Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания icon

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания



НазваниеРазвитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
Дата конвертации11.09.2012
Размер93.85 Kb.
ТипУрок

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Ивнянского района Белгородской области,

учитель истории Еремина Нина Михайловна

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

Возрастающая сложность и масштаб проблем, встающих перед обществом на рубеже нового века, ставят перед общеобразовательной школой задачу не просто формирования эрудированного ученика, но творческой личности с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, способной к преобразовательной продуктивной деятельности. Отчетливо видно стремление к развитию творческого потенциала обучающихся, к формированию умения преображать, улучшать окружающий мир. Формированию творческого потенциала учащихся способствует развитие исследовательских качеств, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую деятельность по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность начинаю с раннего изучения истории по этапам.

1 этап. Включение поиска с заданиями по работе (5-6 классы) с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. В 5-ом классе, в возрасте 10-12 лет, отмечается высокий познавательный интерес к предмету истории. При изучении тем истории Древнего мира ребята работают с дополнительной литературой. В 5-ом классе использую небольшие фрагменты из исторических источников, приводимых в учебнике, обращаюсь к характеристикам исторических деятелей. На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью учебных умений работать с печатным текстом. Формирование умения составлять планы исторических текстов, документов проходит на каждом уроке.

Перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:

  1. План должен полностью охватывать содержание текста.


  2. В заголовках пункта плана не должны повторяться сходные формулировки.

Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тесту».

Памятка выглядит так:

1 .Прочитайте текст, документ.

2.Разделите на части и выделите главную мысль в каждой.

3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами
существительными.

4.Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

  1. Запишите получившийся план в тетрадь.

  2. Помните требования к плану.

На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они определяют мыслительные шаги.

Так, например, при изучении темы «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» учащиеся составляют простой план, определяя главные мысли текста. В результате может получится такой фрагмент плана:

  1. Малоземелье и отсутствие плодородных земель.

  2. Заботливое выращивание оливковых деревьев.

  3. Использование оливок.

  4. Разведение виноградников.

Затем при изучении темы «Перемены в управлении Афинами» учащиеся самостоятельно составляют план одного из подразделов. Тренировочные занятия продолжаются и на следующих уроках. Варианты заданий усложняются. Учащимся предлагается выполнять задания, опираясь на текст параграфа, составить программу проведения Олимпийских игр.
Приведу два варианта составленных учениками программ:

^ 1 вариант. «Да победят сильнейшие!»

Участники - бедные и богатые, знатные и незнатные мужчины.

Месячные тренировки в Олимпии.

1-й день игр - открытие.

2-й, 3-й, 4-й дни — состязания.

5-й день игр - награждение победителей.

2 вариант. «Все - в Олимпию на игры!»
Участники — все свободные мужчины-греки.
Подготовка к состязаниям.


1-й день — церемония открытия Олимпийских игр. Клятвы судей и атлетов.

^ 2-й день — начало пятиборья: бег, прыжки в длину. Место проведения-стадион.

3-й день - продолжение пятиборья: метание копья и диска, бег с оружием, кулачный бой.

4-й день гонки колесниц. Место проведения — ипподром.

5-й день - церемония награждения. Чествование победителей Олимпийских игр.

Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать вывод из прочитанного.

Как уже говорилось, формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы «В городе богини Афины» некоторым пятиклассникам можно предложить самостоятельно составить план-маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам.

Задания от этапа к этапу усложняются. Учащиеся учатся сравнивать содержание исторических текстов документов, устанавливать общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты, способствует формированию умения анализа исторического текста, выделение главной мысли, умение делать выводы.

Элементы исследовательской деятельности заложены Ю.А.Троицким. Документально-методический комплекс Ю.А.Троицкого, В.И. Молодина, К.Б. Умбрашко по истории Древнего мира знакомит учащихся с элементарными принципами исторического исследования. На каждом практическом уроке планирую работу с документами. Набор документов к уроку определяю исходя из возможностей класса. Планирую изложение нового материала полностью на документальном материале, использую иллюстрации, фотографии, фрагменты документов.

2 этап. Раскрытие учителем познавательного процесса (6-7 класс). Работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы поддерживается и совершенствуется в дальнейшем на уроках истории в 6-7 классах. Усложняются приёмы, составительный анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

Усложняется и деятельность учеников: вместо ответа на вопрос - придумывание вопросов, вместо разгадывания кроссворда - его составление, вместо усвоения готового текста - создание собственных текстов.

Каждый параграф дополнен текстами из письменных источников, которые используются на разных этапах урока. Привлекаю шестиклассников к конспектированию документа. Предлагаю учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов и заданий.

Уже много лет собираю, совершенствую и использую в практической деятельности различные правила и рекомендации по работе с исторической информацией. Разработан алгоритм для составления плана конспектирования, составление синхронистической таблицы анализа исторических явлений.

Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» хранится на видном месте в кабинете истории, он в любой момент доступен для каждого ученика и постоянно обновляется. Материалы из данного пакета могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного материала, так и для самостоятельной домашней работы ученика.

В 7 классе для учащихся показывается более сложный прием использования документального источника. Использую систему проблемных ситуаций, в ходе которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, исторической науки.

На мой взгляд, хорошо помогает подготовке устного изложения сложных, в том числе теоретических вопросов курсов, составление развернутого плана - конспекта, тезиса, аннотаций в 8-9 классах. На данном этапе происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению изучаемого материала.

На данных двух этапах во время проведения уроков активно использую методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

На мой взгляд, групповая работа особенно эффективна на уроках истории, посвященных изучению нового материала на документальной базе.

3 этап. Следующий этап - творческо-поисковый в 10-11 классах. На данном этапе учащиеся учатся работать с научно-справочной литературой, изучают экспозиции музея и его фонды, пишут проекты, доклады и как результат всей деятельности - самый сложный момент - написание реферата.

На уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории я использую уроки-практикумы. Это позволяет расширить , углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Благоприятные условия для реализации возможности каждого ученика для самостоятельного познания и творчества дает коллективная форма учебного занятия - семинар. Использование уроков-семинаров в 10-11 классах позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении истории ранее, активно использовать информацию, полученную из различных источников, получить навыки самостоятельной работы с историческими документами, сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся, навыки владения диалогической и монологической речью, подготовить к продолжению образования.

Формой научно-исследовательской деятельности является участие ребят в научно-исследовательских конференциях «Уроки истории - уроки жизни» и в краеведческих чтениях.

Прохождение всех этапов требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую интеллектуальную ситуацию. Учащиеся, сталкиваясь с разным пониманием прошлого, знакомятся с разными историческими концепциями, способами интерпретации источников, с разным построением причинно- следственных связей.

Тему чаще всего мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки.

Определившись с тематикой в самом общем виде, предлагаю ученику примерный список источников и исторической литературы, приглашаю изучить каталоги библиотек, почитать найденную литературу, пытаясь конкретизировать и сузить тему. Во время первых бесед с учениками я знакомлю их с традиционной структурой научной работы, с тем, что она состоит из введения, в котором формулируется тема, проблемы, цели и задачи исследования, основной части, где описано собственно исследование, и заключения, в котором делаются выводы и даются ответы на поставленные во введении вопросы. Затем тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются.

Работа на данном этапе по организации научно-исследовательской деятельности уже не вмещается в урочную деятельность, поэтому она продолжается на занятиях элективных курсов, секции НОУ.

Важным этапом является подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции.

Это позволило сформировать у учащихся навыки исследования, участвовать в районных, областных и Всероссийских конкурсах.

Школьники, особо увлеченные историей, интересующиеся родным краем, занимаются краеведческим исследованием.

Считаю, что именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников. Особенно в условиях сельской школы, где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Наши учебные краеведческие занятия связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Эти ученические изыскания представляют научный интерес (поиск, сбор, изучение и публикации материалов по краеведению).

Одной из главных особенностей краеведческой работы в школе является то, что она включает элементы исследования, сотрудничество с музеями г. Белгорода и Курска, с архивом древних актов г. Подольска. Особое место в программе по краеведению занимает история родного края. Учащиеся школы, участвуя в туристическо—краеведческом движении «Отечество», создали летопись села Курасовки.

Предметом поисков учащихся являются материалы о своих земляках, по истории родословной своей семьи.

Исследовательская работа увлекает меня и моих учеников несмотря на все трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной практике.

Я пришла к выводу, что главное - пробудить интерес у учащихся к творческой деятельности, быть самому творческой личностью, тогда совместная работа с детьми на уроке и во внеклассной работе принесет огромное моральное удовлетворение результатами своего труда.




Похожие:

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconПлан работы межшкольного методического объединения учителей истории, обществознания и эстетического цикла моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» на 2008 2009 учебный год
Развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconМетодическое объединение учителей общественных наук работает над методической темой: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
«Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и географии»
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconПоложение о районной научно-практической конференции «Жизненные ценности человека», посвященной году истории
Энгельсского муниципального района, является итоговой формой исследовательской деятельности. Конференция направлена на развитие творческого...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconПоложение по всероссийскому детско-юношескому летературно-художественному конкурсу творческих работ «я помню, я горжусь»
А – совершенствование военно- патриотического воспитания детей и юношества, привлечение внимания учащихся к героическому прошлому...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconОсобенности образовательной программы дополнительного образования
Дополнительное образование призвано способствовать более полной реализации творческого потенциала и образовательных потребностей...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconВикторина для учащихся 6 класса Среда биологический квн для учащихся 7-8 классов
...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconА. П. Мельникова 201 г. Положение о проведении творческого конкурс
Цель: развитие творческих способностей учащихся посредством привлечения их внимания к родной природе через реализацию индивидуальных...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconРазвитие интереса к чтению через творческую деятельность учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Горнозаводска Пермского края
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания iconО проведении недели истории и обществознания
С 12 по 17 декабря 2011 года в мбоу сош №42 проходила краевая тематическая неделя истории и обществознания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов