Агни йога и государство новой эпохи icon

Агни йога и государство новой эпохи



НазваниеАгни йога и государство новой эпохи
страница1/13
Дата конвертации15.09.2012
Размер2.27 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1. /Агни Йога и государство новой эпохи.docАгни йога и государство новой эпохи




СОДЕРЖАНИЕ

3
ЧТО БЫЛО
И ЧТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ
(социалистическая экономика и нравственность) 19



АГНИ ЙОГА И ГОСУДАРСТВО НОВОЙ ЭПОХИ

(Практическая программа перевода общества на эволюционный путь развития. Построение общества и государства общего блага)


Шествие комму­низма нужно крепко сплести с именем Майтрейи, ибо это истина.

«Откровение», 875


1
О сущности капиталистической системы,
или
КАК МЫ СЕЙЧАС ЖИВЁМ


1. О сущности капиталистической системы

Что представляет собой капитализм?

Говоря о капиталистическом строе, говорят о том, что капитализм ставит экономику выше политики. А значит, максимально заботится о том, чтобы удовлетворить всяческие материальные чаяния людей, максимально заботится о том, чтобы люди вкусили «достойной жизни», как это называет президент России.

Собственно говоря, устройство капиталистического строя таково, что при нем экономика ставится даже не только выше политики, а превыше всего, т.к. если экономика выше политики, то она автоматически оказывается выше всего (кому только что высказанный тезис кажется недоказанным, просто читайте дальше).

Капиталистическая экономика состоит из частных предприятий, т. е. находящихся в частных руках предпринимателей-коммерсантов. Цель существования каждого частного предприятия – это корысть, материальная прибыль владельца предприятия. И чем грубо материальнее, корыстнее владелец частного предприятия, тем более сильным стимулом для него являются деньги. Чем более сильным стимулом для него являются деньги, тем лучше он обеспечит самую прибыльную работу своего предприятия. А менее корыстных своих конкурентов вытеснит из бизнеса. При капитализме побеждает всегда самый корыстный.

Впрочем, человечество так живет уже давно. В этом отношении при крепостничестве, при рабовладельчестве все было так же.

Но капитализм пошел дальше. Постепенно выяснилось (подсчитали), что подневольный труд менее эффективен, чем свободный. И рабов и крепостных освободили. И капитализм выдвинул для всех простых рабочих и крестьян лозунг: свободный труд за деньги. Чем больше и лучше работаешь – тем больше получаешь. Чем больше все наемные рабочие стремятся к получению больших зарплат, тем больше и лучше они работают, и тем выгоднее всё это их работодателю, тем бóльшие прибыли он, в конечном счете, получает. Так капитализм пошел дальше в использовании человеческого корыстолюбия.


Вся капиталистическая экономика основывается на всеобщем корыстолюбии (и работодателей, и их наемных работников), тотальном стремлении к обогащению, личной выгоде – капитализм буквально культивирует в каждом человеке корысть, жажду наживы. И не может не культивировать, т. к. вся капиталистическая система держится только на этом.

Освободив рабов и крепостных, частные производители извлекли из этого для себя самих огромную пользу. Миллионы простых людей, работая как лошади, стали иметь в карманах больше денег. Свободный труд эффективнее – и благодаря этому и частники-капиталисты стали получать больше прибыли, и простым людям доставалось тоже все-таки побольше, чем они имели в качестве рабов. Капиталисты извлекли и из этого дополнительную прибыль: стали продавать товары этим самым «разбогатевшим» рабочим – а в результате сами получили от этого доход. Появилась реклама, которая не только начала преследовать людей на улицах, но и, с изобретением радио и телевидения, стала неотступно преследовать людей и в их домах.

Ну что касается рекламы – это, конечно, только наслойка. Правда, наслойка важная. Она действует с той же целью: еще больше зацикливать людей на чисто материальных ценностях и целях и дать возможность коммерсантам получать еще больше прибыли (по подсчетам экономистов, в среднем реклама позволяет повысить цену товара на треть). Но если рекламу устранить вообще, то и без нее капиталистическая система останется жизнеспособной и прибыльной. Но вот без основного фундамента – всеобщего корыстолюбия, зацикленности на материальных ценностях, капитализм существовать никак не может. Капиталистическая система нуждается в массовой заматериализованности, корыстолюбии, эгоизме людей. Всеобщий эгоизм капиталистической системе жизненно необходим – без него она вообще не сможет существовать, а чем меньше будет в людях заматериализованности и корыстолюбия, тем хуже будет работать капиталистическая экономика.

«Сверху» капиталистическая экономика нуждается в как можно более сильном корыстолюбии частных предпринимателей, т.к. чем выше их корыстолюбие, тем лучше они обеспечат работу их частных заводов, фабрик и т.д. «Снизу» капиталистическая экономика нуждается в как можно большем корыстолюбии рабочих, т.к. чем больше они будут хотеть заработать побольше денег и жить богаче, тем больше и лучше будут работать.

Чтобы капиталистическая экономика была эффективной, все люди должны быть как можно более корыстны и жадны до денег и материальных благ.

Всеми способами провоцируя людей на проявления и развитие корысти, капитализм фактически воспитывает в людях эгоизм и корыстолюбие. Поэтому сейчас мы имеем в лице капиталистической системы такое зло, какого никогда еще не существовало в нашей Пятой Расе.

И чем дольше существует на Земле капитализм, тем больше он будет изо всех сил способствовать закреплению в сознании людей полного доминирования материальных, потребительских ценностей над духовными, а в конечном счете, таким образом, способствовать моральному разложению человечества.


Кто-то скажет: «Да, капитализм – это зло. Капитализм дает человеку много соблазнов-препятствий на пути духовного развития. Но преодолением препятствий и растет человек. Кто хочет – преодолеет и их».

У такой логики есть смысл. Да, преодолением препятствий мы растем.

Но, как сказано в одной довольно известной современной книге «Люди, как бы ни были крепки в своей вере, при постоянном искушении падут. Останутся единицы, но единицы не делают погоды. В этом виноват не человек, а такова его природа. Если по монастырю организовать прогулки голых девиц, от монастыря за короткое время ничего не останется. В миру живут еще более слабые люди. Мы, пишущие эти строки, все понимаем, но никто из нас не может сказать, что он безгрешен. Человек привыкает к порочному удовольствию независимо от понимания его опасности. Никто не может устоять против соблазна, если его системно, постоянно и профессионально искушают». В начале этой цитаты говорится о крепости в вере. Имеется в виду христианская вера. Но то же самое точно так же можно сказать о любых людях, независимо от их склонности к какому-либо вероисповеданию или к атеизму. Если обычных людей – народные массы – время от времени искушать какими-то аморальными соблазнами, в этом нет ничего страшного. Именно преодолениям таких соблазнов человек духовно растет. Но постоянные искушения, как массированные бомбардировки, неизбежно приводят к постепенному все большему моральному разложению подавляющего большинства людей. И при таком положении дел это именно абсолютно неизбежный процесс.

 

Капитализм не был бы таким злом, если бы не существовало срастания капитала с властью. Но срастание капитала, т.е. крупнейших держателей капитала (банкиров, частных собственников) с властью при капитализме неизбежно. Его не может не быть.

Капитализм даже открыто и прямо ставит экономику выше политики. Тем самым сразу признавая подчиненность, зависимость политики от экономики и допуская влияние представителей экономики (крупнейших держателей капитала) на политику и подчинение политики потребностям представителей экономики, коммерсантов. Тем самым все правительство страны, конечно, не абсолютно полностью, но в очень и очень большой степени (а как же иначе, если экономика выше…) обязывает себя подчиняться интересам представителей экономики страны. В результате естественным образом представители крупнейших частных собственников гласно или не гласно рулят страной. Подчиняя как можно в большей степени всю жизнь в стране своей выгоде. Когда экономика выше политики, это значит, что экономика ставится превыше всего вообще. А капиталистическая экономика – это, на самом деле, интересы различных частных собственников, каждый  из которых «тянет одеяло на себя» и думает только о своей выгоде, пытаясь переделать весь окружающий мир под достижение этой цели.

 

 

Эволюция общества очень сходна с тем, что говорила Е.П. Блаватская об эволюции Семи Рас и Семи Кругов. Сначала был первобытнообщинный строй. Потом развитие пошло по нисходящей дуге, в сторону усиления материальности (по аналогии: как от Первой Расы ко Второй, от Первого Круга ко Второму), и где-то возникло рабовладение, где-то феодализм, а в России крепостной строй. Потом возник капитализм, как низшая точка в нисхождении, инволюции общества. Это самое дно ямы, на которое сейчас пало человечество.

Образно говоря, ниже только ад.

 

 

Формально, прямым текстом, нам вроде как никто ничего не навязывает и никто из коммерсантов ничего плохого в нас, вроде бы, не воспитывает. Наоборот. Создатели капиталистических законов явно провозглашают свободу вероисповедания. Хочешь – верь и делай богоугодные дела. Но церковь стоит где-то в одном месте и редко попадается на глаза. А если и попадается, то само здание церкви тоже никому ничего не навязывает. Другие достойные цели времяпрепровождения и приложения сил тоже себя не навязывают. А вот реклама маячит перед глазами постоянно и вроде бы тоже не навязывает, но… очень настоятельно предлагает и, таким образом, все-таки навязывает переключиться на хорошо видимые материальные цели: зарабатывать и тратить, зарабатывать и тратить…

Прямым текстом никто и никогда не говорит: будь как можно более эгоистичным, корыстным. Но говорится о естественности и даже необходимости рыночных отношений и конкуренции. Конкуренции за что? За выгоду. Каков смысл конкуренции? Сделай так, чтобы оторвать себе кусок побольше, а всем другим оставить поменьше. Это не пропаганда абсолютного эгоизма? Есть растительноядные животные. А есть каннибалы, для которых все окружающие – это только пища, включая и всех своих сородичей, кто только окажется послабее, кого можно осилить и съесть. С идеей конкуренции и, что важно, чисто эгоистической конкуренции за обладание материальными благами, людям внушается идея нормальности каннибализма. Или чего-то очень похожего на него.

Кроме того, раньше, в докапиталистическом мире, церковь не была отделена от государства. И в том докапиталистическом монархическом мире монарх был даже заинтересован в укреплении религии. Считалось, что власть царя – от Бога. И монарх был заинтересован в том, чтобы люди в это верили. А для этого нужно было, чтобы вера людей была сильна, чтобы роль религии в стране была сильна.

Теперь же идея «власть от Бога», а вместе с ней и монархия, канули в лету.  (Не будем печалиться об этом. Монархия ушла в прошлое по объективным причинам, из-за своих недостатков, и воскрешению не подлежит.) Современному правителю (президенту) в этом отношении нет смысла способствовать усилению роли религии в стране. Теперь государство (светское) само по себе, религия сама по себе. А капиталистическому государству, хотя и негласно, но все же выгодно и необходимо, чтобы люди были не религиозны и альтруистичны, а корыстны. И капиталистическое государство всячески развивает в людях их способность бесконечно зарабатывать и тратить, ставя во главу своих ценностей деньги, богатство, мечту о достойной жизни, подразумевая под ней чисто материальное благополучие… а все, что нужно, вроде как можно просто купить. Таким образом, по сравнению со средневековыми монархическими странами, влияние капиталистического государства на людей безмерно выросло, а влияние церкви настолько же упало. И когда вся капиталистическая экономика как можно сильнее старается соблазнять человека на то, чтобы только зарабатывать и тратить, живя чисто материальными потребительскими интересами, религия уже никак не может компенсировать это духовно разлагающее влияние своим духовно облагораживающим влиянием. Да под влиянием капиталистических нравов и религия разлагается.

То же самое касается и влияния всех просветителей, пытающихся как-то морально и культурно поднимать народ. Мы, рериховцы, пытаемся просвещать людей, а весь образ жизни, который сформирован для нас для всех теми, кому выгодно, чтобы мы только и делали, что зарабатывали и тратили, тут же толкает всех забыть обо всяких высоких категориях и погрузиться в чисто материальную потребительскую жизнь. «Один раз живём!». «Бери от жизни всё!». И само собой разумеется, что при этом почти весь труд просветителей оказывается сизифовым трудом.

И при капитализме так будет всегда. Просветителей мало, а машина капитализма, состоящая из сросшихся бизнеса и власти, – это самое сильное образование, какое только можно вообразить. И пока капиталистическая машина, работающая исключительно на человеческом корыстолюбии и эгоизме, существует, никакие просветители не смогут изменить эту ситуацию

 

Когда вся частнособственническая экономика страны работает на тотальном корыстолюбии и полностью зависит от всеобщего корыстолюбия, когда всем бизнесменам страны выгодно и даже необходимо низкоматериальное, как можно более корыстное сознание всех людей в стране, а власть только поддерживает такое положение дел, никакие просветители эту ситуацию изменить не смогут.

 

Действие капиталистических порядков – как массированная бомбардировка. Полностью завися от человеческого корыстолюбия, работая на человеческом корыстолюбии, как на топливе, капитализм научился вторгаться почти в любые мыслимые и немыслимые ситуации человеческой жизни – вторгаться и толкать человека к проявлению потребительства, корыстолюбия.

И чем дольше мы живем в условиях капиталистической системы, тем больше эта система воспитывает поколений моральных уродов, абсолютно уверенных, что идея «Бери от жизни все!» - абсолютно нормальный и естественный смысл жизни человека.

Является ли такой образ жизни современных людей, несмотря на его недостатки, неизбежным?

 


2. Культура и политика

«Культура – одно, а политика – другое. Говорят, что они сестры, но ведь и сестры не всегда в ладах живут. Да и сестры ли? Носитель Культуры подчас ужасается поведению политика, а тот ехидно высмеивает идеализм культурного деятеля. С точки зрения политика, многие действия Культуры непозволительны, но труженик Культуры не поймет политических перегородок. Он действует прежде всего во имя человечности, а для политика гуманитарные основы закрыты паутиной предрассудков. Да еще каких предрассудков! Подстать средневековым суевериям. Но не подумайте намекнуть политику о его предрассудках. Ощетинится злейший враг» - так писал Н.К. Рерих в очерке «Культура» (см. «Листы дневника», том 2).

Наверное, сильнейший контраст между идеями людей культуры и людей политики, как во времена жизни Рерихов, так и сейчас существует в США.

И, долгое время прожив в США, Рерихи прекрасно понимали различия интересов культуры и политики.

«Ощетинится злейший враг» - говорил Рерих о современных политиках. Так было при жизни Рерихов, так остается и по сей день, едва ли не усугубляясь. Сейчас, в современном мире культура и политика – это явные враги.


Условия жизни, в которых мы живем, создаются для нас политиками. Хотим мы этого или не хотим, но политика в любом случае вторгается в нашу жизнь. И возникает такое явление. Все религии мира веками пытаются просвещать, духовно поднимать людей. Наконец, в наше время мы, рериховцы, пытаемся просвещать и духовно поднимать людей. Но изменился ли уровень сознания людей не только за время существования Учения Агни Йога, но и хотя бы за последние 2 тысячи лет? Нет, не заметно. Меняются условия жизни, лапти – на машины, хаты – на небоскребы. Но роста уровня сознания людей не происходит. А почти все действия просветителей превращаются в «сизифов труд». А в последнее время, в связи с теми явлениями, которые описаны чуть выше, под заголовком «О сущности капиталистической системы», вполне справедливо будет говорить и о деградации нравов. Когда просветители (которых так мало!) пытаются влиять на людей в одну сторону, а власть, особенно при той общественной формации, которую мы называем капитализмом, ставит экономику выше политики, а значит, просто превыше всего, формирует из людей чисто потребительское общество с эгоистическим желанием богатства во главе всего – при этом действия редких просветителей не могут не «уходить в песок». Когда само государство стоит во главе какой-то идеи, подавляющее большинство людей не может ему противостоять и живет так, как им предлагают, а труд просветителей неизбежно становится «сизифовым трудом».

При этом действия просветителей смогут утвердить свои идеи в очень редких случаях, оставляя подавляющее большинство людей под разлагающим влиянием государства.

Так все общество под прикрытием слов о «достойной жизни» развивается не в сторону общего блага, а в обратном направлении.

Что такое общее благо? Это, в первую очередь, то, когда люди имеют возможность духовно восходить. Только духовный рост является истинным благом и залогом настоящего улучшения качества жизни. Истинное общее благо – это когда не единицы, а все общество хотя бы как угодно медленно, но все же духовно эволюционирует. Но современное капиталистическое государство ставит людей в условия, способствующие не восхождению, а массовому моральному разложению людей. Единицы могут восходить и в таких условиях, если они в десятках и сотнях предыдущих воплощений научились противостоять любым препятствиям на пути своего духовного восхождения, но восхождение единиц – это еще совсем не общее благо. А общее направление развития всего капиталистического мира, когда единицы все же восходят, а подавляющее большинство разлагается, оказывается при этом точно противоположно идее общего блага. И точно противоположно идее духовной эволюции.


Политика любого капиталистического государства строится на идее: экономика (частный бизнес) превыше всего. Высшая цель, высшая заповедь капиталистического общества: дать возможность как можно больше богатеть тем, кто этого хочет. Основа кап. общества: стремление к материальному обогащению. Под эту цель разрабатываются и пишутся законы, лежащие в основе капиталистического общества.


Понятно, что в таком обществе, основой которого является тотальное корыстолюбие и все держится на тотальном корыстолюбии, культурно-просветительские цели (тем более если понимать слово «культура», как культ-ура, т.е. культ духа или почитание огня духа) оказываются очень мало кому нужны. Идеи культ-уры этому миру чужды и всегда будут чужды.


Культура капиталистическому миру, строго говоря, не нужна.

Властям, управляющим этим миром, культура не нужна и никогда не будет нужна.

Не будем абсолютизировать. В любом государстве мира в настоящее время как всем простым людям или, по крайней мере, подавляющему большинству людей, так (пока еще) и политикам, властям любой страны хотя бы в какой-то степени культура не совсем чужда.

Иногда политики могут даже сами говорить о культуре и о ее необходимости. Хотя что конкретно называть культурой, как показывает жизнь, на практике их уже не волнует. Так при этом если за культуру в стране массово выдается «попса» и фильмы-триллеры, их это уже не беспокоит: есть какое-то подобие культуры или псевдокультуры – и ладно. При этом понимание того, что вообще можно назвать культурой и искусством, у людей постепенно размывается. Уровень того, что можно назвать культурой, в понимании многих постепенно понижается.

Доминирующее значение в кап. обществе имеет и всегда будет иметь шоу-бизнес и его творения.

Как сказал министр культуры России, А.А. Авдеев о современном состоянии культуры в стране: «Культура, к сожалению, подчиняется рынку. А на рынке ее вытесняет псевдокультура общественного потребления и плохой шоу-бизнес. … Сегодня выгодно писать роман про эротику, потому что он продается. Рынку нужно то, что продается. Рынок подсекает настоящую культуру».

Причем в России культура пока еще сохраняется на сравнительно неплохом уровне. Существует такое явление: перемены в стране начинают входить в полную силу, когда после их начала меняется поколение. То есть через 20 лет, когда вырастают и взрослеют дети, родившиеся после начала этих перемен. Россия стала капиталистической в 1992 году, то есть почти 20 лет назад. Вскоре в стране начнут активно действовать те, кто родились уже в капиталистической России и считают нормы жизни и нравы капиталистического общества естественными для себя. Пока эти уже по-настоящему «новые русские» (и не русские) еще только-только входят во взрослую жизнь и не успели многое сделать. Поэтому пока Россия еще живет отчасти старыми, советскими нравами, в основе которых стоят не деньги, а нечто более высокое. И это пока дает возможность России быть в культурном смысле несколько выше других капиталистических государств. Но это время уходит. Через несколько лет Россия постепенно сможет уже полностью ассимилироваться в нравы капиталистической жизни.

Если же посмотреть на другие капиталистические страны, которые стали капиталистическими уже давным-давно, там так же давно культ-ура мало кому нужна. Доминирующие позиции везде имеет бизнес. То есть шоу-бизнес. В мире капитала иначе быть не может.

В современном мире люди политики и люди культуры имеют противоположные цели.

Люди политики (власти всех мастей) говорят о богатстве, как высшей цели. А для накопления богатства нужно корыстолюбие, и чем больше, тем лучше, – эта основа капиталистического общества не афишируется, но именно она является его реальной основой.

Люди культ-уры говорят о просвещении и духовности. Но чем больше духовности, тем меньше корыстолюбия, а вот это апологетам современного капиталистического общества уже не нужно.

Особенность нашего времени такова, что политики, т.е. сросшиеся с бизнесом власти страны, которые задают тон жизни в стране (любой стране капиталистического мира), которые создают законы, по которым мы живем, и обладают очень многими рычагами управления жизни в стране, всегда будут, пользуясь своей властью, контролировать положение дел так, чтобы оно было выгодно для бизнеса.

Иногда говоря о культуре и ее необходимости, политики при этом тут же все делают для поддержания частнособственнической, полностью базирующейся на корысти и эгоизме, экономики.

Разумеется, в таком обществе, во главе которого стоит ее величество корысть, самость, общий морально-культурный уровень народа будет с годами и десятилетиями только понижаться, ассимилируясь в материально-потребительские ценности и отдаляясь от культ-уры. Страшный процесс, но факт.


3. Как жить дальше? Вектор развития

Что может остановить этот процесс и повернуть его вспять?

Только искоренение его причины. Если сейчас морально-культурную деградацию людских масс вызывает жизнь в обществе, где во главе всего стоит рыночная экономика, а она существует на основе культивирования в людях корысти, эгоизма, самости, то единственное, что может развернуть ситуацию вспять, это создание для людей других, противоположных условий жизни, которые провоцировали бы в людях не индивидуализм, а общинность, взаимодействие, взаимопомощь.

Вместо капитализма, который нуждается в человеческой корысти, работая на ней, как на топливе, нужен общественный строй, который нуждается в развитии в людях общинности.

Это должен быть общественный строй, который будет исходить из того, что если ставить на первое место добывание материальных благ, то в таком обществе жизнь всех людей превращается в бесконечную конкуренцию, где каждый каждому – конкурент и враг. А единственная альтернатива этому – общество, включающее в себя вектор на развитие общинности поверх желания материальных благ.

На элементарном уровне простые обычные люди, в сущности, понимают необходимость и полезность добрососедства, общинности, тянутся к такому образу жизни и, в какой-то мере, по этим принципам живут. Силу этой тяги нельзя переоценивать, она далеко не так велика, как хотелось бы, но в какой-то мере люди все же сами явно хотят дружеского взаимодействия, а не тотальной конкуренции с соседями. Поэтому, например, очень во многих случаях, эмигрируя в другую страну, русские люди все равно и там поселяются в русском квартале, евреи – в еврейском, арабы – в арабском и т. д. – им так комфортнее, спокойнее, т.к. рядом свои. Хотя эти самые свои на самом деле могут вести себя и как не совсем свои, может быть, они и не захотят по-соседски помочь, когда нужна помощь (а может, в какой-то мере и помогут…), но все же рядом с такими своими комфортнее, чем с другими. Такое группирование своих со своими – это очень примитивный уровень общинности, при таком уровне общинности, например, обычно в полную силу работает принцип «дружба дружбой, а деньги врозь», но это все же именно начальный уровень общинности, коллективизма, добрососедства. И такому добрососедству никого учить, воспитывать не надо – у любого человека тяга к группированию со своими есть, как нечто само собой разумеющееся, что называется на уровне инстинкта.

А добрососедство, общинность – это уже зачатки культуры, т.к. общинность предполагает взаимопомощь, взаимовыручку, потребность чаще или реже что-то отдать или сделать не ради себя, а для других, а это уже истинные начала культ-уры. Зачатки общества, живущего по законам Общего Блага.

Если капитализм, развивая в людях индивидуализм и корысть, ведет к массовой моральной деградации, то он должен быть заменен общественным строем, пробуждающим и развивающим в человеке добрососедское отношение к людям, взаимопомощь, взаимовыручку.

Во многих и очень многих людях сейчас тяга к общинности очень слаба, а корыстолюбие, желание материальных благ намного больше. Но в какой-то степени тяга к общинности и у таких людей есть, хотя силу этой тяги у них, как уже было сказано, нельзя переоценивать. Есть, наверное, и люди, которые из-за своего нижайшего уровня сознания полностью лишены даже самой примитивной тяги к общинности, но можно уверенно сказать, что таких людей даже не 1%, а еще меньше и намного меньше.

Повторим: такие элементарные основы общинности в людях вообще не нужно воспитывать. Практически во всех людях изначально заложено и корыстолюбие с эгоизмом, и потребность добрососедства.

При этом условия жизни людей могут провоцировать на развитие либо эгоизма, либо общинности. Капиталистические условия жизни, капиталистические законы провоцируют развитие в людях корыстолюбия. Чтобы провоцировать развитие в людях добрососедства, нужны другие условия жизни, направленные именно на эту цель.

Альтернатива эгоистическо-потребительскому обществу капитализма есть. И это общество с общинным вектором развития.


Что здесь крайне важно – это формулировка «общинный вектор», то есть направление развития. Дело в том, что настоящее, полноценно общинное общество – это одно, а общество, имеющее общинное направление развития – совсем другое.

В.И. Ленин попытался создать в России сразу полноценное общинное общество (попытался настолько, насколько понимал, как это сделать), называя его коммунизмом, – и у него это не получилось. Люди не смогли жить по настоящим общинным законам, в условиях того равенства, которое в начале (до НЭПа) предложил Ленин.

Важно то, что если в обществе сменить вектор развития, то сам этот факт само общество сразу же никак не сможет изменить. Сразу после изменения вектора развития общества и государства люди останутся точно такими же, как были до того. То есть каковы люди сейчас, такими же они будут и в первое время после изменения направления развития общество. Изменения пойдут только позже и будут накапливаться постепенно. Это необходимо учитывать. Об этом пойдет речь в следующих главах.

2
ЧТО БЫЛО
(российский социализм 1917-1991 гг.)


Цель этой книги – описать модель общества будущего на основе общинности и программу практического перехода, преобразования любого современного государства в общинное государство будущего.

Попытка перевести страну на эволюционный, общинный путь развития уже была: это была попытка построения тогда ещё на основе марксизма коммунистического государства в России. Нельзя сказать, что эта попытка была по-настоящему удачна: совершенные ошибки привели в конце концов к распаду СССР.

(Тогда государство, имеющее общинный вектор развития, называлось коммунистическим или социалистическим.)

Общество и государство будущего должно быть другим. И во многом – радикально другим, чем было наше социалистическое прошлое. Чтобы разработать модель общества Новой Страны, нужно для начала оттолкнуться от того, что уже было.

Без изучения опыта и ошибок прошлого часто невозможно или, по крайней мере, очень сложно в будущем сделать что-то лучше. Поэтому – сделаем небольшой экскурс в наше советское прошлое для учета его опыта.


Идея построения социализма есть ни в коей мере не утопия, не «идея фикс», как сейчас считают многие (но только не рериховцы!), а по-настоящему эволюционно верная цель; путь развития от капитализма к социализму и коммунизму – это эволюционно правильный путь.

Слово «коммунизм» происходит от французского «commune» – «община» ; «социализм» – от французского «socialisme» – «общественный».

(Для сравнения: слово «капитализм» имеет в основе своей слово «капитал», т. е. просто деньги.)

Таким образом, уже в словах «капитализм» и «коммунизм» (которые являются совсем не формальными терминами!) заложена мысль, что путь развития от капитализма к социализму и коммунизму – это путь развития от такого государственного строя, при котором мерилом всего и наивысшей ценностью являются деньги, материальное богатство, к истинно общинному государственному строю, общинному укладу жизни.

Истинный коммунистический строй будет общественным строем, при котором государство, ставшее коммунистическим, превратится в истинное полноценное государство-общину, причем в СОВЕРШЕННУЮ общину со всеми ее канонами – полным отсутствием частной собственности, абсолютным материальным равенством между людьми и т. п. – такое государство будет точным подобием Общины и Братства Шамбалы.

Еще В. И. Лениным было сказано: «Пусть скорее наступит Шамбала» (см. книгу «Община», монгольский вариант). Общинный вектор развития государства меняет его так, что постепенно уподобляет Общине Шамбалы. И нашей первостепенно важной целью сейчас является воплощение в жизнь общинных принципов и приближение того времени, когда наше государство уподобится Общине Шамбалы.

Об общинножитии сказано в книгах Учения:

«Община Духа есть высшее преображение жизни» («Аум»).

«Истинно век черный кончится возглашением Общины» («Озарение»).

«Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты».

«Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты.

Обратите внимание на историю прошлого; вы увидите ясные толчки преуспеяний, вы наглядно увидите, что эти толчки совпадают с проявлением идеи Общины-сотрудничества».

«Община-Сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития» («Община»).

Причем как во французском языке слово «коммуна» означает «община», так и в Учении – в книге «Община» – слова «община» и «коммуна» употребляются в совершенно одинаковом значении. Коммунистические реформы – это преобразования любого государства, любой страны в государство-общину – вот почему они так приветствуются Махатмами.

Эволюционное развитие общества есть отражение и следствие повышения уровня сознания людей. Кто-то ставит в основу не сознание, а материально-техническое развитие или классовую борьбу, но мы, рериховцы, понимаем, что истинное эволюционное развитие – это именно развитие сознания людей. Политиками будущего это должно быть понято и осознано. Политиками прошлого это не осознавалось, но при переходе от одной общественной формации к другой это явление все равно проявлялось. И будет проявляться.

Пока уровень сознания людей низок и они больше всего любят деньги и собственное материальное богатство – пока их удовлетворяет жизнь в условиях, которые сейчас называются капитализмом. Когда их уровень сознания несколько повышается и для них менее значимыми становятся свои собственные, а более значимыми – общественные, коллективные потребности, они выбирают социализм; когда же их эгоистические потребности начинают значить для них еще меньше, а общественные потребности – еще больше, они выбирают жизнь при условиях, которые были названы истинным коммунистическим строем.

Социалистический строй – развивающийся социализм – это эволюционный этап постепенного преобразования частнособственнического-капиталистического государства в коммунистическое-общинное. (По сути, если высшую точку общинного развития государства называть коммунизмом, то и этот, промежуточный, этап было бы точнее, правильнее назвать развивающимся коммунизмом, чем он на самом деле и является. Но… остановимся пока на ранее появившемся и хорошо всем знакомом названии «развивающийся социализм», хотя оно и не очень точно.) Это не совсем еще идеально совершенный общинный строй. Социалистическое общество – это не совсем совершенная (но развивающаяся и совершенствующаяся!) община, в которой люди отчасти живут уже по антимещанским коммунистическим=общинным принципам, но отчасти (из-за несовершенства, из-за не слишком высокого уровня своего сознания) еще продолжают жить по некоторым капиталистическим канонам – например, по принципу: каждому по труду, а не поровну. Социализм терпимо относится к отдельным человеческим слабостям, от которых люди еще не имеют силы избавиться. Поэтому при социализме не очень духовно совершенному человеку жить намного легче, чем при коммунизме.

Так почему же в нашей стране в ХХ веке построение даже неистинно общинного коммунистического, а частично общинного социалистического общества не удалось, и несколько лет назад российский социализм потерпел крах?


В XX веке общество нового типа, основанное на идеях общинности, равенства, братства, называлось социалистическим или коммунистическим.

И В. И. Ленин в октябре 17-го не заблуждался, уводя нашу страну на социалистический путь развития. Махатмами Шамбалы было приветствовано создание в России социалистического государства – государства справедливости, свободы, равенства, братства, каким, по изначальной ленинской идее, должен был стать Союз ССР. «В Новую Россию Моя первая весть» – сказал Владыка Мория, открывая Учение «Агни Йога», в Россию социалистическую.

Если всмотреться, можно обратить внимание, что некоторые обычаи русских революционеров были просто будто скалькированы с некоторых обычаев и заветов Махатм Шамбалы. Сказано в «Надземном», 305: «пение является не времяпрепровождением, но согласованием гармонии». В книгах Учения не раз сказано, что в Шамбале любят пение хором. И хоровое пение революционных песен – это именно интуитивное употребление элементарного способа не только создать гармонию (на ментальном и эмоциональном уровне) между многими людьми, но и поднять свой боевой дух, мобилизовать на борьбу все свои внутренние духовные силы и всю свою волю. Это нюанс; но нюанс любопытный.

А вспомните ленинскую «Искру» и ее девиз «Из искры возгорится пламя!» – возможно ли придумать более огненное название и более огненный лозунг?! Не удивительно, что «искровские» статьи зажигали многих. Невольно возникает ощущение, что идея использовать эти слова, этот лозунг, первоначально произнесенный декабристами, была подсказана Ильичу Тем, Кто потом продиктовал Елене Ивановне Рерих «Агни Йогу»!

Очень многие писанные и неписаные заветы Махатм были учтены и соблюдены при создании Союза ССР: единение, сплоченность, но – только на добровольных началах (вспомните: Ленин отпустил из новосозданного советского государства всех, кто захотел уехать, позволил Польше и Финляндии стать самостоятельными государствами, утверждал необходимость абсолютной добровольности при объединении крестьян в колхозы); принцип: идеология выше экономики; ориентация на хотя бы приблизительное материальное равенство; атеизм, т. е. отказ от извращенных догматов современной (для того времени) церкви, а также и вообще отказ от всего утилитарного, что уже изжило себя и требовало изменения; идея общинной жизни, общинного труда; полная трезвость и т. д.

Ленин стремился создать в России государство истинной общинности и заряжал духом общинности своих соратников. И не все, но некоторые его соратники проникались этим духом общинности и бескорыстия. Классический пример такого отношения к делу – А. Д. Цюрупа, однажды упавший в голодный обморок, будучи на посту наркома продовольствия.

Правда, были в построении первого в мире социалистического государства свои проблемы и сложности.

Идея Ильича была в целом эволюционно правильна, но на практике полноценно реализовать ее не удалось, т. к. тогда, в 1917-м, ни российский народ, ни народы азиатской части бывшей Российской Империи были по уровню своего сознания еще далеко не готовы к построению истинно социалистического государства и (!) к жизни по социалистическим меркам, по истинно социалистическому моральному кодексу.

С самого начала В. И. Ленин переоценил духовную чистоту и высоту российских народных масс («низов») и не рассчитал, что тот, «кто был никем», тот не сможет сразу же, по одному только желанию своего вождя стать «всем». «Медленно, очень медленно происходит процесс расширения сознания», нищий духом, увы, не сможет за какие-нибудь несколько дней или лет стать гигантом духа. Разумеется, и Архатом, и просто по-настоящему высоко духовным человеком может быть и крестьянин, и сапожник – это известно из «Агни Йоги», но… так может быть только в том ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМ случае, если Архат сам пожелает воплотиться в теле человека, который потом, повзрослев, станет крестьянином или сапожником. В подавляющем же большинстве случаев люди рождаются в бедности и нищете отнюдь не в виде награды за свою духовную «продвинутость», а в качестве кармического наказания, возмездия за грехи, совершенные в их прошлых воплощениях, – это люди, как правило, с сильно отягощенной кармой и, увы, не слишком духовно развитые (бедность и беда – слова однокоренные; живя в бедности, в та к называемых «низах» общества, человек искупает свои прошлые прегрешения, содеянные по причине его духовной Неразвитости) и далеко не всегда способные умом понять и сердцем осознать те духовные истины, о которых говорил Ленин.

Первоначально Ленин попытался не просто придерживаться общинного направления развития страны, а сразу переместить страну на высшую точку коммунистического развития (или где-то очень близко от нее) и внедрить в жизнь такой принцип общинной коммунарской жизни: «от каждого по способностям, всем поровну». Принцип абсолютно верный… для тех, кто способен его понять. Ведь новое российское государство задумывалось им, как некое подобие Белого Братства Шамбалы, как государство-община, где у всех одна цель – строительство лучшего будущего, где нет мещанства и никто не стремится к материальному накопительству, а значит, и принцип «каждому по труду», а не поровну, который разрушил бы всеобщее материальное равенство – один из заветов Махатм1 – это принцип мещанский, низко духовный, регрессивный (по сравнению с принципом «всем поровну»), чуждый истинно социалистическому и уж тем более коммунистическому образу жизни. Но уже очень скоро выяснилось, что народ не приемлет принцип «всем поровну», никто не хочет жить так, что один работает очень много, по совести и в полную силу, а другой – очень мало, больше выпивает, чем работает (а работать больше, также в полную силу, совершенно не желает), а зарабатывают оба поровну – люди оказались еще духовно не готовыми к тому, чтобы жить по такому принципу, и его пришлось заменить тем самым ложным и мещанским принципом «от каждого по способностям, каждому по труду», а не поровну.

Пришлось приспособиться под низкий уровень сознания народных масс, которые не умели и не хотели жить по принципу «всем поровну».

Дальше – сложнее. Троцкий, приехав с Урала, сообщил, что новопроизошедшие реформы не только не были приветствованы новоявленным советским народом, но и вовсе поставили экономику страны на грань полного развала – рабочие на мизерном пайке не хотели работать, крестьяне не хотели сеять, т. к. не видели смысла растить хлеб, непомерно большую часть которого завтра все равно отнимут в порядке продразверстки – они предпочитали голодать, питаясь неизвестно чем и вообще не работая, но не восстанавливать экономику страны, трудясь на благо государства. Так люди еще раз показали свое мещанское мышление – нежелание работать ни на кого, кроме самих себя, и ни для чего, кроме набивания собственных желудков. В результате в стране вынужденно пришлось ввести НЭП, разрешить частную собственность и частную торговлю – другого способа спасти экономику страны от полного краха просто не было.

Люди с каким угодно невысоким уровнем сознания вполне могут жить и работать в социалистическом государстве, но только в том случае, если это государство, с одной стороны, является социалистическим (коммунистическим) потому, что его правительство сохраняет курс на развитие страны в этом направлении, но, с другой стороны, государство создает людям такие условия жизни и людям там дается жить так, как они способны и как им жить комфортно, чтобы большинству или даже подавляющему большинству людей жилось там не менее комфортно, чем до того, как это государство стало социалистическим. А если достаточно комфортную жизнь возможно было создать, только введя НЭП, его нужно было ввести.


Положение Советской России осложнялось и самой «датой рождения» нового государства – 7 ноября (считая по новому стилю) – эта дата находится под зодиакальным знаком Скорпиона, а это едва ли не самый сложный и уж точно самый полярный из всех знаков Зодиака.

«О влиянии светил (и знаков Зодиака – В. С.) на развитие жизни … учит астрология. Мы знаем, что то или иное сочетание небесных светил в момент рождения человека (или в момент «рождения», момент основания целого государства – В. С.) влияет на его характер и намечает его судьбу» – А. И. Клизовский.

Специфическим влиянием обладает и знак Скорпион.

Если кто-либо – отдельный конкретный человек или целое государство – рождается под влиянием знака Скорпион, т. е. в тот момент, когда Солнце находится в знаке Скорпион, то последний может воздействовать на него двояко. Энергия Скорпиона, действуя на него, заставляет его постоянно и неустанно совершенствоваться, пытаясь дотянуться до «ВЫСШЕЙ ПЛАНКИ» своего духовного развития, реализовать ВСЕ духовные способности (альтруизм, гуманизм, справедливость…), заложенные в нем от рождения, а потом и приложить все свои усилия к тому, чтобы как можно быстрее и неформальнее развить их еще дальше.

Если человек – или целое государство, т. е. весь народ, все население этого государства, по крайней мере, его большинство – НЕ пытается жить по высшей мерке, не старается духовно самосовершенствоваться с максимальной скоростью, то излучение Скорпиона дает такому человеку (или государству) бессознательную склонность к саморазрушению, деградации, самоуничтожению по принципу: если не хочешь совершенствоваться, так разрушайся скорее (Скорпион жалит и убивает сам себя).

Если же такой человек не формально, а на самом деле и без всяких отговорок прилагает всю свою волю к духовному самосовершенствованию и к тому, чтобы на самом деле жить жизнью Махатмы (хотя он может и не знать такого слова – это не играет роли), то излучение Скорпиона одаривает этого человека величайшей энергией, выносливостью и многими другими способностями, необходимыми на пути духовного восхождения. (Ярчайший пример такого человека – М. В. Ломоносов, родившийся именно под солярным знаком Скорпиона.) Такой человек становится обладателем огромной волевой мощи и способен на величайшие успехи и подвиги на пути духовного саморазвития; он уже не восходит, а буквально взлетает вверх, ко все новым духовным высотам!2 Но только один Бог знает, какого напряжения воли ему это стоит…

Другим словами, все происходит так. Скорпион просто в равной степени придает всем рожденным под этим знаком колоссальную энергию и склонность к очень активным действиям. И если человек достаточно духовно развит, он своими действиями зарабатывает себе светлую карму и, пользуясь своей силой воли, быстро избавляется от остатков своих прежних не очень высоко духовных привычек, а если бездуховен – начинает страшно активно грешить и посредством такого же очень быстрого накопления черной кармы и кармических возмездий быстро разрушает сам себя… хотя не понимая (из-за низкого уровня сознания) порочности своих поступков, он не осознает и того, что во всех своих бедах виноват сам…

Но россияне не очень-то хотели жить по высшей мерке. Народ, бывшие российские «низы», больше всего хотели сначала хлеба, а потом мяса (и еще водки желательно), но не духовного самосовершенствования. Исторический ФАКТ: лозунг «экспроприация экспроприаторов» – «грабь награбленное» – российское крестьянство встретило с восторгом и тут же стало воодушевленно действовать по этой инструкции – громить и грабить барские усадьбы (об этом возмущенно упоминал даже Горький, который, кстати, прекрасно знал и другую отнюдь не высоко духовную особенность русского люда – страсть к водке); но вот идее кооперации-взаимопомощи – объединению в колхозы – несмотря на всю агитацию, крестьяне сопротивлялись, как могли (поднимая широкомасштабные крестьянские восстания в ответ на все призывы), до самого года «великого перелома» – 1929-ого – когда Сталин тотально загнал-таки всех в колхозы.

(Сопротивление идее взаимопомощи – еще один факт, показывающий вопиющую духовную неразвитость российского крестьянства того времени.)


Пока страной еще правил Ленин, Россия находилась на некой развилке двух дорог. И страна могла пойти либо по тупиковому пути казарменно-репрессивного лже-социализма, либо по пути истинно социалистического развития. Ленин, по-видимому, довольно определенно, особенно в последние годы своей жизни, понимал, что должен представлять из себя настоящий социализм, и если бы он прожил подольше, то, вероятно, со временем сумел бы довести начатое дело «до ума» и постепенно научить советский народ жить действительно по высшей мерке, как требует того влияние Скорпиона.

Когда же главой СССР стал И. В. Сталин, не имевший просто никакого представления об истинном социализме и коммунизме, страна уже «обеими ногами» вступила на тупиковый путь репрессивно-казарменного «коммунизма». (В 1926 году, когда Рерихи передали Чичерину письмо Махатм и предложение Их помощи советскому правительству, у Советского государства еще была возможность вернуться на истинный путь. Но предлагавшаяся Махатмами помощь была отвергнута, и страна продолжила углубляться все дальше в тупик.) Забирая власть в свои руки, Сталин извратил, наверное, все, включая и самые основные постулаты истинного социализма.

В начале 20-х годов Ленин ввел НЭП – Сталин, посчитав себя умнее Ленина, решил, что никакой НЭП стране не нужен.

Ленин в своих речах и статьях много раз предупреждал о недопустимости насильственного принуждения крестьян к вступлению в колхозы, в 1919 г. он, например, писал: «сейчас наша задача – переход к общественной обработке земли, переход к крупному общему хозяйству. Но никаких принуждений со стороны Советской власти быть не может; никакой закон к этому не принуждает. Сельскохозяйственная коммуна основывается добровольно, переход к общественной обработке земли может быть только добровольным, ни малейшего принуждения в этом отношении со стороны рабоче-крестьянского правительства не может быть, и законом не допускается». И отстаиваемая Ильичем политика только добровольного вступления крестьян в колхозы на самом деле имела глубокий эзотерический смысл. Ценность его была в том, что добровольно объединяться люди могут только как следует поняв, осознав ценность объединения (что сообща работать лучше), ценность общинности. Но Сталин по невежеству не понял этого и не стал дожидаться добровольного объединения крестьян в колхозы, а насильно загнал их туда, просто предъявив им ультиматум: или вы немедленно «добровольно» вступаете в колхозы, или не совсем добровольно по этапу идете на Колыму и ее окрестности. В результате такой насильственной коллективизации производительность труда крестьян, конечно, возросла, но их уровень сознания, уровень понимания ценности общинного труда и общинной жизни остался прежним – люди в душе так и остались индивидуалистами. (И кроме повышения производительности труда, следствием сталинской «сплошной коллективизации» было то, что крестьяне возненавидели коммунистическое правительство страны и стали расшифровывать название ВКП(б) по-своему – как Второе Крепостное Право (большевиков).) И сейчас мы пожинаем плоды того, что из-за сталинской коллективизации в людях так и остался дух индивидуализма. И сейчас их потомки, воспитанные в том же духе, говорят: каждый выживает по-своему, а на других наплевать, людям чужд общинный дух.

И в результате всех этих деяний Сталина порядки и государственное устройство в стране уподобились не Общине и Братству Света, а Темному Братству. Как упоминает Е. И. Рерих в некоторых своих письмах, Братство Тьмы и Иерархия Тьмы держатся на страхе нижестоящих перед вышестоящими и потому Темное Братство может быть даже сплоченнее Белого: страх – сильнейшее средство для того, чтобы создать жесточайшую дисциплину и сплоченность. Именно таким царством всеобщего страха и запугивания был СССР в годы сталинского террора. (Тем же способом – устрашением, запугиванием – пользовались для обеспечения повиновения себе фашисты и все тираны всех времен.) Правда: сплоченность людей в годы правления Сталина в СССР была небывалой, предельной, но это была сплоченность античеловеческая, аморальная, основанная на страхе и превратившая Союз ССР из оплота справедливости в «тюрьму народов».

Люди перестали понимать, где добро, где зло, где справедливое, а где ложное. Одни люди, беря пример со своего вождя-«бога», учились сталинскими методами брать власть над окружающими, другие, менее склонные к тому, чтобы самим стать мелкопоместными царьками-тиранами, – учились всеми способами приспосабливаться к новообразовавшимся условиям жизни: сталинизм стал огромной школой воспитания жестокости, равнодушия, приспособленчества, доносительства… К и без того далеко не высокому уровню сознания советского народа прибавились новые пороки.

(Так влияет на людей любая диктатура: даже если диктатор-тиран и развязывает репрессии с целью заставить людей жить по каким-то более совершенным, как ему кажется, законам (например, если он силой заставляет их объединяться в колхозы), он при этом не учитывает, что если люди сами добровольно не желают жить по этим законам, значит, не желающие этого делать имеют еще слишком низкий уровень сознания и духовно не готовы жить по таким законам. А низко духовные люди и при диктатуре действуют так же и еще более бездуховно – они напоказ делают вид, что именно они и есть самые верные ленинцы-сталинцы, а на деле становятся еще более антидуховны и привыкают к приспособленчеству в самом нижайшем смысле этого слова – страх быть репрессированными сильно толкает их на это. Диктатура учит таких людей идее: выжить бы мне самому, а что будет с другими – не мое дело, «своя шкура дороже».)

И с тех пор никакого социализма, кроме грубой пародии на него, в стране уже никогда не было, т. к. уже практически ни один человек в СССР понятия не имел об истинных постулатах (слагаемых принципах) истинного социалистического общества. И совершенно верно было сказано Еленой Рерих в 1950 году: такой «коммунизм» в таком виде, в каком он существовал в то время и в течение еще нескольких последующих десятилетий, «уже отжил или отыграл свое, он никому не нужен» («Письма в Америку»), т. к. «коммунизм» того времени был так же «похож» на истинно общинное общество, как какая-нибудь тоталитарная секта «похожа» на Высшее Учение. Зациклившись на лозунгах типа «Догнать и перегнать Америку по производству товаров» и на производственных «социалистических соревнованиях», все более отвлекавших людей от духовных целей на чисто экономические проблемы повышения производительности труда, государство уверенно пошло по пути моральной деградации (обмещанивания) и саморазрушения3

И в результате этой массовой моральной деградации в конце концов в июне 1991 года на всенародном голосовании президентом России был выбран большинством голосов (!) Б. Н. Ельцин, ратовавший за чисто экономическое возрождение России – без социализма, без всякой духовности и стремления к чему-то высшему. Мещанское сознание большинства россиян привело к тому, что один из этих людей (Б. Н. Е.), российских мещан, захотел стать главой нашей страны, а все другие российские мещане поддержали его, открыто высказались за то, чтобы жить не духовно, а богато, и выбрали своим президентом человека, который и перевел страну на чисто капиталистический способ хозяйствования.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Похожие:

Агни йога и государство новой эпохи iconО нашей партии: проблемы и решения
Суть ниженаписанного происходит из того, насколько необходимо наше, рериховцев, участие в политике. Уже было сказано в книге «Агни...
Агни йога и государство новой эпохи iconО нашей партии: проблемы и решения
Суть ниженаписанного происходит из того, насколько необходимо наше, рериховцев, участие в политике. Уже было сказано в книге «Агни...
Агни йога и государство новой эпохи iconДокументы
1. /Агни Йога и государство новой эпохи_new.doc
Агни йога и государство новой эпохи iconЙога Пяти Мудростей. Йога Пустоты. Общий итог. Учение Калачакры. Учение Калачакры и Шамбала. Чаша Будды. Агни-Йога. Калагия. Космические циклы литература
В настоящее время после веков застоя, наблюдается новое возрождение буддийской литературы в Индии и во всем мире. Несмотря на видимые...
Агни йога и государство новой эпохи iconДокументы
1. /Агни йога.doc
Агни йога и государство новой эпохи iconДокументы
1. /Ритмы истории - глазами агни йога.doc
Агни йога и государство новой эпохи iconН. К. Рериха «Агни Йога» искульптурное изображение Будды
В настоящем издании собраны материалы Международной общественно-научной конференции «Искусство как способ познания»
Агни йога и государство новой эпохи iconАгни Йога о чувствознании Озарение
Есть два вида знания: одно – словами выражаемое, другое – точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить...
Агни йога и государство новой эпохи iconДокументы
1. /Око возрождения для новой эпохи.txt
Агни йога и государство новой эпохи icon8. Правое государство его основные признаки
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воде суверенного народа, выражаемой в конституции,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы