Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи icon

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи



НазваниеРазвитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи
Дата конвертации11.09.2012
Размер83.72 Kb.
ТипУрок

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.


4 класс


Т е м а: УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»


Задачи:


1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.


Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова; стихотворения о лете; загадки о ягодах.


Х о д у р о к а


I. Организационный момент.


^ II. Сообщение темы урока.


Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шевелит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.


- Какую картину вы представили?

- О каком времени года рассказал поэт?

- Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».


^ III. Рассказ о художнике.


-Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.


^ Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А.
Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

^ IY. Беседа по картине.


- Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

- Кто из вас был в лесу?

- Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

- Какие ягоды и грибы вы собирали?

-Отгадайте загадки:

В лес иду - пустым-пусто,

А из лесу - густым-густо.

(Корзина с ягодами.)


Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки,

Растопырил, как ладошки,

Листики-листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой.

Под листком,

Так и гнется над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупней...

(Земляника)


Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен...

(Черника.)


Мох не мох, в лесу перинка.

На перинке не малинка,

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна...

(Клюква.)


Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

(Малина.)


Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)


Ниток много-много.

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

(Паук и паутина.)


-Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

- Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

- Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

-Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина - труженица)

- Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? ^ Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

-Что вы можете сказать еще об одном существе, изобра­женном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

- Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник для изображения лет­него солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зе­леный, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напо­минают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику пере­дать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, се­рый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет ху­дожник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

- Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пла­стова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отры­вая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

- В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и хо­лодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он исполь­зует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Физкультминутка


Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лето жужжит.

{Имитируют полет насекомых.)

Шевелятся усики и хоботки.

(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)

Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.

{Наклоны головы вперед-назад.)

Лето зеленой дорогою

С медом спешит на леток.

(Имитируют полет насекомых.)

(Н. Ушаков.)

^ V. Словарно-стилистическая работа.


Составление по теме картины словосочетаний или предлож­ений со словами-синонимами.

- Составьте по теме картины словосочетания или предложени­я со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

-При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, напри­мер: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».


^ VI. Составление плана сочинения по картине.


Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.


2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.


VII. Устные высказывания учащихся.


Примерное устное сочинение:


На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном пла­точке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спе­лые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываем­ся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее заго­релая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные гриба­ми. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боро­вики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яр­кие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощу­тить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы вид­неются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на кар­тину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.


VIII. Итог урока.


- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чем рассказал художник?

- Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

- За что вы любите лето?




Похожие:

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconВ. К. Ивановой Развитие речи учащихся на урок
Из опыта работы учителя русского языка и литературы В. К. Ивановой «Развитие речи учащихся на уроках литературы»
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения 4
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconПояснительная записка. Цели и задачи курса. Цель курса: Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем
Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в раз­ных функциональных стилях (прежде всего, в официально деловой...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconПоложение о городском «Интеллектуальном марафоне» младших школьников Общие положения настоящее положение определяет цели и задачи городского этапа «Интеллектуального марафона младших школьников»
«Интеллектуального марафона младших школьников» (далее – Марафон), порядок его организации, проведения организационно-методического...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconПлан-конспект открытого занятия по теме: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» Занятие подготовлено и проведено
Цель занятия: «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников посредством совершенствования навыков и умений, необходимых...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconСмирнова Е. В. Моу «сош №33» Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках развития речи
Отмечается влияние на литературный язык ненормативной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи iconГулакова Нина Фёдоровна Павловский район моу сош №6 ст. Новолеушковской высшая квалификационная категория
Особенности работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка по умк «Перспективная начальная школа»
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка. 4 классТем а: устное описание картины а. А. Пластова «летом» Задачи icon«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам»
Экспериментальная работа проводится на уроках русского языка, литературы и стилистики в профильном (гуманитарном) 9 классе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов