Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца icon

Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца



НазваниеЕвгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца
Дата конвертации12.10.2012
Размер122.04 Kb.
ТипДокументы

Евгений Степанович Лукашевский,
кандидат философских наук




РАСЦВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦАРСТВОВАНИЕ
ЦАРЯ-МИРОТВОРЦА



Конец XIX века ознаменовался расцветом русской национальной культуры. Это был период, когда Россия окончательно вступила на путь национальной самобытности, следуя не указаниям Запада, не слепо подражая ему, а сознавая нечто своё великое и прекрасное на основе русских исторических традиций.

Этот расцвет связан с царствованием Царя-Миротворца Александра III. Традиционно этот период принято называть "эпохой безвременья и глубокого застоя". Стали уже хрестоматийными слова А. Блока: "Победоносцев над Россией простер совиные крыла". При этом политика К.П. Победоносцева в области просвещения и культуры целиком ассоциировалась с деятельностью Государя императора.

По большому счёту это, конечно, так. Государь вручил общее руководство культурно-просветительной политикой Империи обер-прокурору Святейшего Синода, своему личному другу и воспитателю, возродившему исторически оправдавшие себя принципы - ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ и НАРОДНОСТЬ. Эти принципы ещё в 1830-40-е годы обеспечили неслыханный расцвет русского искусства, его поистине золотой век.

И наоборот, именно "Эпоха великих реформ" ознаменовалась заметным упадком и различных областях культурного творчества, особенно в области поэзии. Единственным отрадным исключением являлся расцвет русского романа, начало которого относится ко всё той же "николаевской" эпохе.

Определенная жестокость культурно-просветительной политики Государя-Императора Александра Александровича и К.П. Победоносцева связана исключительно с разгулом в России революционного террора, а также тлетворным влиянием европейских идей, приносивших на русской почве ещё больше вреда, чем удовлетворительно себя на Родине.

И всё же не хотелось бы полностью ассоциировать политическую линию К.П. Победоносцева и ближайшего проводника его идей графа И.Д. Делянова, долгое время занимавшего пост министра просвещения России, с деятельностью в этом вопросе самого Государя.

Эти умные высокопоставленные чиновники были в сущности исполнителями предначертаний Царя, но душа самой политики заключалась в личности, взглядах и художественных вкусах самого Государя.

Следует отметить, что Государь не готовился к занятию Престола. Будучи вторым сыном Императора Александра II, он занимался исключительно военными делами, и вопросы культуры не входили в его компетенцию. Лишь став Императором он понял, что проблемы связанные с культурой, искусством, просвещением не должны стоять где-то на обочине императорских забот, и именно в России в период господства в искусстве идей нигилизма и общекультурного кризиса, задачей правительства и, прежде всего, Монарха, должно стать стремление вывести Россию из сложившегося тупика.


Как выяснилось, это стремление вполне совпадало с личными интересами Государя. В его лице искусство нашло самого щедрого и понимающего мецената. Это нашло отражение, прежде всего, в высоком развитии изобразительного искусства, драматического искусства, оперы, балета и в целом музыки.

Следует отметить, что литература, которая в России традиционно считалась ведущим видом искусства, своего рода рупором наболевших идей, переживает в этот период относительный кризис. К этому времени уходят из жизни такие "властители дум" как Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, заметно снижается творческая активность Григоровича, Писемского. Л.Н. Толстой всё более отходит от художественного творчества, посвящая свою музу проповеди псевдохристианских идей. Преобладают имена людей второстепенного плана - многочисленных Златовратских, Потапенок, Засодимских, Боборыкиных. Единственным крупным представителем "обличительной" литературы остаётся М.Е. Салтыков-Щедрин и, пожалуй, Г.И. успенский, скорее критик и публицист, чем литератор художественного плана. Впрочем, продолжают творить А.Н. Островский и Н.С. Лесков.

В 1880 году выходит первая публикация А.П. Чехова, широкую известность приобретают произведения В.Г. Короленко и Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Своеобразными "властителями дум" в это время являются, ныне забытые литературные критики и публицисты Михайловский, Скабичевский, Протопопов и другие, как принято говорить - "идеологи либерального народничества".
Обычно, когда говорят об упадке литературы этого периода приводят имена крупного писателя реалиста и, вместе с тем, глубокого пессимиста, покончившего жизнь самоубийством В.М. Гаршина, и слишком вознесенного в своё время демократической критикой С.Я. Надсона, а также спившего талантливого поэта К.М. Фофанова. Но делать этих писателей знаменем эпохи было бы пожалуй слишком поспешно. Всегда, в самые "весёлые" времена находились талантливые люди, подверженные меланхолии и пессимизму.

С другой стороны, нужно отметить, что этот период явился как бы продолжением "золотого века" русской поэзии. После длительного периода возрождается поэтическое творчество А.А. Фета, выпустившего в 1883 году замечательный сборник "Вечерние огни". Продолжают издавать свои стихи А.А. Майков, В.В. Случевский, Я.В. Полонский, из более поздних А.А. Голенищев-Кузузов. Наконец, плеяда старых поэтов "чистого искусства" пополняется новым молодым поэтом, пламенным поклонником и последователем Фета - Великим Князем Константином Константиновичем (К.Р.), издавшим в 1886 году свой первый поэтический сборник, с восторгом принятым литературной и художественной общественностью.

Можно также отметить, что в конце этого периода возникает символизм, представленный в эти годы такими поэтами, как Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Н.М. Минский и К.Д. Бальмонт. В 1893 году Мережковский выпускает своеобразный манифест символизма "О причинах упадка и новых течениях современной литературы", подвергший критическому анализу тенденциозность и малохудожественность произведений современного ему так называемого "критического реализма". К символистам примыкал и выдающийся философ-богоискатель и поэт В.В. Соловьев. Несмотря на то, что он был далек от православия, но сам факт интереса, пробудившегося к его философскому и поэтическому творчеству говорит о том, что это время стало эпохой пробуждения от господства материалистических и позитивистских идей. Начинает свою творческую деятельность и другой замечательный русский религиозный философ В.В. Розанов.
Таким образом, данный период даже в области только литературы эпохой "безвременья" никак не назовешь. Это было время глубоких творческих исканий и серьёзных достижений в области поэзии и прозы "малых форм".

Но зато в области архитектуры и изобразительного искусства эпоха Александра III стала подлинным апофеозом национальных художественных начал. В послепетровскую эпоху возвращение к национальным истокам наблюдается дважды: во времена Елизаветы Петровны (очень робкая и непоследовательная попытка) и при Государе Императоре Николае Павловиче, по сути вернувшего нашей культуре последовательно национальные черты.

В частности, именно в церковной архитектуре эпохи Николая I были заложены характерные черты так называемого русско-византийского стиля. Эталоном этого стиля становится Храм Христа Спасителя архитектора К.А. Тона, заложенный в Москве в 1839 году. По образцу этого храма в 1840-х - 1870-х годах в России были построены тысячи храмов, к сожалению в основном несохранившихся.

В 1880-х годах начинаются поиски новых архитектурных стилей, в основе своей русских, но более соответствующих новой эпохе. Однако, затянувшееся строительство Храма Христа Спасителя завершилось именно в царствование Александра III в 1883 году. Это мощное величественное здание с огромными вызолоченными куполами, украшенное работами десятков выдающихся скульпторов и художников, стало памятником не только Отечественной войны 1812 года, но и памятником царствования трех великих Императоров, при которых он строился. Восстановление этого храма, без которого нельзя было себе представить Москву конца XIX - начала XX века, является большим художественным и градостроительным достижением наших дней.

Но всё-таки памятником творческих забот самого Александра III следует считать другой архитектурный шедевр - Храм Спаса - на - Крови или правильнее храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.

В результате объявленного конкурса, архитектором храма, возведенного на месте убиения Государя Александра II, был назначен А.А. Парланд, бывший до этого автором церкви Воскресения Христа в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге.

Церковь была решена в так называемом ярославско-московском стиле с определенным влиянием Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве. Своеобразием этого храма является широкое использование мозаики в его внутреннем и внешнем убранстве. Это была эпоха возрождения русского мозаичного искусства. Мозаика создавалась по картинам В.М. Васнецова, М.Н. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, и многих других. Храм представляет собой синтез различных видов искусств - архитектуры, живописи, мозаики и замечательной мраморной облицовки стен и пола храма. Иконостас и киоты выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира и орлеца. Их художественное решение органично сочетались с облицовкой стен, пилотов и разноцветным наборным полом.
Подобно тому, как храм Христа Спасителя явился своего рода эталоном архитектуры русско-византийского стиля, храм Восресения Христова лег в основу возведения большинства храмов конца XIX - начала XX века.

К числу замечательных храмов в русско-византийском стиле, возведенном в эпоху Александра III, но освященном уже в 1896 году относится и собор св. князя Владимира в Киеве, в росписи которого участвовали В. Васнецов и М. Нестеров. Журнал "Мир искусства" так отзывался об этом храме: "Собор св. Владимира - целая эпоха в истории русской религиозной живописи. Русские художники, получившие высшее художественное образование, обыкновенно игнорировали нашу старинную иконопись... С появлением Васнецова и Нестерова всё переменилось. Эти художники поняли народный дух религии, прониклись ею, и благодаря этому создали такие произведения, которые близки народу... Оба эти художника ответили на запросы религиозного чувства и заслуга их никогда не будет забыта. Васнецов выдвигает пышный, строгий, византийский характер Православия, Нестеров его блаженную, наивную сторону".

Эти художники действительно создали целую эпоху в русской религиозной и исторической живописи. М.В. Нестеров, творчество которого достигает своего расцвета уже в эпоху Государя Императора Николая II, создаст в царствование Царя-Миротворца такие произведения, как "Видение отроку Варфоломею" и завершающим эту эпоху шедевром "Под благовест", ставшим, как бы прощанием Нестерова с любимым Царём, скончавшимся за год до этого.

Что же касается В.М. Васнецова, то 1880-е годы это время величайшего расцвета его творчества. Это и его знаменитое историческое полотно "Бой скифов со славянами", и философское раздумье "Витязь на распутье" и апофеоз русской мощи и величия "Богатыри". Он создавался художником, как своего рода программное произведение на протяжении семи лет: с 1881 по 1887 год. В центре картины образ Ильи Муромца, своей внешностью, мощью, осанкой и взглядом напоминающий царственного богатыря Александра. Внимательно смотрит он орлиным глазом из под могучей руки - не идут ли враги на русскую землю?

Вообще историческая живопись пользовалась особым интересом со стороны Государя Императора. Это исторические полотна В.И. Сурикова: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" и репинские "Запорожцы" и скульптурные творения М.М. Антокольского.

Об этом авторе хотелось бы сказать несколько слов. Широко бытует обывательское мнение, что Государь был воинствующим антисемитом и, что единственным способом для талантливого еврея добиться чего-нибудь в жизни, был переход в Православие. Марк Матвеевич Антокольский был чистокровным евреем, отнюдь не перешедшим в Православие. В своей скульттуре он затрагивал сюжеты из еврейской бытовой жизни и из еврейской истории, но, вместе с тем, он был горячим патриотом России и планетарным почитателем Христа. Достаточно вспомнить его замечательную статую "Христос перед судом народа". В царствование боголюбивого Царя им создается памятник меценату Ф.М. Дмитриеву со статуей Христа "Приидите ко мне страждущие и обремененные".

В эти годы скульптор создает ряд исторических шедевров: "Ермак", "Ярослав Мудрый" и "Нестор Летописец". О своей работе над "Нестором" скульптор писал, что это "покойная, кроткая и вместе с тем величественная натура, относящаяся правдиво к прошедшему и бесстрастно к будущему. Он отрекся от всего мирского и уединился для того, чтобы служить своим знанием потомству". Об отношении Государя к личности и творчеству М.М. Антокольского свидетельствует тот факт, им был заказан Антокольскому портрет Императрицы Марии Федоровны.

Среди блестящих мастеров портрета этой эпохи необходимо вспомнить всё того же И.И. Репина, начинающего В.А. Серова, Н.Н. Ге и К.Е. Маковского.

Среди мастеров пейзажа отметим А.И. Куинжи, И.И. Шишкина и И.И. Левитана потрясающей картиной которого "Над вечным покоем" завершается эпоха выдающегося Государя.

Отметим также, что эпоха Александра III ознаменовалась такими событиями связанными с расцветом русского художественного творчества, как большими восстановительными и реставрационными работами в древних русских городах. Так, в Киеве, в 1884 году был начат процесс реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви. В эти же годы начал издаваться журнал "Киевская старина". Наконец, с 1883 по 1890 год издается журнал Академии художеств "Вестник изящных искусств".
Наконец, царствование Александра III ознаменовалось величайшим расцветом музыки, театрального искусства и знаменитого русского балета.

Развитие музыки идет в двух направлениях. Во-первых, продолжается деятельность "Могучей кучки" - объединения композиторов, стремящихся реформировать русскую музыку на национальной основе. Хотя композиторы "кучкисты" в этот период ими создаётся целый ряд прекрасных музыкальных произведений. Это второе знаменитое произведение М.П. Мусоргского "Хованщина" и крупнейшая опера А.. Бородина "Князь Игорь". В это же время на сцене Мариинского театра ставится опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Впрочем, период подлинного расцвета творчества композитора относится к последнему десятилетию XIX века.

Национальное начало в музыке поддерживалось Государем и рядом меценатов. В 1885 году по инициативе С.И. Мамонтова открылась частная опера в Москве. А в Петербурге в 1885 году был основан первый оркестр народных инструментов под управлением В.В. Андреева.

Но время Александра III это, прежде всего, эпоха расцвета творчества величайшего русского композитора П.И. Чайковского. Именно в это время на весь мир прогремели балеты П.И. Чайковского: "Лебединое озеро" в постановке М. Петипа, "Спящая красавица" в постановке того же балетмейстера, и, наконец, последний сказочный балет композитора "Щелкунчик". Кроме того, великий композитор пишет в эти годы оперы "Пиковая дама", "Орлеанская дева" и "Иоланта", целый ряд симфонических произведений и романсов на стихи А. Фета, К.Р. и других лирических поэтов.
Среди молодых композиторов выделяются своим творчеством С.В. Рахманинов. В 1891 году в Москве прозвучало исполнение его Концерта для фортепьяно с оркестром № 1, в 1893 году поставлена его опера "Алеко".

Петербург по-прежнему оставался мировой балетной столицей. В конце царствования Государя восходит звезда М. Ксешинской. Восходит заря и другого гения русской сцены Ф.И. Шаляпина.

В 1887 году в Московском Обществе литературы и искусства создается труппа во главе с К.С. Станиславским, которой вскоре предстоит сыграть самую выдающуюся роль в истории русского театра. В 1894 году было образовано Русское театральное общество.
Близится "серебряный век" русского искусства, корни которого уходят в конец XIX века, в то самое "безвремение", в эпоху "упадка".

"Нас назвали детьми упадка, - писал С.П. Дягилев, - и мы хладнокровно и согбенно выносим бессмысленное и оскорбительное прозвище декадентов. Что мы должны считать нашим расцветом? Где наши Софоклы, Леонардо, Расины, которые могут презрительно видеть в нас лишь немощное извращение созданного ими искусства? Удовлетворительно нас модно царили такие силы, как Чернышевский, Писарев, Добролюбов". И презрительно отозвавшись об учениях, "отводивших искусству роль послушных школьников на помочах у противохудожественной теории социализма", редактор "Мира Искусств" писал: "Великая сила искусства заключается в том, что оно самоцельно, самополезно, а главное - свободно". Весьма примечательно, что лозунг "свобода искусств" был направлен не против царской власти, отнюдь на него не посягавшей, а против гнёта радикальной интеллигентской критики. "Русская императорская власть, - писал проф. С.С. Ольденбург, - следуя лучшим монархическим традициям всех времен, оказывала широкую поддержку изобразительным искусствам". От себя добавим, не только изобразительным, но и всем видам искусства.

Говоря о духовном и художественном расцвете во времена царствования Государя Императора Александра Александровича, нельзя не сказать об общих основах его политики в этих вопросах. Покровительствуя национальному искусству в России, Он не мог пройти мимо вопроса об укрепления основ православного воспитания в русских школах. В 1884 году было введено положение о контроле Синода над всеми школами и новых правилах о церковно-приходских училищах.

Это положение имело не только чисто охранительную, но и практическую цель. Земские школы, широко распространившиеся в сельской России, наряду с положительными моментами имели и ряд недостатков. Часть учителей было подвержено соблазнам нигилистических идей и были, мягко говоря, далеки от Церкви. А с другой стороны, сами крестьяне в силу своего положения нуждались не в общеобразовательных школах широкого профиля, а в школах чисто крестьянского типа, знакомящих крестьянских детей с основами Закона Божия дающими элементарные сведения о родной стране и ряд практически нужных для крестьянина знаний.


Сами крестьяне отзывались о приходских школах значительно лучше, чем о земских. Вот, что пишет о народном образовании сам К.П. Победоносцев: "Сколько наделало вреда смешение понятий о знании с понятием об учении. Увлекшись мечтательной задачей всеобщего просвещения, мы назвали просвещением известную сумму знаний... Мы забыли или не хотели знать, что масса детей, которых мы просвещаем, должны жить насущным хлебом, для приобретения коего требуется не сумма голых знаний, а умение делать известное дело".

Поэтому в отношении народного образования делается многое в плане развития профессионального обучения. В этом же русле следует рассматривать и пресловутый циркуляр министерства просвещения "о кухаркиных детях", затрудняющий приём в гимназии, и только в гимназии, детей прислуги. Неизбежное развитие комплекса неполноценности, особенно ярко проявляющееся в детские годы, прямо способствовало бы возникновению удовлетворительно части молодых людей революционных настроений. В то же время развитие в среде трудящийся молодёжи профессиональных и специальных знаний обеспечивало бы возможность детям из "простых" семей добиться значительного успеха в жизни.

Разумеется социальная сторона вопросов культуры и образования требовала постепенного и разумного решения, но возникающие здесь трудности ни коем образом не умаляют успехов России в области культуры.

Великим памятником достижения русской культуры в эпоху Царя-Миротворца является открытый 7 марта 1898 года в Петербурге в помещении Михайловского дворца, Русский Музей имени Императора Александра III, куда были перенесены произведения русских художников и скульпторов из Эрмитажа.

Другим памятником Государю является выдающееся произведение русского искусства работы Паоло Трубецкого - новое слово в монументальной скульптуре начала XX века. Конная статуя Царя-Богатыря возвышалась на Знаменской площади. Взгляд Императора был устремлен в сторону Николаевского вокзала, из здания которого устремлялись на север, восток и юго-восток России бесчисленные поезда по рельсам, значительная часть была которых проложена старанием Царя-Миротворца.

Евгений Степанович Лукашевский,
кандидат философских наук


http://tsar-mirotvorets.narod.ru/d-3.htm



Похожие:

Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconФилософское наследиε григорий сковорода
Член-корреспондент ан усср в. И. Шинкарук (председатель) Доктор философских наук В. Е. Евграфов доктор философских наук В. Е. Евдокименко...
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconСоцис. № Е. А. Тюгашев социокультурный подход в преподавании социологии: жанр этюда
Тюгашев евгений Александрович кандидат философских наук, доцент Новосибирского государст­венного университета
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconИрина Владимировна Бугаева, кандидат филологических наук, доцент (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), Евгений Владимирович Плисов, кандидат филологических наук, доцент (Нижегородская Духовная семинар
Александр Мякинин, кандидат богословия, доцент, проректор по учебной работе Нижегородской Духовной семинарии
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconЯблочко наливное
Я с н а я е в а а р т е м ь е в н а – педагог, кандидат философских наук, 33 года
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09. 00. 04 «Эстетика» Научный руководитель доктор философских наук
Работа выполнена на кафедре общественных наук Литературного института им. М. Горького
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconЖуравлёв Игорь Константинович кандидат философских наук, доцент
«околонаучную» позицию. Всякий образованный европеец знает, что именно Европа достигла наивысшей ступени развития мировой культуры...
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconИслам и политика
Айдын Али-заде, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований нана
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconКоммунистсен партийе Чаваш республика
Чебоксарского горкома кпрф, зам директора некоммерческого благотворительного фонда "Социальная инициатива XXI век", кандидат философских...
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconЖуравлёв Игорь Константинович кандидат философских наук, доцент
Европе, которой и следует подражать. Достоевский на протяжении всего своего творчества разоблачает это ложное утверждение, наносящее...
Евгений Степанович Лукашевский, кандидат философских наук расцвет национальной культуры в царствование царя-миротворца iconАркаим этот город построили русские архитекторы (В. П. Путенихин) здесь наши предки получили мощный пассионарный толчок
Петрович – доктор биологических наук, председатель Республиканской общественной организации «Новый Аркаим», автор гипотезы южно-уральского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов