Святитель Филарет Московский (Дроздов) icon

Святитель Филарет Московский (Дроздов)



НазваниеСвятитель Филарет Московский (Дроздов)
страница1/5
Дата конвертации10.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Святитель Филарет Московский (Дроздов)


ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ВЕРНОПОДДАННЫХ


Мысли, извлеченные из проповедей

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


«Се, Царь ваш (Ин. 19, 14) ... хотите ли... Царя» (Ин. 18, 39, 40), – некогда спросил Понтий Пилат. И закричали все: «Не Его, но Варавву» (Ин. 18, 40). И ещё: «вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человекоубийцу» (Деян. 3, 14) – якобы под предлогом национально-осво­бодительного движения. А христианам не следует забывать о том, что любой такой Варавва избирается всегда вместо Христа, и что вопрос Понтия Пилата: «Кого из двух хотите?» (Мф. 27, 21) – пророчески указывает на историческую подготовку мира к окончательному выбору между Христом Господним и ан­тихристом...

Рассмотрим существующие формы власти:

1) Диктатура (военная, коммунистическая, фашистская) – неограниченная власть группы людей, возглавляемых лидером (силой). Может употребляться как временная мера. Диктатура противоположна демократии.

2) Республика – образуют выборный орган, и он избирает президента на время. Декларируется свобода вероисповедания (сатанизм и христианство – равны в правах).

3) Демократия (демос – народ, кратос – власть, держава) – признание права народа принимать участие в государственных делах. Избираются представители, которые правят, согласуясь с волей данного народа.

4) Монархия конституционная – власть единоначалия (монарха), но контролируется парламентом. Англия, Швеция или Дания.

5) Монархия языческая – неограниченная власть вождя, правящего на основе закона. Древний Рим и современный Таи­ланд.

6) Монархия теократическая – правит глава религиоз­ной жизни. Азия, Африка.

Каждая форма власти по-своему удовлетворяет нуждам общества: создает условия для жизни, деятельности, раз­вивающей природные способности человека, его интеллект, определяет нравственное, моральное состояние общества. Те формы власти, где отсутствует религиозное основание, от­меняют принципы целомудрия, честности, чести, самопо­жертвования, развивают и воспитывают эгоизм, корысть, сла­волюбие и властолюбие. Сие есть земное устроение. Опреде­ления подобных форм власти с легкостью находим в совре­менных словарях и энциклопедиях. Но с трудом отыщется оп­ределение той формы правления, при которой жизнь общест­ва, каждого отдельного человека складывается наидостой­нейшим образом, т. е. на принципах самоотвержения, самоот­дачи, милосердия. Православная самодержавная власть – Монархия (византийско-святорусская) и есть та самая наилуч­шая форма власти. Самодержец, Помазанием от Духа Свято­го, правит страной согласно богоустановленным, а не зыбким и всегда прихотливым человеческим законам.


В период, предшествовавший воплощению Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа, благодаря военным за­слугам Александра Великого повсеместно устанавливается власть Римской империи (языческая монархия). Рим в это время славится достижениями в области права, искусства, образования. После пришествия Иисуса Христа последователи Его, христиане, испытывая гонение со стороны римской власти, скрываются в катакомбах, часто идут и на мученичество. Этим они свидетельствуют свою веру в будущее Царство Небесное, т.е. отдают предпочтение небесного земному. И благодаря этому они удостаиваются величайшего дара от Бога – Православ­ного Царя. Обращается первый римский Император – Св. равноапостольный Константин, и Миланским эдиктом пре­кращаются гонения на христиан, им даруются законные пра­ва. Через помазанного Духом Императора, Царя им открывается дорога от земного (теперь Православного) Царства в Небесное.

Византия достигает высочайшего уровня морали, её культура остается недосягаемым об­разцом. В этот период находим бесчисленные при­меры самопожертвования и милосердия, святость наблюда­ется во всех слоях общества, расцветает монашество, изобилуют святые мощи, а также чудотвор­ные исцеления. Все это плоды устроения Божия.

Святой Филарет Московский пишет: «Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Петр. 2, 17). Две эти заповеди соединены для нас, как два ока на лице истины и правды. Не разрозните их: не обезобразьте лица истины, не повредите одного из очей ее! «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн: потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), – сказал Господь Петру. Господь подаёт Царю власть, силу, мужество, мудрость.

Отсюда следует, что установленные людьми формы власти Богу не угодны. Когда говорят, что «всякая власть от Бога», необходимо вспомнить и осмыслить следующее.

Святой апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, – существую­щие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо на­чальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13, 4). Но он же, святой апостол Павел, постоянно противился тем властям, кото­рые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Самого Христа, Которому он служил и Которого он исповедовал. Вот его слова пер­восвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23, 3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Боту, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Из этих примеров мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди нашего Спасителя.

Святой первомученик Стефан обличал синедрион: «Жестоковыйные!.. Люди с необрезанным сердцем и ушами, вы всегда противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвоз­вестивших нам пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы – вы, которые приняли за­кон при служении ангелов и не сохранили». А Спаси­тель назвал их сборищем сатанинским: «Вы есть сыны отца вашего диавола»… «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, властей, мироправителей тьмы ве­ка сего» (Еф. 6, 12). Мироправители тьмы века сего – это правящие по человеческим принципам, а не по Закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу, отрицания Его власти. Вся­кое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу – подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложное, небогоугодное послушание и покорность, которое ведут в погибель.

Святой апостол Павел говорит о послушании властям: «...надоб­но повиноваться не только из страха наказания, но и по со­вести» (Рим. 13, 5). Возможно повиноваться по совести власти, которая противится Богу? 15 канон Двукратного собора гласит: «отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Со­борами или отцами, когда проповедует ересь всенарод­но, уча оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят се­бя от общения с глаголемым епископом ранее Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правила­ми епитимий, а достойны чести, подобающей православ­ным». Тем более это справедливо в отношении к мирской богоборческой власти.

Наиболее активной структурой богоборческой власти является масонство, которое берет свое начало ещё от фарисеев, не при­знавших в Иисусе Сына Божия, и потребовавших Его смерти, давших деньги воинам, чтобы те распространяли ложь, будто бы ученики унесли тело Спасителя, и Он не воскрес. С тех пор и началась мировая история политических игр и войн, на­правленных на уничтожение христианства вообще, а если это не удастся, то хотя бы на ослабление авторитета Спасителя как Царя Неба и земли, а если и это не удастся – на внедрение псевдохристианства, прямо противоположного истинному.

Эта борьба с христианством, от первого до второго при­шествия Господня, неизбежна. Ведь после ниспадения Ден­ницы с неба, вкупе с последовавшими за ним ангелами, чис­ло этих ангелов ко Второму Пришествию Господа Иисуса Христа на землю во всей Его славе (преподобный Симеон Новый Бого­слов) должно восполниться. Именно это обстоятельство и вы­зывает бешенство ниспадшего во тьму и не могущего пока­яться Денницы с его слугами. От него и берет свое начало движение богоборчества. Спаситель, взявший на Себя грехи человечества, ос­вободивший человечество от проклятия, даст и благодать Духа Своего всем, кто, избрав Господа, пойдет показанным Им путем. Все соблюдавшие заповеди, через них очистив­шиеся, принявшие благодать от Господа, восполняют чис­ло отпавших ангелов, что необходимо для Пришествия Гос­пода во славе: каждая душа, возлюбившая Господа всем сердцем, приближает человечество ко Второму Пришествию.

Великие чудеса Божией благодати сопутствовали тогда святым мученикам, и, несмотря на многие и лютые мучения, число христиан постоянно пополнялось, ибо язычники, видя чудеса, теряли веру в материальные опоры жизни, в идолов и обретали веру в Того, Кто Сам есть Исти­на и Жизнь, и Жизнь Истинная. Земную жизнь мученики ста­вили ни во что, как и политическую мирскую власть. Все си­лы их души, вся любовь и разум соединялись с Солнцем Правды – Христом, и мучения для них были ничто. Господь так укреплял возлюбивших Его, что они шли на мучения в великом ликовании, зная, что, войдя в число небесное, они встретятся с Христом – Источником Света и нетленной жизни.

Святой равноапостольный царь Константин Великий, пер­вый уверовавший во Христа римский Император, увидел на Солнце крестное знамение с надписью «Сим победиши». Господь Сам явился ему и сказал, как должно выглядеть его боевое знамя. И святой Константин действительно победил при малочисленном войске. С этих пор испытанная и утвержден­ная кровию мучеников Церковь Христова обретает покрови­теля в лице Царя. Православный Царь соединяет с Церко­вью свои молитвы о спасении всех христиан его Царства и всех православных христиан вообще. С тех пор Церковь с великим благоговением совершала таинство Помазания на Царство, где каждая регалия вручается с молитвой, и даются заповеди, как править богоугодным образом. Ответно Царь молится и дает обещание Богу исполнить Его святую волю по отношению к Его народу. Перед этим он Миропомазуется и вводится в алтарь для венчания на Царство (венчание, брак, постриг, хиротония). Он становится священным лицом, причащаясь в алтаре; он становится духоносным вождем, отцом своего народа, попечителем Церкви, давая ответ Бо­гу за каждый шаг по спасению своего народа. Таким об­разом, Царь является охранителем пути восхождения от Царства земного к Царству Небесному для всех верных. Поэ­тому православные Цари всегда были объектами вражды, неприязни со стороны любой другой, не посвященной Богу власти, т.к. не руководимые Богом власти легко становятся руководимыми богопротивником, враждующим на Бога ча­ще всего через страсти корысти, властолюбия и самомне­ния, а также невежества. Известно, что десятки византий­ских, русских и других Помазанников мученически кончали свои дни: были задушены, утоплены, обезглавлены или ины­ми зверскими путями убиты. Претерпевали они эти страда­ния и клевету за то, что были Помазанниками, подобно Гос­поду своему Иисусу Христу, Помазаннику Всевышняго.

В VI веке Церковью была выработана форма анафемы, поражающая домогавшихся незаконно Царского сана; в XI–XIV веках, в византийский период, анафеме предавались дерз­нувшие на бунт против помазанников; позднее в России – изменники и самозванцы, совратители народа. Текст анафе­мы (II в чине Торжества Православия): «Помышляющим, яко православныя Государи возводятся на престолы не по особ­ливому о них Божию благоволению, и при Помазании даро­вания Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, а тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема, трижды» (43, 30–31). Выше, текст доследования Недели православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера – Вселенную утверди» (43, 25).

Царственный отец Александр III в завещании Николаю II – последнему ис­тинному Помазаннику писал: «Помни, у России нет друзей», – говоря о православной Державе.

Византийская культура, ее внутренняя и внешняя красо­та расцвела пышным цветом благодаря тому, что сохранявшие святой Престол православ­ные Цари всемерно с великой любовию и ревностью способствовали этому расцвету. И как Господь и Царь наш, Божий Сын, был распят в результате за­говора фарисеев, так была распята и Византия, милостию и про­мыслом Божиим передав России, благодать и правила по­становления православных Царей Помазанников. Россия, воспринявшая духовное наследство, стала святой Русью.

Много было чудных и вдохновляющих примеров для про­стых христиан со стороны искренне благочестивых Царей и Князей. Подвиг повсеместного просвещения Руси явил нам святой великий Князь Владимир по подобию святого равноапостольного Константина и святого Царя Иустиниана. Подвиг мучеников, исповедников явили Князья Борис и Глеб. Подвиг благотворительности и устроения – Иоанн III, Павел I, Николай I и Александр III, стяжавший имя Миротворца. Величайший пример кротости, веры в Божий промысел, всепрощения и милосердия явили нам святой Царь-мученик Николай II, его супруга, дети.

Но были среди поставленных на Царство те, кто, при­няв таинство венчания на Царство, не уверовал сердцем. Что происходит в таком случае? Как не соблюдающий заповеди Господни или усомнившийся в них после принятия благодати крещения не отрицает необходимости святого крещения для спасения души человека, так и Царь, не уверовавший всем сердцем и не соблюдавший обещанное в таинст­ве венчания на Царство, не может своим отступничеством опровергнуть идею о Царской власти для спасения народа.

В прошлом столетии святитель Феофан Затворник предупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражают­ся привычными словами: православие, самодержавие и на­родность (то есть Церковь, Царь и Царство). Вот что надоб­но сохранять! И когда изменяются сии начала, русский на­род перестает быть русским – он теряет священное знамя».

Черно–золото–белый стяг – это единственный в истории Российской государственности флаг, который символизирует нашу вековую, русскую православную идеологию – Бог, Царь, Россия. Золото благодати Святого Духа, почивающего на главе Богопомазанника, изображается на флаге между непостижимым Творцом и русским белым Царством.1

Христиане вновь получат от Бога власть на своей род­ной святой земле, но отнюдь не в результате борьбы за нее, так как борьба за власть греховна по самой своей сущности, но как результат борьбы за Торжество правды Божией на земле и как победу евангельской морали над корыстным зем­ным расчетом. Любя нас и отечески заботясь о нашем бла­ге, отцы наши завещали нам не испытывать того, что сами они на горьком своём опыте изведали. Господь Промыслитель вдохновил наших благочестивых предков дать обет вернос­ти Его Помазанникам не только от своего поколения, но и за всех своих потомков, как, очевидно, не способных совер­шить в будущем подобный подвиг Соборного единения во Христе. По внушению Святого Духа православные русские люди собрали Богосоюзный Собор 1613 года и навсегда при­знали над собой власть русских Царей, видя в самодержа­вии аскетический идеал и высокую нравственную силу. Наш народ, трезво осознав свое слабое и шаткое состояние, на­всегда добровольно отказался от греховного своеволия и полностью ограничил свою гражданскую свободу послуша­нием и повиновением Царю.

Церковно-государственный Собор 1613 года, как единст­венно законный инструмент восстановления Богозаконной власти в период безвластия, отразил глубокое всенародное убеждение: Наследственное самодержавие – вели­кая святыня, предмет нашей политической веры, рус­ский Догмат, единственно надежная защита от бедствий внешних и внутренних в будущем. Непраздны звучащие доныне слова патриарха Гермогена, святого охранителя за­конной власти: «Благословляю верных русских людей, поды­мающихся на защиту веры, Царя и Отечества, и проклинаю вас, изменники». Святые отцы учили: своеволие толпы в выбо­ре формы и содержания государственности России – богоборчество.

В своей книге «Происхождение закона о престолонас­ледии в России» святитель Иоанн Шанхайский утверждает, что «пренебрежение тем законом, который выработан соби­рателями Руси и осенен благословениями ее святых заступ­ников и святителей, было причиной многих печальных по­следствий, а в дальнейшем будет источником новых волнений и потря­сений, ибо русский народ во все эпохи стремил­ся к своему законному Царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие» (37, 76).

Все, кто возражал раньше и будет возражать теперь против Соборной грамоты 1613 года, – суть враги Божий, восстающие не только против Царской власти, но против Самого Бога, разорители Закона Божия. Много таких врагов сейчас – они боятся Божией правды и потому скрывают от народа его Утвержденную грамоту. Русский человек! Напиши в своем сердце и повторяй в своих ежедневных молитвах после Вселенского Символа ве­ры наш Русский Символ веры, который гласит: «Верую, Господи, в православное Царское самодержа­вие, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные вре­мена Освященным Собором и русским народом для мира и благоденствия нашего Отечества и спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божий русские послед­них времён. Аминь».

^ Иеросхимонах Ефрем, Святая гора Афон, Карули, 1999 г.

______________________________________________________________

1 При Императоре Александре II был по ошибке утвержден именно такой флаг с черной полосой наверху. Но скоро выяснили, что это Ганноверский флаг! Когда ошибка выяснилась, флаг с черной полосой наверху был отменен. Впоследствии цвета расположили в другом порядке: белое наверху, черное внизу. См. ещё: Николай II. Страницы жизни. СПб., Лики России, 1998, с. 282.


^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  1   2   3   4   5




Похожие:

Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconДокументы
1. /Святитель Филарет Московский (Дроздов) - Христианское учение о Царской власти и об обязанностях...
Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconСвятитель Филарет Московский (Дроздов)
А христианам не следует забывать о том, что любой такой Варавва избирается всегда вместо Христа и что вопрос Пилата: «Кого из двух...
Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconО. М. Журавлева Митрополит московский Филарет (Дроздов) и старообрядцы: епархиальная практика и государственная политика
Митрополит московский Филарет (Дроздов) и старообрядцы: епархиальная практика и государственная политика
Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconВнутренняя политика
Филарет (отец) вернулся из польского плена. С тех пор – фактически совместное правление Михаила Федоровича и Филарета
Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconCom в Visual FoxPro® 0 (основные понятия) Дроздов Михаил

Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconСтарообрядческий раскол в Русской Православной Церкви. Кружок “ревнителей благочестия”. Попытка проведения церковных реформ патриархом Никоном
Московский собор 1656 года и Большой Московский собор 1666–1667 годов. Заключение о старообрядчестве
Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconОтчёты в Visual FoxPro® 0 (основные понятия) Дроздов Михаил

Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconVisual FoxPro® 0 в Internet (основные понятия) Дроздов Михаил

Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconSql в Visual FoxPro® 0 (основные понятия) Дроздов Михаил

Святитель Филарет Московский (Дроздов) iconАндрей Белый Московский чудак Москва – 1
В этом смысле первая и вторая часть романа («Московский чудак» и «Москва под ударом») суть сатиры шаржи; и этим объясняется многое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов