Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» icon

Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеМоу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Дата конвертации10.09.2012
Размер148.2 Kb.
ТипУрок

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»


Учитель Юдина Е.В.

Страстная седмица в Православной Церкви


(урок по предмету «Православная культура» для учащихся

10 класса)

Цели:

  • познакомить учащихся с событиями и значением Страстной седмицы в Православной церкви;

  • содействовать развитию у учащихся умений и навыков логического мышления, рассуждения, способности анализировать и оценивать события и явления;

  • способствовать формированию у учащихся чувств любви к Богу, смирения перед Его волей, уважения к православным обычаем и традициям.



Ход урока

^ 1.Приветствие. Сообщение темы. (Слайд 2) События, о которых мы сегодня будем говорить, происходили приблизительно в 30 год н.э., в Иерусалиме, столице Палестины, колонии Римской империи, во время правления римского кесаря (цезаря) Тиберия. Мы вспомним имена Понтия Пилата, римского прокуратора, управлявшего Иудеей, Ирода Антипы, иудейских первосвященников Анны и Каиафы.

(Музыка на фоне начинать говорить) Воскрешение Лазаря

^ 2. Учащиеся знакомятся с местоположением Страстной седмицы в календаре Православной Церкви.

- Когда наступает Страстная седмица? (Это последняя 7 неделя Великого поста перед Пасхой)

-Назовите праздники, предшествовавшие Страстной седмице? (Это ^ Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим). (Слайд 3)

-Что это за праздник Лазарева суббота? (Лазарева суббота — суббота перед Вербным воскресеньем, в этот день православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии. Но когда Христос пришел то велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры.
)


Учитель:

_-Что хотел показать ученикам Христос чудом воскрешения Лазаря, совершенным Им незадолго до предстоящих страданий на кресте?

^ Вывод учителя: этим чудом Спаситель как бы ободряет своих апостолов, так как предвидит их будущее смятение у креста страданий и их неверие в Него, когда Он умрет на кресте. Христос показывает своим ученикам накануне испытания их веры, что Он имеет власть побеждать смерть.

- А, как по другому называется праздник Вход Господень в Иерусалим? (воскресение Вербным) (Слайд 4)

- А почему этот праздник называется на Руси Вербным воскресением?

(Он празднуется на шестое воскресенье Великого поста. Когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим встречали его очень торжественно, под ноги ослика бросали свои одежды, а иные – пальмовые ветви. В нашей стране пальма не растет, поэтому в храме люди стоят с вербой и горящими свечами. Оттого и называют это воскресение Вербным. В народе бытовало поверье, что верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней. Ветви вербы и горящие свечи символизируют радость нашего сердца.) (Слайд 5)

-Что символизирует въезд Христа в Иерусалим на ослице? (Осел – мирное животное, символ мирных намерений. Поэтому торжественный въезд Христа в Иерусалим верхом на ослице. Это въезд не завоевателя (по восточному обычаю победитель въезжал в завоеванный город на коне, символизируя этим свою победу), а человека, который приходит с миром.

Учитель. Обратите внимание на ликование и радость, с которыми встречают Иисуса Христа жители города в тот день и эти же люди через несколько дней будут требовать Его смерти.

(Слайд 6) (Музыка) Когда уйду навеки

^ Основная часть урока – это рассказ о событиях Страстной Седмицы.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о событиях Страстной недели, а начнем разговор о событиях Великих Понедельника и Вторника. Мы рассмотрим только некоторые события этих дней.

Одно из таких событий – это изгнание торгующих из храма. С этим нас познакомит ученик.

Ученик. Приближался праздник Пасхи. Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел в Нем большой беспорядок: там продавали волов, овец и голубей, и сидели за столами меновщики денег. Мычание волов, блеяние овец, говор людей, споры о цене, звон монет - все это делало храм больше похожим, на базар, чем на дом Божий. Иисус Христос, сделав из веревок бич, выгнал из храма всех торговцев с их животными. Столы меновщиков опрокинул и деньги их рассыпал. И сказал продающим голубей: "возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли". Никто не посмел ослушаться Иисуса.

Увидев это, начальники храма пришли в ярость. Они приступили к Спасителю и сказали: "каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?"

Иисус Христос ответил им: "разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его".

Учитель. Под храмом Он разумел Свое тело и этими словами предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день.

Сейчас прослушайте притчу Христа о злых виноградарях.

И постарайтесь ответить на вопрос.

-Кого в этой притче Христос подразумевал под злыми виноградарями, слугами, хозяином и сыном хозяина? (Ответы учеников) (Слайд 7)

Объясняется эта притча так. Хозяин дома, это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника - Закон Божий, данный через Моисея; Точило, куда стекал сок винограда - жертвы (в Ветхом завете, преобразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня - храм иерусалимский. Виноградари - первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина - Св. Пророки. Сын Хозяина - Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.

Учитель. (Слайд 8) С событиями вторника нас познакомит ученик.

Ученик. Во вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о десяти девах.

Здесь пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан; из них одни мудры – по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны – по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни.

Светильники – это души наши, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених в этой притче – Сам Иисус Христос.

И вот в полночь раздается крик о приходе Жениха. Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли свое душевное внимание. Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Учитель (Слайд 9)

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь не похожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал" известен в целом мире", и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода. Судьбы этих людей, одна чудесная и радостная, другая трагическая и ужасающая, пересеклись в среду Страстной недели, незадолго до крестной смерти Христа. В этот день в Вифании, в доме Симона прокаженного бывшая блудница возлила на голову Спасителя драгоценное миро, а Иуда пришел к первосвященникам и согласился за 30 сребреников предать своего Учителя.

Эти события произошли непосредственно друг за другом, и поступок покаявшейся женщины, вероятно, даже подтолкнул предателя действовать быстрее и решительнее. В Страстную среду Церковь призывает каждого христианина, всмотревшись в историю жизни этих людей, заглянуть и в собственную душу, - с кем мы: с предателем или с бывшей грешницей, совершившей ради Спасителя подвиг жертвенной любви.


-А теперь подумайте и ответьте на вопрос почему Иуда предал Христа? (Ответы детей)

Учитель(вывод) называет две причины предательства:

(Первая – неверное представление Иуды о Мессии (Христе), как земном царе, несущем богатство иудеям и власть над всеми народами мира (это представление о Мессии бытовало в иудейской среде), которое привело Иуду к разочарованию в своем Учителе и досадной злобе на Него – проповедника нестяжания и добровольной нищеты.

Вторая причина предательства – страсть сребролюбия, которая развилась в Иуде за время странствований со Христом (Иуда заведовал денежным ящиком). Зачитывается отрывок из Пс., в котором содержится пророчество о предательстве Иуды («Даже человек, мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту») и слова пророка Захарии «и они повесят в уплату мне тридцать серебренников».)

Ученик И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
Борис Пастернак

Учитель О событиях Страстного Четверга нас познакомит ученик сообщение (Слайд 10)

Ученик. По обычаю накануне дня праздника Пасхи иудеи готовили особую пищу и с молитвами и пением ели её. Спаситель просил Петра и Иоанна приготовить все для пасхальной вечери. Вечером они собрались в большой комнате, где было приготовлено вино, хлеб и испеченный ягненок. Когда ученики собрались у стола, Спаситель встал, снял с себя верхнюю одежду и, взяв полотенце. Влил воду в умывальницу и умыл ноги ученикам. Сделав это, он сказал: «Вы называете меня Учителем и Господом и правильно делаете. Если Я, Господь и Учитель, послужил вам, то и вы должны служить друг другу».

Когда они начали ужинать, Господь сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху до моего страдания». Затем взял хлеб, Спаситель помолился, разделив его, дал ученикам и сказал:. (зачитывается отрывок) «Приимите, ядите: сие есть Тело мое, за вас ломимое во оставление грехов… пейте, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так было установлено таинство евхаристии (причащения).

Среди 12 апостолов Иисуса Христа был Иуда Искариотский, сначала помогавший Господу в проповеди и получивший от Него, как и другие, дар исцеления болезней. Ииуда был на Тайной вечери со всеми. Господь сказал: «Я знаю, что один из вас предаст Меня». Все стали спрашивать, кто это мог быть предателем. Спаситель отвечал: «Тот, кому Я подам кусок хлеба», и подал кусок Иуде, сказав ему: «Что задумал делать, делай скорей». Иуда, зная, что Спаситель пойдет с учениками на молитву в пустынный сад ночью, ушел.

Учитель.После Тайной вечери Христос пошел с учениками в Гефсиманский сад, где он просил учеников помолиться с Ним перед страшными испытаниями, но они, не имея достаточной духовной силы, засыпали, не поддержав Его.

Никитин И.С.: (на фоне музыки) (Слайд 11)
^

Ученик За слово истины высокой

Голгофский крест предвидел Он


И чувством скорби возмущен,

Отцу молился одиноко…

«Ты, Отче, в мир меня послал,

Но Сына мир Твой не приемлет;

Ему любовь я возвещал,

Моим глаголам он не внемлет…

О, если можно от меня

Да мимо идет чаша эта!

Ты Бог любви, начало света,

И все возможно без Тебя!

Но если кровь нужна святая,

Чтоб землю с небом примирить,

Твой вечный суд благословляя,

На крест готов Я восходить…

Прервав чтение стихотворения, учитель объясняет, что трое любимых апостолов Христа – Петр, Иаков и Иоанн, которые присутствовали рядом со Спасителем в эти трагические минуты, не смогли поддержать Его в молитве, хотя Он трижды обращался к ним: ученики засыпали от усталости и душевного напряжения, которое они пережили в последние часы. Третий раз был последним:

«Ученики как прежде спали,

и вновь Спаситель им сказал:

«Вставайте, близок час печали

И час предательства настал»

И звук мечей остроконечных

Сад Гефсиманский пробудил,

И отблеск факелов зловещих

Лицо Иуды осветил.


Учитель. Затем пришел Иуда с воинами и своим предательским поцелуем выдал Христа. Затем был допрос у еврейских первосвященников, которые старались найти вину для смертной казни и нашли в том, что Христос называл Себя Сыном Божиим – Кем и был на самом деле, и этим по законам иудейским якобы совершал смертный грех богохульства. После этого стали мучить Христа, плевать Ему в лицо, бить незаметно по щекам.

Учитель. О событиях Великой Пятницы нас познакомит ученик (Слайд 12)

Ученик. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие.

Ученик. В городе том суета.

Освободив от пут,

Там на Голгофу Христа

Легионеры ведут.

Тонут в шумящей толпе

Стоны плачущих жен.

Ученики, где вы, где?

Крики со всех сторон.

Не на горе Гаризим,

Не в Самаянской земле,

Днесь распинается Божий Сын

На трехсоставном кресте…

Ученик. Придя на гору Голгофу, воины сняли с Иисуса Христа Его одежды и распяли Его, т. е. прибили руки и ноги большими гвоздями к Кресту. По обе стороны от Него распяли двух разбойников. Когда распинали Господа, Он молился за своих мучителей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают...»

Над головой Иисуса Христа была прибита дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-римски: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

Воины, распявшие Христа, стали делить между собой Его одежды. Одна из одежд — хитон — была не шитой, а тканной сверху донизу. Ее воины пожалели разрезать и бросили жребий, чтобы решить, кому она достанется. Так исполнилось одно из пророчеств Ветхого Завета, где было сказано: «Разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей метали жребий».

Враги Иисуса Христа толпились у Креста и насмехались над Ним, говоря: «Спаси Самого Себя... Если Ты Сын Божий, сойди со Креста и мы уверуем в Тебя».

Ученик. Один из распятых разбойников с насмешкой говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой распятый разбойник унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал».

Потом он, обратившись к Спасителю, сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Иисус Христос отвечал ему: «Говорю тебе, сегодня будешь со Мной в раю».

^ Когда распяли Господа, было еще утро. От двенадцати часов до трех земля и небо покрылись густой тьмой. Люди пришли в ужас и разбежались.

Ученик. При Кресте Иисуса Христа оставались Матерь Божия, Его любимый ученик Иоанн и некоторые женщины, которые всегда следовали за Ним. Христос увидел Свою Мать и, показывая Ей на Иоанна, сказал: «Вот сын Твой!» Потом обра­тился к ученику и сказал ему: «Вот Мать твоя». С этого дня Иоанн взял к себе Матерь Божию и заботился о Ней.

^ Около трех часов страдания Господа стали очень велики. Он громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты оставил Меня!»

Через несколько минут Христос сказал: «Жажду!» Один из воинов намочил губку в уксусе, надел ее на палку и подал Христу. После этого Христос вдруг громко воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой», — и, склонив голову, умер...

Ученик. Неумолимые слова...
Окаменела Иудея,
И, с каждым мигом тяжелея,
Его поникла голова.
Стояли воины кругом
На страже стынущего тела;
Как венчик, голова висела
На стебле тонком и чужом.
И царствовал и никнул Он,
Как лилия в родимый омут,
И глубина, где стебли тонут,
Торжествовала свой закон.

Осип Мандельштам

Учитель. Среди неописуемых страданий Иисус не оставался безмолвным. Он семь раз говорил с креста. Это молитва за распинателей ,ответ благоразумному разбойнику, поручение Своей Матери ап.Иоанну, возглас: «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил», «жажду», «совершилось», и последнее – «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».

(Слайд 13) (Музыка)

Ученик. В день смерти Иисуса Христа, в пятницу вечером, наступал праздник еврейской Пасхи. Чтобы не оставлять распятых на крестах в день праздника, начальники еврейские просили Пилата приказать воинам перебить им голени, чтобы они скорее умерли. Когда воины, исполняя это приказание, подошли к Христу, они увидели, что Он уже умер, и потому не перебили Ему голени, но один из воинов ударил Его копьем в бок, и из раны вытекла кровь и вода.

В этот вечер к Пилату пришел один знатный человек тайный ученик Христа, Иосиф из Аримафеи, и просил дат ему Тело Христа, чтобы он мог похоронить Его. Пилат согласился, и Иосиф вместе с другим учеником, Никодимом, сняли Тело Христа с Креста, помазали Его душистым маслом, покрыли чистым полотном и положили в новую могилу, высеченную в скале около Голгофы. Присутствовали тут и некоторые благочестивые женщины, которые пришли из Галилеи.

Они сговорились приготовить душистые мази и прийти помазать Тело Иисуса рано утром, на другой день после праздника Пасхи.

^ Вход в пещеру закрыли большим камнем, а иудеи поставили перед ним стражу и приложили печати, чтобы ученики Иисуса не взяли Тела Иисуса.


Учитель В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении "Святый Боже..." выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

(Слайд 14) Святый Боже музыка

По окончании литургии честной народ расходится по домам разговляться. За пасхальным столом праздничную трапезу начинают с освящённого яйца. Существует народный обычай, согласно которому первое яйцо делится на части соразмерно числу членов семьи. Совместное употребление в пищу первого пасхального яйца способствует укреплению семейных уз.

(Слайд 15)

Ученик. Объяснений тому, почему яйцо стало пасхальным символом, множество. Согласно дохристианским представлениям, яйцо считалось символом гроба и возникновения в его недрах новой жизни, знаком воскресения и обновления жизни. Яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует мир, обагрённый кровью Иисуса Христа, и возрождающийся к новой жизни. По преданию, обычай дарить крашеные яйца связан с именем святой Марии Магдалины, преподнёсшей во время проповеди императору Тиберию яйцо со словами: "Христос воскресе!" Император был крайне удивлён: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как не может это белое яйцо стать красным". И вдруг свершилось чудо: яйцо стало красным, подтверждая этим истинность Христова Воскресения.


(Слайд 16)

В Великую субботу, в Иерусалимском храме происходит ещё одно из чудес – это сошествие Благодатного огня. Его искры без видимой причины появляются на Гробе Господнем. Это – одно из главных чудес православной церкви, которое происходит лишь раз в году накануне Пасхи. Оно символизирует окончание скорби и начало Светлого праздника Воскресения Христова. Первое упоминание об этом чуде относится еще к VI веку нашей эры.

^ Заключение урока.

Тихо кончается жизнь

В свете геенских костров

А над Голгофой уходит ввысь

Крест, на котором кровь…

В Евангелия о запоздалом раскаянии жителей Иерусалима говорится так: «а на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на него, которого пронзили и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце».

А завершается Страстная недели по прошествии субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга радостным восклицанием "Христос воскресе!", возвещая наступление главного христианского праздника.

(Слайд 17)

Музыка




Похожие:

Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconОб утверждении нормативного локального акта
Управляющем Совете моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа», на основании протокола №1 от 12 января 2007г собрания коллектива...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Великой Отечественной войны учащиеся моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» включились в проведение районной благотворительной...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 12. 01. 2009 года №5 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 05. 09. 2008 года №7 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconСредняя общеобразовательная школа №3 (моу средняя общеобразовательная школа №3)
О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в моу средняя общеобразовательная школа №3 г. Нелидово Тверской области
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПоложение о родительском комитете моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Общие положения. Родительский комитет моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа»
Родительский комитет моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» создается в целях обеспечения управления на принципах демократичности...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ по моу "Курасовская средняя общеобразовательная школа"
На основании решения Управляющего Совета школы протокол №6 от 28 января 2008 года
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconМоу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Оборудование: Таблички с названиями залов, рисунки сказочных героев, карточки с именами и текстами
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconДля реализации этой программы в школе предусмотрено следующее
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 16. 09. 2008 года №8 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждение оценочного листа распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов