Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение
Медведева Вита Анатольевна
Дата конвертации06.09.2012
Размер126.03 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района


Союз семьи и школы

Направление: «Развитие личности ребенка в семье»

Сообщение


Автор: Медведева Вита Анатольевна

МОУ «Курасовская средняя

общеобразовательная школа»

Белгородской области

Ивнянского района


Курасовка 2008

Развитие личности ребенка в семье


Счастье мыслящего человека

состоит не в том, чтобы играть

в жизни милыми игрушками,

а в том, чтобы вносить как

можно больше света и

теплоты в существование

всех окружающих людей.

Д.И. Писарев


Семья…Что включает в себя это понятие? Толковый словарь С.И.Ожегова так определяет значение слова: «Семья – это группа живущих вместе родственников».

С чем связано появление семьи? Два любящих сердца, две половинки объединяются в одно целое, чтобы всю жизнь быть вместе, рожать и воспитывать детей.

Образовалась семья – новый кирпичик в огромном общественном здании. Прошло время, и в этой семье случилось радостное событие – родился ребенок, личность которого необходимо воспитывать. Начинается сложнейший процесс воспитания с детства.

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. В семье осуществляется физическое воспитание ребенка, воспитание его нравственных качеств, формируются трудовые навыки, дошкольник знакомится с окружающим миром, приобщается к миру прекрасного, происходит его всестороннее воспитание и развитие.

Народная мудрость гласит: каждого младенца должны ждать и желать по 40 родичей со стороны матери и отца. Ждать и желать…Установлено, что оптимистами, жизнестойкими рождаются, прежде всего, дети, которых с нетерпением ждут. С тревожной, ранимой, вследствие этого – агрессивной психикой появляются на свет чаще всего те, кому никто не рад.

Каждый день жизни в младенческом возрасте может снять тревогу ребенка или усугубить ее. Нередко ведь случается так: ребенка не очень ждали, а появился – и заполнил собой, осветил теплом и светом жизнь взрослых. Тогда отойдет, оттает сердечко малыша. И он ответит улыбкой на улыбки, счастливым лепетом – на лепет матери, спокойным доверием на крепкие объятия отца.


В самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности.


Развитие личности ребенка в семье – проблема ключевая для психологии и педагогики. Что формирует личность ребенка в семье? Только ли непосредственное внушение правильных идей и взглядов и личный пример родителей? Развитие ребенка определяется и его ролью и местом в системе отношений в семье, характером отношений. Целая гамма факторов влияет на развитие личности.

Случается такое, что ребенок бывает нежеланным, его приходу в новый мир не совсем рады. К сожалению, и не всегда бывает так, что семьи остаются крепкими и сплоченными на всю жизнь. Они распадаются. Современная семья переживает кризис. Растет процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, отцовства и материнства.

Печально то, что супруги, решая свои взрослые проблемы, забывают о детях, не осознают того, как трудно им переживать разлуку самых близких и родных людей, которых они, без сомнения, искренне любят и хотят быть с ними вместе. Всем взрослым в первую очередь нужно думать о детях, об их благополучии, о том, какое воспитание они им дадут.

Одной из задач воспитания детей в семье является развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших благородных стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Семья представляет собой фундаментальную ячейку общества, социальный институт, где развивается личность. Общение с детьми, забота о них, родительская любовь, участие в воспитании составляют основу личной, семейной жизни людей. От того, как родители выполняют обязанности по отношению к детям, в какой мере они ответственны за здоровье, духовно-нравственный облик детей, как складываются их взаимоотношения с сыновьями и дочерьми, зависят содержание и характер семейного воспитания.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны со взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Особую роль играет, несомненно, родительская любовь. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Любовь - величайший и незаменимый источник развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

  1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

  2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

  3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

  4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

  5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Для каждой семьи характерен свой стиль воспитания, способствующий развитию личности ребенка. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к детям, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Важно знать, как складываются отношения в семье, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребенку. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.

А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследоватёльно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье — кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребенок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального «для людей» соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть все время настороже. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду.

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может на долго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях

нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

При рассудительном стиле семейного воспитания родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего воспитательного арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку все обдумать и осознать.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания

формируется инфантильный социально-психологический тип личности. Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй — особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребенка.

С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный тип личности. Этому способствуют следующие причины:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.

2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это может привести к тому, что ребенок замкнется, станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.

3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Они достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестокие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны.

Школьникам с тревожным социально - психологическим типом личности свойственно проявление вспыльчивости, подозрительности и осторожности во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Условием формирования сочувствующего стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими ему людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, присматривается к окружающим его людям, не желает говорить и рассказывать о своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой

обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей для своих детей, но в пределах разумного и своих возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача — научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе.

В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений. Однако дети все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них примером.

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители

требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами

поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно.

Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Каков бы ни был стиль семейного воспитания, в любом случае ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша. Патология супружеских отношений вызывает широкий круг нарушений, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребенка. Она поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, способствует появлению у человека своего “Я”. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью. Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным человеком. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания и развития психически, духовно здоровой личности.





Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Великой Отечественной войны учащиеся моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» включились в проведение районной благотворительной...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconАвторы: Ерёмина Н. Г
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Семейные летописи ( исторические страницы семьи в годы Великой Отечественной войны)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconI. общие положения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области» (далее – Учреждение)
Белгородской области от 27 июля 2011 года №296 путём изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения «Владимировская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников как одно из средств формирования личности ребёнка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владимировская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Проблемный анализ состояния школы. Проблемы, на решение которых направлена программа развития
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 от 31. 08. 2009 года №298 о введении Положений На основании решения общего собрания трудового коллектива школы. Приказываю
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconПротокол 05. 09. 2008 года №7 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconПротокол 12. 01. 2009 года №5 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 муниципального образования абинский район приказ от 12 ноября 2010 года ст. Холмская № о подготовке к обучению учащихся начальной школы по фгос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов