Урок обобщение по теме «Экономический рост» icon

Урок обобщение по теме «Экономический рост»



НазваниеУрок обобщение по теме «Экономический рост»
Дата конвертации10.09.2012
Размер50.31 Kb.
ТипУрок

Урок – обобщение по теме «Экономический рост»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по изученной теме.


Ход урока.


I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

II. Повторение и проверка ранее изученного материала.


1. Индивидуальная работа. (Работа по карточкам у доски).

К.1. Как измеряется экономический рост?


К.2. Написать уравнение производственной функции.


К.3. Выписать по группам факторы экономического роста.


К.4. Изобразить схему короткого и длинного экономического цикла. В чем заключается их отличие?


2. Проверка домашнего задания.


3. Устный фронтальный опрос.

- Что включает в себя понятие экономического роста? (Долговременное увеличение объема потенциального ВВП в абсолютных показателях и в расчете на душу населения)

- В чем состоит значение экономического роста?

- Что такое совокупная факторная производительность?

- В чем состоит теория длинных циклов?


^ III. Решение задач.


Задача 1.

В США доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 30% в 1960 г. до 40% в 1987 г.

Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей США и почему?

Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления — инвестиционные товары.


Ответ. Кривая производственных возможностей США сдвинулась вправо, как показано на рис., так как улучшилось качество одного из факторов производства — труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. Обратите внимание на то, что в данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора.


количество инвестиционных товаров







количество потребительских товаров




2.
Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения следующие факторы:

а) средний темп прироста населения;

б) степень охвата населения средним образованием;

в) доля инвестиций в ВВП;

г) неравенство в распределении доходов;

д) военные pacxoды.


Ответы.

а) общий объем дохода при быстро растущем населении приходится распределять между все большим числом людей, и душевой доход растет медленнее (отрицательное влияние);

б) этот показатель косвенно характеризует качество трудовых ресурсов, поскольку отражает общий уровень образованности основной части работников (положительное влияние);

в) доля инвестиций в ВВП напрямую влияет на рост капитала, а значит, и на увеличение выпуска продукции (положительное влияние);

г) факты свидетельствуют о том, что неравенство в распределении доходов отрицательно воздействует не только на рост, но и на другие показатели, характеризующие благосостояния (продолжительность жизни, уровень образования, калорийность питания);

д) эмпирические данные говорят о том, что небольшие военные расходы (до 9-10% ВВП) могут положительно влиять на темпы роста, тогда как более высокие оказывают отрицательное воздействие. Передовые технологии и нововведения, распространяясь впоследствии и на гражданское производство, стимулируют его pocт, и в этом плане государственные расходы на военные заказы оправдываются. Но чрезмерное отвлечение средств на военные нужды лишает значительных ресурсов гражданские отрасли и сдерживает их рост.


3.Имеются следующие статистические данные по России:

^ Показатели экономики

1996 г.

1997 г.

ВВП в текущих ценах (трлн. руб.)

2200

2586

Дефлятор ВВП, в % к предыдущему году




116,6%

Можно ли сказать, исходя из этих данных, что в рассматриваемый период в России был экономический рост?


Решение.

Прежде всего приводим данные за 1997 г. к реальному значению, корректируя их с помощью индекса цен:

Индекс цен (дефлятор ВВП) = 100 %,

Отсюда ВВПреал. =

ВВПреал. = 100% 2217,8 трлн.руб.

Темп изменения ВВП в 1997 г. составит: 100% = 0,8%

Таким образом, в 1997 г. в России наблюдался незначительный рост — менее 1%.


^ IV. Решение проблемной ситуации– работа в группах.


Проблемная ситуация

Россия утрачивает базу для возобновления роста

Для серьезных сдвигов в экономике 1997 год потерян. Промышленный спад будет продолжаться. Об этом заявил на состоявшейся на прошлой неделе в Торгово-промышленной палате конференции «Промышленная политика России на пороге XXI века» директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

В 1996 году предпосылок для экономического роста в стране создано не было. Нарастает техническая отсталость российской промышленности. Произошел не просто спад, а деградация промышленной структуры. В течение ближайших 7 лет парк действующего оборудования сократится в 2 раза. Через 10 лет от него останется треть. Затраты на НИОКР1 за последнее десятилетие уменьшились в 15-18 раз. В итоге потеряно около 300 высоких конкурентоспособных технологий. Идет процесс примитивизации производства. Расходы на науку для поддержания технического уровня продукции не должны опускаться ниже 2% от объема ВВП. Если в Великобритании они составляют 2,1% ВВП, в Германии — 2,9% ВВП, в США — 2,6% ВВП, то в России — 0,5% ВВП.

По мнению специалистов Института экономики РАН, новая концепция промышленной политики должна быть реализована на двух этапах. На первом этапе (он рассчитан на 2-3 года) ставится задача остановить промышленный спад и выйти из экономического кризиса. Задействованы на этом этапе могут быть только традиционные технологии и мощности. Второй этап включает в себя техническое перевооружение и выход на новые высокие технологии.

«Финансовые известия», 1997, № 11

Согласны ли вы с такой оценкой перспектив экономического роста в России?

1 НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Если парк действующего оборудования сократился в 2 раза, то не возникла ли объективная необходимость инвестировать капитал в новейшее оборудование и целесообразность перехода на новейшую технологию?

Не выбыло ли устаревшее и износившееся оборудование?

Почему на первом этапе могут быть задействованы только традиционные технологии и мощности?

Обсудите эти проблемы.


VII. Постановка домашнего задания


VIII. Подведение итогов урока.


IX. Рефлексия «Поговорки – зеркало настроения»




Похожие:

Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок №9 «Сказочное путешествие» Тема: Обобщение по теме «Функции»
Цели: обобщить и систематизировать изученный материал; подготовить учащихся к выполнению контрольной работы
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок литературного чтения во 2 классе. Учитель: Легошина А. Г. Тема: Обобщение по теме «Произведения о детях и для детей» Цели: Обобщение знаний изученного материала
Ребята, мы с вами закончили читать раздел «О детях и для детей». И сегодня мы вспомним все произведения, с которыми мы работали почти...
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок по теме: "Обобщение и повторение темы Африка"
...
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Технико-экономический анализ....

Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок литературного чтения, проведенного в 3 классе 30 января. Учитель: Смирнова Н. П. Тема урока : Урок-обобщение по теме «Были-небылицы». Форма урока
Я приветствую вас на заседании клуба «Юных читателей». Сегодня мы, юные читатели, собрались здесь, чтобы обсудить тему «Были-небылицы»....
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока: Местоимение (обобщение). Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconXi всероссийский конкурс научных работ молодежи «экономический рост россии»
Работы направлять только обычной почтой (не ценной бандеролью, не заказным письмом)
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрока: «Имя существительное. Систематизация и обобщение изученного». (Урок ролевая игра «Заседание учёного совета». )
Цели урока: систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки морфологического разбора имени...
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconУрок 46 Звуковые волны. Тип урока: обобщение (и систематизация) знаний. Цели урока
Образовательная: повторяя изученный материал, обобщить знания учащихся по теме: «Звуковые волны»
Урок обобщение по теме «Экономический рост» iconБаталова Гульнара Загитовна, учитель английского языка Содержание: I. Характеристика класса с. 1 II. Характеристика урок
Данный урок является 4-ым в системе уроков по лексической теме "Личностные черты человека. Способности." (общее количество уроков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов