И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования icon

И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования



НазваниеИ. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования
Дата конвертации23.09.2012
Размер156.69 Kb.
ТипДокументы

Челышева И.В. Личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. СПб.: Изд-во СПб. гос. политех. ун-та, 2008. С.206-215.


И.В. Челышева

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Таганрог, Таганрогский государственный педагогический институт

Аннотация

В статье рассматриваются основные вопросы личностного развития школь­ников в современном информационном обществе. Медиа в современных усло­виях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди школьников, являются комплексным средством освоения человеком ок­ружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художест­венных, интеллектуальных аспектах. Одним из действенных путей решения проблемы развития медиаграмотности подрастающего поколения является ис-

пользование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе на материа­ле различных медиа.

Summary

In article the basic questions of personal development of schoolboys in a modern information society are considered. Media in modern conditions occupy one of the first places on a consumption level and popularity among schoolboys, are complex means of development by the person of world around in its social, moral, psychologi­cal, art, intellectual aspects. One of effective ways of the decision of a problem of de­velopment of media literacy of rising generation is media formation use in teaching and educational process on a material of various media.

В современном мире компьютерных сетей и новых технологий, сред­ства массовой коммуникации играют важнейшую роль. Различные медиа-каналы (телевидение, радио, Интернет и т.д.) позволяют человеку в счи­танные секунды получить и передать любую информацию, огромные ти­ражи медиапродукции самой разной тематики и художественного уровня доступны практически каждому ребенку.

Медиа в современных условиях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди школьников, являются ком­плексным средством освоения человеком окружающего мира в его соци­альных, моральных, психологических, художественных, интеллектуаль­ных аспектах. Посредством различных каналов (телевизионных, компью­терных, аудиовизуальных и др.) медиа общаются с аудиторией на вер­бальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. При этом исполь­зуется комплекс средств и приемов создания конкретных медиатекстов -набор кодов и условностей, с помощью которых переосмысляется и пред­ставляется реальность.
Информационное поле постоянно пополняется но­выми видами медиа - средствами создания, записи, копирования, тиражи­рования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (агентством, автором) и объектом (аудиторией, адре­сатом). Уже достаточно трудно уследить за все увеличивающимся потоком медийной информации: постоянно появляются новые телевизионные ка­налы, периодические печатные издания, интернетные сайты и т.д.

Масс-медиа действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и ин­терпретирующий информацию, берут на себя обучающие, просветитель­ские функции, являются своеобразной «параллельной школой», оказывая огромное влияние на личностное развитие, нравственные ориентиры и ценности подрастающего поколения. В современном информационном мире все большее количество людей испытывают дефицит общения, кото­рый пытаются компенсировать, уходя с головой в просмотр бесконечных сериалов или путешествуя по Интернет. Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индустрии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесто-


206

207

ронней и достоверной. Односторонняя или искаженная информация (ко­торая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, ши­рокое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в обра­зовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаин-формацию.

Многие педагоги и психологи отмечают, что с появлением компьюте­ров, распространением спутникового телевидения, мобильной телефонии и т.д., школьники стали меньше читать, испытывают значительные труд­ности в связном изложении событий. Кроме того, масс-медиа оказывают существенное влияние на формирование определенных ценностных ори­ентиров и идеалов современной молодежи. Не секрет, что масс-медиа не­редко нарушают общепринятые нравственные нормы, используют различ­ные манипулятивные технологии для воздействия на сознание зрителя, читателя. В случае, если молодое поколение является пассивным потреби­телем любого рода медиаинформации, не подвергает ее самостоятельному, критическому осмыслению, постепенно, в процессе тесного общения с медиа, происходит изменение его ценностных установок и ориентиров.

К примеру, в среднем за год юные зрители видят около 20 тысяч рек­ламных роликов, убеждающих сделать «правильный» выбор в приобрете­нии различных товаров. Пассивное потребление подобной медийной ин­формации способствует возникновению стереотипных суждений, согласно которым, только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на идеального человека, преуспевающего в жизни. Поэтому, наверное, мо­лодые люди очень стремятся, во что бы то ни стало иметь большой дом, машину, шикарную мебель, видеоаппаратуру, компьютер, сотовый теле­фон, много денег и т.п. Бесспорно, само по себе стремление к обеспечен­ной жизни и высокому социальному статусу, явление положительное. Но в то же время, согласно многочисленным современным исследованиям, у молодого поколения наблюдается снижение волевых способностей, неже­лание добиваться совей цели честным трудом. Напротив, для многих мо­лодых людей характерны пассивность и инфантилизм. Причина такой пассивности видится, в том числе, и в доступности удовлетворения жела­ний благодаря обилию телевизионных программ, компьютерных игр, рек­ламы, юношеской «желтой прессы» и т.п.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на воспитание, развитие и социализацию молодого поколения очень акту­альными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс ос­воения школьниками окружающего мира посредством масс-медиа.

208

Одним из действенных путей решения данной проблемы является ис­пользование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Ме­диаобразование - специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, вклю­чает изучение специфического языка различных средств массовой инфор­мации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. Посред­ством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с ин­формацией, понимать, каким образом через информацию СМИ осуществ­ляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и тех­нологические приемы при этом используются и т.д.

В разные годы проблемам российского медиаобразования были по­священы исследования О.А. Баранова, И.В. Вайсфельда, Л.С. Зазнобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и др.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегриро­вано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начинается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России ме­диаобразование школьников не является обязательным и не входит в школьные учебные программы. Что касается подготовки профессиональ­ных медиапедагогов, то эта проблема также остается открытой, так как в настоящее время существует лишь официально зарегистрированная в 2002 году специализация для студентов педагогических вузов «Медиаоб­разование» (03.13.30). В современном российском образовании возмож­ности медиаобразования реализуются в интеграции в традиционные учеб­ные предметы (литература, история, химия, биология и т.д.) или в фа­культативных, кружковых формах.

Между тем, ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритет­ную область культурно-педагогического развития XXI века. В настоящее время в мировой практике медиаобразования, и в том числе - в России, разработаны многочисленные медиаобразовательные программы, способ­ствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творче­ских способностей, коммуникативных навыков, эстетических вкусов, цен­ностных ориентации школьной аудитории. В условиях интенсивного уве­личения информационного потока первостепенной задачей становится воспитание творческой, самостоятельно мыслящей личности. Медиаобра­зование открывает педагогам широкие возможности в организации раз­личных факультативов, спецкурсов, интегрированных уроков на материа­ле медиа, развивающих эстетический вкус, способности полноценного восприятия медиатекстов, интеграции знаний и умений, полученных в различных научных областях и т.д. Основные положения развития медиа-грамотности подрастающего поколения легли в основу образовательно-

209

информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и философские проблемы медиатекста; мо­делей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, во­ображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для совре­менного отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются мо­дели А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В.Федорова, А.В. Шарикова и др.

Одно из традиционных направлений отечественного медиаобразова­ния связано с эстетическим и духовно-нравственном воспитанием и раз­витием личности на материале произведений медиакультуры. Эстетиче­ское и духовно-нравственное воспитание молодого поколения основано на органическом единстве развития природных сил, способностей вос­приятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и худо­жественно-эстетической образности, что, как известно, является фунда­ментом творческой индивидуальности личности, эстетического отноше­ния к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и тру­ду. Эстетическая воспитанность немыслима без развитого художествен­ного вкуса, способности чувствовать и критически оценивать медиапро-изведения.

В российской педагогике проблематика эстетического и нравственно­го воспитания подрастающего поколения на материале произведений ме­диакультуры (в основном, на материале кинематографа, прессы и телеви­дения) изучается достаточно давно. Еще во второй половине XX столетия в трудах О.А.Баранова, И.Н.Гращенковой, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н. Усова, А.В.Федорова и др. были освещены теоре­тические и методические аспекты данной проблемы. Первоначально эсте­тическое воспитание средствами медиаискусств осуществлялось в моло­дежных кинотеатрах и киноклубах, учреждениях культуры, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных занятиях в средних и высших учебных заведениях.

В настоящее время проблема эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников на материале произведений медиакультуры по­лучает новое звучание и активно осуществляется в ряде учебных заведе­ний (Москва, Воронеж, Таганрог, Курган и др.). Работа со школьниками в этом направлении включает не только просмотр фильмов, но и обсужде­ние эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведе-ний; выполнение игровых, творческих заданий; свободное общение; дис­путы; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, со­чинения на тему произведений медиаискусств и т.д.).

Традиционно медиаобразовательные занятия строятся на основе ком­плекса творческих заданий, в процессе организации которых целенаправ­ленно решаются основные задачи медиаобразования: «обучить «грамот­но» читать медиатекст; развить способности к восприятию и аргументи-

рованной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критическое мышление, предпочтения, эстетический вкус; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

Большой интерес школьников вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы художественная ком­понента медиатекстов рассматривается в процессе работы «Школьных редколлегий», проведения «Конкурса дизайнеров» и др. Аудитория ус­пешно работает над созданием собственных текстов на заданные или сво­бодные темы, занимается подготовкой иллюстраций статей всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисун­ков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна).

В процессе медиаобразовательных занятий на аудиовизуальном мате­риале довольно продуктивной формой работы является создание телеви­зионных или кинематографических мини-сценариев. В процессе их под­готовки используется весь арсенал художественных средств, который во­площается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепро­грамм». При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т.п.), «Теленовости» (конкурс веду­щих, подготовка материалов для выпуска новостей и т.п.), «Репортаж с места событий» (развитие умения интерпретировать различную информа­цию), «Рекламная пауза» (презентация «собственной продукции», подго­товка рекламных роликов), «Ток-шоу» (работа в микрогруппах по созда­нию небольших авторских ток-шоу) и др.

Одно из традиционных творческих заданий в медиаобразовании -просмотр и анализ медиатекста: определение жанровой специфики, обсу­ждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Дан­ное задание позволяет не только констатировать эстетические и художе­ственные медиапредпочтения школьников, нравственные позиции и кри­тическую оценку медиапроизведений, но и содействовать более полно­ценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории. Просмотр и коллективное обсуждение экранных и печатных медиатекстов способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, раз­витию критического мышления и аргументированной оценке медиаин-формации.

Как известно, процесс осмысления, анализа и интерпретации различ­ных медиасообщений представляет определенную трудность для школь­ников, так как медийный текст представляет собой интерпретацию реаль­ной действительности, предлагаемую аудитории автором медиатекста (режиссером, актером, журналистом, дизайнером и т.д.). В связи с этим, восприятие произведений медиакультуры немыслимо без сотворчества аудитории и авторов медиатекста. Анализ информационных единиц про-


210

211

водится, исходя из сюжетной линии медиатекста (включая изучение его особенностей по аналогии с литературными произведениями), затем сле­дует переход к рассмотрению экранных форм (включая исследование особенностей медиаязыка - выразительных средств, композиции, мизан­сцены, монтажа, плана и ракурса; ритма, интонации медиатекста; досто­верность, выбор актерской группы и т.д.).

Осуществление анализа медиатекста - процесс довольно сложный, требующий от педагога тщательной подготовки. Методические принципы анализа медиатекстов базируются на разнообразных циклах (блоках, моду­лях) творческих заданий, включающих игровые упражнения, импровиза­ции, написание мини-сценариев, рецензий, имитационные тренинги и т.п.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образова­нии, актуализируют использование в педагогическом процессе современ­ных технологий и активных форм учебного взаимодействия. Современ­ные педагогические технологии гуманитарного образования обладают широкими возможностями для овладения приемами работы с информаци­ей, в том числе - и медийной. В настоящее время активный интерес мно­гих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология развития критического мышления. Загадка развития человеческого мышления всегда волновала человечество: философы, био­логи, психологи, педагоги, ученые практически всех областей знания ста­рались разгадать ее, постичь загадочную природу феномена человеческо­го знания, сознания, мышления. Этой проблеме посвящены труды К. Поппера, А. Дистервега, Д. Дьюи, Л.С. Выготского и других. Выбор ин­формации, которую осуществляет аудитория, зависит от ее предпочтений, интересов, ценностных ориентации, возрастных и тендерных особенно­стей и т.д. Одним из важных факторов избирательности и оценки инфор­мации является критичность мышления.

Критический анализ медиатекста - мыслительный процесс выявления свойств и характеристик медиапроизведения в целом, его составных час­тей и элементов в контексте личной, социокультурной и авторской пози­ции, предполагающий полноценное восприятие медиатекста, умение группировать факты, свойства и явления, классифицировать их, раскры­вать существенные стороны изучаемого медиапроизведения, его внутрен­нюю структуру. Адекватный отбор информации, его восприятие, интер­претация и рефлексия являются основой для формирования собственных позиций по отношению медиатексту, его критической и самостоятельной оценке.

К основным методическим приемам, используемым при проблемном (критическом) анализе медиатекстов относятся: «просеивание» информа­ции (аргументированное выделение истинного и ложного в материалах прессы, телевидения, радио и т.д., очищение информации от «румян» и «ярлыков» путем сопоставления с действительными фактами и т.д.); сня-

212

тие с информации ореола «типичности» и «автори­тетности»; критический анализ целей, интересов «агентства», то есть источника информации и т.д. Декодирование, анализ интерпретация ме­диатекста в целом и его отдельных составляющих сформирует про­цесс изучения произведения медиакультуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, и интерпретация этих идей исполнителями последнего и т.д. Реф­лексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое зна­ние и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент вос­приятия медиатекста (эмоционального состояния, реакций и т.д.). Один и тот же медиатекст может вызвать различные оценки и суждения, озвучива­ние которых как правило, вызывает всеобщие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики и педагог, причем это вовлечение ставит их в пози­цию равноправных субъектов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осу­ществляются предметно-рефлексивные отношения как между педагогом и учащимися, так и между аудиторией и создателями медиатекста. В данном случае происходит взаимное отображение данных субъектов.

В свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию самостоятельно, без пре­дубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве. В современной социокультурной ситуации для каждого человека необходимо быть медиаграмотным, причем это понятие не ограничивается только лишь практическими навыками и умениями управления медиааппаратурой. Медиаграмотность включает в себя уме­ние ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации, полноценно воспринимать ее, понимать, анализировать, интерпретиро­вать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей. Таким образом, развитие медиаграмотности молодого поколения становится точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией, которая должна быть не просто изучена и усвоена аудиторией без лишних вопросов и размыш­лений, но и самостоятельно осмыслена, продумана, отрефлексирована, тогда она станет истинным достоянием адресата. Поэтому понимание и критическая оценка медиаинформации является одной из важнейших за­дач не только медиапедагогики, но и всей системы отечественного обра­зования.

Современные информационные технологии, в частности - мультиме­дийные, также открывают новые перспективы для развития медиаобразования. Например, компьютерная техника дает возможность школьникам реализовать собственные творческие идеи в виртуальном мире: создавать собственные виртуальные энциклопедии, газеты, журналы, интернетные

213

сайты и т.д. Современные школьники встречаются с мультимедиа прак­тически ежедневно, играя в компьютерные игры самых разных направле­ний и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет и т.д. Кстати, за необходимой информацией учащиеся и студен­ты обращаются к «Всемирной паутине» едва ли не чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям. В нынешних условиях, когда информация приобретает огромную ценность во всех областях жизни, а количество литературы настолько велико, что для поиска нужного источника требу­ется немало времени, многие предпочитают прибегать к компьютерным каталогам, где можно найти (а при желании перевести на родной язык) любой необходимый учебный материал. Посещение виртуального музея открывает новые перспективы для развития познавательных интересов и эстетических вкусов школьной аудитории: посетители могут ограничить­ся лишь просмотром каталогов, а могут при желании и «пройтись» по за­лам музея, рассматривая интересующие объекты в различных проекциях. В любом случае, такая экскурсия будет максимально приближена к ре­альной действительности, что для многих школьников (особенно, живу­щих в провинции) будет иметь огромное значение в плане расширения кругозора и получения новой информации.

Весьма значительным для российского образования событием, связан­ным с поиском, переработкой и получением новой медиаинформации, стало возникновение медиатек, дающих возможность получать доступ к любым информационным носителям. Медиатеки существуют сегодня не только в крупных городах, но и в сельских районах. Эти подразделения объединяют информационные возможности библиотек, видео- и фонотек, школьного компьютерного и телекоммуникационного центра и т.д. С 1990 года в НИИ школьного отдела ТСО Академии педагогических наук работает научно - исследовательская группа «Школьная медиатека», си­лами которой разработаны методические рекомендации для городских и сельских медиатек.

Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной се­ти дистанционного обучения, основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время существует нес­колько моделей ДО, опирающихся на использование средств массовой коммуникации (телевидение, мультимедийные программы, видео и др.). Одной из актуальных задач современного образования является разработ­ка программ и подготовка учителей к активной медиаобразовательной деятельности на материале мультимедиа. Развитие компьютерных техно­логий и телекоммуникаций позволяет уже сегодня осуществлять различ­ные медиаобразовательные телекоммуникационные проекты, в том числе - межрегиональные и международные.

Сегодня в отечественном образовании осуществляется целый ряд те­лекоммуникационных проектов, в которых могут участвовать российские

школьники. Безусловно, для их успешной реализации необходимо подго­товить школьников и учителей отечественной школы к включению в ин­терактивную телекоммуникационную деятельность, разработать про­граммы, адаптированные к современным российским условиям и т.д. Ду­мается, что эти проблемы будут решены, учитывая огромный интерес, вызванный появлением новых разработок в области мультимедиа и медиаобразования.

В современных условиях огромное значение придается качеству обра­зования, повышению уровня знаний выпускников школ. Стратегия мо­дернизации отечественного образования направлена на развитие ключе­вых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, ком­муникационной, информационных сферах. Результативность образования заключается не столько в определенной сумме приобретенных учеником знаний или количестве усвоенной информации, а в способности действо­вать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ медиаинформации. Поэтому развитие медиаграмотности совре­менных школьников выходит на одно из первых мест по значимости в системе общего образования.


214

215




Похожие:

И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconИ. В. Челышева генезис методики эстетического ориентированного медиаобразования в россии*
...
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconПротокол №6 директор моу сош №23 З. В. Хворова
Развитие школы в данный период предлагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному...
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconРазвитие креативности обучаемых как необходимый компонент адаптации в информационном обществе
Организация и совершенствование образовательного процесса в вузе: мат-лы межвуз. Учебно-методических конференций / Под ред. А. Г....
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconДокументы
1. /Учитель в информационном обществе.doc
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconИ. В. Челышева методика и технология
Книга предназначена для студентов вузов, аспирантов, преподавателей высшей школы, учителей, исследователей в области педагогики и...
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconДокументы
1. /Шадрин А.Е Современные представления об информационном обществе.doc
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconДокументы
1. /Представления об информационном обществе (Лахмотова).txt
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconДоклад на Всеукраинской конференции «Культура, сознание, язык в информационном обществе». 19 апреля 2007 г. Национальный фармацевтический университет (Харьков)

И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
И. В. Челышева личностное развитие школьников в информационном обществе: перспективы медиаобразования iconБиккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17. Г. Р
Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. 2009. № С. 4-17
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов