Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) icon

Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)



НазваниеТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
Дата конвертации23.09.2012
Размер63.42 Kb.
ТипДокументы

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ


Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.


Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001).


Проблема подготовки грамотных пользователей информации была актуальна всегда, но не имела такого значения, которое она приобретает в XXI в., в обществе, доминантами развития которого являются знания и информация. Становление информационного общества требует информационной подготовки и уровня информационной культуры личности, адекватной возросшему социальному значению информации и ее объему, интенсивному и массовому внедрению информационных и коммуникационных технологий. Информационная культура является не только условием самореализации личности, но и экономического, социального развития информационного общества. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" ориентируя международное сообщество на решение глобальных целей, связанных с построением информационного общества, выделяет в их числе повышение информационной культуры личности. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельной личности в частности. Важная роль в решении этой проблемы отводится библиотекам, которые всегда занимались, как свидетельствует история, специальной подготовкой своих читателей. Эта деятельность библиотеки была изначально связана с пропагандой среди читателей библиотечно-библиографических знаний. Наряду с библиотечно-библиографическими знаниями в центре внимания библиотек находились вопросы формирования умений рациональной работы с книгой и культуры чтения. С появлением новых информационных технологий библиотеки начинают уделять внимание формированию умений, связанных с использованием компьютерных технологий при поиске информации.

Изучению опыта работы отечественных библиотек по формированию информационной культуры личности было посвящено специальное комплексное исследование, проведенное на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств в 2000-2004 гг. Оно включало анкетный опрос библиотекарей Кузбасса, анализ планов и отчетов работы библиотек региона за последние 5 лет и изучение отражения в профессиональном потоке документов деятельности библиотек других регионов по обучению пользователей информации. Выявление форм и методов работы, используемых в работе библиотек по формированию информационной культуры личности, осуществлялось на основе анализа публикаций в таких профессиональных журналах, как "Библиотека", "Библиография", "Библиотековедение", "Научно-технические библиотеки", "Научно-техническая информация. Сер.1", "Мир библиографии", "Школьная библиотека", "Библиотека в школе", "Библиотечный вестник", а также материалы международных научных конференций по библиотечному делу и информационной культуре.


Следует отметить, что определенные затруднения в отборе публикаций из названных изданий были связаны с неустоявшейся терминологией в данной предметной области, существующим терминологическим "разноголосием" в интерпретации этой деятельности, в частности, имеющей место в практике работы библиотек подмене понятия "информационная культура" различными понятиями такими как "информационная грамотность", "компьютерная грамотность", "библиотечная грамотность", "библиотечно-библиографические знания". Между тем, каждое из этих понятий затрагивает ту или иную сторону понятия "информационная культура". С учетом этого первый этап исследования заключался в отборе из названных источников документов, публикаций, отражающих опыт работы библиотек по формированию информационной культуры личности в различных его проявлениях. Второй этап предполагал выделение из текстов отобранных документов элементов фактографической информации, характеризующей следующие реквизиты проведенных мероприятий по формированию информационной культуры пользователей: город и название информационно-библиотечного учреждения, вид мероприятия, форма проводимых занятий, особенности контингента обучаемых, наличие методического материала.

Исследование показало, что работа библиотек по формированию информационной культуры личности весьма слабо отражена в профессиональной печати, хотя опыт библиотек в этой сфере деятельности весьма значителен. По количеству публикаций в данной сфере лидирует журнал "Библиотека(рь)" - 44% публикаций. Статьи в данном периодическом издании, чаще всего носящие публицистический характер, как правило, содержат описание практического опыта без его анализа и обобщения с различных точек зрения, в том числе в зависимости от контингента обучающихся, типа библиотеки, ее материально технической базы и т.д. На остальные издания приходится 56% статей. Следует отметить, что научные статьи имеют, как правило, постановочный или дискуссионный характер и редко содержат практические рекомендации по организации деятельности, связанной с формированием информационной культуры личности в условиях библиотеки.

В публикациях главным образом представлен опыт работы городских библиотек из разных регионов России.

Анализ публикаций свидетельствует, что и сегодня работа библиотек в значительной мере направлена на формирование библиотечно-библиографических знаний: правила пользования каталогом (как традиционным, так и электронным), составление библиографических списков литературы к рефератам и курсовым работам, использование справочной литературы. Отдельное направление этой работы в современных условиях составляет формирование знаний пользователей в области новых информационных технологий. Тематическая структура таких занятий весьма разнородна. Она варьируется от обучения владению пользоваться компьютером до аналитических процедур, связанных с тематическим поиском в Интернет.

Формирование информационной культуры пользователей в условиях библиотеки осуществляется, как правило, в форме уроков, консультаций, экскурсий и игр, что позволяет сделать вывод о существенной ограниченности и однообразии используемых форм и методов работы. Как свидетельствуют публикации, работа в данном направлении ведется в школьных, детских, юношеских, публичных библиотеках, а также в библиотеках высших учебных заведений. Соответственно основной контингент обучающихся составляют школьники и студенты.

С этими данными совпадают и результаты анкетного опроса библиотекарей на областных курсах повышения квалификации (г. Кемерово), анализа планов и отчетов о работе библиотек региона. В практике работы библиотек региона используются те же самые формы и методы формирования информационной культуры (библиотечные уроки, беседы, консультации, экскурсии лекции, обзоры, игры), при доминировании библиотечных уроков, бесед, экскурсий.

В детских библиотеках особое внимание уделяется активным формам работы. Здесь используются викторины, конкурсы, КВН, игры-путешествия, турниры, рулетка. Однако практика показывает что, они, как правило, используются главным образом в режиме итогового занятия или мероприятия развлекательного характера (а не обучающего, познавательного).

То обстоятельство, что методы и формы работы при переходе от возраста к возрасту не претерпевают необходимых изменений, отнюдь не способствуют действенности усилий библиотекаря. Большинство опрошенных нами библиотекарей, не удовлетворены работой своей библиотеки. Беспокойство практиков вызывает следующее: эпизодический характер деятельности библиотеки в данном направлении, отсутствие планирования, недостаточное разнообразие форм и методов работы библиотеки и устаревшие методики, отсутствие целостности и преемственности в работе с разными группами пользователей.

Методическими материалами обеспечены в основном занятия по обучению компьютерной грамотности. Содержание и структура занятий по формированию информационной культуры пользователей библиотек определяются, как правило, личным практическим опытом и уровнем знаний обучающих. Разрозненность усилий в этом направлении различных библиотек усугубляет сложившуюся ситуацию.

В целом можно сделать следующие выводы:

  1. Библиотеками осознана общественная потребность и социальная значимость деятельности по формированию информационной культуры личности. При отсутствии четкой государственной политики в сфере информационного образования, специально подготовленных кадров, недостаточной концептуальной разработанности теории информационной культуры, дефиците методических разработок библиотеки, тем не менее, приступили к деятельности по повышению уровня информационной культуры читателей.

  2. Реализуемая на инициативной основе деятельность, за счет усилий отдельных энтузиастов, не имеет системного характера; содержание работы по этому направлению не входит в состав показателей, характеризующих работу библиотеки. Проводимые занятия носят чисто прикладной характер, не формируют целостного представления о сложном и многозначном феномене информационной культуры, ядром которого являются знания и умения, связанные со смысловой (семантической) обработкой информации. В результате не формируется информационное мировоззрение личности, разрозненные знания не позволяют обучаемым эффективно использовать накопленные в обществе информационные ресурсы.

  3. Кардинальное улучшение деятельности библиотек по формированию информационной культуры читателей требует, прежде всего, государственного подхода: перехода от эпизодической, несистемной работы к деятельности в рамках специальной государственной программы, предусматривающей подготовку кадров, решение проблем координации работы библиотек и образовательных учреждений, разработку методического обеспечения, создания необходимой материальной базы.

Успех деятельности библиотекаря во многом зависит от профессионально грамотного выбора форм и методов, адекватных и осваиваемой теме, и группе обучаемых. При этом библиотекарю важно иметь представление не только о конкретных формах, методах, средствах, но и учитывать тенденции в развитии современных обучающих технологий.









Похожие:

Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconОптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconПсихофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconУчет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры стародубова Г. А., Уленко Ю.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconШкольная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002) Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconПодготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.
Стародубова Г. А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры (2001)
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconОтражение работы библиотек по формированию информационной культуры личности на страницах профессиональной печати Уленко Ю. В. Уленко Ю.
...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001) iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов