Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» icon

Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеМоу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Дата конвертации11.09.2012
Размер94.66 Kb.
ТипУрок


МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»





2 класс


Учитель

начальных классов

Ерёмина Н.Г.


с. Курасовка

Тема урока: Большая буква в именах. Тайны имен.

Цели урока: Развивать умения употреблять большую букву в именах, пробудить интерес к истории происхождения своего имени, вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе по истории происхождения имён друзей, родителей, близких, развивать творческую инициативу, формировать грамотное, каллиграфически правильное письмо, расширять кругозор детей.

Оборудование: Таблички с названиями залов, рисунки сказочных героев, карточки с именами и текстами.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

II.Чистописание: С с, М м, О о.

- На какие две группы можно разделить записанные буквы?

(строчные и прописные)

- Что общего между строчной и прописной буквой в первой паре?(Во второй и третьей?)

- Для чего нужны строчные буквы? А прописные?

- Напишите имя (полное), которое начинается на букву «С», сокращённое имя, которое начинается на букву «М», ласковую форму имени на букву «О».

- Что нужно помнить, когда будете записывать эти слова?

^ III. Введение в новую тему.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке? (Большая буква в именах).

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Больших букв. Наше путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске. Расшифруйте название музея.

^ На доске.

Каквасзовут?


-Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение.

Дети: Обозначить на письме начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить точку.

Ученики записывают предложение в тетрадях.

^ IV. Работа по теме урока.

Учитель. Прочитайте название зала, в который мы попадём в первую очередь.


На доске:

Почему нас так зовут?


- Подумайте и ответьте: кто может вам задать такой вопрос?

Учитель: Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

^ По ходу правильных ответов учитель прикрепляет на доску рисунки с изображениями сказочных персонажей.

  1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая- маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали…(Дюймовочка).

  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…(Снегурочка)

  3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (^ Айболит).

  4. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька…)

-Как мы запишем имена героев сказки?

Дети: С заглавной буквы.

Дети записывают имена в тетрадях.

Учитель: Почему их так зовут?

Ответы детей.

-Какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам - не нужно долго разгадывать, что они означают. Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке – за её маленький рост (дюйм равен 2,5 см), Знайке – за его любознательность; Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит.

Учитель: А теперь отправимся в другой зал.

На доске:

Так было.


- Какие же имена были раньше?

^ Дети отвечают.

- Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей.

Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй - Второй, Вторак, третий - Третьяк.

Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка - по цвету волос или кожи; Мал - за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В этом случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю.

На доске:

Коль ты родился в день

^ Ефима,

То назван именем таким.

(М. Владимиров)

-Сегодня день святого...

Учитель: Ребенок, родившийся в этот день, был бы назван...

Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.

Теперь переходим в другой зал.

На доске:

Ты и твое имя

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый - и низкий, и знатный - имя свое от родителей в сладостный дар получает...

(Гомер)

- Учитель: У каждого из вас есть имя. Запишите его в тетради. Как вы напишете имя, с какой буквы? Почему?

^ Дети отвечают. Имена оказались записаны по-разному: у некоторых - полное, у некоторых - сокращенное. Это стало поводом для беседы.

- Какое имя ты записал?
Д. Юра

У. Кто так тебя зовет?

Д. Мама, папа, друзья.

У. Это полное имя или сокращенное?

Д. Сокращенное.

У. Когда ты будешь взрослым, как тебя будут называть?

Д.Юрий.

У. Ребята, почти каждый из вас записал свое сокращенное имя. А теперь произнесите и запишите свое полное имя.

^ Дети выполняют задание.

- Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена, например, Максим, Давид.

Учитель: Предлагаю вам игру «Не ошибись». Я называю полное имя - вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот:

Василий – Вася, Оля – Ольга, Николай – Коля, Юра – Юрий, Виктор – Витя, Валя – Валентина, Татьяна – Таня, Вова – Владимир, Светлана – Света, Лена – Елена.

- А теперь скажите, как вас ласково называют бабушки и мамы? А как ласково вы называете братика или сестричку?

^ Дети отвечают.

- Учитель: Прослушайте стихотворение Корнея Ивановича Чуковского и скажите: сколько всего в нем упомянуто девочек?

Дети, отвечая, приходят к выводу о том, что речь в стихотворении шла о четырех девочках. Учитель раздает детям карточки с прочитанным текстом.

Учитель: Прочитайте ласковые формы других имен по примеру названных в стихотворении Чуковского:

^ Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька.

Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька.

^ Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка, Любочка.

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Побежали в лавочку

и купили пряничка.

У.-Что сделало имя ласковым?
Д. Суффикс.

У. Назовите суффиксы, встретившиеся в именах этого текста. Что общего в словах каждой строчки?

Д. Корень.

У. Что такое корень? Назовите корень в именах девочек из стихотворения.

^ Дети отвечают и выделяют корни и знакомые суффиксы в тексте.

-У. Запишите в тетрадях два имени своих друзей, родственников, а рядом - ласкательные формы этих имен. Как вы их запишете? В именах выделите суффикс и корень.

^ Дети выполняют задание.

- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать в нашей речи неполные или ласкательные имена, а лишь пренебрежительную их форму: Васька, Ванька, Вовка, Танька. Использование таких форм имен обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу.

Прочитайте название следующего зала.

На доске:

Что значит твое имя?

Учитель: Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Посмотрите: у каждого из вас на парте в конверте лежит карточка, на которой не только записано ваше имя, но и указано, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте каждый о своем имени.

^ Дети по очереди читают тексты.

Индивидуальные карточки

Александр (греч.): алексо -защищать, андрос - муж: мужественный борец, защитник людей.

Андрей (греч.): андрейос -мужественный, храбрый.

Артем (греч.): артемиус -посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис -здоровый, невредимый.

Валентин (лат.): валентис -сильный, крепкий, здоровый.

Дмитрий (греч.) - посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).

Екатерина (греч.) - чистая.

Наталья (древнерус.) - родная.

Сергей (лат.) - высокий, крепкий, здоровый.

У. Запишите в тетрадях свое имя, а рядом - его сокращенные и ласкательные формы.

^ Дети выполняют задание.

- Когда-нибудь вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «В защиту детей».

^ Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Неразлучно детям.

Учитель: Прочитайте название следующего зала.

На доске:

Тезки

- Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает?

Д. Тезки - люди, у которых одинаковые имена.

У. Послушайте стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

^ Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

В первом классе восемь

Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!» -

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках...

- Как вы думаете, каким образом можно разобраться в этом?

Д. По фамилии.

У. О фамилиях мы поговорим на другом уроке. А сейчас назовите в нашем классе тезок.

^ Дети отвечают.

V.Обобщение.

У. Для чего же нужно имя? Выслушиваются ответы детей.

- Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

Что же такое имя? Давайте запишем определение в тетрадях.

^ Дети списывают с доски.

На доске:

Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.

- Что интересного вы узнали об именах? Чем вам запомнился урок? Объясните пословицы: «С именем - Иван, без имени - болван». «Без имени ребенок - чертенок».

-Что значит выражение «гордиться своим именем»?

Дети отвечают на вопросы.

- В заключение нашего урока я хочу прочитать небольшое стихотворение «Есть четыре начальных слова...».

Есть четыре начальных слова и каждый народ

Их вручает ребенку навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ потому что и он, будет время, умрет,

Слово СМЕРТЬ потому что обязан он правильно жить,

Слово РОДИНА - ПОТОМУ что ее продавать на базаре нельзя,

И еще ему ИМЯ с рождением мама дает

Пусть его беспорочно по жизни несет...

Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,

И отчета от нас будет требовать вечно народ.

VI. Задание на дом. Упр. 80, с.39.

Узнайте у своих родителей, почему они вас так назвали. Что означает ваше имя?

VII. Итог урока.

- Понравился вам урок?

-Что интересного вы сегодня узнали?






Похожие:

Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconОб утверждении нормативного локального акта
Управляющем Совете моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа», на основании протокола №1 от 12 января 2007г собрания коллектива...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Великой Отечественной войны учащиеся моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» включились в проведение районной благотворительной...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 12. 01. 2009 года №5 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 05. 09. 2008 года №7 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрение и согласование «Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда муниципального образовательного учреждения...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconСредняя общеобразовательная школа №3 (моу средняя общеобразовательная школа №3)
О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в моу средняя общеобразовательная школа №3 г. Нелидово Тверской области
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Союз семьи и школы Направление: «Развитие личности ребенка в семье» Сообщение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПоложение о родительском комитете моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» Общие положения. Родительский комитет моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа»
Родительский комитет моу «Кисловская средняя общеобразовательная школа» создается в целях обеспечения управления на принципах демократичности...
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ по моу "Курасовская средняя общеобразовательная школа"
На основании решения Управляющего Совета школы протокол №6 от 28 января 2008 года
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconДля реализации этой программы в школе предусмотрено следующее
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол 16. 09. 2008 года №8 Заседания управляющего совета моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждение оценочного листа распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов