Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» icon

Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца»



НазваниеИсследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца»
Дата конвертации10.09.2012
Размер177.19 Kb.
ТипИсследовательская работа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРАСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Героические страницы Курской битвы.

Подвиг лётчика-истребителя А.К.Горовца»


Выполнила:

Цуканова Ирина, 9 класс


Учитель истории и обществознания Еремина Нина Михайловна


Курасовка - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Введение ___________________________________________________3

  2. Воздушный бой______________________________________________6

  3. Обнаружение останков самолёта А.К.Горовца____________________10

  4. Из служебной характеристики А.К.Горовца______________________12

  5. Воспоминания о Горовце______________________________________13

  6. Открытие памятника А.К.Горовцу______________________________18

  7. Но всесильна память людская__________________________________20

  8. Литература__________________________________________________22

ВВЕДЕНИЕ

На заседании НОУ (Научного общества учащихся) нашей школы было решено узнать как можно больше о памятниках героям Великой Отечественной войны в Ивнянском районе и пополнить собранным материалом Книгу Памяти, созданную следопытами школы.

Перебрав в уме несколько вариантов, я решила остановить свой выбор на памятнике лётчику А.К.Горовцу. Почему?

Дело в том, что расположен он в очень оживлённом месте, на перекрёстке дорог. Мимо обелиска ежедневно проносится множество автомашин, которые едут в Ивню и обратно, не говоря уже о транспорте, движущемся плотным потоком по трассе Москва-Симферополь. То есть памятник этот – «примелькавшийся».

Часто от жителей Ивнянского района приходится слышать такие фразы: «Доехал до Горовца», «Остановите у Горовца». Но, озабоченные своими проблемами, люди вряд ли вспоминают историю памятника, а многие, особенно молодые, вообще не знают, что за человек – Горовец, и в связи с чем увековечено его имя.

Вот я и решила сама узнать подробнее о подвиге лётчика-истребителя и рассказать о нём другим.

В процессе работы мне пришлось обратиться за материалом в сельскую библиотеку села Курасовка, в библиотеку и музей Курасовской средней школы, где я учусь, в архив ивнянской районной газеты «Родина».

История подвига захватила меня, я глубже осознала то, что за каждым скромным обелиском стоят обыкновенные люди с необыкновенными судьбами. Именно благодаря им наше молодое поколение сегодня живёт свободно… просто живёт на свете.


^ Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца…

Память Родины не убывает:

И, как прежде, волнует сердца.

И.Чернухин




Скульптор – народный художник РСФСР Г.В.Нерода

Архитектор-художник – И.А.Француз

Дата открытия памятника – 13 мая 1963г.

Место нахождения – 597-й километр автомагистрали Москва-Симферополь, граница Курской и Белгородской областей.

На постаменте памятника золотом начертаны слова:







^ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

Кровопролитные сражения на Курской дуге в июле 1943 года развернулись не только на земле, но и в воздухе. По своим масштабам они не имели себе равных за весь период Великой Отечественной войны.


Так было и в тот памятный день, 6 июля. С рассвета в воздухе завязались ожесточённые бои. Они не прекращались на протяжении всего дня. Одна часть самолётов должна была вести бой с бомбардировщиками противника, другая – прикрывать её от истребителей.

К вечеру восьмёрка наших «Ла-5» под командованием комэска Василия Мишустина вылетела на патрулирование в район населённых пунктов Владимировка – Кочетовка – Зоринские Дворы – Ольховатка. В этой группе летели в паре Александр Горовец и Василий Рыкунов. Все лётчики были уже обстрелянными и опытными. Самолёты шли на высоте пять тысяч метров.

Радиоприёмники включены. Слышны голоса товарищей из эскадрильи Левитана, поднявшейся в воздух ранее. По переговорам ясно – ведут неравный бой с «мессерами». Поспешили на помощь. Быстрей, ещё быстрей… Секунды – жизнь.

- Атакуем с ходу, - передал по рации Мишустин.

Фашистские истребители не выдержали стремительной атаки и рассыпались в разные стороны. Левитановцы, поблагодарив за поддержку, заспешили на аэродром – горючее было на исходе. Боевое охранение над передовой приняла эскадрилья Мишустина.

Приближалась большая группа «Ю-87». Они летели на различных высотах. Считать их не было смысла. Сразу ясно – превосходство значительное. Наши самолёты зашли за облака и атаковали неожиданно сзади-сверху. Манёвр удался – вражеский строй был нарушен, и два бомбардировщика дружно задымили.

- Ещё разок зайдём! – крикнул Горовец.

И ещё один факел вспыхнул в небе. После очередной атаки немцы не выдержали и, побросав бомбы где попало, повернули назад.

«Фокке-Вульфы» появились неожиданно. Видимо, их срочно вызвали сюда для поддержки. С ними оказалось посложнее, чем с «Юнкерсами». Лётчики были классные – это чувствовалось сразу. В стремительной круговерти закружилась вся восьмёрка. И хоть «Фоккера» завалить не удалось, задачу советские лётчики выполнили исправно – ни одна бомба не потревожила нашу пехоту. А дым от горящих на земле «Ю-87» радовал глаз.

Но вот и «Фокке-Вульфы» отвалили, видимо, расстреляв весь боекомплект. В воздухе наши самолёты находились уже 40 минут. Время патрулирования истекало, и они повернули к своему аэродрому, где уже наверняка готовилась взлетать новая смена.

Горовец шёл замыкающим, немного отстав от своих. Внезапно он увидел большую группу фашистских самолётов. Сколько их было? Сейчас это трудно установить точно. Одни очевидцы говорят, что двадцать «Юнкерсов», другие утверждают - не меньше сорока. Фашисты шли спокойно и уверенно, полагая, что один советский самолёт им вреда не причинит. Вероятно, Александр пытался сообщить об этом товарищам, но безуспешно, рация молчала. Один в поле не воин? Может быть, не вступая в бой, уйти на аэродром? Нет, так поступить советский ас не мог. Решение созрело мгновенно: не пропустить врага, сражаться до тех пор, пока хватит сил.

Александр круто развернул истребитель и врезался в строй гитлеровских бомбардировщиков. Огненная трасса прорезала самолёт ведущего. Из вражеской машины повалил густой чёрный дым. Самолёт накренился, вспыхнул, как спичечный коробок, и камнем полетел вниз, оставляя за собою чёрный след. Снова атака, снова меткая пушечная очередь. Неуклюже клюнул носом второй бомбардировщик. Через несколько секунд заштопорил третий вражеский самолёт. Опомнившись, фашистские лётчики открыли ответный огонь. Но советский истребитель продолжал наступать. Воздушный бой достиг наивысшего напряжения. После очередной атаки ещё одного «Юнкерса» не досчитался враг. Седьмой…восьмой самолёт пошёл вниз. Девятую машину Горовец сбил в тот момент, когда она, снизившись до бреющего полёта, пыталась уйти от преследования. Фашистский бомбардировщик рухнул на землю и подорвался на собственных бомбах. Охваченные паникой, гитлеровские лётчики развернулись и полетели обратно.

Трудно было и советскому соколу: в баках кончалось горючее, подходил к концу боезапас. Лётчик взял курс на свой аэродром. Только бы дотянуть…

В это время сзади, из облаков на наш самолёт налетела четвёрка «Фоккеров». Размышлять не приходилось. Александр не пытался скрыться, а принял бой. Стремительно развернулся, ушёл вверх и снова в атаку. На «Ла-5» Горовца обрушился шквал огня. Окружённый врагами, он отбивался до последней возможности. Когда отважный лётчик понял, что снарядов больше нет, он пошёл на таран. Его расстреляли в упор…

Краснозвёздный истребитель штопором пошёл вниз и глубоко врезался в землю в районе Зоринских Дворов. Самолёт не взорвался, так как в нём не было ни боеприпасов, ни горючего. Упавшие затем рядом две бомбы засыпали машину лётчика-гвардейца.

Так геройски погиб Александр Горовец, своим подвигом утвердив право на бессмертие.


…С болью в душе расходились лётчики с аэродрома. Никто ни о чём не говорил, не давал никаких клятв, но у каждого на устах были слова: «Отомстим за Сашу!»

И лётчики жестоко мстили за смерть товарища. Сколько гитлеровских самолётов не вернулись на свои базы в те дни! С какой яростью дрались с врагом советские соколы!

13 июля 1943 года Совинформбюро сообщило о героическом подвиге советского аса так: «Лётчик гвардии старший лейтенант Горовец встретился в воздухе с группой немецких самолётов. Вступив с ними в бой, товарищ Горовец сбил 9 немецких бомбардировщиков».

Бой Александра Горовца был неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть вражеских самолётов. Но чтобы девять! Нет, такого не было. Ни до Горовца, ни после.

За беспримерный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Александру Константиновичу Горовцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.




Фрагмент диорамы «Огненная дуга» г.Белгород

^ ОБНАРУЖЕНИЕ ОСТАНКОВ САМОЛЁТА А.К.ГОРОВЦА

Подробностей последнего воздушного боя, в котором участвовал Горовец, его товарищи не знали, не смогли установить и места гибели лётчика.

…Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Советская Армия наголову разгромила фашистскую Германию и водрузила знамя Победы над Берлином. Быстро летело время, но светлый образ Александра Горовца хранили в своих сердцах те, кто вместе с ним сражался в военные годы. Каждый раз, когда они вспоминали героя, невольно возникал вопрос: существует ли могила лётчика, где покоятся его останки?

И только спустя 14 лет, в апреле 1957 года, газеты сообщили, что на хуторе Зоринские Дворы Ивнянского района, Белгородской области, рабочий дорожно-эксплуатационного участка автомагистрали Москва-Симферополь Сергей Сергеев и его друг Александр Лобачёв обнаружили самолёт с останками Героя Советского Союза Александра Константиновича Горовца.

Серёжа Сергеев, которому в 1943 году исполнилось 9 лет, оказывается, был очевидцем воздушного боя, в котором погиб Горовец. Он и теперь говорит об этом с таким же восторгом, с каким повествовал своим сверстникам в годы войны.

«Под вечер над нашим хутором, - вспоминает С.И.Сергеев, - завязался воздушный бой. К таким картинам мы уже привыкли: фронт проходил в нескольких километрах от деревни. Однако этот бой не был похож на все предшествующие. Шутка ли, один лётчик-ас сбил 9 бомбардировщиков, а потом отбивался от четырёх вражеских истребителей. Когда его самолёт, словно подбитая птица, упал на землю, меня будто обожгло огнём. Я видел, что машина упала на огороде, и стремглав бросился туда, но военные не пустили меня.

Позже я внимательно осмотрел местность, но ничего не нашёл. Кругом воронки от снарядов, траншеи да ямы. Потом искал ещё и ещё, лопатой рыл землю, но каждый раз ни с чем возвращался домой. Пришла пора, и я ушёл в армию.

Однажды наш командир проводил беседу и вспомнил, как в войну на его глазах упал сбитый немецкий самолёт. Когда воины прибежали к месту падения машины, они увидели ровно распаханное поле. Только в одном месте остался след на земле. Принесли лопаты. И что же вы думаете? Откопали самолёт.

При этих словах у меня перехватило дыхание. Так ведь и тот самолёт мог углубиться в землю. С тех пор я не знал покоя.

Когда уволился из армии и вернулся домой, то первым делом возобновил поиски самолёта. Не сразу удалось напасть на след. Два дня искал. Лопатой прощупывал метр за метром приблизительное место падения. Изрыл весь огород. Но вот вдруг лопата ударилась о металлический предмет. Сердце учащённо забилось. Я стал копать быстрее. Потом на помощь пришёл мой друг Александр Лобачёв. Вдвоём работа пошла веселее. Радость! Мы откопали хвостовое колесо истребителя, потом шасси, пушку… Самолёт лежал вниз мотором.

С волнением очищали мы машину от земли. А когда открыли кабину и заглянули в неё, то от неожиданности отступили назад. В кабине лежали останки лётчика. На истлевшей гимнастёрке - потускневший от времени орден Красного Знамени и гвардейский значок. В планшете мы нашли карту, бортжурнал, выцветшие фотографии, письма, полевую сберегательную книжку, удостоверение личности.

Время сделало своё дело: как ни пытались мы прочесть письма и документы, ничего не вышло. В нагрудном кармане обнаружили завёрнутый в целлофан партийный билет. Там сохранилась надпись, сделанная чёрной тушью. Билет принадлежал Александру Константиновичу Горовцу. Он был выдан в октябре 1939 года Ворошиловским райкомом партии города Шахты Ростовской области. В мае 1943 года Горовец последний раз уплатил членские взносы.

Мы бережно собрали и похоронили останки лётчика, а документы сдали в райвоенкомат. Вскоре из Москвы пришло извещение, подтвердившее, что мы нашли самолёт Героя Советского Союза Горовца».

^ ИЗ СЛУЖЕБНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А.К. ГОРОВЦА

«В Красной Армии с июня 1941 года», - записано в служебной характеристике Горовца. Характеристики пишут люди знающие, привыкшие больше оперировать цифрами. Итак, слово – документам.


…«Северо – Кавказский фронт. С 9 июня 1942 года по 26 февраля 1943 года совершил пятьдесят три боевых вылета на штурмовку с бомбометанием, на разведку, прикрытие войск переднего края и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушном бою сбил в группе один «Ю-87». Штурмовыми действиями уничтожил 40 автомашин, 24 повозки с боеприпасами и войсками, один паровоз. Награждён орденом Красного Знамени.»


…«Воронежский фронт. С мая 1943 года – двадцать боевых вылетов. Участвовал в 9 воздушных боях. Лично сбил два самолёта, в паре – два, в группе – три.

…Назначен на должность заместителя командира эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка.

…Всего произвёл 74 боевых вылета».




^ ВОСПОМИНАНИЯ О ГОРОВЦЕ

Если помнят ещё о погибших,

Если помнят ещё об убитых -

Память чище огня…

Память крепче гранита.

И.Чернухин.

Мишустин Василий Иванович - Герой Советского Союза, гвардии полковник запаса, ветеран Великой Отечественной войны. Будучи командиром эскадрильи 88-го гвардейского истребительного полка, 2-й воздушной Армии 1-го Украинского фронта, участвовал в битве под Курском, в освобождении города Киева, Украины, Западной Украины, Чехословакии, Венгрии, Польши, Берлина. Совершил 500 боевых вылетов, сбил 26 немецко-фашистских самолётов. В тяжёлой боевой обстановке таранил самолёт противника, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1942 года в 166-й авиационный истребительный полк, в эскадрилью, которой я тогда командовал, прибыл молодой лётчик Александр Горовец. Высокий, стройный, с ясным взглядом и открытым лицом, он располагал к себе людей, внушал доверие и уважение. Всем нравились его общительный характер, подтянутость и собранность. Вёл он себя просто, скромно, старался быть незаметным и ничем не выделялся среди товарищей. Лётчики и техники эскадрильи подружились с ним, полюбили его. Горовец быстро вошёл в боевой коллектив.

В те суровые дни наш авиационный полк получал новую материальную часть. Не покладая рук, трудились лётчики и техники. Осваивали новые машины. Горовец оказался настойчивым и способным учеником. В течение короткого времени он изучил новый самолёт, научился хорошо пилотировать его, овладел искусством воздушного боя. Александр нетерпимо относился к недостаткам, какими бы незначительными на первый взгляд они ни казались. Бывало, сделаешь ему замечание за неточную посадку или за слишком крутой вираж, смотришь – через несколько дней лётчика уже не узнать, недостаток устранён.

Летом на Северном Кавказе развернулись ожесточённые бои. В них участвовал и наш полк. Наши авиаторы прикрывали наземные войска с воздуха, сопровождали советские бомбардировщики. Мужественно и стойко сражался Горовец. Изо дня в день он совершенствовал своё боевое мастерство, воспитывал в себе железную выдержку и волю к победе. А когда его назначили командиром звена, эти качества он настойчиво прививал своим подчинённым.

За образцовое выполнение боевых заданий многие лётчики полка были отмечены правительственными наградами. Ордена Красного Знамени был удостоен и Александр Горовец. Получая высокую награду, он крепко пожал руку командующего 2-й воздушной армией генерала Красовского. В ответ на поздравление генерала молодой пилот произнёс:

- Служу Советскому Союзу!

Эти слова прозвучали как клятва на верность Родине, как обещание, не щадя жизни, драться с фашистами.

Окрылённый наградой, Горовец ещё с большей настойчивостью громил врага. Помню, вылетели мы с группой в составе 20 самолётов. За линией фронта увидели около тридцати гитлеровских бомбардировщиков. По сигналу командира полка майора Римши ринулись в атаку. Одним из первых наносил удар Горовец. Противник не выдержал наших стремительных атак и обратился в бегство, беспорядочно сбросив бомбы на головы своих войск. В этом бою было сбито 4 фашистских самолёта. Один из них уничтожил Александр Горовец.

Важным событием в жизни всех лётчиков стало вручение авиаполку гвардейского знамени.

На состоявшемся в июне 1943 года партийном собрании кто-то из офицеров спросил Горовца:

- Что ты будешь делать, если встретишься с десятком гитлеровских самолётов?

- Известное дело, драться до победы.

- И не дрогнешь?

- Не дрогну, пока руки держат штурвал, а в груди бьётся сердце, - ответил он твёрдо и решительно. Никому из нас в голову не пришло тогда, что этим словам суждено сбыться.

Незадолго до начала Курской битвы Александр Горовец вместе с боевыми товарищами на самолётах «Ми-2» вылетел в тыл получать новые истребители «ЛА-5». Прибыли на место.На аэродроме стояли новенькие самолёты. Они превзошли все ожидания лётчиков: мощный мотор, высокая маневренность и скорость, значительно превышающая скорость существующих самолётов врага.

На фюзеляжах было написано: «От колхозников и колхозниц Горьковской области». Пожилая колхозница, выступая перед лётчиками, сказала:

-Хотели мы один самолёт подарить, на него и деньги собирали. «А почему один? – зашумели на собрании наши бабы. – Фашисты ордой на нас пошли. А против орды один в поле не воин. Соберём на дружину». Не спали, не ели, а собрали! Теперь вам, соколикам, дело делать. Гоните погань эту с нашей землицы - вот такой наказ велено передать.

Как радовался Александр, когда получил новую боевую машину.

- Доверие народа ко многому обязывает, - взволнованно сказал он.

Изо всех сил старался лётчик, чтобы оправдать его. В жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками мужал советский патриот, крепла и закалялась его воля.

Исключительное лётное мастерство позволяло ему выходить победителем в боях с превосходящим противником. Горовец настолько хорошо владел искусством маневрирования, что всегда оказывался в более выгодном положении, чем его противник. Он нападал на фашистов неожиданно, стремительно, не давал им опомниться и прийти в себя.

Накануне последнего боя гвардии лейтенанту А.Горовцу было присвоено очередное воинское звание - старший лейтенант. Но об этом он уже не успел узнать.

Много отважных лётчиков воспиталось в нашей эскадрилье. Но особенно гордимся мы тем, что в одном боевом строю с нами был А.Горовец. Смелым, бесстрашным в бою, человеком большого подвига – таким он остался в памяти всех тех, кто плечом к плечу с ним боролся за счастье нашего народа, за нашу Родину.

Горовец Валентина Константиновна – сестра А.К.Горовца.

Родился Александр в 1915 году на хуторе Горовцы, Богушевского района, Витебской области. После окончания Мошканской семилетней школы он поступил учиться в Полоцкий лесотехникум, а затем пошёл работать на производство.

В те довоенные годы многих ребят влекло небо. Саша ещё не видел самолётов, а уже твёрдо решил стать лётчиком. Его мечту с самых детских лет возил по небу воздушный змей. Саша и физику с математикой изучал с жадностью, потому что знал – это надёжные крылья для полёта. И почти вслед за азбукой начал заниматься астрономией. Может быть, мечта его была ближе к звёздам, чем к облакам?

Параллельно с учёбой в техникуме он занимался в аэроклубе Осоавиахима. И вот наконец-то он над планетой! Первый прыжок с парашютом, первый самостоятельный полёт. Лучших ребят направляли в Ульяновскую лётную школу. А первым среди лучших стал, конечно же, Саша Горовец.

У него было несколько дней отпуска, и он по дороге в лётную школу заехал домой. Попрощаться с родными, поделиться радостью с друзьями. Мечта сбывалась – он скоро станет учлётом.

А незадолго до его отъезда я тяжело заболела. День и ночь сидел Саша возле моей постели и, как сказки, рассказывал легенды о небе. Не знаю, что тогда мне больше помогло: лекарства или забота брата. Совсем ещё мальчишка, он чувствовал чужую боль. Это было главное в нём. И я, наверное, стала первой, кого Саша спас от беды…

Из Ульяновска Александра направили в город Шахты Ростовской области, где он работал в аэроклубе. Комсомольская организация аэроклуба в 1938 году избрала его своим секретарём, а районная комсомольская конференция - членом Ворошиловского райкома комсомола города Шахты. В 1939 году произошло два события в жизни начальника лётной части аэроклуба Александра Константиновича Горовца: его приняли в ряды Коммунистической партии, а трудящиеся города Шахты оказали доверие, избрав его депутатом Октябрьского райсовета депутатов трудящихся.

После начала Великой Отечественной войны Александру пришлось сменить учебно-тренировочный «У-2» на боевой истребитель.

В одном из своих немногочисленных писем с фронта он писал: «Здравствуйте, мои дорогие, милые Валечка и Ингочка!...Я чувствую себя хорошо. Но за этот промежуток времени столько пережил, что, наверное, за всю свою жизнь не переживал столько. Уже много воевал и сейчас воюю с оголтелой бандой, фашистскими оккупантами…»

Таким он был, мой брат. Таким – добрым, заботливым, честным, мужественным – я помню его.

^ Ворожейкин Арсений Васильевич – участник боёв на Курской дуге, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, сбивший за годы войны 52 вражеских самолёта.

Девять самолётов сбить в одном воздушном бою! Мы ещё не знали такого. Простой расчёт показывал, что для этого нужно было произвести не менее девяти длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется по крайней мере 10-15 минут. А ведь не учебный полигон – война. Против тебя отлично подготовленный противник, который маневрирует и защищается. Однако факт – упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считалось невыполнимым.



^ ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА А.К.ГОРОВЦУ

...597-й километр автомагистрали Москва-Симферополь. Здесь, на границе Белгородской и Курской областей, на повороте в районный центр Ивня, в 1963 году был установлен бюст Александра Горовца. Его открытие состоялось 13 мая. Об этом делится воспоминаниями бывший начальник областного управления культуры Виктор Иванович Щербаков:

- На открытие обелиска приехали отец героя Константин Иванович, четыре сестры и племянник, а также командир эскадрильи гвардии полковник запаса, Герой Советского Союза В.И.Мишустин.

Мне хорошо запомнился тот солнечный, по-летнему тёплый день 13 мая. На митинг, посвящённый открытию памятника, прибыли многие трудящиеся Ивнянского района и Белгорода, гости из Курской области, школьники, солдаты Белгородского гарнизона. Открывать и вести митинг было поручено мне. Два часа дня. Я принял рапорт от начальника караула. Медленно снимается покрывало. Звучит Гимн Советского Союза. Гремят залпы винтовочного салюта. На доске, прикреплённой на пьедестале, слова: «Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Александру Константиновичу Горовцу - лётчику-истребителю, сбившему в одном бою 9 самолётов противника в битве на Курской дуге, от трудящихся Белгородской области».

После моего вступительного слова произнёс речь секретарь Ивнянского райкома партии В.И.Просёлков. Затем слово от ветеранов войны предоставляется Герою Советского Союза Н.Т.Лукинову. От учащихся Белгорода выступила Таня Борисенко, от ивнянских пионеров - Таня Медведева.

Очень интересно говорил В.И.Мишустин. Он рассказал о героизме и мужестве А.Горовца. И, конечно, взволнованным и трогательным было выступление отца героя - Константина Ивановича. Можно было понять его волнение: на Курской дуге погибли два его сына - лётчик Александр и миномётчик Николай.

Звучит траурная мелодия. К подножию пьедестала возлагаются венки и множество цветов. Митинг закончился минутой молчания в дань памяти о лётчике-герое.


Пионерский сбор.





На открытии памятника.


^ НО ВСЕСИЛЬНА ПАМЯТЬ ЛЮДСКАЯ

Бережно и любовно хранит народ память о своём славном сыне. Его именем названы улицы, создан фильм «Подвиг героя», о нём написаны книги. Перу белгородского журналиста Г.Меня принадлежат две из них: «История одного подвига» и «Пропавший без вести». Имя Горовца носит школа в Мошканах, в Белоруссии, где он учился…

В Москве, в одном из залов Центрального музея Советской Армии, специальный стенд посвящён подвигу А.К.Горовца. Здесь экспонируются пушка, снятая с самолёта, личное оружие лётчика - пистолет «ТТ», орден Красного Знамени, гвардейский значок и партийный билет. С фотографии на посетителей смотрит смелое и мужественное лицо воина, который до последнего дыхания беззаветно служил своему народу.




Ежегодно по автомагистрали на север и юг мимо обелиска А.К.Горовцу едут тысячи автомашин. Многие останавливаются у памятника этому храброму воину, чтобы отдать дань сердечного уважения. Здесь всегда чисто и ухоженно, лежат живые цветы.





И эта летопись о герое написана благодаря большой поисковой работе. Нынешнее поколение должно знать о подвиге Александра Горовца и о том, как ковалась наша великая победа над немецким фашизмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Город первого салюта – Белгород. Воронеж. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 1977. с.14-20

2. Дёмин М. Родина зовёт. Воронеж. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 1988. с.136

3. Меняйло И. Жаркие бои // Родина. 23 августа 1988. №102 с.3

4. Мишустин В.И. Человек большого подвига // Родина. 26 июля 1988. №90 с.3

5. Мой край. Составители Овчарова Н.Г., Осыков Б.И. Воронеж. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 1977. с.27-29

6. Овчинников В.В. 60 лет победы на Огненной дуге и освобождения Белгородчины. Белгород. 2003. с.47

7. Стеценко А.С. На Огненной дуге (путеводитель по памятным местам Курской битвы). Воронеж. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. 1983. с.36-38

8. Собровин В., Лукьянов А. Земля Российского подвига. Белгород. Истоки. 1995. с.22-23

9. Фролов Н.А. Война и после войны. Белгород. Отчий край. 2000. с.127-133

10. Хоронеко В. Принял бой // Белгородская правда. 1988. с.4







Похожие:

Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» icon3 мая 2012 года, в рамках недели «Героические страницы истории»
«Героические страницы истории», для учащихся 5-8 классов совместно с работниками
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconОткрытое заседание научного общества учащихся, посвященное 65-летию Курской битвы «Заочное путешествие по музеям г. Белгорода и Белгородской области» Подготовили: Гуляева Л. И., Переверзева Г. А., Медведева С. И
Познакомить учащихся с работой филолого-краеведческой секции школьного ноу по теме: «Курской битве – 65 лет»
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconДокументы
1. /Исследовательская работа/Карта участков Ровеньского лесничества.doc
2. /Исследовательская...

Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconС 8 по 14 мая в школе проходит неделя «Героические страницы истории»

Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconДокументы
1. /Об итогах недели Героические страницы 2012.doc
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconПоложение городского конкурса «Героические страницы истории»
Цель: Создание условий для формирования у подростков устойчивого интереса к истории России
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconПлан проведения недели «Героические страницы истории»
...
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconОтчет о проведении мероприятий в мбоу сош №5 в рамках тематической краевой Недели «Героические страницы истории» с 02. 05 по 07. 05. 2011 года
Тематическая выставка в школьной библиотеке «Читаем о войне», для 1-11 классов. Ответственный за организацию школьный библиотекарь...
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconДокументы
1. /3.1.4. Родословная Русаевых/Моя родословная в контексте этнокультуры удмуртов - районная...
Исследовательская работа «Героические страницы Курской битвы. Подвиг лётчика-истребителя А. К. Горовца» iconОтчёт о работе мбоу ильинской сош за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Ильинка как 4-х классная церковно-приходская школа. В 1937 году стала семилетней, а в 1963 году получила статус средней школы, и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов