопедии/словари, Вы считаете, что это поможет в обучении ребенку, поможет в его дополнительном образовании (и то, и другое)?

  2. Какие именно энциклопедии или словари, на Ваш взгляд, пользуются большим интересом у ребенка?

Художественная литература:

  1. Вы считаете, что у Вашего ребенка улучшился литературный вкус за год, техника чтения?

  2. Что именно предпочитает сейчас, на Ваш взгляд, ребенок: большие по объему книги из области мировой детской литературной классики или новейшие издания с упрощенным языком и небольшого объема (например, комиксы)? Просит ли ребенок приобретать красочно иллюстрированные книги или он уже в состоянии воспринимать текст с минимальным количеством изображений?

  3. Как часто читательский интерес Вашего ребенка совпадает с программой внеклассного чтения? Поясните, пожалуйста, свою позицию.

Посещение библиотек:

  1. Ваш ребенок записан или не записан в какую-либо библиотеку? Мотивируйте, пожалуйста, ответ и укажите библиотеку, если ребенок записан (школьная, республиканская, районная).

  2. Вы считаете, Ваш ребенок часто обращается к школьной библиотеке? Поясните, пожалуйста, свой ответ (если находите недостатки у школьной библиотеки, то перечислите их).

  3. Хорошая ли подборка книг у Вас дома для ребенка? Принимает ли он участие в пополнении ее своими советами, просьбами?

Посещение музеев/театров:

  1. Как часто Вы с ребенком выбираетесь в театр/музей, помимо школьных запланированных походов подобного рода? Поясните ответ, пожалуйста.

  2. Устраиваете ли какие-то прогулки по Москве, по историческим и культурным зонам города? Посещаете ли иные культурные и исторические уголки Россип?

  3. Считаете ли Вы, что запланированных школьных походов в музей/театр достаточно для развития ребенка?

Другое:

  1. Есть ли у Вас дома компьютер? Если да, то пользуется ли ребенок какими-либо мультимедийными дисками для обучения?

  2. Пользуется ли ребенок интернетом? Помогаете ли Вы ему в освоении интернета? Следите ли за временем, проведенным ребенком за компьютером?

  3. Приобретаете ли Вы аудио, видеозаписи для ребенка? Если да, то какие и почему?

  4. Какие хобби у Вашего ребенка? Какие появились в этом году, а какие - исчезли? Помогаете ли Вы ребенку в развитии его пристрастий? Что Вы


156

157

делаете для этого (ищете специализированную литературу, посещаете магазины)?

Наиболее активно дети развиваются в период обучения в начальной школе в 3-м классе, поэтому у меня разработан целый пакет экспресс-анкет на год для опроса детей. Так я вновь проверяю, что изменилось за год в жизни учащихся, и выясняю, насколько развита его коллективная и индивидуальная деятельность.

^ АНКЕТА № 1 УЧЕНИКА 3 КЛАССА

  1. По каким из предметов ты чаще всего готовишь дополнительные сообщения?

  2. Чем ты пользуешься при подготовке дополнительной информации к урокам?

интернет

детские журналы

словари, энциклопедии

другая справочная литература, которая есть дома

идешь в библиотеку

Как ты находишь дополнительную информацию?

обращаешься к родителям за помощью

находишь все сам

^ АНКЕТА № 2 УЧЕНИКА 3 КЛАССА

  1. Есть ли у тебя сейчас собственная библиотека, то есть личные книги? (да, нет)

  2. Каких книг больше в твоей библиотеке?




  • энциклопедий, словарей

  • произведений художественной литературы

3. Каким способом пополняется твоя домашняя библиотека?

• родители покупают мне книги, рекомендованные только школьной
программой и учителем

  • я прошу родителей приобрести мне книги разных жанров, а они мне их покупают

  • когда родители покупают мне книги разных жанров, они со мной не советуются.

^ АНКЕТА № 3 УЧЕНИКА 3 КЛАССА

1. Как ты лучше усваиваешь информацию?

  • на слух

  • визуально

  • при чтении

2. Помогает ли тебе включение на уроке аудио- и видеозаписей с
дополнительной информацией? (да, нет)

3. Помогает ли тебе подготовка к интервью в развитии собственной речи? (да, нет)

^ АНКЕТА № 4 УЧЕНИКА 3 КЛАССА

  1. Помогают ли тебе инсценировки на уроках или на праздниках в запоминании художественного произведения или учебной информации? (да, нет)

  2. Нравится ли тебе писать отзывы на прочитанные книги или увиденные спектакли, а также после посещения музеев? (да, нет)

  3. Тебе нравится принимать участие в совместном обсуждении произведения, темы урока или посещенного мероприятия? (да, нет)

  4. Прислушиваются ли к тебе твои товарищи при обсуждения, а ты - к ним? (да, нет)

^ АНКЕТА № 5 УЧЕНИКА 3 КЛАССА

1. В чем тебе нравится больше принимать участие при подготовке к
внешкольному мероприятию?

  • в инсценировке

  • в издании стенгазеты

  • в создании презентации

  • в подготовке интервью

2. Как ты предпочитаешь готовиться к постановке, созданию
презентации, интервью или выпуску?

  • один

  • работать в группе с ребятами

  • прибегать к помощи родителей

3. Чувствуешь ли ты, что, благодаря работе сообща, ты стал хорошим
собеседником и товарищем? Или стал лучше понимать своих родных? (да, нет)

Родителям в этот период достаточно предлагать небольшие анкеты, потому что совместная работа с детьми в этот период очень активная. Семьи моих учеников всегда готовы дать интервью, помочь детям с созданием презентаций, поиском информации в интернете.

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА

1. Вы помогаете своему ребенку в подготовке к урокам?

  • постоянно помогаю, контролируя все этапы домашней работы

  • помогаю, если ребенок обращается за помощью

  • предпочитаю просто проверять уже написанное, сделанное задание




  1. Обсуждаете ли Вы с ребенком ошибки, мотивируя его на самостоятельную работу не только с учебником, но и дополнительными материалами?

  2. Нравится ли Вам принимать участие в открытых уроках, присутствовать на них? (да, нет)


158

159

  1. Помогает ли Вам участие/присутствие на подобных уроках или внеклассных мероприятиях в оценке качества образования? (да, нет)

  2. Вы хотели бы чаще посещать такие уроки? (да, нет)

  3. Помогает ли Вам присутствие на открытых уроках или внеклассных мероприятиях в лучшем понимании своего ребенка? (да, нет)

  4. Считаете ли Вы, что интервьюирование Вас Вашим собственным ребенком, помогает преодолевать коммуникативные барьеры? (да, нет)

  5. На Ваш взгляд, совместная работа с ребенком все эти годы по учебе сблизила Вас? (да, нет)

  6. Считаете ли Вы, что анкетирование помогает Вам лучше понять уровень развития коммуникативных навыков ребенка? (да, нет)

  7. Как Вы думаете, насколько развились медиаобразовательные навыки Вашего ребенка за три года обучения?




  • очень хорошо

  • средне

  • плохо

В четвертом классе наступает время подведения итогов работы учителя за весь период обучения ребенка в начальной школе. Я могу привести статистику по своему последнему выпуску.

^ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

  • Умение работать с дополнительной литературой, со словарями -100 %

  • Умение отбирать нужную информацию - 96 %

  • Умение находить ошибки - 87 %

  • Умение трансформировать информацию, переводить в другую знаковую систему - 70 %

• Умение принимать информацию в различной форме - 80 %
Метод анкетирования является очень важным средством формирования

медиаобразовательных умений учащихся.

Хочу заметить, что мои ученики смогли максимально развить свою коммуникативность и овладеть медиаобразовательными умениями - все это пригодится им в дальнейшем обучении. Дети занимали призовые места, представляли свои проекты на окружном уровне, принимали участие в деятельности в фестивале творческих работ школьников «Синергия-проект» в 2008-м году, Исаева Юлия заняла третье место в округе по литературному чтению. А сейчас ученик Моргалев Илья занял первое место в окружном конкурсе «Моя читающая семья», в конкурсе «Огонь-друг, огонь-враг» победители - ученики моего класса Решетников Дима, Игнатьев Федор, Хральцова Алена, Моргалев Илья. В конкурсе «Стихи о маме» призеры: Баврин Денис, Булатникова Алена, Ефимова Маргарита, Журавлев Кирилл, Засименко Карина, Игнатьев Федор, Изотова Елизавета, Илюшин Пауль, Кузина Александра.

Первые успехи, надеюсь на их продолжение в будущем!


160




Похожие:

Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconУроках французского языка // Образовательные технологии XXI века
Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования,...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconИнновации в медиаобразовании
Гудилина С. И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы гэп «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения») // Образовательные...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconWeb-портфолио как средство формирования медиакомпетентности будущих педагогов
Иглу // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconМедиатехнологии в детском творчестве
Хвостова Т. С. Медиатехнологии в детском творчестве // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой,...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconРоль медиаобразования в проектной деятельности учащихся в курсе биологии
Паршутина Л. А. Роль медиаобразования в проектной деятельности учащихся в курсе биологии // Образовательные технологии XXI века /...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconМедиаобразование в формировании современной образовательной среды
Бондаренко Е. А. Медиаобразование в формировании современной образовательной среды // Образовательные технологии XXI века / Под ред....
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconФормирование мировоззрения на основе медиаобразования, интегрированного в курс информатики
Мацуца К. И. Формирование мировоззрения на основе медиаобразования, интегрированного в курс информатики // Образовательные технологии...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconВлияние информационных технологий на развитие содержания образования в условиях медиасреды
Рудакова Д. Т. Влияние информационных технологий на развитие содержания образования в условиях медиасреды // Образовательные технологии...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconМетодика проведения медиаобразовательных занятий со студентами педагогического вуза
Мурюкина Е. В. Методика проведения медиаобразовательных занятий со студентами педагогического вуза // Образовательные технологии...
Сибгатуллина И. С. Мониторинг медиаобразовательной деятельности в процессе обучения в начальной школе // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М.: Изд-во Рос академии образования, 2009 iconМедиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Грекова Л. В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов