Спицына Татьяна Анатольевна icon

Спицына Татьяна Анатольевна



НазваниеСпицына Татьяна Анатольевна
страница1/5
Дата конвертации11.09.2012
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5

Спицына Татьяна Анатольевна


ГОУ ДПО Белгородский региональный

институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки

специалистов


Отдел образования

администрации Ивнянского района


Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка путем использования приемов технологии развития критического мышления


Автор опыта:

Спицына Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Курасовская средняя

общеобразовательная школа»


Ивнянский район

2009


Содержание

1.Информация об опыте…….....................................................

2. Технология опыта ………………………………………………

3. Результативность опыта…………………………………………

4.Библиографический список………………………………………

5. Приложения к опыту……………………………………………..


1. Условия возникновения, становления опыта

Современная концепция модернизации образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной составляющей.

Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всё это негативно влияет на учебный процесс в целом.

Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники, учились принимать равную ответственность и_за успехи, и за неудачи. Чтобы изменить что-то глобально, совершенно не обязательно ждать, что это сделает кто-то другой. Размышления над этими вопросами заставили автора осваивать новые средства обучения.

Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся. ^ МОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа»- это сельская школа-комплекс, имеющая свой стиль работы, свои традиции и опыт, коллектив которой находится в постоянном творческом поиске. В 2007 году школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы и получила грант в размере 1млн. руб., что позволило улучшить материально – техническую базу.
В кабинетах появились компьютеры, мультимедийные средства и оборудование, интерактивные доски, видео- и аудио - аппаратура. Школа встала на путь коммуникативно - деятельностного подхода в обучении и воспитании. В ОУ созданы все условия для творческой самореализации учителя.


Четыре года школа работает в эксперименте по проблеме «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности» под руководством Фатьяновой Натальи Митрофановны, кандидата педагогических наук, доцента БРИПКППС, директора школы Ерёминой Н.М. Данные условия позволили педагогам искать новые пути по обновлению содержания образования, совершенствовать методы и приемы работы, внедрять новые технологии в учебно-воспитательный процесс школы, активно включаться в новые проекты, конкурсы, осваивать информационные технологии.

На базе учебного заведения работала районная ШППО по проблеме «Формирование самостоятельной поисковой творческой деятельности обучающихся средствами технологии развития критического мышления.» которую возглавляла автор опыта, что позволило апробировать данную технологию на различных типах уроков в классах с разным уровнем подготовки, систематизировать собранный по теме материал, Все это позволило сделать вывод об эффективности применения этой технологии на уроках русского языка.

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла в течение ряда лет работает над решением проблемы «Развитие творческих способностей учащихся через использование педагогических и информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания предмета». Учителя-словесники реализуют программу углубленного изучения русского языка (на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской); осваивают технологию интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой. В рамках подготовки к эксперименту в 2005 году было проведено диагностирование исходного уровня коммуникативной компетенции школьников. Для оценки его результативности применялись стандартизованные психологические методики (тест Коммуникативная компетентность, методики М.Шнайдера, Л.И.Уманского, И.А.Френкеля и опросник Кеттелла PF-16).

^ Таблица . Уровень сформированности коммуникативных компетенций

учащихся




Типы

коммуникативных

компетенций

2004-2005 уч.год



5 класс

8 класс

9 класс

I уровень

56

34

26

II уровень

36

43

48

III уровень

8

17

30

IV уровень

0

1

3


Как видно из таблицы уровень коммуникативной компетенции у учащихся низкий. У большинства низкий уровень письменной, устной и продуктивной коммуникаций, а компетенции IV уровня практически не сформированы, что отрицательно сказывалось на качестве знаний.


^ 2.Актуальность проблемы педагогического опыта         

Практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Экзаменационная работа по русскому языку (ЕГЭ) для 11 класса составлена так, что позволяет проверить сформированность у выпускников системы знаний, умений и навыков, составляющих различные виды компетенций.

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явле­ний); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Когда зарождался опыт, выпускники только во второй раз сдавали единый государственный экзамен по русскому языку.

Комплексный характер экзаменационной работы позволил проверить и оценить разные стороны подготовки экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Анализ результатов выполнения заданий показал, что большинство выпускников лишь частично продемонстрировали сформированность предметных компетенций, а менее всего коммуникативную (умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения; использовать основные приемы информационной переработки текста.)

Размышления по этому поводу натолкнули на мысль, что недостатки подготовки экзаменуемых связаны с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения. Это приводит к неумению выпускников мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать ее. При этом на уроках русского языка в старшей школе не учитываются объективные закономерности педагогического процесса: усложнение тематики и проблематики общения, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме.

Это в свою очередь это позволило выявить целый ряд противоречий и определить пути решения их:

Противоречия обнаружены

Пути решения

между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях

изучение познавательных возможностей учащихся; совершенствование методов и форм в арсенале учителя;

между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся

обеспечение ситуации успеха; подведение к решению усложняющихся задач соразмерно с познавательным потенциалом;

между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося

обеспечение самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе;

между оценкой преподавателя результатов образования ученика и личной оценкой учащегося

включение в образовательный процесс механизмов, стимулирующих формирование навыков объективной оценки своих достижений.
  1   2   3   4   5




Похожие:

Спицына Татьяна Анатольевна iconДолгих Татьяна Анатольевна
Долгих Татьяна Анатольевна имеет высшее образование, стаж педагогической работы по специальности 3 года, в моу сош №50 работает 3...
Спицына Татьяна Анатольевна iconУрок-исследование Тема: Скорость химических реакций Учитель химии моу «Лицей №4» Ширяева Татьяна Анатольевна Цель урока
Скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ
Спицына Татьяна Анатольевна iconШиряева Татьяна Анатольевна. Школа: моу сошуип №4. Тема опыта: Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на урок
Тема опыта: «Развитие познавательной и мыслительной активности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Спицына Татьяна Анатольевна iconНоминация «Лучшие традиции в образовании» Грошева Татьяна Григорьевна
Грошева Татьяна Григорьевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Спицына Татьяна Анатольевна iconНоминация «Лучшие традиции в образовании» Грошева Татьяна Григорьевна
Грошева Татьяна Григорьевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Спицына Татьяна Анатольевна iconКлассный час подготовили: Спицына Т. А. 2007 год Тема: «Мне посчастливилось родиться на Белгородчине»
Цель: познакомить учащихся с известными людьми родного края, малой родины; приобщить к истории, воспитывать чувство патриотизма и...
Спицына Татьяна Анатольевна iconБыстрова Татьяна Ивановна
«Учитель года Абинского района 2006». Быстрова Татьяна Ивановна работает в моу сош №5 в течение 8 лет. Педагогический стаж 23 года....
Спицына Татьяна Анатольевна icon8А класс Кл рук. Левушкина Наталья Анатольевна

Спицына Татьяна Анатольевна icon7 а класс кл рук. Левушкина Наталья Анатольевна

Спицына Татьяна Анатольевна icon«Мне посчастливилось родиться на Белгородчине» Классный час подготовили: Спицына Т. А. Переверзева Г. А. 2007 год Тема: «Мне посчастливилось родиться на Белгородчине»
Цель: познакомить учащихся с известными людьми родного края, малой родины; приобщить к истории, воспитывать чувство патриотизма и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов