Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) icon

Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)



НазваниеРоль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Дата конвертации23.09.2012
Размер122.16 Kb.
ТипДокументы

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕАЛИИИ ПЕРСПЕКТИВЫ


Стародубова Г.А.


Стародубова Г.А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000).


В системе информационно-библиотечного сопровождения педагогической деятельности важная роль отводится школьной библиотеке. Она возникла и развивалась в рамках отечественной школы, традиционно занимая особое место в сфере образования.

В России всегда существовала разветвленная сеть школьных библиотек. Они имелись при каждом учебном заведении - как в духовных школах (с ними связано появление первой учебной библиотеки), в привилегирован­ных учебных заведениях (гимназиях, лицеях), так и в начальных школах, народных училищах.

Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в ка­честве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения учащихся. Методист-словесник В.П. Острогорский, педагоги К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров, Н.В. Чехов, Н.А. Малиновский единодушно отмечали, что мало нау­чить ребенка читать книгу, привить ему любовь и уважение к ней, вооружить его знаниями, которые позволят максимально использовать образовательные, познавательные, духовные возможности печатного слова. Внекласс­ное чтение учащихся должно быть систематическим и разнообразным по тематике, а возможно это лишь при со­ответствующем содержании фонда школьной библиотеки. В 1910 г. Н. А. Малиновский (известный деятель на­родного образования) создает специальное пособие «Библиотека начальной школы», где он предлагает один из возможных вариантов содержания такого «книжного ядра». Наш современник, известный педагог ВА. Сухомлинский подчеркивал, что школа становится подлинным очагом культуры лишь в том случае, если в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги.

Согласно «Типовому (временному) положению о библиотеке общеобразовательной школы» (утвержденному в 1991 году) она «...является структурным подразделением школы..., возглавляющим работу с книгой в школе» (6, с.38). Следует отметить, что еще в середине 70-х годов школьная библиотека закрепляет за собой характеристику наиболее распространенного библиотечного учреждения, сочетающего функции учебной и специальной библио­теки. Она призвана была решать следующие задачи:

1. Содействие воспитанию разносторонне развитой личности, созданию максимально благоприятных усло­вий для ее умственного, нравственного, эмоционального и физического развития.

2.
Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса, особенностей программных педаго­гических установок отдельных школьных коллективов путем оперативного и качественного комплектова­ния фондов, библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей.

3. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения учебных программ.

4. Всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей, других работников школы путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней.

5. Содействие самообразованию учащихся и педагогических работников школы при помощи различных форм и методов библиотечной работы, обеспечению литературой их социальных, культурных потребно­стей (6, с. 38).

Социально-политические, экономические и культурные преобразования, как известно, существенным обра­зом повлияли на современную библиотечную практику, изменили структуру библиотечной сети. Отразились они и на школьной библиотеке. Ее задачами сегодня являются:

1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информацион­но-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей;

2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, обору и критической оценке информации;

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассорти­мента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов (4, с. 48).

Изменение традиционного представления о социокультурной роли школьной библиотеки, о содержании ее деятельности, безусловно, связано также и с реформированием сферы образования.

Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, утверждение пра­ва учебных заведений и педагогов на самостоятельный выбор программ, методов, методик, форм обучения пред­полагают новый уровень использования различного рода источников информации (как первичных, так и вторич­ных), способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.

Продуктивность процесса обучения, как свидетельствует практика, во многом определяется качеством обес­печения информационных потребностей педагогов и учащихся. Специалисты отмечают парадоксальность ситуа­ции: возрастает престиж необходимой для образования информации, увеличивается потребность в информации, а ее доступность уменьшается. Освоение новых предметов не всегда обеспечено новыми учебниками, учебными пособиями, справочными и энциклопедическими изданиями. Модернизированные программы зачастую изучают­ся «со слов учителя» и «способом самостоятельной переработки школьниками самостоятельно добытой информа­ции» (7, с. 27). Педагоги «вынуждены» использовать внеучебную литературу, значительная часть которой не рас­считана на школьников и, следовательно, отсутствует не только в школьной, но и детской библиотеке (а если и представлена, - то фрагментарно). Низкое качество библиографического обеспечения большинства современных учебников, а порой его отсутствие, побуждают педагогов чаще рекомендовать учащимся дополнительные изда­ния, опираясь на собственный информационный запас, собственные представления о возможностях библиотеки. Библиотечные работники обращают внимание на повышение интереса у педагогов и учащихся к библиотекам, проявление стремления к активному использованию библиотечных фондов, а также безусловное усложнение со­держания их запросов. Так, библиотечная практика свидетельствует, что большинство запросов учащихся связано с учебой: для подготовки к уроку, к экзаменам, для выполнения доклада или реферата. Некоторые из них опреде­лены участием в различных конкурсах, викторинах. «Личные интересы», как правило, связаны с домашними жи­вотными (о кошках, собаках, черепахах, попугаях, аквариумных рыбках и т.д.). Широкое распространение полу­чили запросы, предполагающие поиск «весьма противоречивой» по характеру информации, требующей проявле­ния со стороны библиотечных работников определенных усилий. Несколько примеров таких запросов: «Ленин, отношение к нему в прошлые годы и в настоящее время», «Влияние экологии Кузбасса на сон», «О династии Ро­мановых» и т.д.

На факультете информационных технологий КемГАКИ было проведено исследование «Школьная библиоте­ка на современном рынке информационно-библиотечных услуг» (из опыта обслуживания специалистов народного образования). Анкетный опрос педагогов и библиотечных работников, анализ библиотечной документации свиде­тельствуют о значительном усложнении информационных потребностей и запросов учителей. Как и у учащихся, в первую очередь запросы педагогов связаны с «подготовкой к уроку», затем идут «самообразовательные цели», «подготовка к родительскому собранию и заседанию педагогического совета». Наблюдается расширение темати­ческого диапазона запросов. Учителя стали активнее использовать научную и методическую литературу, изучать книги известных педагогов, психологов (например, обращение учителей начальных классов к педагогическому наследию Л.В. Занкова). Возрос интерес к трудам ученых прошлых лет («История образования в России в 19-20 вв.», «История русской педагогики» и т.д.), на литературу по проблемам педагогического общения, новой педаго­гической технологии. Следует отметить явную предметную обусловленность содержания запросов, с которыми педагоги обращаются в школьную библиотеку. Приведем ряд наиболее характерных примеров таких запросов: «История государства Российского», «Время Столыпинских реформ», «Христианство на Руси», «Истоки реформ Петра I», «Реформы в истории России» (историки), «Где действует закон преломления света?», «Световые явления в природе» (физики), «История возникновения географических карт» (географы). Показательны запросы литера­торов: «Произведения романтизма в английской литературе», «Критические материалы на литературу 80-90-х го­дов русского зарубежья», «Биография советского писателя В. Гроссмана», «Лирика Б. Пастернака»,

«Методические приемы при изучении творчества Л.Н. Толстого», «Влияние сталинского правления на искусство». Следует отметить, что педагоги-предметники интересуются и непрограммной литературой.

На информационные потребности и запросы педагогов влияет и контингент учащихся (средних общеобразо­вательных школ, гимназий, лицеев, классов коррекции и т.д.). Приведем несколько примеров: «Развитие речи у умственно отсталых школьников», «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми», «Опыт учите­лей-новаторов», «Динамика взаимоотношений учеников, учителей в условиях инновационных школ».

Учителя-заочники, молодые специалисты обращаются за изданиями не только теоретического, но и практи­ческого характера (например, «дифференцированное обучение», «тестирование на уроках», «урок-игра», «индивидуальный подход к воспитанию детей» и т.д.). Молодому педагогу, как свидетельствует практика, требу­ется более существенная самообразовательная подготовка, чем педагогу со стажем. У него возникают потребно­сти в литературе по научной организации своего труда, работе с родителями и т.д. Анализ содержания запросов педагогов за последние 2 года позволяет проследить влияние новых учебных программ, а также стремление педа­гогов к повышению уровня педагогического мастерства. Организация современного учебного процесса в школе предусматривает использование активных методов обучения, широкую сеть факультативных занятий, проведение олимпиад, викторин, участие в которых предполагает выполнение учащимися самостоятельных работ, активное обращение к различным документальным источникам. Педагогов интересуют «публикации по декоративно-прикладному искусству», «Словарь славянской мифологии», «публикации по кружковой работе» и т.д.

Полученные данные позволяют проследить следующий «путь поиска информации и нужного документа». Большинство педагогов и учащихся начинают поиск нужного издания со школьной библиотеки, так как «убеждены, что именно школьная библиотека напрямую связана с учебным процессом». Преимущество школьной библиотеки перед другими библиотечными учреждениями обусловлено «ее непосредственной близостью к поль­зователю». На это обстоятельство обращают внимание все опрошенные: «не нужно куда-то ехать, идти, теряя время на дорогу», «информацию, нужное издание можно получить сразу после занятий, во время перерыва и даже в случае острой необходимости - во время урока». Подчеркнем, что, как правило, поиск информации начинается с обращения к школьному библиотекарю. Насколько оправданы их ожидания? Каковы ресурсные возможности со­временной школьной библиотеки?

Известно, что согласно «Типовому положению», школьная библиотека должна формировать универсальный по отраслевому составу фонд, включающий учебную, художественную, научно-популярную, справочную литера­туру для школьников, педагогическую, методическую и справочную - для педагогических работников. В нем должны содержаться не только книги и брошюры, газеты и журналы, но и нетрадиционные носители информа­ции. Содержание фонда школьной библиотеки, согласно этому документу, должно соответствовать потребностям учащихся, педагогов, особенностям конкретной общеобразовательной школы. Анализ содержания библиотечных фондов показал, что доминирует учебная литература, на втором месте (по количеству) - художественная, затем идет научно-популярная, справочная - для учащихся, методическая, педагогическая, справочная - для учителей.

Педагоги и учащиеся хотели бы «иметь возможность получать в школьной библиотеке необходимые для учебы справочники, энциклопедии, литературу по внеклассному чтению». Увы, практика свидетельствует, что современная школьная библиотека не только не располагает достаточным количеством справочных и энциклопе­дических изданий, но зачастую их ассортимент поразительно скуден. Педагоги, школьные библиотекари едино­душно отмечали отсутствие новых методических изданий, сокращение ассортимента приобретаемой библиотекой периодики. Оценивая содержание фонда школьной библиотеки, большинство педагогов отметили «есть кое-что из нужного мне» и лишь немногие выразили чувство удовлетворения («очень хороший фонд, есть все, что нужно»).

Преимущественное большинство опрошенных нами школьных библиотекарей обращают внимание на отсут­ствие в фонде «нужных для педагогов основных изданий», что в связи с этим «зачастую испытывают трудности в подборе требуемых изданий». Доступность изданий ограничивает их малая экземплярность, когда они вынуждены «давать отказ даже на имеющееся издание». Лишь немногие библиотекари убеждены, что «ресурсы школьной библиотеки вполне соответствуют потребностям пользователей». Педагогам был задан вопрос: «Запросы, на како­го рода документы не были удовлетворены в текущем году в школьной библиотеке?». Ответы могут быть распо­ложены в следующей последовательности: методические издания, периодика, художественная литература, учеб­ная литература, научно-популярная литература, справочные, энциклопедические и библиографические издания. «Отказы» школьникам связаны с содержанием внеклассного чтения, с произведениями таких авторов, как М. Бул­гаков, А. Платонов, Ч. Айтматов, А. Грин, А. Куприн, В. Приставкин и т.д.

В условиях формирования рыночных отношений школьная библиотека лишилась приоритета на приобрете­ние литературы, утратила большую часть традиционных источников комплектования. Сокращение финансирова­ния негативно отразилось и на ассортименте выписываемых периодических изданий (сегодня его определяют не потребности пользователей, а материальные возможности, бюджет школы). С материальными возможностями связаны и весьма скудные технические ресурсы библиотеки. И, как следствие этого, лишь немногие педагоги отметили, что испытывают «удовлетворение от посещения школьной библиотеки», большинство же - «раздражение и недоуме­ние». Эти же чувства испытывают и старшеклассники, считающие, что в школьной библиотеке «не все найдешь, что нужно».

Следует, однако, отметить, что и школьники, и педагоги дают положительную оценку «усилиям школьного библиотекаря», его формам работы.

Известно, что пользователь объективно заинтересован в разнообразии информационных и библиотечных продуктов и услуг. Как свидетельствует практика, ассортимент продуктов и услуг современной школьной библио­теки может быть представлен следующим образом: книговыдача, открытый доступ к фондам, выставки, беседы, обзоры, справки, тематические вечера, литературные утренники, диспуты, сценарии праздников, тематические подборки литературы (для проведения докладов, классных часов, вечеров-встреч), картотеки («Школьные празд­ники», «Город, в котором ты живешь»), тематические полки. Следует отметить, что доминируют традиционные продукты и услуги: книговыдача, список новых поступлений, выставка, открытый доступ к фондам, подбор лите­ратуры по теме, консультации. Ни в одной библиотеке не оказывается такая услуга, как копирование документов. Крайне редко используется МБА. Что ждут педагоги, что они хотели бы получать? Были получены следующие ответы: список литературы по теме, аннотированный список литературы, обзор конспектов уроков, копии книг или фрагментов из них, реферат. Показательно, что изменение характера деятельности школьной библиотеки пе­дагоги главным образом связывают с «расширением ассортимента ее продуктов и услуг». Педагоги ожидают от библиотеки следующих услуг: проведение библиотечных уроков, помощь в подготовке классных часов, своевре­менное информирование о новых поступлениях, подбор литературы по теме, помощь в приобретении новых учебников, регулярное информирование о публикациях в периодических изданиях.

Преимущественное большинство опрошенных нами библиотечных работников убеждены, что престиж со­временной школьной библиотеки и уровень обслуживания пользователей зависит от следующих факторов:

1. содержание документальных ресурсов,

2. внедрение новых информационных технологий,

3. ассортимент и качество информационных продуктов и услуг,

4. квалификация библиотечного работника,

5. комфортность среды, созданной в библиотеке.

Какой они видят свою библиотеку? Обобщенный вариант ответов может быть представлен следующим обра­зом: она должна иметь абонемент и читальный зал, это должно быть уютное, светлое, просторное, удобное для пользователя помещение со специальной современной мебелью, телевизором, хорошо оснащенное технически. В нее своевременно, регулярно поступают методические и дидактические материалы, учебники и учебные пособия, в ее фонде содержатся в достаточном объеме справочные и энциклопедические издания, периодика.

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы школьной библиотеки - в расширении ассортимента производимых ею информационных продуктов и услуг, превращение ее в информационный центр школы. Биб­лиотека в школе - это не просто пункт выдачи учебников; работающие здесь специалисты убеждены, что «она является информационным сердцем школы» и деятельность всего школьного организма зависит от «состояния здоровья этого органа».

Закрепление за школьной библиотекой статуса кабинета № 1 предполагает приоритетность ее информацион­ной функции, создания в ней информационной среды, адекватной уровню задач, решаемых современной школой. Оптимальная организация ее деятельности - это активный внутрисистемный обмен, взаимодействие с библиоте­ками других ведомств, разработка автоматизированной системы информационного обслуживания читателей на базе единого банка данных, активное использование новых информационных технологий, средств копирования и автоматизации.

Литература

1. Дворкина МЛ. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект: Монография.- М.: Изд-во МГИК, 1993..-248 с.

2. Информационная среда школьной библиотеки: Программа спецкурса по специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография», специализации «Технология информационного обеспечения», «Технология формирования и эксплуатации информационных ресурсов» / Сост. ГА. Стародубова.- Кеме­рово: КемГАКИ,2000.-9с.

3. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник.- М.: Новая школа, 1995.- 256 с.

4. Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения // Вестник образования.- 1998.- № 6.-С. 46-52.

5. Технология работы школьной библиотеки (инструктивно-методические материалы и учетные формы).- М., 1993.-73 с.

6. Типовое (временное) положение о библиотеке общеобразовательной школы // Библиотекарь. 1991. № 5. С. 37-40.

7. Фомина Л.Н. Альтернативное образование и библиотечное обслуживание детей // Библиотековедение.1993.№5-6. С. 26-36.








Похожие:

Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconОптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconОтчет Яковлевой Валентины Ивановны о работе школьной библиотеки
Изменение содержания учебных программ, форм и методов обучения, структуры внеучебной деятельности предполагает активное участие школьной...
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconЭлективный курс: Работа школьной библиотеки по воспитанию общечеловеческих приоритетов
Патриотическое воспитание в работе школьной библиотеки и музея им. Г. Я. Седова гоу сош №336
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconПодготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.
Стародубова Г. А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры (2001)
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconПлан работы библиотеки на 2012/2013 учебный год
Важной особенностью школьной библиотеки является то, что библиотекарь работает в тесном контакте с классными руководителями и учителями-предметниками,...
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconСпециальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004) Гендина Н. И. Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для библиотеки: формирование информационной культуры учащихся (2004)
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconАвтор и разработчик, правообладатель: Батищев Павел Сергеевич
Администратор электронной библиотеки занимается пополнением информационной базы библиотеки, созданием электронных книг
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconП. С. Батищев Справки по телефонам: 8 (83365) 2-18-92 (тел./факс/автоотв.), 2-21-05
Администратор электронной библиотеки занимается пополнением информационной базы библиотеки, созданием электронных книг
Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов