Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок icon

Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок



НазваниеСлатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок
Дата конвертации11.09.2012
Размер111.1 Kb.
ТипУрок

МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»








Учитель русского языка и литературы

Слатвинская Галина Кузьминична


Курасовка 2008

ТЕМА УРОКА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

«В мире красоты...»

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.


ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к природе и Родине

^ Проблемный вопрос: Почему необходимо беречь природу?

Эпиграф: Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Х.К.Андерсен

^ ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и малень­кий цветок», — говорил великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Цветы открывают перед че­ловеком возможность познать прекрасное, ощу­тить полноту жизни. Близость к цветам, созерца­ние их неповторимой, совершенной и тонкой кра­соты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Любовь к родной при­роде - это и любовь к Родине. Можно восхи­щаться видом каждого листочка, каждой росин­ки. Мир цветов таинствен и чудесен.

^ II. Целевая установка.

Тема нашего урока « Комплексный анализ текста».

СЛАЙД 1


- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

(уч-ся называют цели урока)


-В течение урока мы должны ответить на проблемный вопрос: «^ Почему необходимо беречь природу?» А еще мы поговорим о красоте цветов, ведь цветы - одно из самых прекрасных созданий природы. Сколько радости приносит нам их разнообразная красота..., поэтому урок проходит под девизом «В мире красоты...»

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

( Дети читают эпиграф, объясняют смысл его.
)


- Запишите тему и эпиграф урока в тетрадь.


Учитель: А сейчас проведём лингвистическую разминку.

^ СЛАЙД 2


III. Лингвистическая разминка. (Через видеопроектор)

Работа со стихотворением В.Солоухина “Цветы”.


За то во-первых что вполне подобен со..нцу.

Как (будто) со..нце чётко отразилось

В бе..числе(н,нн)ых осколочках з..ркальных

Ра..броса(н,нн)ых по ласковой тр..ве

Но может быть что вовсе не за это

Люблю я скромный маленький цв..ток.

За то его люблю что вечно жмё(ть, т)ся к людям.

^ 1. Прочитайте стихотворение. Вставьте буквы и знаки препинания, объясните их.

2.Беседа по стихотворению В.Солоухина “Цветы”.

- Что собой представляет это стихотворение?

- О чем рассуждает поэт?

- За что он любит цветок?

- Как вы думаете о каком цветке говорит В.Солоухин? Почему?

^ 3.Какие средства выразительности использует автор? Для чего употребляет в стихотворении?

Вывод. Для выражения отношения к цветку В. Солоухин употребляет средства выразительности.

^ IV. Составление кластера.

– Какие ассоциации возникают у вас при слове “цветы”?

СЛАЙД 3


Учащиеся отвечают на вопрос составлением кластера.

Красота
Радость
Свет
Тепло
Благоухание

Спокойствие

Гармония

Праздник



Цветы

Любовь
Жизнь
Ласка
Добро
Лекарство


Учитель: - Цветы ассоциируются у вас только с хорошим, прекрасным. А ведь действительно, нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. А сейчас давайте познакомимся поближе, послушаем легенды и предания о цветах. Ведь, чем больше мы знаем о родной природе, тем бережнее к ней относимся.


^ V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПО ЗАКОНУ КРАСОТЫ»

Легенды, предания, истории о цветах

- Какая легенда вам больше всех понравилась и почему?

VI. Восстановление деформированного текста.

Учитель: На парте лежит деформированный текст о ромашке. В нём нарушена последовательность абзацев. Каждый из них отмечен какой-нибудь буквой. Ваша задача - восстановить нужную последовательность и выбрать вариант ответа.

(Приложение 1)

СЛАЙД 4

Выберите правильный ответ:

а) АБВГ в) ВБАГ

б) ВБГА г) БАГВ

- Что вы можете сказать о данном тексте? ( Требуется продолжение, т.к. логически не завершён текст, обрывается внезапно.)

(^ Учитель добавляет недостающую часть текста)

VII. Комплексный анализ текста Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами”.

- Вот теперь мы можем познакомиться с содержанием текста и начать анализ.

(У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.)

а) Чтение текста Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами» учителем (под музыку) СЛАЙД 5

(Приложение 2)

^ СЛАЙД 6

- Кто автор текста? Читали ли вы произведения Ю.Яковлева?

Автор назвал текст “Солнце с белыми лучами”. Почему он выбрал такое название?

б) Работа в группах.

Задание для первой группы: определить тему, основную мысль текста, доказать. Ответить на вопрос: «С какой целью автор написал этот рассказ?»

^ Задание для второй группы: определить стиль текста, доказать принадлежность к данному стилю.


Задание для третьей группы: составить план текста. Придумать другое название текста.

( Группы поочерёдно отвечают, уч-ся записывают в тетрадь тему, основную мысль, стиль и план текста)

- Как вы думаете, можно ли объединять несколько абзацев в один?

- Какие абзацы объединены? (4-й и 5-й абзацы).

СЛАЙД 7

- Прочитайте 6-й абзац. Какая мысль содержится в данной части?

- Какие слова повторяются дважды? Почему?

(не уберегли)

в) Типологический анализ текста.

- Определите тип данного текста (повествование с элементами описания).

- Какие части — описание? Почему так решили?

г) - Какие художественные средства использует автор? Чего этим достигает?

1 группа выписывает эпитеты ( странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное растение, незнакомое растение)

2 группа выписывает метафоры ( белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми лучами; рост стебля;, цветок-инопланетянин; от детства до старости светило маленькое солнце с белыми лучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их голосе прозвучало разочарование).

3 группа выписывает олицетворения ( таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое колесико встречало человека; они покрывали поля).

^ Класс находит сравнения: они покрывали поля. . . казалось, что выпал снег; он стал чужим, как инопланетянин;

Гипербола: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо;

- Как вы понимаете выражение “тёплый летний снег”?

Это оксюморон. Означает совмещение несовместимого. Более точное определение дано в словаре лингвистических терминов.

^ СЛАЙД 8

Оксюморон - (греч. oxymoron — остроумно - глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

^ Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь.

(Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова «Словарь-справочник лингвистических терминов»)

- Запишите термин и примеры в тетрадь

д). Составление текста научного стиля (устно)

- Посмотрите расположенные на доске фотографии ромашки. Расскажите об этом растении по фотографиям, не используя художественные средства.

- В каком стиле получился текст?

- Что отличает художественный стиль от научного?

- Можно ли в научном стиле передать эмоции, авторское отношение к изображаемому предмету? А в художественном?

Словарная работа.

- Как избежать повтора слов?

- Найдите и зачитайте текстовые синонимы слова “ромашка”.

Учитель: - Посмотрите на текст с точки зрения пунктуации и орфографии

^ СЛАЙД 9

VIII. Пунктуационная работа.

- Найдите предложения, которые соответствуют схемам.

- Вспомните правила постановки данных знаков препинания (оформление диалога, обращения):

Схемы:

1) А:

-П!

2) – П? – а.

3) – П, - а.

4) [О! . . . ]!

5) […, о]!

СЛАЙД 10

Найдите предложения :



  • вводными конструкциями



  • уточняющими членами предложения



  • конструкция с союзом как

^ IX. Орфографическая работа.

СЛАЙД 11

Подберите слова с орфограммами:

- корни с чередованием

- правописание приставок пре -, при-

Учитель:- на уроке вы увидели, как поэты и писатели с помощью слов показывают красоту природы. А сейчас вы сами попробуйте написать сочинение-миниатюру. Тему выбираете самостоятельно.

СЛАЙД 12

^ X. Творческая работа. Сочинение - миниатюра.

Через видеопроектор.

На экране темы мини - сочинений:

Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали”. (В.Коняхин)


- Какое впечатление произвёл на меня текст Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”?


- В ответе ли каждый из нас за природу?


Учитель: - Все закончили работу? Хорошо!

(Чтение сочинений - миниатюр)

^ XI.Работа над проблемным вопросом: Почему необходимо беречь природу? (Чтобы оставить память потомкам, растения украшают планету и т.д.)


СЛАЙД 13


XII. Домашнее задание.

- подобрать литературные тексты, несущие подобную идею;

-написать небольшое сочинение «Цветы, цветы, я таю от восторга», используя материал, услышанный на уроке

- написать репортаж с нашего урока


XII.Рефлексия


XIII. Итог урока. Оценки.

- Завершая урок, хочу призвать вас включиться в охрану окружающей среды. Ведь с недавнего времени мно­гие цветы наших лугов и лесов занесены в Крас­ную книгу, в тревожный список охраняемых рас­тений. Но запрет сам по себе ничего не даст, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охра­няя природу, мы охраняем здоровье и благополу­чие тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.

^ Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите»


(Приложение 1)

Ю. Яковлев «Солнце с белыми лучами»

(приводится в сокращении)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

- Мама! Мы нашли странный цветок!

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? В _________________________________________________

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, и дети заметили на глазах у бабушки слезы. Б

____________________________________________________

- Это ромашка. Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо. А ______________________________________________

- Зачем? – четыре пары непонимающих глаз смотрели на бабушку.

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими: Г


(Приложение 2)

Текст Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

- Мама! Мы нашли странный цветок!

- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и, наконец, сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.




Похожие:

Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconЕрёмина Нина Григорьевна учитель начальных классов моу «Курасовская сош» с. Курасовка 2010 год Тема урок
Тема урока: «Выражения со скобками. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками»
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconЕрёмина Нина Григорьевна с. Курасовка тема урок
Софьи Пшеничных «И летом, и зимою», Валентина Берестова «Ботаника», «Весенняя сказка», Николая Ламма «Зеленый репейник»
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconУчитель Скляр Галина Ивановна 08 апреля 2011г. Тема урок
Открытый фрагмент урока по немецкому языку как второму иностранному языку в 6б классе
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconУчитель Скляр Галина Ивановна 08 апреля 2011г. Тема урок
Открытый фрагмент урока по немецкому языку как второму иностранному языку в 6б классе
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconКучерявенко Любовь Николаевна. Санкт-Петербург 2008 урок 10 Тема: «Развитие форм рельефа. Внешние и внутренние процессы». Конструирование данного урок
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №389 «Центр экологического образования» Кировского района...
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconС. Курасовка 2008 г. «Осень — чудная пора»
Праздник, проведённый совместно с учащимися 1 класса и старшей группой детского сада «Улыбка»
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconУраско Галина Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории моу «Байкитская средняя общеобразовательная школа»
Тип урока: урок объяснения нового материала и закрепления орфографических навыков (первый урок из двух)
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconОщущения слушателей на ребефинге 11 мая 2008 Галина
Галина 1 раз на ребефинге Рассказывая, плачет. В начале дыхания меня придавило, было сильное расслабление. Затем меня пронизал ток...
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconС. Курасовка 2010 г. Тема: как организовать учебный труд школьника
Цель: обратить внимание родителей на необходимость правильной организации учебного труда школьника
Слатвинская Галина Кузьминична Курасовка 2008 тема урок iconМитюшкин Анатолий Николаевич учитель физики Булычёво 2008 Тема урок
Оборудование: математический маятник, штативы, динамометры, две лабораторные тележки, любой груз
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов