Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) icon

Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004)



НазваниеПотенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004)
Дата конвертации23.09.2012
Размер58.93 Kb.
ТипДокументы

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ (2004)


И.В.Челышева,

кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт


Данная статья подготовлена в рамках Президентской Программы поддержки ведущих научных школ России (руководитель научной школы – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров)


Современная ситуация, наряду с позитивными изменениями в области образования, характеризуется, к сожалению, и ростом преступности в молодежной среде, наркомании, бродяжничества, безнадзорности подростков. Актуализируются и требуют своего решения проблемы «трудных» детей, доставляющих много тревог педагогам и родителям, а иногда и находящиеся под пристальным контролем правоохранительных органов. Статистика такова, что ''каждое шестое преступление в стране совершается подростками: за период с 1990 по 1993 г. прирост детской преступности составил 136%. Из них число тяжких преступлений возросло на 163%''(3).

Наряду с уже ставшими традиционными видами и формами работы с данной категорией подростков (психологическая помощь, коррекционная работа и т.д.), на наш взгляд, можно бы было обратиться к потенциалу медиаобразования - специального направления в педагогике, выступающего за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации и имеющего своей целью формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умение анализировать и оценивать медиатекст, обучать самовыражению при помощи медиа и т.д. Воспитание и образование средствами и на материале экранных искусств развивается по нескольким основным направлениям:

  • интегрирование в учебные предметы (литература, история, музыка и т.д.);

  • факультативное (кружки, клубы и т.д.);

  • специальное (спецкурсы, учебные предметы медиаобразовательного курса).

В настоящее в России существует целый ряд перспективных и адаптированных к отечественным условиям медиаобразовательных моделей, разработанных Л.С.Зазнобиной, А.В.Спичкиным, Ю.Н.Усовым, А.В.Федоровым, А.В.Шариковым и др., которые успешно применяются в системе образования и воспитания.

Данные модели ориентированы на максимальное использование потенциальных возможностей медиаобразования (развитие творческих способностей, самостоятельного мышления, воображения, формирование культуры общения с медиа и т.д.) в зависимости от стоящих перед ними целей и задач, основаны как на общедидактических принципах (всестороннее развитие личности, связь теории с практикой, доступность, систематичность и др.), так и на принципах, связанных с особенностями медиакультуры (развитие аудиовизуального восприятия, умений анализировать медиатексты и т.д.).
Методика ведущих российских исследователей, как правило, базируется на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые применяются педагогами как в учебной, так и внеучебной деятельности. Проблемные, исследовательские, игровые, эвристические, наглядные, словесные методы, как правило, синтезированы. Медиаобразовательные модели предполагают, в основном концентрическое изучение материала: на каждом из этапов (блоков, модулей и т.д.) практикуется усложняющийся характер рассмотрения основных аспектов медиаобразования, что, в свою очередь, позволяет более глубоко и детально рассмотреть, изучить и проанализировать медиатексты. Важной особенностью моделей является то, что занятия, предложенные в них, могут проходить в форме отдельных уроков, факультативов, спецкурсов, интегрироваться в различные учебные предметы, использоваться в кружковой работе и т.д. Широкий диапазон применения позволяет проводить различные виды занятий в школах, учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах и т.д. Модели предполагают включение различных средств медиаобразования: телевидения, радио, прессы, Интернета, кинематографа, телекоммуникационных сетей, видео и т.д., более того, возможно и использование одновременно нескольких медиаобразовательных средств.

Мы провели опрос среди старшеклассников муниципальной школы №36 г. Таганрога (50 человек), в ходе которого выяснили, что средства массовой коммуникации (медиа) занимают одно из первых мест в ряду предпочтений подростков. Интерес к масс-медиа (особенно телевидению, Интернету и видео) проявляют все опрошенные. Более половины старшеклассников изъявили желание заниматься в медиастудиях или знакомиться со средствами массовой коммуникации в процессе изучения учебных предметов. Различные виды медиа доступны практически всем учащимся.

Мы обратились к данным, полученным в ходе исследования, проведенного ЮНЕСКО в 1997-98 гг. Из 5000 детей (жи­телей 23 стран), 91% имеет возможность смотреть телевизор. Доступ­ность же других СМИ имеет следующие процентные показатели: пресса-85%, магнитофон-75%, комиксы-66%, видеомагнитофон-47%, видео-игры-40%, персональный компьютер-23%, Интернет-9%. Ежедневно в среднем дети смотрят телевизор 3 часа в день, что составляет почти вполовину больше времени, чем уделяются ими другим видам деятельности. Для сравне­ния, "слушание радио- 1,1 часа, слушание аудиокассет (CD)-0,9 часа: компьютер-0,64 часа (те, кто имеет к нему доступ)"(2, 9). В связи с ростом цен на книги и печатную продукцию, компьютерные коммуникации в ряде случаев становятся главным источником получения необходимой ин­формации школьников. Вообще, мир современного школьника тесно связан со средствами массовой коммуникации (медиа), к которым традиционно относят кинематограф, телевидение, прессу, видео, Интернет, спутниковое телевидение и т.д. Их популярность определяется следующими факторами: ''использование терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсической и других функций искусства; опора на зрелищно-развлекательные жанры, … стандартизацию, серийность, сенсационность, систему ''эмоциональных перепадов'', позволяющую делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и т.д.(1, 6-7).

Однако в молодежной среде наблюдается бездумное, "всеядное" поглощение информации, приходящей с экранов те­левизоров, компьютерных мониторов, из радиоприемников. Этот факт не составил исключение и в нашем небольшом опросе: школьники отдают предпочтение разного рода развлекательным шоу, «мыльным операм», сериалам, жанровым компьютерным играм и т.д. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, школьники часто не вдумываются в смысл того, что ими воспринимается. Таким образом, посте­пенно притупляется потребность в приобретении знаний, общения с прек­расным, в духовно-эстетическом обогащении. А ведь многочисленные тира­жи газет, журналов, программы радио и телевидения, кинофильмы и компь­ютерные сети несут людям все виды социальной информации: экономичес­кую, научную, политическую, эстетическую и т.д. Для молодежи, относя­щейся к так называемому "всеядному" типу зрителей и слушателей, меди­аискусства выполняют лишь развлекательную или релаксационную функцию. Среди исследователей, педагогов, психологов появился специальный тер­мин - информационный кризис, то есть невозможность переработать информацию, найти и отобрать из огромного потока наиболее актуальную и удовлетворяющую потребностям человека, способствующую духовному обога­щению и всестороннему развитию.

Известно, что медиа способны выступать как источник знаний, и в то же время как помеха в образовании и воспитании, как средство всестороннего развития и, одновременно, фактор, тормозящий последнее и т.д. Средства массовой коммуникации и информации могут способствовать позитивному развитию человека, но, в то же время, опустошению, - духовному, нравственному, эстетическому кризису личности. Засилье низкопробной в художественном и содержательном отношении продукции кино- и видеорынка, постоянно присутствующие сцены насилия, требуют сегодня от педагогов усилить внимание воспитанию средствами и на материале медиа, развивать высокий уровень художественного восприятия, познавательные интересы и творческие возможности личности.

Среди опрошенной нами группы подростков были и так называемые «трудные» - «те, которые попали в неблагоприятные для их развития условия и которых исправить иной раз сравнительно легко, социально-запущенные (отклоняющиеся, девиантные, асоциальные, делинквентные и пр.) – нарушающие нормы общества, дискомфортные (тревожные, агрессивные, негативные, отчужденные, депривированные) – имеющие внутреннее неблагополучие»(4, 51). Работая с ними, многие педагоги до сих пор применяют средства массовой коммуника­ции лишь как наглядное средство обучения, либо вообще игнорируют потенциальные возможности медиаобразования. Тем не менее, воспи­тательный и развивающий потенциал медиакультуры (признанный в том числе и во многих странах мира - США, Франции, Канаде Австралии и др.), учитывая постоянно растущий интерес молодежи к медиа и влияние, оказываемое различными средствами массовой коммуникации на личность, мог бы быть успешно применен в работе с так называемыми ''трудными'' подростками.


Литература

  1. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. – 708 с.

  2. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган, 1999. – 116 с.

  3. Новичков В.Б. Шагреневая кожа российского образования//Правда. -1995. – 30 авг.

  4. Молодцова Т.Д. К вопросу о сущности дезадаптации как интегрирующего понятия явления трудного детства//Теоретические и практические проблемы социальной педагогики. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.




Похожие:

Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconОт медиапроектов – к системе медиаобразования (2006)
Идея завершить 2006 год новым проектом – первой Межрегиональной выставкой детско-юношеских сми и литературы для детей и юношества...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconПоложение о кабинете образовательного учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками
Целью работы Кабинета является организация и обеспечение в образовательном учреждении комплексной системы первичной профилактики...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconПарижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию
В процесс медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников. Особая актуальность Грюнвальдской Декларации заключается...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconБайярд Роберт Т., Байярд Джин
Р. и Дж. Байярдов, адресованная родителям, не может устареть: всегда будут семьи с детьми-подростками, и всегда будут в их числе...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconГазета «Первое сентября» №28. 03. 2009. О чем пишут, что читают?
Презентации, учебные фильмы, работа с разными видами сми – элементы медиаобразования уже широко используются в повседневной работе...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconПрограмма Фестиваля «менестрель 2004» Programme du Festival "menestrel 2004" 3 мая 2004 / le 3 mai 2004 Время

Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconФормирование мировоззрения на основе медиаобразования, интегрированного в курс информатики
Мацуца К. И. Формирование мировоззрения на основе медиаобразования, интегрированного в курс информатики // Образовательные технологии...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconРоль медиаобразования в проектной деятельности учащихся в курсе биологии
Паршутина Л. А. Роль медиаобразования в проектной деятельности учащихся в курсе биологии // Образовательные технологии XXI века /...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconИнструкция по охране труда при работе в кабинете химии иот-004-2004
К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр...
Потенциальные возможности медиаобразования в работе с «трудными» подростками (2004) iconН. Л. Альварес о создании единого медиаобразовательного пространства в социокультурной среде региона. Базовые модели медиаобразования (2004)
Рой, педагогикой, политикой и правами человека, призвано обеспечить современное общество медиаграмотными гражданами, т е такой аудиторией,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов