Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» icon

Устный журнал «Путешествие в сказочную страну»



НазваниеУстный журнал «Путешествие в сказочную страну»
Дата конвертации11.09.2012
Размер156.18 Kb.
ТипУстный журнал



Устный журнал

«Путешествие в сказочную страну »


Учитель Медведева В.А.


Цели: раскрыть ребятам мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование урока:

1. Портрет М. М. Пришвина (1873—1954).

2. Эпиграфы:

«Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звёзд над лесным краем» К. Г. Паустовский.

«... Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому» (М. М. Пришвин).

«Мир всегда одинаков и стоит, отвернувшись от нас. Наше счастье — заглянуть миру в лицо» М. М Пришвин.

«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем: родина, род, роды, родственник, родимый, рожденный, родник, родничок, родственный, родственное внимание...» (М. М. Пришвин).

5. План изучения темы (на доске).

1. Как становятся волшебниками?

2. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.

3. Поляна «Времена года».

4. В стране Морфемике.

5. Удивительные встречи.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

— Как вы думаете, бывают на свете волшебники?

(Да, в сказках).

А вот и нет. Жил на земле такой писатель, которого читатели называли волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка.

Этот писатель М. М. Пришвин.

Секрет его колдовства — в его удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное.

Пришвин так писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».

«Чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, как они свершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши — не слышим».

Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий». Наш урок сегодня называется «Путешествие в царство Берендея». Он необычный, объединяет в себе литературу и русский язык.

Мы совершим путешествие в мир книг М. М. Пришвина, мир единения человека и природы, открывая его для себя; будем учиться видеть в обычном — необычное, в обыденном — чудесное и волшебное.
Вдумаемся в мысли и размышления Пришвина, человека неспокойного, с открытой и смелой душой, почувствуем красоту, точность и живописность языка Пришвина, а также вспомним, что вы знаете о строении слова.

^ Содержание урока.

1. Как становятся «волшебниками».

Доклад ученика о том, как Пришвин стал писателем.

Учитель дополняет.

Все на свете имеет своё начало, свои истоки и наше путешествие начнётся с рассказа о том, как Пришвин стал писателем.

— Как появился в России добрый волшебник Берендей, писатель Пришвин? Откуда он родом?

— Что было главным в его детстве?

Ученик: Пришвин родился в д. Хрущово Елецкого уезда Орловской губернии 23 января (5 февраля нового стиля) 1873 г. Природа вокруг Ельца — очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой ее простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. В простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге — купеческая семья, гимназия, учеба в Германии, в Лейпцигском университете, служба агрономом в Клину и Луге. И вдруг — резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на Север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой.

Он повинуется голосу сердца — быть среди народа, слушать его удивительный язык, записывать сказки, поверия, приметы.

По существу жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, обошёл пешком весь Север и написал об этом своем путешествии книжку.

Был тогда наш Север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком, и назвал он свою первую книгу «В краю непуганых Птиц».

Так Пришвин стал писателем. Есть одна старинная сказка, она начинается так: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала веселый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота — дальше и дальше...»

Пришвин к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошел по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана — все шел и шёл за колобком.

^ Дополнение учителя.

Пришвин исходил и изъездил всю среднюю Россию, Север, Казахстан и дальний Восток.

И после каждой поездки появлялись книги. Писал он только о том, что сам видел и пережил в природе.

Ученик :Вспоминая своё детство, Пришвин писал, как часто он «уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь — в находках.

Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные».

Давайте представим себе, что и перед нами сейчас катится тот волшебный колобок и мы идём вместе с ним в мир книг волшебника М. М. Пришвина. А настроят нас на это путешествие прекрасные картины природы русских художников и стихотворение

Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке —

Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

2. В поисках чудес по лесным и луговым тропинкам.

Учитель. Итак, отправимся в следующее путешествие.

Будем искать эти чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Дома вы читали рассказы Пришвина, расскажите, что показалось вам особенно интересным, чудесным, выделите те детали, которые помогли взглянуть по-новому на явления природы. Представим себе, что мы в лесу. Поют птицы, где-то журчит ручеёк, трепещут листья на деревьях.

Итак, в путь. Мы отправляемся за чудесами по лесным и луговым тропинкам.

Ребята читают и пересказывают отрывки из рассказов Пришвина.

^ ТЕМНЫЙ ЛЕС

(отрывок)

Темный лес хорош в яркий солнечный день, — туг и прохлада и чудеса световые: райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зеленым светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснет вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьет воду. После на песке можно любоваться отпечатками ее лапок и рядом — всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла.

Оттого лес называется темным, что солнце смотрит в него, как в оконце, и не все видит. Так вот нельзя ему увидеть барсучьи норы и возле них хорошо утрамбованную песчаную площадку, где катаются молодые барсуки...


^ Берестяная трубочка

Я нашел удивительную берестяную трубочку. Весной, когда береста влажная, человек вырежет кусок ее для себя, тогда остальная береста по кругу начинает свертываться в трубочку. После, вместе с теплом, береста сохнет и все туже и туже закругляется. На следующую весну висят уже на березах трубочки, и так их бывает много, что не обращаешь внимания.

Но сегодня, выискивая дупло, я захотел посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом палочкой удалось его вытолкнуть. Вокруг берез не было орешников, и в трубочку орех не мог попасть «сам». По всей вероятности, это его белка спрятала, наверное, понимая, что трубка будет закрываться все крепче и орех не выпадет. Но мало ореха: снизу в трубочке под прикрытием ореха устроился паучишко и всю внутренность ее наполнил паутиной. После мне пришли догадки, что не белка воткнула орех, а ореховка, может быть, выкравшая его из гнезда белки.

МАТУШКА-СЫРОЕЖКА

Довольно долго в раздумье сидел я на пне в такой тишине, что даже папоротники не шевелились, и, значит, не было в лесу даже никаких сквозных ветерков. Вдруг я почувствовал где-то движение, тень ли трепыхнувшегося листика где-нибудь на сером широком стволе, или мышка, или гусеница проползла — даже если и гусеница в такой тишине в лесу проползёт, — и это как событие. Я собрался в себе, прислушался, прицелился и вдруг всё понял: оказалось, это лезла из-под земли сыроежка, большая, белая. Лезла она, конечно, уже давно, уже голова её на свету накрылась красным платочком. Лезла она, накопляя усилие в росте своём, и земля над нею поднималась толчками. Был сейчас такой толчок, и это движение я и заметил.

Сколько же она боролась, напрягалась, пока, наконец, сама земля со всем своим мохом, с ягодами черники сводом не поднялась над нею. Мало того! Это матушка-сыроежка сама поднималась и выводила на свет целое семейство маленьких сыроежек, и одна из них, побольше, даже успела покрыться, тоже как матушка, красным платочком.


^ ПОДСОСЕННАЯ ЗАВОДЬ

Кубря — прозрачная, глубоководная со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами, со своими широкими заводями — прекрасна, такой прекрасной реки я в жизни своей не видал. Иду тихо по берегу, разглядываю подводные чудеса и плавающих между зелеными растениями рыб. Бывает, эти растения показываются, как зеленый туман, сгрудившийся в облако, и начинаешь думать, что этой массы, может быть, оформясь, и произошли все подводные дива. Блюдца лилий и нити, идущие от них в глубину, так грациозны, что представляется, будто возникли они от удара тонкого музыкального пальца по клавишам фортепьяно. С одной переходишь глазами по всей реке, и кажется тогда, что все эти подводные растения с их чудесными рыбками вышли из музыки: песенка отзвучала когда-то, а они все тут остались.

Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку.


^ ВЕСЕННИЙ РУЧЕЙ

Слушал на тяге воду. По луговой лощине вода катилась бесшумно, только иногда встречались струйка со струйкой, и от этого всплескивало. И, слушая, ожидал следующий всплеск, спрашивал я себя, отчего это? Может быть, там вверху снег, из-под которого вытекал ручей, время от времени обваливался, и это событие в жизни ручья здесь передавалось столкновением струек, а может быть... Мало что может быть! Ведь если только вникнуть в жизнь одного весеннего ручья, то окажется, что понять ее в совершенстве можно только, если понять жизнь вселенной, проведенной через себя самого.


^ ЗОЛОТОЙ ЛУГ

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

^ Беседа с классом:

— Нужно ли было говорить «отыскал одуванчик»? Ведь на лугу множество одуванчиков?

— Почему автор говорит: «раскрывает свои ладони»? Разве у одуванчика есть ладони?

— Чувствуется ли в этих рассказах отношение Пришвина к птицам, цветам, природе?

Обобщение: в природе все неслучайно, все разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо.

3. Поляна «Времена года»

Продолжение путешествия за чудесами.

Учитель. Погуляли мы по лесным и луговым тропинкам, надо отдохнуть. Отдыхаем мы на волшебной поляне. Помните поляну, на которой встретились все 12 месяцев? А мы попытаемся представить и почувствовать за несколько минут красоту всех времён года: осени, весны, лета и зимы. А помогут нам в этом строки произведений Пришвина. Читаются отрывки из «Календаря природы»


^ СЕРЕБРЯНОЕ УТРО

Лето

Вот когда полон лес! Роса еще не совсем сошла, трава, листья сверкают, и все в серебре. Много в зеленых папоротниках черных пней, всюду иваны-да-марьи, волчьи ягоды, барвинки, былинки с малыми пташками. Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчелы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели. На кусте был большой праздник. Там никто не слушал мое человеческое сердце, стучащее, как чугунная гиря, только я по собаке своей догадывался, что внизу под кустом сидело что-то большое.

Как темная туча, вырвался из куста Черныш : посеча ахнула, и лес вокруг захлопал и затрещал. Вот когда в груди умолкает стук, что-то будто отрывается и улетает. Я уже вижу птицу на мушке, но шепчу себе: отпустить — не уйдет!

А после все уже само собой делается, и хотя и не видно за дымом, но я и так знаю, что за кочкой прыгает красная бровь подстреленной птицы — то покажется, то спрячется. Полон лес! Под каждым кустом сидит черныш, и всегда будет так: теперь найден ключ от всех кустов, пеньков, ямок, овражков, логов и болотных кочек. Сколько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду, выбежала серебряная. Недалеко по кладкам медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью: пых-пых-пых1 Лосенок в чаще навострил розовые уши и тоже стоял серебряный. Луг у реки был весь как медовые соты.


^ ПАРАШЮТ

Осень

В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Казалось, движенье листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик? И, повинуясь всеобщей просьбе узнать, сам ли собой сдвинулся листик, я пошел к нему и узнал. Нет, не сам сдвинулся листик: это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом: на этом листике опустился небольшой паучишко.

^ ПЕРВЫЙ МОРОЗ

Зима

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.


^ НЕВЕДОМОМУ ДРУГУ

Весна

Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, — никто еще не вставал, ничего никто не видал, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички, подкрапивники, и особенно хороша флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный; и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, — завтра так точно сверкать они уже не будут, и день- то будет не тот, и эти сороки выйдут где-нибудь в другом месте. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!


^ Дополнение учителя.

Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно...»

Пришвин говорил: «В моей борьбе вынесла меня народность моя, язык мой материнский, чувство родины».

Язык, слово — это главное. Вся жизнь Пришвина изменилась из любви к русскому языку.

Чтобы понять глубинный смысл слов, надо разобраться в строении, структуре слова.

— А какой раздел изучает строение слова?

Морфемика. Следующее наше путешествие в страну Морфемику.

4. Страна Морфемика

Учитель. Итак, у каждой морфемы есть свой смысл, свое значение. Посмотрим, как эти «смыслиночки» играют в предложениях Пришвина.

Работа с текстом на доске.

Значение суффиксов.

Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы,

Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор.

Текст 1

Вот взять ягоду черничку — та растет, и её видишь: стебелечек тоненький, тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелененькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушком.

Приставки.

Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют приставки. Задание усложняется. Некоторые слова пропущены. Ваша задача — вставить слова с приставками и объяснить, какое они имеют значение.

Текст 2

Ветер разлетелся, липа вздохнула и (выдохнула) из себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и (погнал), и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

У ч и те л ь.

- Для чего нужны морфемы?

- Что вы взяли для себя?

«... То, что мы обыкновенно называем природой — леса, озера, реки, — всё это слабо, как ребёнок, и умоляет доброго человека о защите».

^ ЯСТРЕБ И ЖАВОРОНОК

(

Пришли к нам два огромных охотника с добрыми лицами, похожие на двух медведей: один побольше, другой поменьше, один повыше, другой покороче.

— Не жалко вам охотиться? — спросила моя жена.

— Когда как, — ответил охотник повыше.

— Бывает и жалко, — сказал кто потолще.

— Бывает! — подтвердил высокий. — Бывает, даже весь сморщишься, чтобы только слезы не закапали.

Мы оба с женой улыбнулись, представляя себе, как сморщились от жалости эти медведи.

— Расскажите, — попросила жена, — случай, когда вы поморщились.

— Расскажу, — ответил толстый медведь.

— Ты, наверно, о жаворонке? — спросил высокий.

— И о ястребе, — ответил толстый.

— Хорошо, начинай, а если соврешь, я стану тебя поправлять.

— Нечего поправлять. Я расскажу все по правде, как это было.

— Это было в конце лета, в начале августа. Мы подходили полем к лесу, где водятся рябчики. Впереди, в травке, показываясь на лысых местах, бежал от нас жаворонок.

«Миша», — говорю я.

Короткий показал на высокого.

«Миша, — говорю я, — ты понимаешь, почему жаворонок столько времени бежит от нас и не улетает?»

«Понимаю, — отвечает, — где-нибудь ястреб на него метится».

«А не думаешь, что у него где-нибудь запоздалое гнездышко и он нас отводит?»

И только я это сказал, вдруг, откуда ни возьмись, ястреб. Жаворонок вмиг стал на крыло, и тут бы ему и гроб, но, к счастью для него, рядом был лес, и он в лес, и ястреб за ним в лес... Но где тут ястребу вертеться между тесными деревьями! Они исчезли в лесу, и мы занялись рябчиками.

Сделали мы в лесу кружок, ни один рябчик нам не отозвался. Итак, мы пришли опять на то место, где вошли в лес.

«Миша, — говорю я, — мне что-то есть захотелось, давай закусим и пойдем на другое место — в Антонову Сечу»

«Хорошо, — отвечает он. — Стели газету». Вынул я из сумки газету, расстелил на чистом местечке, на просеке, скатертью, нарезал хлеба, колбаски, и еще тут было кое-что... Пока я этим занимался, Миша от нечего делать свистел в манок рябчикам.

«Слышишь? — вдруг прошептал он. — Слышишь». Я слышу так явственно, — рябчик нам в лесу отзывается. Бросил я скатерть-самобранку, схватился за ружье, жду. «Летит!» — шепнул Миша.

А это бывает далеко слышно, когда рябчик на манок порхает с дерева на дерево, и все ближе, ближе. И вдруг наш рябчик отозвался внизу. ((Бежит!» — шепнул Миша.

Я только ружье перевел вниз на траву, чтобы встретить его, как вдруг он где-то пырх! дальше, дальше — и улетел. А из травы выбегает к нам жаворонок.

Мы оторопели, глазам не верим: как это может быть, чтобы полевая птица жаворонок стал бы бегать по лесу?

«Да ведь это же наш! — сказал Миша. — Тот самый, что жался к нам в поле от ястреба».

И только он это прошептал, вдруг вслед за жаворонком из травы, тоже пешком, выходит ястреб.

Тут сразу стало понятно: и чего рябчик испугался, и как в лес попал жаворонок.

Но мы и глазом мигнуть не успели, а не то что ружье вскинуть и убить, ястреб взмыл и исчез. А жаворонок — тоже вмиг на крыло и со всего маху — бац! — к нам на газету. Сидит и головкой на бочок: глянет вверх, нет ли ястреба, и сейчас же вслед за этим на другой бочок скривит голову и глазком своим маленьким — то на меня, то на Мишу.

Мы сидим ни живы ни мертвы, боимся шевельнуться, боимся спугнуть. И как подумал я тогда, что это он к нам, людям, под защиту прибежал, так, чувствую, что-то кислое подкатывается к глазам. Ну и жалко, конечно, жалко. А вы еще спрашиваете, не жалко ли нам охотиться? Конечно, жалко бывает.

— Чем же все кончилось? — спросили мы.

— Еще далеко не кончилось, ответил охотник. — Жаворонок мало-помалу успокоился, перестал на небо поглядывать и уставился на нас обоих. И, конечно, понял, что разные мы с ним, и не о чем нам между собой говорить, и что лучше все-таки от нас подальше... Хвостиком по газете помахал, поклонился и побежал.

Нет, куда тут! Этим не кончилось! Упрямые охотники, эти ястреба! Мы-то о нем забыли, а он где-нибудь недалеко сидел на сухом дереве и за всем нашим делом следил. Так вот и помните, что, когда видите на лесной поляне, на высоком сухостое, ястреб неподвижно часами сидит, он это не просто сидит — он ждет.

И вот только мы проводили жаворонка, только-только принялись за еду, вдруг опять к нам жаворонок летит и — бац! — на газету. Но тут Миша успел, хватил навскидку, без прицела в ястреба, и он комком полетел и стукнулся, — слышно было, как стукнулся обо что-то.

— Не жалко вам ястреба? — спросил Миша мою жену.

— Нисколько! — ответила она. — Вы молодец, Михаил...

— Иванович! — подсказал охотник. — А вы спрашиваете, жалко или не жалко охотиться: бывает по-разному. А жаворонка мы отпустили, и он вернулся в поле. Как знать? Может быть, там еще и семейство у него было.

Чтение стихотворения учеником.

^ СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ

МОРЯКА Д. ТИХОНОВА

Когда у Полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том.

И ветер когда, завывая,

Несёт ледяную метель,

Над книгой, о нём забывая,

Я слышу лесную капель... Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют берёзки — невесты —

На землю куски бересты.

Под сумрачным небом чужбины,

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картины

Со мной, у меня на борту.

Пускай озверело колотит

В борта штормовая волна —

Я вижу на тонком болоте

Ковер из кукушкина льна.

За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Итоги урока.

У ч и тел ь. Закончилось наше путешествие в царство Берендея.

Беседа с классом:

— Интересным ли оно было для вас?

— Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?

— Смогли ли мы всмотреться и вслушаться?

— Что показалось особенно интересным?

— Какие мысли Пришвина запомнились? Понравились?

Задание на дом: написать сочинение «Удивительное рядом»; «Какие открытия я совершил, читая рассказы Пришвина».




Похожие:

Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconУстный журнал по теме: " История возникновения квадратных уравнений"
Устный журнал состоит из пяти страниц, которые представляют обучающиеся, интересующиеся историей математики
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconФоторепортаж Натальи Ивановны Кулида устный журнал «жзл» в 9а и 9г марчукова Таня рассказ
В рамках декады математики с целью развития интереса к изучению математики и популяризации предмета в 5 в и 5Г классах была проведена...
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconРусский язык. 5 класс. Учитель русского языка и литературы, города Прохладного, кбр певнева Г. А. Урок-путешествие в сказочную страну. Урок 57. Тема
Средства обучения: учебник «Русский язык» Н. В. Нечаевой, К. С. Белорусец. С.,2001г. По системе развивающего обучения Л. В. Занкова,...
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconУстный журнал Космическое путешествие Шевцова Светлана Федоровна, 1 квалификационная категория, классный руководитель 6 класса 2011 год Цели
Юрий Гагарин. Место космонавта там занимали подопытные мыши. Четыре дня корабль находился на орбите. Затем, когда была дана команда...
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconУрок квн «Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
«Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconУрок по теме : «Орфография» Форма проведения : урок путешествие /Урок путешествие в страну «Орфография»
Цели урока: повторить, обобщить, систематизировать теоретические и практические сведения по разделу лингвистики «Орфография»
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconВнеклассное занятие «Устный журнал» на тему
Подготовительная работа: организация поисковой работы учащихся (9 класса): просмотр материалов, газет, запись бесед с родственниками,...
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconКалендарно тематическое планирование по обществознанию (по программе А. И. Кравченко) 10 класс
Учебный комплекс «Путешествие в страну Политика», урок 2 (объяснение нового материала)
Устный журнал «Путешествие в сказочную страну» iconТема: Бумага и картон. Схемы оригами. Цель урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке технологии мы с вами отправимся в далекое путешествие, в далекую страну Японию
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов