Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. icon

Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю.



НазваниеПсихофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю.
Дата конвертации23.09.2012
Размер34.64 Kb.
ТипДокументы


Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001)


Уленко Ю.В.


Уленко Ю.В. Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001).


Сегодня на фоне стремительного увеличения объемов информационных ресурсов общества и значи­тельной скорости их обновления понимание необходимости обуче­ния на протяжении всей жизни при­обрело особую актуальность для всего человеческого сообщества. В свою очередь это обстоятельство определяет все большие требования к уровню информационной культуры потребителей информации.

На формирование информационной культуры учащихся призваны влиять как образовательные, так и библиотечно-информационные учреждения. В настоящее время библиотеки развернули целенаправленную разностороннюю деятельность по формированию информационной культуры пользователей, значительно расширив спектр образовательных услуг, в частности за счет освоения новых информационных технологий. Среди круга пользователей библиотек – объектов формирования информационной культуры особое место закономерно должны занимать учащиеся как главная движущая сила построения нового информационного общества.

Одним из важнейших факторов эффективного результата деятельности по формированию информационной культуры учащихся, на наш взгляд, является наличие соответствующего методического обеспечения, адаптированного к условиям библиотечно-информационных учреждений. Отсутствие необходимого научно-обоснованного методического обеспечения вынуждает библиотекарей осуществлять разработку методических материалов по формированию информационной культуры учащихся на эмпирической основе. Анкетный опрос работников библиотек показывает, что по мнению самих разработчиков, эти методические материалы нуждаются, как минимум, в частичной коррекции, а зачастую в коренном пересмотре.

Все это определяет насущную необходимость в проведении научных исследований, нацеленных на поиск путей оптимизации содержания учебно-программного и учебно-методического обеспечения деятельности по формированию информационной культуры личности с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп учащихся как основы определения адекватного состава знаний и умений в области информационной культуры для каждой возрастной группы. В ходе проведенного на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств исследования были проанализированы учебные, научные и методические издания по возрастной психологии и педагогике за период с 1970 по 2000 гг, авторами которых являлись такие широко известные специалисты как Крутецкий В.А., Немов Р.С., Подласый И.П., Выгодский Л.С.
, Люблинская А.А., Мухина В.С., Талызина Н.Ф., Кон И.С., Зимняя И.А., Абрамова Т.С., Белкин А.С., Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.

Сравнительный анализ психофизиологических особенностей учащихся осуществлялся в разрезе трех возрастных групп: младший (с 6-7 до 10-11 лет), средний (с 10-11 до 14-15 лет) и старший (с 14-15 до 16-17 лет) школьный возраст. Выявление психофизиологических характеристик учащихся различных возрастных групп (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, деятельность, учебная деятельность, речь) и их сопоставительный анализ позволили сделать вывод о том, что каждому возрасту присущи свои специфические особенности, влияющие на приобретение учащимися знаний и умений как в целом в учебной деятельности, так и в сфере формирования информационной культуры, в частности. Например, старшем школьном возрасте, в отличие от младших и средних школьников, основным внутренним мотивом для большинства учащихся является ориентация на результат. Для этой возрастной группы характерным является заметное повышение интереса к учению. Учение приобретает для них непосредственно жизненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жизни. Учебная деятельность старшеклассников включает элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Старшие школьники могут интересоваться двумя – тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Все это необходимо учитывать при создании мотивационной платформы овладения основами информационной культуры, определения содержания учебных программ, разработки методических материалов.

Следующим шагом на пути создания адаптированных учебно-методических материалов должно стать выделение форм и методов формирования информационной культуры, также зависящих от возрастных особенностей учащихся. В частности, например, если для младшего школьного возраста наиболее действенны игра, беседа, экскурсия и т.д., то для старших школьников рациональнее использовать такие формы как лекция, урок, деловая игра.

Дифференцированный в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями учащихся курс «Основы информационной культуры» с учетом специфики определенных разделов и тем учебных программ должен быть в значительной степени реализован в условиях библиотек при участии специально подготовленных в этой сфере кадров.








Похожие:

Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconПсихофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной культуры личности (2001) Стародубова Г.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности учащихся как основа дифференцированного подхода к формированию информационной...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconОтражение работы библиотек по формированию информационной культуры личности на страницах профессиональной печати Уленко Ю. В. Уленко Ю.
...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconСоздание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие самореализации личности в обществе знаний (2003) Гендина Н.
Гендина Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Создание комплекса средств обучения основам информационной культуры в школе как условие...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconТехнология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001)
...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconПояснительная записка
Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира,...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconУчет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры стародубова Г. А., Уленко Ю.
Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Учет библиотекарем психофизиологических особенностей учащихся при формировании информационной культуры...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconПсихолого-педагогические основы формирования информационной культуры подрастающего поколения (2001) Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconАнализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных программ по курсу «основы информационной культуры личности»
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Анализ общеобразовательных знаний и умений учащихся как база формирования учебных...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconПоложение о библиотеке моу сош №9 г. Амурска
Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного...
Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю. iconФормирование информационной культуры личности: идеи и решения гендина Н. И. Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи и решения (2003)
И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоя­щее время именуется проблемой формирования информационной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов