Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) icon

Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)



НазваниеОптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Дата конвертации23.09.2012
Размер75.66 Kb.
ТипДокументы


ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ


Стародубова Г.А.


Стародубова Г.А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003).


Успех формирования высокообразованной, творческой личности, находящейся на протяжении всей активной жиз­недеятельности в ситуации непрерывного самообразования, во многом зависит от того, насколько человек подготовлен к плодотворному использованию накопленных обществом информационных ценностей. Умение осуществить целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимально­му удовлетворению индивидуальных информационных по­требностей, используя как традиционные, так и новые ин­формационные технологии, является важнейшим услови­ем не только самореализации личности, но и экономичес­кого, социального развития информационного общества XXI в. В постиндустриальном обществе информационная культура становится важной составляющей общей культу­ры личности.

Формирование информационной культуры личности -сложная комплексная проблема, стоящая перед современ­ными информационно-библиотечными и образовательны­ми учреждениями.

Особую значимость сегодня приобретает научное обо­снование совершенствования процесса формирования ин­формационной культуры школьников. Как и всякий педа­гогический процесс, он должен быть единым, целенаправ­ленным и непротиворечивым. Это обусловливает необхо­димость единства воздействующих на него факторов, не­обходимость органичной взаимосвязи деятельности биб­лиотеки и школы, т. е. в настоящее время речь должна идти не о разрозненных мероприятиях, проводимых отдельно библиотекой и школой, а о целостной, серьёзно продуман­ной системе многосторонних воздействий на юных пользо­вателей информации. В своё время АС. Макаренко отме­чал: «Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взя­тое от системы. Никакое средство вообще, каше бы ни взя­ли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от це­лей, системы, от целого комплекса влияний» (Макаренко -АС. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 1953.- Т. 5. -С. 116.).

Ю.К. Бабанский отмечает: «Только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные свя­зи между компонентами системы, можно ожидать, что мы изберём оптимальный вариант обучения» [1, с. 4].

Система работы по формированию информационной культуры школьников - это оптимальным образом органи­зованный труд как целых коллективов библиотеки и шко­лы, так и каждого библиотекаря и педагога в отдельности.

В нашем обосновании совершенствования процесса формирования информационной культуры школьников ле­жит концепция оптимального построения учебно-воспита­тельного процесса, разработанная в трудах Ю.К. Бабанского.
Её суть сводится к научно-обоснованному и осознан­ному поиску, конструированию и осуществлению (при твёр­дой уверенности в успехе) такого варианта урока и учебно-воспитательного процесса в целом, который позволяет учи­телю (библиотекарю) получить наилучшие для данных кон­кретных условий результаты при минимально необходимых расходах времени и усилий учащихся и педагогов (библио­текарей) [1,2].

Оптимизация - это и комплекс средств, наиболее вы­годных для данных, конкретных условий и позволяющих получить наилучшие результаты. Реальности оптимальной организации процесса формирования информационной культуры учащихся сегодня содействуют объективные пред­посылки. Так, теоретическими предпосылками являются:

1) разработка концепции формирования информацион­ной культуры личности (она включает определение поня­тия «информационная культура личности», обоснование об­щеметодологических принципов и условий организации ин­формационного образования; характеристику учебного кур­са «Основы информационной культуры личности» как базы информационного образования, представление механизма

взаимодействия библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной подготовки граждан);

2) определение содержания, структурных элементов, критериев информационной культуры конкретных возраст­ных групп учащихся:

3) понимание актуализации социальной функции биб­лиотеки как элемента единого образовательного простран­ства, её предопределяющая роль в информационном обу­чении школьников:

4) осознание библиотекой специальной значимости работы по формированию информационной культуры учащих­ся.

Этому способствует и утверждение новой парадигмы образования (как известно, школьная реформа предусмат­ривает формирование личности, комфортно чувствующей себя в любой информационной среде, умеющей эффектив­но использовать предоставляемые обществом ресурсы и т. д.).

Результативность процесса формирования информаци­онной культуры учащихся может быть достигнута при со­блюдении следующих условий:

1) чёткое определение целей, задач работы, построен­ной с учетом конкретных условий деятельности библиоте­ки, школы;

2) учёт психофизиологических особенностей конкрет­ной возрастной группы учащихся, их возрастных и инди­видуальных различий;

3) определение минимума специальных знаний, уме­ний, навыков, которыми должна обладать конкретная груп­па учащихся;

4) изучение, выявление эффективных форм и методов формирования информационной культуры, соответствую­щих конкретной возрастной группе учащихся и в наиболь­шей мере отвечающих конкретным условиям и возможно­стям данного учреждения, каждого библиотекаря и педаго­га;

5) учёт взаимосвязей библиотеки и школы, выявление основы характера обусловленных действий каждого из этих звеньев системы;

6) специальная, профессиональная подготовка библио­текарей и педагогов к работе в сфере информационной куль­туры.

В этом убеждают результаты многолетней научно-ис­следовательской деятельности преподавателей факультета информационных технологий Кемеровской государствен­ной академии культуры и искусств (КемГАКИ) и их опыт практической деятельности по преподаванию основ инфор­мационной культуры в образовательных учреждениях Куз­басса.

Следует отметить, что КемГАКИ в настоящее время уже располагает серьёзным научным заделом в сфере изучения информационной культуры личности. Здесь, на факультете информационных технологий, сформирована собственная научная школа, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором Н.И. Гендиной. Под её руководством с 1989 по 2002 г. был осуществлён целый ряд комплексных исследований, посвященных различным аспектам форми­рования информационной культуры (анализ уровня информационной культуры различных категорий потребителей информации; формирование информационной культуры в системе непрерывного образования; формирование инфор­мационной культуры в учебных заведениях региона; фор­мирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности: психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информа­ционной культуры личности и т. д.).

Н.И. Гендиной разработана концепция информацион­ной культуры личности и создана типовая модель ориги­нальной программы интегрированного курса «Основы ин­формационной культуры», рассчитанная на различные ка­тегории обучаемых - учащихся старших классов общеоб­разовательных школ, учителей, студентов, аспирантов и соискателей гуманитарных вузов.

Продуктивность практической деятельности библиотеч­ных и образовательных учреждений региона по формиро­ванию информационной культуры личности обеспечивают комплексы учебно-программных и учебно-методических документов, представленных в следующих изданиях:

1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Ин­формационная культура личности: диагностика, техноло­гия формирования: Учеб.-метод, пособие. Ч. 1. - Кемеро­во, 1999. - 143 с.

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Информа­ционная культура личности: диагностика, технология фор­мирования: Учеб.-метод, пособие. Ч. 2. - Кемерово, 1999. - 146 с.

3. Основы информационной культуры: Сб. метод, ма­териалов. - Кемерово, 1999. - 250 с.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Староду­бова ГА. Формирование информационной культуры лич­ности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб-метод, пособие. - М., 2002. - 288 с.

На факультете информационных технологий КемГАКИ (на основе специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография») открыта специализация «Технология фор­мирования информационной культуры», в рамках которой осуществляется дифференцированная подготовка специалистов в области формирования информационной культу­ры. Повышение профессиональной компетенции библио­текарей-практиков в этом направлении осуществляется в регионе через курсы повышения квалификации. Так, в пос­ледние годы на курсах повышения квалификации библио­текарей образовательных учреждений в Кузбасском регио­нальном институте повышения квалификации и перепод­готовки работников образования активно используется спе­циальная программа. Её цель - подготовка библиотечного специалиста к более результативной деятельности по фор­мированию у школьников уровня информационной куль­туры, соответствующего требованиям информационного общества. В задачи курса входит: показать социальную зна­чимость данного направления работы школьного библио­текаря в конкретно-исторических условиях: дать представ­ление о формах и методах работы с конкретной группой учащихся в библиотеке; подготовить библиотекаря к опти­мальному выбору форм и методов работы; дать представ­ление о новых педагогических технологиях.

Результаты многолетних исследований КемГАКИ актив­но внедряются в практику работы информационно-библио­течных и образовательных учреждений региона, способ­ствуют результативности их усилий по подготовке грамот­ных пользователей информации. Серьёзные научные заде­лы послужили основой для выбора Кемеровской государ­ственной академии культуры и искусств в качестве одной из российских баз для реализации международной програм­мы «Информация для всех».

В октябре 2000 г. в структуре КемГАКИ был создан На­учно-исследовательский институт информационных тех­нологий социальной сферы (НИИИТСС) (его возглавляет Н.И. Гендина).

Сегодня в структуре НИИ ИТ СС проблемами повыше­ния информационной культуры личности, отдельных кате­горий потребителей информации занимается специальная лаборатория «Формирование информационной культуры личности». Основным направлением деятельности лабора­тории является разработка технологии формирования ин­формационной культуры личности на базе образовательных и в условиях библиотечно-информационных учреждений.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М., 1982. - 192 с.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 1982. - 192 с.

3. Гендина Н.И. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса Кемеровской государственной акаде­мии культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности в регионе // Библиотечная жизнь Кузбасса. - 2002. - № 2 (36). - С. 4-25.

4. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово, 1999. - 181 с.

5. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - Сер.1. - 1994. — № 1. - С. 1-8.

6. Стародубова ГА. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры // Библиотеч­ная жизнь Кузбасса. - 2002. - № 2 (36). - С. 35-41.

7. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: Материалы кон­ференции «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения» (Кемерово, 26-28 нояб. 2001)/ Подред. Н.И. Гендиной, ГА. Стародубовой. - Кемерово, 2001. - 150 с.

8. Шрейдер Ю.А. Информатизация и культура // НТИ. - Сер 2. - 1991. - № 8. - С. 1-7.









Похожие:

Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconПсихофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной...
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconРоль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconПодготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.
Стародубова Г. А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры (2001)
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconОтражение работы библиотек по формированию информационной культуры личности на страницах профессиональной печати Уленко Ю. В. Уленко Ю.
...
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconУчет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры стародубова Г. А., Уленко Ю.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры...
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconИнформина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconШкольная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002) Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Оптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003) iconОбразовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности Гендина Н. И. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности (2000)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов