Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах icon

Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах



НазваниеОсобенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах
Дата конвертации23.09.2012
Размер65.4 Kb.
ТипДокументы


Черчес Т.Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М.: Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. С.518-520.


Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах


Т.Е. Черчес

Белорусский государственный университет культуры и искусств

(Минск, Республика Беларусь)


На основании теоретических и эмпирических исследований выявляют-

ся особенности аудиовизуального восприятия в научно-познавательных

фильмах, определяются факторы, детерминирующие результативный

аспект аудиовизуального восприятия, рассматриваются индивидуальные

различия при данном виде восприятия. На основании полученных данных

автор обосновывает необходимость учета психологических аспектов для

повышения эффективности восприятия научно-познавательных фильмов

в образовательном процессе.


С.518.

Современное общество связывает перспективы своего развития с совершенствованием высо-

ких технологий, в числе которых информационные технологии занимают особое место, пос-

кольку берут на себя не только коммуникативные и информационные, но и просветительско-

обучающие функции. Деятельность в данной области направлена на формирование системы

знаний, мировоззрения в целом. Большинство средств массовой информации и коммуника-

ции существуют преимущественно в аудиовизуальной форме.

Под аудиовизуальным восприятием понимается восприятие реальности, созданной автора-

ми и выраженной в аудиовизуальных пространственно-временных образах, зафиксированных

на кинопленке или на иных видах носителей в виде кадров и последовательно соединенных в

тематически-смысловое целое (А.Г. Соколов, А.В. Федоров) [3,4]. При аудиовизуальной фор-

ме восприятия происходит совмещение в различных комбинациях изображения видеоряда со

связной устной речью. Наиболее характерным и показательным для определения закономер-


с.519

ностей комплексного аудиовизуального восприятия является научно-познавательный фильм,

поскольку его содержательной основой является не только изображение видеоряда, но и связ-

ная устная речь в виде дикторского текста, которая непосредственно призвана формировать

адекватное восприятие целостного аудиовизуального сообщения. Рассмотрение проблемы в

этом ракурсе особенно актуально для эффективного использования научно-познавательных

фильмов в образовании.

По мнению многих исследователей (Дж.Гибсон, Н.И. Жинкин, А.Г.
Соколов), речь обла-

дает большей информативностью, чем изображения видеоряда, так как содержательно на-

много превосходит возможности зрительного восприятия. Образы, возникающие при вос-

приятии речи, обладают более высокой степенью индивидуальности, лучше сохраняются в

памяти, так как их формирование требует от человека большой активности, а степень их

устойчивости, содержательности и связности зависит от глубины осмысления и усвоения

речевого материала. Кроме того, при просмотре видеоряда человек получает образы воспри-

ятия в готовом виде, поскольку по причине высокой скорости предъявления изображения

недостаточно времени для формирования образов представления, и в них нет необходимос-

ти, поскольку образы видеоряда обладают чрезвычайно ярким и насыщенным содержанием

(Н.Т. Ерчак)[2]. При восприятии фильма визуальный и словесный материалы совмещают-

ся, что требует мыслительных затрат и, прежде всего, оптимального, достаточно медленного

темпа предъявление обоих стимулов, поскольку при быстром восприятии материала (на слух

и зрительно) отсутствует глубокое осмысление получаемой информации из-за постоянно-

го переключение внимания от визуальных элементов сообщения к словесным и наоборот

(Ю.В. Мостепанова).

Теоретический анализ показал, что при восприятии связной устной речи, совмещенной с

видеорядом, в сознании человека существуют два вида образов: образы восприятия, получен-

ные на основе готового, созданного авторами фильма изображения, и образы представления,

сформированные самим человеком при восприятии связной устной речи, то есть дикторского

текста. Как известно, образы восприятия являются более устойчивыми и яркими, чем образы

представления, поэтому восприятие видеоряда в научно-познавательном фильме оказывается

доминирующим в сознании, что может препятствовать целостному, адекватному и осознанно-

му восприятию предметного содержания связного устноречевого высказывания.

В исследовании, проводимых методом лабораторного эксперимента, принимали участие

318 испытуемых, студентов и учащихся г. Минска и Минской области в возрасте 15–23 года,

обучающихся в учебных заведениях различного типа (общеобразовательная школа, гимназия,

колледж, ПТУ) и профиля обучения (математический, юридический, экономический, естес-

твеннонаучный, гуманитарный). В качестве экспериментального материала были отобраны

шесть научно-познавательных фильмов: два – производства российских телевизионных ком-

паний, один – производства английской телевизионной компании по заказу российского те-

левидения, три – производства компании «Би-би-си».

В течение экспериментальной ситуации каждой группе испытуемых были предъявлены по

два фрагмента стимульного материала. После восприятия каждого из этих фрагментов испыту-

емые воспроизводили его в письменной форме. Окончательные результаты исследования были

получены при сравнительном качественном и количественном, в том числе и статистическом,

анализе показателей аудиовизуального восприятия при непосредственном и отсроченном вос-

произведении.

Теоретический анализ подходов к рассмотрению сущности комплексного аудиовизуально-

го восприятия, а также результаты лабораторного эксперимента позволяют сделать следующие

выводы.

1. При восприятии научно-познавательного фильма изображения видеоряда в силу своей

яркости вызывают активизацию непроизвольного внимания, что влечет за собой частые пере-

ключения внимания со словесного ряда на зрительный, нарушающие непрерывность воспри-

ятия речи. Поэтому содержание речи воспринимается отдельными фрагментами, что препятс-

твует формированию целостного образа исходного содержания. В результате снижается объем

абстрактного содержания в воспринятом аудиовизуальном сообщении.


С.520

2. Экспериментально определены виды аудиовизуального восприятия состоящие в связ-

ном или фрагментарном восприятии. Для первого характерно последовательное наращива-

ние отдельных элементов содержания, что предполагает рассмотрение каждого из них как

непосредственного логического развития предыдущего. При фрагментарном виде восприятия

воссоздаваемое содержание представляет собой воспроизведение его фрагментов как ряда от-

дельных представлений без определения их целостной и связной содержательной структуры,

логической последовательности и дифференциации по степени значимости.

б) Экспериментально выявлены способы построения целостного образа аудиовизуального

восприятия, проявляющиеся в выборе интерпретирующих или эмоционально-оценочных со-

держательных компонентов для достижения целостности образа. Интерпретирующий способ

построения целостного образа представляется процессом создания образа воспринимаемого

материала на основе опыта собственной познавательной деятельности и предварительных зна-

ний в данной области. Для эмоционально-оценочного способа характерно произвольное со-

здание собственного варианта сообщения (нередко весьма отдаленного от оригинала) за счет

«приписывания» предъявляемому сообщению воображаемого содержания, основанного на

эмоционально-личностном аспекте его восприятия.

в) Исследование выявило в аудиовизуальном восприятии приоритет фрагментарного вида

восприятия и эмоционально-оценочного способа построения целостного образа над связным

видом восприятия и интерпретирующим способом построения целостного образа.

5. Особенности аудиовизуального восприятия сохраняются у всех групп испытуемых, неза-

висимо от типа учебного заведения, профиля обучения, а также места проживания.

6. Эффективное использование научно-познавательных фильмов в учебном процессе воз-

можно при учете психологических особенностей их восприятия, а также при обучении уча-

щихся умениям и навыкам восприятия содержания связной устной речи в составе сложного

аудиовизуального комплекса.

Литература

1. Бергер, А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.:

Издательский дом «Вильямс»,2005. 288 с.

2. Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи учителя: Учеб.-метод.пособие.

Минск: МГЛУ, 2004. 143с.

3. Соколов, А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М.: Изд.А.Дворников, 2004. 638 с.

4. Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. 2001. № 2. С. 57–64.




Похожие:

Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах icon«Особенности процесса восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения свойств восприятия. Пути коррекции.»
В дивногорской коррекционной школе VIII вида проведен дефектологический всеобуч
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconОтносительно мер по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации (Принята Комитетом министров 19 января 1999 года на 656-м заседании заместителей министров)
...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconОтносительно мер по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации (Принята Комитетом министров 19 января 1999 года на 656-м заседании заместителей министров)
...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconШкала информационного восприятия
Вопросы о том, что такое информация, и как происходит восприятие информации – это совсем разные вопросы. Здесь мы рассмотрим второй...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах icon2005 год Современные робототехнические системы и новые угрозы нарушения систем защиты информации
И роботов. Более того, отдельные роботы могут взаимодействовать друг с другом при автономном выполнении сложных задач. С точки зрения...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconУрока Тема Характеристики звука. Отражение звука Предмет, класс
Развитие навыка восприятия визуальной информации и перевода ее в вербальную и знаковую информацию
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconОпросник родительских отношений к детям (А. Я. Варга и В. В. Столн)
Родительские отношения как система разнообразия чувств по отношению к ребенку, поведение стереотипов, практикующих в общении с ними,...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconСловарь стандартизованной терминологии по информации, библиотечному и издательскому делу Москва
Словарь подготовлен Всероссийским институтом научной и технической информации ран и секретариатом Межгосударственного технического...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах iconТезаурус тематических рубрик по физике полупроводников
Универсальной десятичной классификации (удк), Библиотечно-библиографической классификации (ббк), Государственного рубрикатора научно-технической...
Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах icon2. Используя ms word, выполните обработку текстового документа
Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов