Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. icon

Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.



НазваниеПодготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г.
Дата конвертации23.09.2012
Размер100.52 Kb.
ТипДокументы

ПОДГОТОВКА КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (2001)


Стародубова Г.А.


Стародубова Г.А. Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формирования информационной культуры (2001).


Формирование постиндустриального общества, которое принято называть информационным, актуализирует вопрос о результативной деятельности социальных институтов, отвечающих за подготовку у пользователей информации высокого уровня информационной культуры.

В практике работ отечественных библиотек, вообще, и библиотек Кузбасса, в частности, накоплен интересный опыт по формированию информационной культуры, сложились определенные традиции. Однако

изучение передового и массового опыта убеждает, что формирование информационной культуры в библиотеках, школах, средних специальных заведениях ведется, как правило, на основе монодисциплинарного подхода; работа в данном направлении зачастую носит просветительский характер (то есть популяризация информационных знаний), мало чем отличается от прежней «пропаганды библиотечно-библиографических знаний». Следствием просветительского (неупорядоченного, несистематизированного) подхода является низкий уровень информационной подготовки как взрослых, так и детей. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации на страницах специальной печати и результаты комплексного исследования, проведенного на факультете информационных технологий (ФИТ) КемГАКИ.

Сдерживающим фактором, как было установлено, в значительной мере отрицательно влияющим на процесс подготовки грамотных пользователей информации, является отсутствие квалифицированных, специально подготовленных педагогических и информационно-библиотечных кадров. Так, данные анкетного опроса библиотечных работников г.Кемерово и Кемеровской области, наблюдения за ходом специальных библиотечных занятий позволяют сделать вывод, что большинство специалистов-практиков, даже имеющих высшее библиотечное образование, испытывают серьезные трудности как при подготовке к библиотечным занятиям, так и во время их проведения. По мнению же самих библиотекарей, их деятельность в значительной мере осложнена отсутствием специальных психолого-педагогических знаний и практических умений, они «слабо владеют методикой преподавания», «современными педагогическими технологиями». Это не случайно, ибо, как единодушно отмечали опрошенные нами практики, возможности полученной ими вузовской специальной подготовки весьма ограничены - общее представление о проблеме и обзорное представление о формах и методах работы с конкретными группами пользователей и т.д.


Результаты исследования, многолетний опыт работы преподавателей ФИГ в средних общеобразовательных школах области, убеждают, что современная школа осознала необходимость специального, целенаправленного обучения учащихся основам информационной культуры, но, как совершенно справедливо утверждают опрошенные нами не только библиотекари, но и педагоги общеобразовательных школ области, для этого сам специалист, будь-то библиотечный работник (детской, школьной библиотеки и т.д.) или педагог -предметник должен получить соответствующую подготовку.

Новое содержание профессиональной деятельности специалистов, призванных осуществлять обучение пользователей информации на качественно новом уровне (с точки зрения содержания и организации обучения) обуславливает необходимость целенаправленной подготовки профессионалов высшей квалификации.

Только специальная подготовка, предполагающая освоение будущими специалистами соответствующей предметной области, характеризующей феномен информационной культуры, знаний особенностей возрастной психологии и методики преподавания курса «Основы информационной культуры» может обеспечить результативность деятельности на уровне современных требований.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в настоящее время общеобразовательной школе, средним и высшим специальным учебным заведениям, библиотекам требуются профессионально подготовленные преподаватели основ информационной культуры. Попытка подготовки таких специалистов на основе специальности 05.27.00 - «Библиотековедение и библиография» в рамках специализации «Технология формирования информационной культуры» предпринята на ФИТ КемГАКИ.

Открытию новой специализации предшествовал целый ряд следующих мероприятий: изучение сети и кадрового состава работников детских и школьных библиотек г. Кемерово и Кемеровской области; консультации с библиотечными и педагогическими работниками; разработка квалификационной характеристики и учебного плана специализации; экспертиза учебного плана (в качестве экспертов выступили специалисты Кемеровского областного института усовершенствования учителей).

Необходимо отметить следующее: предложенный вариант подготовки специалистов высшей квалификации является итогом многолетней научно-исследовательской (а также практической) деятельности коллектива ФИТ по изучению различных аспектов формирования информационной культуры. Его реализация стала возможной после того, как доктором педагогических наук, профессором Н.И. Гендиной, возглавляющей в Кемеровской государственной академии культуры и искусств это научное направление, была сформулирована концепция формирования информационной культуры личности и разработана типовая модель оригинальной программы курса «Основы информационной культуры», рассчитанная на различные категории обучающихся (учащихся старших классов общеобразовательных школ, учителей, студентов гуманитарных вузов, аспирантов и соискателей гуманитарных вузов).

Разработанный на ФИТ научно-методический комплекс специализации «Технология формирования информационной культуры» включает пакет следующих документов: учебный план, учебные программы, программы учебной, производственной, преддипломной практики, тематику курсовых и дипломных работ.

Важное место в учебном плане специализации занимают дисциплины психолого-педагогического цикла.

Задачи курса педагогики - дать не только общее представление о структурных элементах педагогики как науки, познакомить студентов с категориальным аппаратом и методами педагогических исследований, но и главное - развить у будущих специалистов педагогическое мышление. 11олагаем, что система педагогических и психологических знаний о различных группах обучающихся позволит нашим выпускникам профессионально грамотно ставить педагогические цели и задачи и находить оптимальные варианты их решения. Освоив педагогическую технологию, они смогут правильно выбрать и применить на практике соответствующие формы и методы педагогики. В цикле этих дисциплин важная роль отводится следующим курсам: «Социальная педагогика», «Педагогика школы», «Современные педагогические технологии». В блоке специальных дисциплин студенты получают знания по истории развития проблемы подготовки пользователей информации, ее конкретно-исторической обусловленности; знакомятся с отечественным и зарубежным опытом; изучают современную трактовку понятия «Информационная культура» и ее структурные элементы, критерии уровня информационной культуры конкретных групп пользователей. В этом блоке они осваивают условия оптимального построения процесса обучения. Практические занятия ориентированы на освоение конкретных методов и дидактических принципов обучения пользователей, на формирование практических умений и навыков, необходимых для проведения специальных занятий. Особое внимание уделяется освоению технологии подготовки и проведения специального библиотечного занятия. Центральное место в этом блоке занимают такие дисциплины, как «Методика преподавания информационной культуры в школе», «Методика преподавания информационной культуры в библиотеке», «Методика преподавания информационной культуры в специальном учебном заведении», «Медиа-технологии образования», «Речевое мастерство педагога».

Следует отметить, что учебный план предусматривает подготовку специалиста и к информационной, библиотечной, библиографической деятельности. Студенты осваивают информационные (включая компьютерные) технологии, методы литературоведческого, педагогического анализа художественной и научно-познавательной литературы; закономерности функционирования документальных потоков и современные методы аналитико-синтетической переработки информации. Они овладевают методами, практическими умениями изучения общественных и индивидуальных потребителей в сфере детской литературы и детского чтения; изучают информационное обеспечение учебной и самообразовательной творческой деятельности юных граждан; способы и формы удовлетворения информационных потребностей не только конкретных групп потребителей, но и индивидуальных потребностей личности. В подготовку будущего специалиста входят также основы маркетинговой и рекламной деятельности, искусство режиссуры и сценарное мастерство.

Сущностные изменения сегодня происходят и в подходах к повышению квалификации в области формирования информационной культуры библиотекарей-практиков.

Результаты совместной деятельности лаборатории формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС и Кемеровского областного института усовершенствования учителей убеждают, что особая роль в повышении профессиональной компетенции библиотечных работников общеобразовательных учреждений в области информационной культуры может быть отведена курсам повышения квалификации. Так, в 2000-2002 гг. были доведены курсы для библиотекарей школьных библиотек Кемеровской области -v использованием разнообразных форм организации обучения слушателей: стационарный вариант (г. Кемерово, Областной институт усовершенствования учителей), выездные очно-заочные курсы в территориях (Яшкинский, Гурьевский район Кемеровской области).

Пропаганда библиотечно-библиографических знаний, культура чтения, библиотечно-библиографическая культура, библиотечно-библиографическая и информационная грамотность - это вопросы, как известно, традиционно отражались в образовательных программах курсов повышения квалификации 'библиотекарей. Однако возможности этих программ были так же ограничены, Л'как и вузовская подготовка. Недостаток в специальных психолого-педагогических знаниях приводит к затруднениям в общении с учащимися на ■ библиотечных уроках. Выражается это следующим образом: «не хотят слушать», «многие мешают», «не могу заинтересовать», «сложно управлять аудиторией», «дети недисциплинированны», «им неинтересно».

Вместе с тем, показательным является осознание школьным библиотечным сообществом важности проблемы и необходимости ее решения на принципиально ином уровне с точки зрения «содержания и организации обучения», то есть не пропаганда информационных знаний, а систематизированная подготовка пользователей, умеющих грамотно работать с информацией.

Как правило, собственная профессиональная компетентность оценивается критично. Так, полученные ответы на вопрос анкеты: «Что ждете Вы от курса «Формирование основ информационной культуры у детей, подростков, юношества?» можно представить в следующей последовательности: новый опыт работы, новые методики по проведению уроков и новые формы библиотечных занятий. Среди ожидаемого от курсов повышения квалификации отметим следующее - «желание получить новую информацию», «современные знания», «повышение профессионального уровня», «освоение новых практических знаний и нетрадиционные методы проведения уроков».

Арсенал средств современного школьного библиотекаря разнообразен: библиотечные уроки, игры, кружки, конкурсы, экскурсии, лекции. Широко внедряются и такие формы работы, как интегрированные уроки и уроки-диспуты, деловые игры. Но, показателен тот факт, что преимущественное большинство школьных библиотекарей не удовлетворены работой своей библиотеки по целому ряду вопросов. Они отмечают несовершенство программ и методических разработок, которыми вынуждены пользоваться, отсутствие целостности, преемственности в работе с разными группами учащихся, морально устаревшие методики и т.д. Определенная часть затруднений библиотекаря связана с отсутствием в школьной библиотеке каталогов и картотек, скудостью ее документальных ресурсов.

Полученные данные были использованы при разработке специальной программы, получившей апробацию на курсах повышения квалификации в Кемеровском областном ИУУ. Ее цель подготовка библиотечного специалиста к более результативной деятельности по формированию у детей, подростков, юношества уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. В задачи курса входило:

показать социальную значимость данного направления работы школьного библиотекаря в конкретно-исторических условиях;

дать представление о формах и методах работы с конкретной группой учащихся в библиотеке, подготовить библиотекаря к оптимальному выбору форм и методов работы;

дать представление о новых педагогических технологиях.

В результате освоения курса слушатели получили представление о новой парадигме информационной подготовки пользователей информации, о содержании понятия «информационная культура школьника» в современных условиях, о современных методиках обучения.

Особое внимание было уделено следующим темам: «Диагностика уровня информационной культуры пользователя», «Технология подготовки и проведения специального занятия».

Активное использование в учебном процессе различных форм (лекции-диалоги и лекции-обозрения, обучающие практические занятия, семинар-дискуссия, семинар-практикум, консультации и публичная защита курсовой работы), способствовало не только продуктивности освоения теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей. Анализ результатов осуществлялся с помощью анкетного опроса, а также в ходе итогового совместного обсуждения в форме круглого стола.

Следует отметить, что курсы оправдали большинство ожидаемого. Прежде всего, произошла «переоценка взглядов на роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры не только учащихся, но и педагогов». Прагматичные ожидания выражены следующим образом: «узнали как проводить библиотечные уроки».

Библиотекари-практики единодушны в утверждении, что «время диктует новые правила профессиональной деятельности школьного библиотекаря». Количественные показатели уже не являются определяющими в оценке деятельности школьной библиотеки, главное - результативность, то есть высокий уровень информационной культуры учащихся и педагогов.

Специалисты, работающие в школьной библиотеке, осознают, что формирование информационной культуры личности — это сложнейшая проблема, которая не может быть решена разрозненными усилиями библиотеки и школы. Система формирования информационной культуры личности - это не только оптимальным образом организованный труд как целых коллективов школы и библиотеки, так и каждого библиотекаря и педагогов в отдельности, но и, главным образом, участие в этом процессе профессионалов, имеющих специальную подготовку.


Список литературы

1. Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной/Высшее образование в России. - 2000. - №1. - С. 64-69

2. Информационная культура и структуре новой парадигмы образования: Сб. статей/ Науч. ред. Н.И. Гендина. - Кемерово: Кемеровская гос. академия кулыуры и искусств, 1999.-181 с.

3. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики//НТИ. -Сер.1. 1994.-№1.-С. 1-8

4. Шрейдер Ю.А. Информатизация и культура//НТИ. - Сер.2. - 1991. - №8. - С. 1-7

5. Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: Материалы обл. науч.-практ. конф. «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», г. Кемерово, 26-28 ноября 2001 /Под общей ред. Н. И. Гендиной, Г.А. Стародубовой. - Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. - 150 с.









Похожие:

Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconУчет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры стародубова Г. А., Уленко Ю.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры...
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconПсихофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной...
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconОптимизация работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Стародубова Г. А. Оптимизации работы современной библиотеки по формированию информационной культуры школьников (2003)
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconИнформина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconШкольная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002) Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Стародубова Г. А. Школьная библиотека как сфера формирования и развития информационной культуры личности (2002)
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconРоль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогической деятельности: реалиии перспективы стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Стародубова Г. А. Роль школьной библиотеки в информационной поддержке педагогчиенской деятельности: реалии и перспективы (2000)
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconПодготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: теоретическое обоснование и методическое обеспечение (2001) Гендина Н.
Гендина Н. И., Колкова Н. И. Подготовка учителя основ информационной культуры на базе педагогического колледжа: техническое и методическое...
Подготовка кадров и повышение квалификации библиотекарей в области формировании информационной культуры (2001) Стародубова Г. А. Стародубова Г. iconОпыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов