Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт icon

Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт



НазваниеЧелышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт
Дата конвертации23.09.2012
Размер29.83 Kb.
ТипСтатья



Челышева Ирина Викториновна,

кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт

Первые шаги в освоении семейной медиаграмотности (2005)



Данная статья подготовлена в рамках Президентской Программы поддержки ведущих научных школ России (руководитель научной школы – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров)


Жизнь современного общества немыслима без СМИ, новых информационных технологий, Интернета, телекоммуникационных сетей. Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромный поток видео/аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий …

«Информационный дождь» превращается в наши дни в «информационный ливень». Здесь немудрено захлебнуться даже взрослому человеку, не говоря уже о ребенке. Как же помочь нашим детям сориентироваться в информационном мире, научить его отличать подлинную культуру от «мыльных опер» (при условии, если мы сами научились это делать)?

Нужно заметить, что эта проблема далеко не нова. Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами средств массовой коммуникации, берет свое начало с появления кинематографа и бурного развития прессы. За его столетнюю историю менялись основные акценты, возникали и уходили в прошлое различные концепции и положения, связанные с идеологическими, политическими, социальными изменениями в обществе.

Изучение истории российского медиаобразования показывает, что нерешенной оставалась проблема воспитания медиаграмотности в семье. Действительно, за годы развития медиаобразования выходили различные программы и методические рекомендации, в основном, для учреждений образования и культуры, а проблемы семейного воспитания на материале и средствами СМК практически не поднимались.

Все родители хотят видеть своего ребенка образованным, культурным, физически и морально здоровым. Заботливые мамы и папы покупают «для развития» своего чада компьютерную технику, изредка смотрят с ним телевизионные фильмы и передачи, или посещают кинотеатр, где цены на билеты уже сравнялись с театральными. В остальное же время дети смотрят по телевидению бесконечные «мыльные оперы», предаются многочасовому общению в «чате» и т.д. и т.п.

Уже слышу возражения строгих учителей: «Плохо контролируем свою молодежь! Нужно запретить показ боевиков и эротических фильмов! А компьютер вообще портит зрение и отрицательно влияет на психику!».

Но каким образом можно оградить ребенка от СМК, если «свыше 90 % жителей планеты (исключая разве что грудных младенцев и отшельников, избегающих цивилизации) являются активными потребителями массовой информации» (1, с.
6)? И, кроме того, каково придется человеку в информационном мире без соответствующей тренировки? Поэтому с запрещениями, по-видимому, придется повременить до неопределенных времен…

Может быть, лучше подумать о том, каким должно быть воспитание в семье, что могут сделать родители для воспитания ребенка в современных информационных условиях?

Медиаграмотность понимается как «умение воспринимать, анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст» (2, с.213). В связи с этим, прежде всего, необходимо решить проблему медиаграмотности самих родителей. Это не значит, что сначала взрослые должны сами долго-долго учиться, так как не исключено, что за это время ребенок уже вырастет. Не лучше ли учиться вместе с ребенком, сообща познавать азы медиа, пытаться грамотно читать и критически осмысливать медиатексты (то есть тексты, предлагаемые нами различными СМК: радио, телевидение, пресса и т.д.)? Можно попробовать самому сочинить какой-нибудь медиатекст и сравнить с тем, который придумал Ваш ребенок. Если уж это занятие вам придется по душе, тогда вы вполне сможете снять на кинокамеру собственный фильм, озвучить его, придумать костюмы и т.д.

Общение с ребенком, совместные творческие созидания и доброжелательная обстановка, смогут способствовать не только изучению основ медиаграмотности, но и улучшению микроклимата в семье, сумеют преодолеть отчужденность между взрослыми и детьми.

Литература

  1. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. – Таганрог, 2003. – 124 с.

  2. Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с.




Похожие:

Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconПотенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004)
Кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconВологодский государственный педагогический университет холодная война 1945-1955 гг методические рекомендации
Автор-составитель доктор исторических наук Б. В. Петелин рецензент- кандидат исторических наук, доцент С. Г. Карпов
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconИрина Владимировна Бугаева, кандидат филологических наук, доцент (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), Евгений Владимирович Плисов, кандидат филологических наук, доцент (Нижегородская Духовная семинар
Александр Мякинин, кандидат богословия, доцент, проректор по учебной работе Нижегородской Духовной семинарии
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconЧалая Ирина Яковлевна Директор, учитель русского языка и литературы Высшее, Адыгейский государственный педагогический институт, 1988 г., русский язык и литература
Ккидппо, «Современный образовательный менеджмент», уд №1860 от 18. 03. 2010 года
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconПроектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования
С. В. Сальцева, зав кафедрой социальной педагогики и социологии гоу впо «Оренбургс­кий государственный педагогический университет»,...
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconСенека Аналитический отчет Региональный сетевой проект «Нижегородская инновационная школа» Отчет экспериментальной площадки
Научное руководство: Игнатьева Г. А., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и андрагогики; Тулупова О. В., кандидат...
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Гоу впо «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconЯрославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Волгоградский государственный педагогический университет Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ран
«Ономастика Поволжья», которая состоится с 13 по 14 сентября 2012 года в г. Ярославле на базе факультета русской филологии и культуры...
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconТрудовой и педагогический стаж
Образование – высшее, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, 1975 год
Челышева Ирина Викториновна, кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт iconНовые шкалы трудности учебных предметов
Степанова Марина Исааковна, кандидат медицинских наук, Александрова Ирина Эрнстовна, Седова Анна Сергеевна, нии гигиены и охраны...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов