Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. icon

Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.



НазваниеПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
Дата конвертации23.09.2012
Размер60.09 Kb.
ТипДокументы

Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001)


Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.


Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001).


Вступление человечества в новую историческую фазу развития цивилизации, в которой доминантами развития общества являются информация и знания, резко повысило значение информационной культуры общества вообще и ее уровня отдельной личности, в частности. Перед социальными институтами образования и воспитания ставиться задача подготовки индивида к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Система образования, как отмечается в национальной доктрине образования в Российской Федерации, призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность деятельности современной библиотеки и школы по формированию информационной культуры учащихся, является учет психофизиологических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий.

Психологический аспект изучения конкретного возраста неотделим от педагогического и особо значим для совершенствования процесса обучения, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, подростка, юношу должно опираться на учет возрастных индивидуальных психологических особенностей.

По утверждению Л.С. Выгодского для всякого обучения существует оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Рассматривая своеобразие структуры детского сознания на конкретном возрастном этапе, он называл его «социальной ситуацией развития». В это понятие известный психолог вкладывал то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа. Это «особое сочетание» и обуславливает динамику психологического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно – своеобразные психологические образования к его концу. По мнению другого классика психологии С.А. Рубинштейна возрастные характеристики заключаются в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Современные исследователи отмечают образование в различные периоды детства у ребенка своей внутренней позиции, своей системы личностных отношений к действительности и к самому себе, то есть некоей модели мира. Каждый возрастной этап характеризуется специфической направленностью личности, сопровождается изменениями положения в школе, семье, изменением форм общения и воспитания, новыми формами и видами деятельности, особенностями созревания организма.


Для организации эффективного процесса формирования информационной культуры у детей, подростков, юношества библиотекарю необходимо иметь представление об общих тенденциях развития учащихся. Это и определило цель проведенного на факультете информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) исследования – выявить и охарактеризовать психофизиологические особенности возрастных групп школьников. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: выявить и оценить психофизиологические особенности конкретных возрастных групп учащихся, благоприятно влияющих на процесс формирования информационной культуры; выявить и оценить психофизиологические особенности, которые могут оказывать неблагоприятного влияние на освоение информационной культуры.

Объектом исследования послужили учебные, научные и методические издания по возрастной психологии и педагогике, опубликованные с 1970 по 2000 гг, авторами которых являются специалисты: Т.С. Абрамова, А.С. Белкин, Т. А. Василькова, Ю.В. Василькова, Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, И.Ю. Кулагина, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман.

Сравнительный анализ психофизиологических особенностей учащихся осуществлялся в разрезе трех возрастных групп: младший (с 6-7 до 10-11 лет), средний (с 10-11 до 14-15 лет) и старший (с 14-15 до 16-17 лет) школьный возраст.

Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования информационной культуры, в частности.

Ведущей деятельностью для всех возрастов школьников является учение. Психологи определяют кроме этого и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения. Так, младший школьный возраст – это возраст вхождения в учебную деятельность, овладение ее структурными элементами. Специалисты утверждают, что в этом возрасте ребенок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности в дальнейшем, на последующих этапах обучения.

В среднем школьном возрасте ученик осуществляет дальнейшее освоение структурной учебной деятельности, но важное значение имеет освоение социальной действительности межличностных отношений, осознание эталонов общественного сознания, сопоставление себя через мнения и оценки других людей. Ведущей деятельностью является взаимодействие и общение подростков в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником). Таким образом, именно тип учения в этом возрасте определяет и подход к деятельности по овладению информационной культурой.

В старшем школьном возрасте, в отличие от младшего и среднего, учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Избирательность интересов связана с жизненными планами. Старшие школьники могут интересоваться двумя – тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Изменяется мотивация в основных видах деятельности: учения, общения, труда. На месте прежних (детских) мотивов возникают и закрепляются новые (взрослые) мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Чувства взрослости связаны с поиском смысловых жизненных установок.

Психологи отмечают, что уровень психического развития уже младших школьников является предпосылкой начала систематического планомерного и целенаправленного обучения. Используя огромные познавательные резервы каждого возраста, библиотекарь может достичь значительных результатов в своей деятельности. Так, например, обобщенная характеристика «благоприятных» особенностях подросткового возраста, способствующих продуктивному освоению информационной культуры, может быть представлена следующим образом: стремление подростка к самостоятельности; чувство «взрослости»; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека; потребность в самовыражении и самоутверждении; общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками; увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание определенности и устойчивости интересов. Вместе с тем, ряд особенностей подросткового возраста могут затруднять предпринимаемые усилия. Тормозом могут послужить такие характеристики подростка как: стремление к взрослости; ложная самостоятельность, выражающаяся в утверждении типа «я все уже знаю», «все умею», «все интересные и полезные книги мне уже известны»; отсутствие понимания практической ценности использования информационной подготовки; избирательность интересов, их неустойчивость.

Таким образом, представление библиотекаря о специфических особенностях возрастной подростковой группы позволит направлять их в пользу успешного освоения информационной культуры.

На факультете информационных технологий КемГУКИ на основе специальности «Библиотечно-информационная деятельность осуществляется подготовка специалиста квалификации «библиотекарь – библиограф, преподаватель», ориентированного на преподавание основ информационной культуры. В учебном плане особое место занимает комплекс психолого-педагогических дисциплин. Базовым предметом является курс педагогики. Его задача дать не только общее представление о структурных элементах педагогической науки, познакомить студентов с категориальным аппаратом и методами педагогических исследований, но и главное – развитие у будущего специалиста педагогического мышления. Система педагогических и психологических знаний, представление о психофизиологических особенностях конкретных возрастных групп учащихся позволяет не только осуществлять дифференцированный подход к обучаемым, но и осознанно, профессионально грамотно ставить педагогические цели и задачи процесса обучения основам информационной культуры и находить оптимальные варианты их решения.









Похожие:

Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconУчет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры стародубова Г. А., Уленко Ю.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconПодготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.
Стародубова Г. А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры (2001)
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconПсихофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconШкольная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002) Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconИнформина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconПсихофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю.
Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Психолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. iconОтражение работы библиотек по формированию информационной культуры личности на страницах профессиональной печати Уленко Ю. В. Уленко Ю.
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов