27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 icon

27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006



Название27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006
Дата конвертации23.09.2012
Размер70.77 Kb.
ТипДокументы


Синицын Д.С. Обучение подростков информационно-психологической безопасности // Человек и образование. Академический вестник ИОВ РАО. 2005. № 1. С.58-60.


h t t p : / / i o v r a o . n m . r u


с. 58


Д. С. Синицын (Санкт-Петербург)


О Б У Ч Е Н И Е П О Д Р О С Т К О В И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О -П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И


Основной особенностью развития человечества на рубеже третьего тысячелетия являются процесс информатизации и переход к информационному обществу, в котором определяющая роль принадлежит информации. В процессе информатизации происходит активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных

технологий и средств, информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства.

По мнению ряда учёных, информатизация общества влечёт за собой как положительные изменения, так и отрицательные. Положительными моментами являются: свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации, возможность подключения к любым интеллектуальным достижениям цивилизации в интересах интерактивного обучения, повышения квалификации, развлечения, творчества, культуры и бизнеса. Отрицательными моментами являются

возрастающее влияние средств массовой информации, возникновение проблемы отбора качественной и достоверной информации.

С.Л.Братченко указывает на то, что в современных условиях влияние средств

массовой информации всё время растёт, в то время как школа среди основных действующих сил социализации уже сегодня оказалась на

четвёртом месте и продолжает сдавать позиции (Братченко С.Л. Коммуникативная экология личности и ребёнок на пороге века /Психология и педагогика детства. Тезисы докладов и сообщений междунар. конф.

Ребёнок в современном мире . СПб, 14-17 мая 1996 г.).

По данным некоторых учёных, в России сложилась кризисная ситуации в обеспечении защиты права несовершеннолетних на информационную безопасность, признанного международным и отечественным законодательством. По мнению О.В.Пристанской, негативное влияние информационной среды, в том числе специально ориентированные на

несовершеннолетних масс-медиа (печатных изданий, телепрограмм и пр.
), проявляется, в частности, в форме распространения среди детей и

подростков информации провоцирующего (пропаганда оккультизма, сексуальной вседозволенности, самоубийства, экстремальных видов деятельности и досуга, гедонистического отношения к жизни) и криминогенного характера (представляющей в привлекательном

свете разные формы девиантного поведения: потребление наркотических средств и психотропных веществ, проституция, разврат, жестокость и насилие, преступный образ жизни и пр.) (см.: Информационная и

психологическая безопасность в СМИ: В 2-х тт. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации М.: Аспект-Пресс, 2002.).

Компьютерные игры, основным содержанием которых являются интерактивные действия на криминальные, военные и фантастические темы, также наносят вред подросткам (Федоров А.В. Школьники и компьютерные

игры с экранным насилием // Педагогика. 2004. 6. С. 45-50).

Таким образом, можно выделить две основные разновидности негативного

информационно-психологического воздействия: девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих

ценностям, принятым в российской обществе; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Данные обстоятельства порождают проблему информационной безопасности и, в частности, проблему информационно-психологической безопасности как

разновидности информационной безопасности.

Под информационно-психологической безопасностью личности понимается

состояние защищённости её психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. Исходя из этого можно выделить два на-

правления подготовки учащихся по информа-


С. 59

ционно-психологической безопасности. Первое формирование нравственной

устойчивости личности, которая означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определённым иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Необходимо сформировать у подростков способность избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также собственные поступки и намерения с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определённую линию поведения. Эта способность особенно важна в условиях современного общества, когда по различным каналам идут огромные потоки информации провоцирующего, а также криминогенного характера.

Рационализировать и ускорить процесс нравственного воспитания личности можно через развитие у учащихся нравственного мышления, идущего от конкретно-наглядного к абстрактному, а также через развитие умений

анализировать и обобщать нравственные действия и поступки. Для активизации нравственного развития личности и проверки её зрелости, установления единства убеждений и поведения целесообразно использовать проблемно-ситуационный метод. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные

проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотнести их с избранными формами

поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика (Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985).

Другое направление информационно-психологичесой безопасности предполагает обучение подростков защите от манипулятивных воздействий в различных коммуникативных ситуациях. Под манипуляцией понимается

вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые

имеются у адресата в данный момент. Все коммуникативные ситуации, в которых человек может подвергнуться манипулятивному воздействию, подразделяются на три разновидности:

1. Совокупность коммуникативных ситуаций межличностного взаимодействия.

2. Коммуникативные ситуации, определяемые нахождением человека в составе определённой общности людей, на которую оказывается

непосредственное информационно-психологической воздействие некоторым

коммуникатором-личностью или группой.

3. Ситуации, в которых на человека воздействуют средства массовой информации.

В качестве эффективного средства защиты от манипулятивного воздействия Г.В. Грачёв предлагает алгоритм информационно-психологической безопасности. Этот алгоритм включает в себя следующую последовательность действий: ориентация в ситуации; оценка (определение) потенциала влияния; выявление (диагностика) признаков скрытого психологического принуждения; выбор тактики и способов защиты (организация защитного поведения).

Одним из качеств, необходимых для защиты от негативных информационно-

психологических воздействий, является критическое мышление.

Критичность ума характеризуется умением строго оценивать работу мысли (своей и чужой), подвергать всесторонней проверке выдвигаемые предположения, тщательно взвешивая все доводы за и против; умение смотреть на свои (и чужие) предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, и отказываться от тех из них, которые этой проверки не выдержали. Критичность проявляется в готовности вовремя отказаться от начатых действий, если обнаруживается, что эти действия не соответствуют условиям и требованиям решаемой задачи.

Критичность ума неразрывно связана с самостоятельностью и гибкостью мысли. Она предполагает умение смотреть на своё решение как на возможный ход, понимать его относительность: человек с критическим умом

обнаруживает чувствительность к противоречиям и логическим ошибкам, у него воспитана потребность быть убежденным в степени достоверности, обоснованности и доказательности изучаемых, а также самостоятельно

открываемых им знаний, фактов. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются

им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, гипотетичности, достоверности. Чтобы критически отнестись к опреде-

лённым суждениям, воззрениям, фактам, кри-


с.60.


тически проанализировать их, надо прежде всего быть хорошо ориентированным в той области знаний, к которой они относятся.

Однако формы и уровень критичности определяются не только запасом знаний, которым обладает человек, но и его общеличностными качествами, установками и в большой мере его убеждениями. Среди этих качеств одно из

основных мест принадлежит объективности, которая выражается в сознательном стремлении личности к поиску истины независимо от того,

насколько она согласуется с общепринятыми точками зрения, и независимо от стремлений личности (Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., Просвещение , 1968.)

Развитие критичности мышления достигается включением в программу обучения по различным предметам упражнений на развитие этого мышления.

Важной стороной обучения информационно-психологической безопасности является овладение учащимися приёмами работы с информацией. Основным приёмом работы с информацией является выделение главного (основных мыслей). Таким образом, подготовка подростков по информационно-психологической безопасности может быть осуществлена путём включения в содержание образования надпредметного модуля Основы информационно-психологической безопасности . Этот модуль включает в себя ряд тем для обсуждения, а также практические задания для отработки умений и навыков работы с информацией, организации защитного поведения в различных

коммуникативных ситуациях.




Похожие:

27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconПротокол №2 от 07. 11. 2006 г. Гончарова Т. И введено в действие с 8 ноября 2006 г. 8 ноября 2006 г. (приказ по школе от 07. 11. 2006 №339) положение
Совет старшеклассников состоит из учащихся 8-11-х классов, является выборным органом ученического самоуправления школы
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconСеминар по организации и правилам судейства соревнования
Турнир проводится 1 и 2 апреля 2006 г в спортивном зале главного корпуса Дворца. Взвешивание и регистрация участников в 10 часов...
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconДокументы
1. /2006 - Продвец кошмаров/01 - Марионетки.txt
2. /2006...

27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconДокументы
1. /Астрономия и Физика космоса.txt
2. /День...

27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconО проведении VI международного шахматного фестиваля
Международный шахматный фестиваль Vladimir open 2006 проводится с 15 по 24 августа 2006 г
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconИ о защите информации n 149-фз от 27 июля 2006 года Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Статья
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной...
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconМосква 2006
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,...
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconНациональная выставка колли москва 28 мая 2006 г
Бп cw, Лучший Бэби снежная сказка из максимково мрам 18. 01. 2006 (Джуллео Фаберже – Хоксвуд Паприка)
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconПрограмма «Патриотическое воспитание учащихся моу сош №6» на 2006 2010 годы Введение
Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании»,...
27. 04. 2006. Дата индексирования: 15. 08. 2006 iconДата проведения Название конкурса Результат 25. 11. 05 «Интеллект 2005»
Победы учащихся моу сош №27 в конкурсах г. Нальчика за 2005-2006 уч год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов