Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат icon

Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат



НазваниеМастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат
Дата конвертации11.09.2012
Размер95.49 Kb.
ТипРеферат
1. /Портреты Пушкина.docМастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат


Мастерская литературного творчества

Номинация: литературоведение

Портреты А.С.Пушкина

Реферат


Автор: Медведев Андрей

МОУ «Курасовская средняя

общеобразовательная школа, 9 класс

Белгородская область,

Ивнянский район,

с. Курасовка, ул. Бугровка

41-2-34


Руководитель:

Медведева Вита Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Курасовская средняя

общеобразовательная школа»

41-2-34


Курасовка 2008


Содержание


1. Интерес к личности Пушкина 3 стр.

2. Прижизненные портреты А.С.Пушкина 5 стр.

Портреты детских и лицейских лет 5 стр.

После возвращения из ссылки 6 стр.

30-е годы 8 стр.

Автопортреты 10 стр.

Знакомство с К.П.Брюлловым 11 стр.

3. Заключение. Память о поэте 12 стр.

4. Библиографический список 13 стр.

1. Вступление. Интерес к личности Пушкина

Я думаю, что у каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, чье творчество увлекает, вызывает интерес. Для меня таковым является А. С. Пушкин — гениальный русский поэт и гениальный мастер жизни. Ему был дан необыкновенный дар быть счастливым даже в самых драматических обстоятельствах. Все было в жизни поэта: огорчения и трудности, и безумная усталость, и поиски смысла жизни, и любовь, и горькие разочарования... и всегда надежда.

Поэт пришел к нам из ХIХ века как современник, друг, советчик. Он и нам завещал, советовал:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

И действительно, в поэзии Пушкина каждый сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение.

Об этом человеке написано и сказано очень много. Казалось бы, что можно еще писать и говорить. Но личность этого удивительного и замечательного человека снова и снова вызывает у меня интерес. Я как будто в первый раз открываю книгу о Пушкине и перечитываю уже знакомые, но настолько интересные страницы, стараюсь уловить что-то новое, ранее мной не замеченное.

Особый интерес вызывают у меня портреты А.С.Пушкина, созданные разными людьми в разное время при жизни поэта. Раньше я знал два самых известных портрета – О.Кипренского и В.Тропинина.
Побывав однажды в местном музее, я увидел изображение Пушкина, которое раньше не встречал. Меня это заинтересовало. Я обратился к разным источникам и узнал, что

многочисленные изображения поэта, пушкинских мест, иллюстрации к его произведениям составили огромную изобразительную Пушкиниану. Драгоценным дополнением к ней явились и рисунки самого А.С.Пушкина.

Друзья поэта утверждали, что даже лучшие изображения поэта не в силах передать глубины духовного мира и обаяния его личности. Быстрота взгляда и живое выражение лица поэта вступают в противоречие с неподвижностью портрета. Только в совокупности портреты Пушкина могут дать представление о его живом образе. Поэтому я хочу поделиться своими наблюдениями.


2. Прижизненные портреты А.С.Пушкина

Портреты детских и лицейских лет


Самый ранний портрет А.С.Пушкина работы неизвестного художника. Написан он был в 1801 – 1802 годах. Предположительно, автором его является К. де Местр.

Пушкин изображен совсем маленьким ребенком, двух-трех лет. С первого взгляда, он кажется непохожим на известные портреты уже зрелого поэта. Но если пристально присмотреться, можно

Неизвестный художник увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся

рыжеватые волосы, большие глаза.

«Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик… со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались»1, - так описывает маленького Александра одна из современниц.

В
Гравюра Е.И.Гейтмана
1822 году Е.И.Гейтманом была сделана гравюра портрета Пушкина. Автор рисунка точно не известен. Высказывались разные точки зрения. Одни литературоведы считали, что автором был лицейский учитель С.Г.Чириков, другие считали автором О.Кипренского. Это останется загадкой.

Подросток Пушкин… Порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено – веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный…

На портрете я вижу мечтательного, задумчивого, кудрявого, с толстыми «африканскими» губами, подростка. Он уже не ребенок, но еще и не юноша – таким вошел в мое сознание облик юного поэта.

Именно таким впервые увидела его читающая публика: этот портрет был приложен к вышедшей в 1822 году поэме «Кавказский пленник».


После возвращения из ссылки

Вызывает интерес и обращает на себя внимание

карандашный портрет художника – иностранца

И
И.Е.Вивьен
.Е.Вивьена, выполненный с натуры в 1826 году, вскоре после возвращения Пушкина из ссылки. Доброта, душевная мягкость, даже застенчивость читаются в лице поэта. Мне кажется, что таких светлых по настроению портретов уже не найти в последующих изображениях, сделанных при жизни.

На следующий год, в 1827, в период наибольшей славы Пушкина, создано было два замечательных портрета: В.А.Тропининым – в Москве и О.А.Кипренским – в Петербурге. В портрете, сделанном Кипренским, воплощен образ творца, гения. Огромные прекрасные глаза вдохновенного поэта, тонкие, изящные руки, романтический клетчатый плед, перекинутый через плечо, фигура музы на заднем плане – все это создает настроение возвышенной торжественности, красоты, гармонии.

В.А. Тропинин написал портрет тоже в 1827 году. В Москве, на квартире художника Пушкин каждый день позировал Тропинину. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время во вдохновенной позе.



О.А.Кипренский В.А.Тропинин


Литография Г.Гиппиуса

В литографии Г.Гиппиуса, созданной в 1828 году, образ А.С.Пушкина иной. Это уже не те «светлые» черты. Он объективен, немного холоден. Контрастно – жесткие линии галстука, воротника рубашки, сюртука, сухость черт лица, выделяют волевое начало во внешности поэта.


30-е годы

К концу своей жизни А.С.Пушкин сильно переменился. Об этом свидетельствуют портреты, созданные в 1836 – 1837 годах. Один из них принадлежит П.Ф.Соколову. Поэт изображен в глухо застегнутом сюртуке в характерной для него позе – со скрещенными руками. «Соколов показал нам человека с лицом умным, тонким,

несущим печать борения страстей, усталости , меланхолии»2.

На этом портрете Пушкину свойственны изящная легкость, естественность, аристократизм.

Он спокоен, сидит в кресле, немного повернув голову в сторону. Держится ровно, уверенно. Возможно, именно в такие минуты рождались лучшие его

П.Ф.Соколов стихотворения.

На гравюре Т.Райта, английского художника, созданной в 1837 году, А.С.Пушкин – зрелый, мудрый мыслитель, мастер, деятель, внесший свой вклад в человеческую культуру.

«Обратите внимание, - писал об этом портрете И.Е.Репин, - что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного человека, лоб

Гравюра Т.Райта мыслителя. Виден государственный ум»3.

Последние годы жизни поэта были тяжелыми. Пушкин со всех сторон ощущал недоброжелательность, слышал едкие намеки. Он не мог скрыть своих терзаний, и это подавало лишний повод к издевательству или обидному сожалению.

Именно в эти годы (1836 -1837) художник А.Л.Линев сделал последний прижизненный портрет великого поэта. Усталое лицо, заострившиеся черты, горестно сжатые губы…

Г. Барабтарло так описал портрет: «С темного мрачного фона смотрит бледный

человек, очевидно страдавший хронической бессонницей (воспаленные веки), с сильно поредевшими волосами, уставший, измученный»4.

Страдания изменили его прекрасное лицо. Но он оставался прежним Пушкиным – творцом и мыслителем.

А.Л.Линев

Художник Н.П. Ульянов написал несколько пушкинских работ. Самая известная — «Пушкин с женой на Придворном балу»(1936). Талантливый живописец изобразил трагическое одиночество поэта при помощи своеобразного приема: и Наталья Николаевна, и все люди на балу — не реальные лица, а просто отражения в зеркале. Пушкин же, повернувший к нам от зеркала нервно

Н.Ульянов лицо – реальный, живой.


Автопортреты


Большую ценность представляют собой автопортреты А.С.Пушкина, который зарекомендовал себя блестящим рисовальщиком. Я не могу не согласиться со словами Л.Керцели: «Из всей дошедшей до нас обширной, любительской и профессиональной иконографии Пушкина мы сегодня мы решительно предпочитаем автопортреты. Подлинный, наиболее психологически тонкий и художественно достоверный облик Пушкина – художника,

Пушкина – поэта доносят до нас именно они»5.

Большинство автопортретов представляют собой профили справа налево, портреты анфас очень редки. Поэт изображает себя с длинными вьющимися волосами и без волос, с усами и без усов, с бакенбардами и без бакенбардов. Иногда автопортреты дополняются костюмами и головными уборами. Пушкин рисовал себя не только в настоящем, но и переносился в прошлое, любил представить себя в будущем.

А.С.Пушкин очень часто посещал мастерские художников, скульпторов, выставки, которые устраивались в Академии художеств, это был восторженный ценитель живописи, человек, знающий и понимающий искусство.


Знакомство с К.П.Брюлловым


Первое знакомство поэта с творчеством К. Брюллова произошло на выставке в Петербурге, где были представлены работы мастера. Пораженный ярким дарованием художника, Пушкин хотел с ним познакомиться. Их знакомство состоялось в 1836 году.

К. Брюллов? Поэт и художник часто встречались, обсуждали

написанные стихотворения и картины.

Александр Сергеевич был тонким ценителем творчества Брюллова. Неизгладимое впечатление на Пушкина произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Он был настолько поражен полотном, что излил свои чувства, впечатления в стихотворении «Везувий зев открыл».

Художник пообещал написать портрет поэта. Время было назначено – 28 января 1837 года. Брюллов напрасно прождал Пушкина в своей мастерской на Васильевском острове. Смертельно раненный на дуэли 27 января поэт лежал на диване, просил моченой морошки и сдерживал стоны, чтобы не испугать жену. Их встреча не состоялась.

Карл Павлович не смог приехать проститься с поэтом. Но память о нем не покидала Брюллова: он снова и снова перечитывает пушкинские произведения, приобретает для своей мастерской бюст поэта, рисует иллюстрации к произведениям. А в годовщину смерти Пушкина пишет картину «Бахчисарайский фонтан».

3. Заключение. Память о поэте


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа…

Да, действительно, своим творчеством, всей своей жизнью величайший поэт эпохи А.С.Пушкин создал памятник, который неразрушим.

Его мысли, чувства, настроения – это незабываемее строки любимых всеми произведений. Он оставил нам такое поэтическое, прозаическое наследие, которыми будут зачитываться наши дети, внуки, правнуки и все последующие поколения.

При жизни поэта было создано много портретов. И это очень важно, потому что мы должны знать не только творческое наследие, а и «лицо» А.С.Пушкина.

После смерти поэта его образ вдохновлял многих мастеров изобразительного искусства XIX – XX веков. Пушкин становится персонажем многих произведений живописи и графики, созданных Н.Н.Ге, И.Е.Репиным, В.А.Серовым, Н.П.Ульяновым, А.Н.Бенуа и многими другими крупными художниками.

Проходит время, свершаются исторические события, сменяются эпохи. А мы все так же смотрим на портреты великого поэта, читаем его стихотворения любимым девушкам…

А с портретов художников уже нашего времени все так же смотрит на нас человек глубокой мысли,

В.Липецкий великих чувств и надежд.


  1. Библиографический список




  1. Грачева, И.В. Поэт и художник // Литература в школе. – 1999 - № 2. – с. 11 – 18

  2. Коровина, В.Я. Пушкин в школе / В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, 1998. – 366 с.

  3. Муза, Е.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина / Е.В.Муза, С.Т.Овчинникова. – М.: Детская литература, 1989. – 55 с.

  4. Небольсин, С.А. Всемирное и русское в Пушкине // Литература в школе. – 2002. - № 9 – с. 11 – 18

  5. Небольсин, С.А.Пушкин и вопрос о русском народном образовании // Литература в школе. – 2000. - № 6. – с. 5 – 13

  6. Файнштейн, М.Ш. Писательницы пушкинской поры / М.Ш.Файнштейн. – Л.: Наука, 1989. – 173 с.

  7. Ходякова, Л.А. Цикл пушкинских уроков: Пушкин и изобразительное искусство // Русский язык в школе. – 1999. - № 3. с. 18 - 28




1 Е.В.Муза. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: Детская литература, 1989, с.2

2 Е.В.Павлова. Пушкин в портретах. – М., 1989, с. 63

3 Е.В.Муза. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: Детская литература, 1989, с. 48

4 Е.В.Муза. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: Детская литература, 1989, с. 52

5 Л.Ф.Керцели. Мир Пушкина в его рисунках. – М., 1988, с. 35





Похожие:

Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат icon«Эстафеты творчества». в рамках Х городского фестиваля детского и юношеского творчества «юные таланты московии»
«Эстафета творчества», прошедшая под девизом «Радость природы» в эколого-биологическом жанре, номинация –«Природа южного округа»
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconПротокол Городского литературного праздника «Да здравствуют музы», посвящённого Дню памяти А. С. Пушкина По номинации Литературное творчество в 5-8 классах
Городского литературного праздника «Да здравствуют музы», посвящённого Дню памяти А. С. Пушкина
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconПротокол Городского литературного праздника «Да здравствуют музы», посвящённого Дню памяти А. С. Пушкина По номинации Юные художники в 5-8 классах
Городского литературного праздника «Да здравствуют музы», посвящённого Дню памяти А. С. Пушкина
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconУрок-игра в 7-м классе по творчеству А. С. Пушкина Цель : повторить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве поэта
Задачи. Образовательные: повторить материал, связанный с изучением творчества А. С. Пушкина
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconПушкин и глинка форма: литературно-музыкальный вечер Цели
Оборудование: музыкальная аппаратура, пианино, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, портреты А. С. Пушкина, М. И. Глинки
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы» (мбоу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина»)
Дворца творчества детей и молодежи, республиканской библиотеки, Дворца 30-летия Победы, музыкальной школы им. Чайковского, картинной...
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconПрайс- лист на услуги Портреты на заказ
Портрет в овале размер 60х70. От 30 тыс руб. Женские портреты дороже мужских на 15 %
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconРеферат на тему: «Цветовая картина мира М. Цветаевой» Номинация литература
Синтагматика цветообозначений (синонимический ряд с общим значением красного цвета) 10
Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconКонкурс детского творчества «Новогодняя игрушка» Приказ №408 од от 16. 12. 2011 Номинация: мягкая игрушка 404 Видинеева Виктория 1б класс

Мастерская литературного творчества Номинация: литературоведение Портреты А. С. Пушкина Реферат iconИсторическая концепция А. С. Пушкина
Пушкина, нельзя не учитывать, что сам он как великий поэт и мыслитель, как выразитель мировоззрения русской нации был явлением историческим....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов