Государственная культурная политика icon

Государственная культурная политика



НазваниеГосударственная культурная политика
Дата конвертации07.09.2012
Размер114.82 Kb.
ТипПояснительная записка

А.В. Квакин, профессор Кафедры истории Российского государства ФГУ

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА



План и программа спецкурса для студентов МГУ


Пояснительная записка


В качестве основного инструмента эпистемеологического исследования культуры представляется системный подход, или системное мышление. Обосновывая необходимость его использования, проф. М.С. Каган пишет: «Во второй половине ХХ века во всех областях культуры приходится иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию, преобразованию, управлению, проектированию именно в своей целостности, не допуская привычного аналитического расчленения и оперирования каждой частью порознь, ибо система есть нечто большее, чем сумма составляющих ее частей» [2].

С точки зрения системного подхода политическую культуру необходимо рассматривать, как систему взаимоотношений между двумя ее ключевыми элементами: властью и обществом. Эти взаимоотношения, в сущности, являются процессом субъект-объектных отношений, в которых власть и общество поочередно выполняют функции субъекта и объекта.

Такой подход, в котором основное значение приобретает именно перманентное двустороннее общение власти и общества противоречит ряду принятых определений политического процесса, трактующих политику прежде всего, как односторонний манипулятивный инструмент завоевания и удержания власти. Эта дискуссия проявляется даже на уровне определений понятия «политика», содержащихся в крупнейших западных и отечественных словарях:

^ Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: учение о способах достижения государственных целей.

Толковый словарь Даля: наука государственного управленья; виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые.

^ Словарь Вебстера:

Искусство или наука государственного управления.

Искусство или наука, имеющая отношение к руководству или влиянию на государственный курс.

Искусство или наука, имеющие отношение к взятию или удержанию контроля над органами государственного управления

^ Оксфордский словарь:

Искусство и наука государственного управления.

Публичная жизнь и дела, имеющие отношение к власти и государственному управлению.

Определенный набор идей, принципов или обязательств в политической сфере.


Деятельность, касающаяся приобретения или использования власти или государственного управления.

Организационный процесс или источник достижения власти, общественного положения и т.д.

Кстати, наиболее радикальное и в тоже время пессимистическое определение политики принадлежит графу А.В. Суворову, сказавшему, что: «Политика — тухлое яйцо».

Принципиально иной подход отражен в толковом словаре Ожегова.

^ Толковый словарь Ожегова: Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями.

Здесь уже в качестве автора политического процесса помимо, собственно, политика выступают структуры гражданского общества.

Наконец, в новейшей 1998 года издания электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия, составители уже имели возможность пользоваться плодами системного мышления. И акцент в определении политики делается ими не на явлениях, а на отношениях между ними.

^ Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия: сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Таким образом, если мы рассматриваем политику, как содержание специфического деятельностного процесса, то политическая культура характеризует его форму, характер взаимоотношений в рамках этой деятельности.

Для структурирования этих взаимоотношений воспользуемся известной кибернетической моделью Т.О.Т.Е. (Test — Operate — Test — Exit), разработанной в 60-х годах Дж. Миллером, Е. Галантером и К. Прибрамом [3]. Модель Т.О.Т.Е. описывает поведение системы, основанное на использовании механизма обратной связи и включает следующие компоненты:

Сформулированную цель;

Тест — проверку — подтверждения достижения цели;

Разнообразные средства достижения цели, действия, направленные на то, чтобы изменить или сделать что-то для приближения к поставленной цели;

В случае выполнения условий теста, следующий шаг — выход на следующий этап.

Создатели нейро-лингвистического программирования, адаптировавшие модель Т.О.Т.Е. к процессу межличностной коммуникации, сформулировали «формулу успеха» так:

Во-первых, знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.

Во-вторых, быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.

В-третьих, иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите [4].

Рассматривая под этой призмой процесс взаимоотношений власти и общества мы можем выделить три необходимые условия, реализация которых акторами политического процесса — властью и обществом — и будет определять уровень развития политической культуры.

Со стороны власти:

Наличие внятных политических целей и умение донести политические послания об этих целях до общества на понятном обществу языке.

Хорошо налаженный канал обратной связи от общества для распознавания реакции общества на свои декларации и действия.

Способность корректировать свои цели, декларации и действия, учитывая обратную связь и возможные изменения в системе.

Со стороны общества:

Умение сформулировать и выразить свои настроения, чаяния и потребности в виде политических посланий на понятном власти языке.

Хорошо налаженный канал обратной связи от власти для распознавания реакции власти на свои действия.

Способность адаптировать свои действия применительно к способам политического поведения власти.

Понятно, что уровень политической культуры общества будет определяться степенью гармонизации и соответствия всех элементов такой системы.

Отсутствие или ослабление любого элемента выводит данную систему из гармонического состояния и приводит к обострению или даже кризису в отношениях общества и власти.

Отечественная история дает вполне наглядные примеры таких кризисов.

Невнятные и противоречивые послания обществу отличали политику М. Горбачева, метавшегося между демократизацией политической жизни и стремлением сохранить закостенелую систему советской власти. В результате провал путча 1991г. и последовавшие вскоре «беловежские соглашения» уничтожили и советскую власть, и Горбачева, как политического лидера.

Отсутствие корректных механизмов получения обратной связи было характерной особенностью сталинской системы государственного управления. Функция изучения общественного мнения, отданная на откуп НКВД, моментально трансформировалась в шпиономанию и поиск «врагов народа».

Неспособность хоть как-то корректировать свои действия и соотносить их с политическими реалиями была глубоко свойственна брежневскому «застойному» руководству. Страна неуклонно двигалась к экономическому краху, общество было совершенно деморализовано, видя импотенцию властной вертикали снизу доверху. Между тем с трибун съездов и пленумов продолжали звучать победные реляции о «выдающихся достижениях и неуклонном росте».

Если рассматривать сюжеты отечественной истории, в которых общество пыталось выступить в качестве субъекта по отношению к власти, то яркими примерами неспособности посылать сообщения власти были крестьянские восстания С. Разина и Е. Пугачева. А. Пушкин предельно точно охарактеризовал русский бунт, как бессмысленный и беспощадный. Его участники совершенно невнятно представляли свои цели были абсолютно не готовы формулировать их власти.

Неспособность получать обратную связь от власти была характерна для общества всего советского периода — система политпропаганды порождала, скорее, квазисубъекность общества. В советском обществе отсутствовали институциональные каналы взаимодействия власти и общества, характерные для гражданского общества с высокой политической культурой, такие как реальные профсоюзы, политические партии, общественные организации.

Неспособность же общества адаптировать свои действия хорошо заметна сейчас в ситуации выборов регионального масштаба. Явление протестного голосования — поведенческая реакция, с помощью которой общество из раза в раз пытается привлечь внимание власти к своим проблемам, а на выходе получает «руководителей», типа Климентьева или Черепкова.

Одним из основополагающих принципов системного подхода является то, что изменение одного из элементов системы неизбежно приводит к дисбалансу всей системы, изменениям всех остальных элементов и взаимосвязей между элементами. Нарушение гомеостаза системы приводит вначале к попыткам самокомпенсации системы за счет усиления других элементов. Если компенсации не происходит, то нарушается герметичность системы и возрастает роль внешних по отношению к системе факторов.

Далее события могут развиваться по двум сценариям:

Если воздействие со стороны внешнеполитических сил адекватно общественному мнению, то это дает толчок к смене власти. Именно так происходят революции. По такому сценарию развивались события в 1917 году. Мы имели возможность наблюдать это в недалеком прошлом в ситуации российской «бархатной революции»: отставке М. Горбачева и приходе к власти Б. Ельцина в конце 1991 г.

У власти в ответ на усиление внешнего влияния появляется новое послание народу, например, о наличии внешней угрозы, необходимости консолидации общества и власти для отпора внешнему врагу. Это делает предыдущие невнятные сообщения второстепенными. Пользуясь терминологией гештальта: фигура становится фоном. Происходит гармонизация отношений. Наглядный пример — «холодная война» долгие годы отвлекавшая советское общество от внутриполитических проблем.

Таким образом, уровень политической культуры общества определяется степенью гармонизации субъект-объектных отношений между властью и обществом. А гармонизация тем выше, чем более проработаны и властью, и обществом вышеописанные культуральные элементы.

На практике для такой гармонизации необходимы два системных фактора:

Продуманная стратегия Public Relations со стороны власти

Построение гражданского общества, как стратегическое направление формирования равновесного состояния системы.

Примечания

[1] Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы «Социально-гуманитарные знания». №6, 2000.

[2] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
[3] Miller G., Galanter E., Pribram K. Plans and the Structure of Behavior, 1960.

[4] O’Connor J., Seymour J., “Introducing Neuro-Linguistic Programming”, 1990.


ПЛАН

  1. Можно ли управлять культурой?.......................4 часа

  2. Схемы государственной культурной политики: функциональная инверсия………………………4 часа

  3. Схемы государственной культурной политики: «ликбез»…………………………………………… 4 часа

  4. Схемы государственной культурной политики: культ обслуживания и культообслуживание…………..4 часа

  5. Нетерпимость к антикультуре – предпосылки государственной культурной политики…………..4 часа

  6. Ориентация на гибкое опережающее реагирование – цель государственной культурной политики…………..4 часа

  7. Творчество культуры – культурная идентификация………………………………………4 часа

  8. Современные задачи государственной культурной политики в Российской Федерации…………………4 часа

ИТОГО…………………………………………………..32 часа

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева И.В., Баско Н.В. Русская деревня - ХХ век: Культурологический словарь. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 304 с.

  2. Антология русского палиндрома XX века / Сост. В. Рыбинский; Под ред. Д.Минского. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 192 с.

  3. Антология сатиры и юмора России XX века. Т.9: Литературная пародия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 544 с.

  4. Бестужев-Лада И.В. Искусство ХХ века: агония или родовые муки? (Три версии) // Alma Mater. - 1999. - N 7. - С.38-40.

  5. Бычков В.В., Бычкова Л.С. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. - 2000. - N 2(10). - С.63-76.

  6. Великие музыканты XX века / Сост. Д.Е.Сидорович. - М.: Мартин, 2003. - 512 с. - (Великие XX века).

  7. Гаккель Л. Русская музыка: итог двадцатого века // Наше наследие. - 2001. - N 56. - С.15-20.

  8. Галинская И.Л. Горизонты культуры на рубеже тысячелетий // Культурология: Дайджест / ИНИОН РАН. - М., 1999. - N 4. - С.7-13.

  9. Гуляницкая Н.С. Духовная музыка XX века: прошлое и настоящее // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. - 2000. - N 3. - С.249-256. - Библиогр.: 14 назв.

  10. XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества: Матер. междунар. конф., состоявшейся в Университете Тиба (Япония) 22-25 авг. 2002 г. - М.: ИД "Грааль", 2002. - 560 с.

  11. Деготь Е. Русское искусство ХХ века. - М.: Трилистник, 2002. - 224 с.: ил.

  12. Зимарин О.А. Книгоиздание в новом веке: плюсы и минусы глобализации // Эффективное книгоиздание: Сб. ст. Вып.1 / Ассоциация держателей авторских прав (АДАП). - М.: Изд-во "Весь мир", 2002. - С.6-10.

  13. Искусство ХХ века: Итоги столетия: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. - 346 с.

  14. Казакова Л.В. Художественное стекло ХХ века: (Основные тенденции. Ведущие мастера. К проблеме мирового студийного движения): Автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра искусствоведения / НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. Акад. художеств. - М., 2000. - 72 с.

  15. Колесникова Г.И. История отечественной музыкальной культуры ХХ века: Учеб. пособие для специализации "Методист по муз. воспитанию". - Шадринск: Шадрин. гос. пед. ин-т, 2001. - 107 с. - Библиогр.: 12 назв.

  16. Кононенко Б.И. Особенности развития культуры ХХ века: Лекция. - М.: Моск. акад. МВД России, 2000. - 60 с.

  17. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества // Человек. - 2002. - N 2. - С.38-53.

  18. Кузнецов В.Н. Геокультура как гуманитарная парадигма XXI века // Безопасность Евразии. - 2002. - N 4(10). - С.383-397.

  19. Маркова Г.Г. Формирование культуры XXI века: социально-философский анализ / Ставроп. гос. сельхоз. акад. - Ставрополь, 2001. - 135 с. - Библиогр.: 117 назв.

  20. Мелентьева Ю.П. Российское библиотековедение: ХХ век. Основные направления, проблемы и итоги развития: Коллектив. монография // Библиотековедение. - 2000. - N 2. - С.33. - (Анонс).

  21. Назарова Г.Ф. Культурный выбор третьего тысячелетия // Безопасность Евразии. - 2002. - N 2(8). - С.355-357.

  22. Оруджева Е.И. Библиотекарь XXI века // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информ. специалистов: Тез. докл. 2-й Междунар. конф., 4-6 дек. 2001 г. - М.: РБА, ВГБИЛ, 2001. - 192 с.

  23. Плужников В.И. Весь двадцатый век. 1917-1980 гг. // Человек. - 2000. - N 3. - С.61-63; 104-107; 185-186; 192.

  24. Провозина Н.М. Словарь терминов и понятий ходожественной культуры ХХ века: Учеб. пособие. - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 2001. - 62 с. - Библиогр.: 10 назв.

  25. Рогальская О. ХХ век. Знаменитые музыканты. - СПб.: Искусство России, 2000. - 160 с.

  26. Русская культура ХХ века на родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. Вып.1 / Под ред. М.В.Михайловой, Т.П.Буслаковой, Б.А.Ивановой. - М., 2000. - 280 с.

  27. Русская литература ХХ века: итоги столетия: Сб. тр. междунар. науч. конф. мол. ученых, С.-Петербург, 16-18 марта 2001 г. / Под ред. А.А.Кобринского. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 152 с.

  28. Русская литература. XX век: Большой учеб. справ. для школьников и поступающих в вузы / Авт.-сост. Е.М.Болдырева и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 672 с.

  29. Симкина Н.Н. Культура России в 20 веке: Учеб. пособие. - Брянск: БГТУ, 1999. - 44 с. - Библиогр.: 12 назв.

  30. Стебляк В.В. Традиции и инновации в русской культуре XXI века. Ч.1. - Омск: ИЦ "РУСИНКО", 2000. - 92 с.

  31. Тезисы юбилейной международной конференции "Пушкин и пушкинистика на пороге XXI века" / Сост. Г.Е.Потапова // Дискурс. - 2000. - N 8/9. - С.93-126.

  32. Турчин В. Русская живопись: образ уходящий // Наше наследие. - 2001. - N 56. - С.38-49.

  33. Тюлина Н.И. Библиотечное дело 2-й половины ХХ века (Общемировые тенденции сквозь призму понятийного аппарата) // Библиотековедение. - 2000. - N 2. - С.18-25. - Библиогр.: 5 назв.

  34. Ханова О.В. Пушкин о вечных ценностях // Человек и право на рубеже веков: Альманах. N 1(2). - Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2001. - С.98-103.

  35. Шапинская Е.Н. Массовая культура ХХ века: очерк теорий // Полигнозис. - 2000. - N 2(10). - С.77-96.

  36. Швидковский Д. Русская архитектура: путь к европейскому веку // Наше наследие. - 2001. - N 56. - С.22-37.

  37. Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Тез. докл. науч.-практ. конф. (20-21 мая 1999 г.) / Гуманит. ун-т; Редкол.: Закс Л.А. и др. - Екатеринбург, 1999. - Т.3. Кризис и развитие духовной культуры России (наука, религия, мораль и искусство). Социально-психол. состояние человека в России (единство национального и общемирового). - 1999. - 308 с.










Похожие:

Государственная культурная политика iconДмитрий Николаевич Нечаев (Воронеж) Государственная молодежная политика правоконсервативного правительства хдс/хсс (1983-1998)
Государственная молодежная политика правоконсервативного правительства хдс/хсс (1983-1998)
Государственная культурная политика iconIii ивановича. Собор 1503 года: вопрос о монастырских вотчинах; “особое мнение” преподобного Нила Сорского
Государственная политика в XVI-XVII веках в отношении монастырских вотчин. Политика Петра I и его преемников в отношении монастырей...
Государственная культурная политика iconО. М. Журавлева Митрополит московский Филарет (Дроздов) и старообрядцы: епархиальная практика и государственная политика
Митрополит московский Филарет (Дроздов) и старообрядцы: епархиальная практика и государственная политика
Государственная культурная политика iconДокументы
1. /Государственная политика России в области образования.doc
Государственная культурная политика iconГосударственная научно-техническая политика
Преодоление барьеров на пути к энергоэффективности в России 11 апреля 2007 г., г. Москва Торгово-промышленная палата РФ
Государственная культурная политика iconДокументы
1. /Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью международный...
Государственная культурная политика iconПостановление правительства Москвы Московский «Энергетический пролог» в документах Приложение №1 о городской целевой программе по энергосбережению на 2004-2010 годы
Государственная энергосберегающая политика, проводящаяся в городе Москве через реализацию программ энергосбережения, имеет системный...
Государственная культурная политика iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Государственная инновационная...

Государственная культурная политика iconТехническая сложность, 1-8 б. Природная, историческая, культурная и т д. интересность, 1-10 б

Государственная культурная политика iconУтверждаю директор моу «сош №21» Паршикова Т. В. Приказ от 19. 05. 2012 №176
Настоящая Политика обработки персональных данных в моу «сош №21» (далее Политика)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов