15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word icon

15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word



Название15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word
страница1/4
Дата конвертации16.09.2012
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
1. /computer3/15-1.doc
2. /computer3/15-2.doc
3. /computer3/15-3.doc
4. /computer3/16.doc
5. /computer3/18.doc
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word
Операции над выделенным текстом: оформление шрифтами
Печать
16. Электронные таблицы Excel
18. Электронная почта, телеконференции и прочая электросвязь

15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word

И пошел Билл Гейтс к великой реке Миссисипи. И встал на правом берегу, как великий дуб. И задумался на тридцать лет и три месяца. По истечении этого времени изронил Билл Гейтс золотое слово «Word». И с тех пор всякий день повторяют это слово воины у ночных костров и сыны воинов в каждом из вигвамов Великой Равнины.


Из эпоса виртуальных индейцев «Дума о Майкрософте»




Word для Windows действительно весьма популярный и мощный редактор. Он умеет все, что должен уметь современный текст-процессор, плюс еще кое-что.

Сейчас в ходу пять версий этого редактора: Word 6.0, Word 7.0 (он же Word 95), Word 97 (он же 8.0), Word 2000 (он же 9.0) и Word XP (он же 10). Эти версии программы во многом схожи, просто владельцы Windows 3.x пользуются шестым, обладатели Windows 95 — шестым или седьмым, а счастливые хозяева мощных и быстрых компьютеров с последними версиями Windows — восьмым-десятым Word'oм.

Сегодня уже невозможно говорить о каких-то альтернативах Word'y. По крайней мере, в России и обозримом прилегающем пространстве этот текстовый редактор стал единым и всеобщим стандартом, конкурентов не осталось. Разве что с самим собой Word еще конкурирует: обладателя Word 7 приходится долго и тщательно уговаривать, чтобы он захотел потратиться на Word 2000 или, скажем, новейший Word XP, какие бы чудеса в нем ни обещали. Приходится силу применять. Например, изменить формат файлов так, чтобы файлы Word 97 и 2000 нельзя было прочесть в Word 6 и 7. Хочешь, не хочешь...

Стоит отметить громоздкость Word'a (программа занимает довольно много места на диске и в оперативной памяти, особенно в 97-м, 2000-м и ХР), а также некоторую специфическую путаницу, вообще время от времени возникающую в самых разнообразных продуктах фирмы Microsoft. В результате программа отчас­ти лишается прозрачности и интуитивной понятности.


Так, вставлять номер страницы (колонцифру) в Word'e нужно через меню Вставка, а вставлять колонтитул — по сути, то же самое, только не цифры, а буквы! — совсем в другом меню — Вид. Ну, кто бы мог догадаться!

Или еще: в седьмом Word'e настройку автоматической замены символов при наборе нужно делать в двух разных местах. Если переделка простых кавычек в парные или двух дефисов в тире задается на странице Автоформат многостранич­ного диалогового окна Параметры, то замена любых других символов задается в другом месте — в окне Автозамена. Почему, собственно?..

На подобные вопросы Microsoft не отвечает. Впрочем, нестыковки такого рода от версии к версии устраняются.

Есть в программе и другие глюки — но где их нет?..

Я намерен пройти тем же путем, каким шел и ранее при рассмотрении тексто­вых редакторов:

• сперва поговорить о внешнем виде Word'а (имея в виду, конечно, не фасончик и рюшечки, но инструменты, меню, индикаторы);

• потом рассказать, как в нем набрать и отредактировать текст;

• как сохранить на диск и вновь загрузить;

• как после этого оформить документ;

• как проверить в нем ошибки

• и напечатать.

А затем уже мы разберемся с некоторыми полезными хитромудростями про­граммы, без которых вполне можно обойтись, но которые, тем не менее, помогут сделать наш труд более эффективным и приятным.

Но сперва — о том, как установить Word.

Установка Microsoft Word

При самой минимальной установке Word занимает на диске порядка 5-6 МБ. При максимальной — уже свыше 60 МБ.

Пакеты Офис-2000 и Офис ХР позволяют делать особую компактную установ­ку программ, при которой часть компонентов остается на компакт-диске. Неко­торые важнейшие программы будут перенесены на винт, а остальными можно будет воспользоваться, вставив установочный CD.

7-9 версии Word'a предназначены для работы в Windows9x, а также Win­dows NT 4, 2000 и ХР, а значит, для них требуется как минимум 16 МБ оператив­ной памяти. Word 6.0 можно ставить и в систему 3.x и Windows NT 3.5. Приверед­ливая 10-я не работает с Windows 95 и хочет уже 24 МБ (в системе Windows 98), 32 (в Me) или даже 64 (в 2k).

Вам, обладатели маломощных машин, особенно с 2-4-8 МБ оперативной па­мяти и небольшим винчестером, — вам говорю я: братья и сестры, не гонитесь за самой мощной версией программы, если не хотите по пять минут ждать от своего богатыря любого чиха! Ограничьтесь шестым, седьмым Word'oм! He будьте снобами: половина грандиозных новинок 2000-го и ХР вам никогда на практике не пригодятся! Конечно, фирму-производителя тоже нужно понять — конкуренты наступают на пятки, надо наращивать объем продаж, а для этого все время что-то изобретать и, главное, — рекламировать. Но пожалейте и себя, и свой компьютер (про карман я уж не говорю, его мы и так жалеем). На компьютерах с процессорами 286 и 386 стоит пользоваться не слишком умелыми, но быстро работающими досов­скими программами — Лексиконом или Word для DOS (5.0, 5.5, 6.0). A Word 6.0 держать только для печати и преобразования своих файлов, которые приходится отдавать во всякие продвинутые организации, или файлов, которые из этих орга­низаций принесены.

Только если у вас IBM 486 (ну, в крайнем случае, 386 с 8 МБ ОП), есть смысл поддаться на уговоры использовать постоянно Word 6, а если Пентиум, тогда, так уж и быть, берите 7.0.

Версии 8, 9 и 10 будут в самый раз для современных быстрых машин с боль­шими винчестерами и, главное, более чем 16 МБ ОП.

Word может быть установлен как отдельно, так и в рамках интегрированного офисного пакета Microsoft Office - вместе с электронными таблицами Excel, про­граммой создания компьютерных презентаций PowerPoint, универсальным кален­дарем-планировщиком Outlook, СУБД Access и т. д. В этом случае будет создана папка в главном меню, где Word займет подобающее ему место. В целях экономии места на диске вы можете установить себе из всего пакета только Word. Для этого задайте выборочную установку (Custom Setup) и в списке устанавливаемых ком­понентов пакета оставьте галочку только в строке Microsoft Word.

Впрочем, я бы посоветовал взять заодно и панель Microsoft Office. Занимает она меньше 700 КБ, а в быту весьма удобна: у вас на экране будет «дежурить» настра­иваемая горизонтальная или вертикальная полосочка со значками тех программ, с которыми вы чаще всего работаете, — что-то вроде дополнительной панели задач Windows 9x/NT. Запускать любую программу вы сможете однократным щелчком.

Чтобы добавить на такую панель новый значок, достаточно взять его мышкой и перетащить на нее. Двигать кнопки по ней можно мышкой с нажатой клавишей Alt. А что-то поменять в панели можно, выбрав в ее контекстном меню строку Настройка...

Панель офиса понадобится вам, если у вас классическая версия Windows 95 без панели быстрого запуска. Ну и тогда, когда вы часто работаете с большим коли­чеством программ, которые на панели быстрого запуска не помещаются.

Тем, кто собирается работать с текстами на русском языке, рекомендую при­обрести русскую версию текст-процессора. Начиная с шестой, и в особенности в седьмой-десятой версиях программы, набор предоставляемых услуг вполне до­статочен. Программа проверяет правописание и, по мере сил, грамматику, а также расставляет переносы в текстах на русском и английском языках. Пользоваться русскоязычной справочной системой будет попроще, когда в ней понятны все сло­ва, а не два из пяти (да и те — артикли).

Должен заметить, что некоторые проблемы с преобразованием файлов все же остаются и в русских версиях. Так, загрузить в Word 7.0 или 97 текст на русском языке, подготовленный в Word 5.0 или 5.5 (для DOS), с сохранением форматиро­вания вам не удастся, хотя обратно — из Word 7 в Word 5 — тексты переводятся без проблем.

Обладатели англоязычной версии, пожелай они применять встроенный спелчекер и расставлять переносы в текстах на русском языке, будут вынуждены кроме Word'a установить систему русификации, например «Орфо» — весьма мощное средство поддержки русского языка, позволяющее кроме орфографии прове­рять грамматику, расставлять запятые.

Чтобы начать установку, надо, как водится, вставить в дисковод дискету № 1 (#1) или компакт-диск, в строке Выполнить (Run) написать f:\setup. Если дистри­бутив на компакте, в какой-нибудь сложной директории (вроде f:\MSOffice\setup), выберите команду Пролистать (Browse), дойдите до нужного адреса, отыщите файл setup.exe и запустите его.

Можно дойти до файла и с помощью Мой-компьютера, и с помощью утилиты Установка и удаление программ, и даже с помощью Нортон Командера...

Главное, что setup запустится, начнет задавать вопросы и распаковывать про­грамму. Конечно, надо будет ввести длиннющий пароль. Office XP потребуется через некоторое время еще и активировать — через Интернет или по телефону. Без активации он запустится у вас всего четыре раза.

Вы сможете выбрать, на каком диске будет создана директория для Word'a, a также быструю установку (Express Setup), минимальную (Minimum Setup) или по выбору (Custom Setup, когда вы сами выбираете, от каких составных частей мож­но отказаться).

При быстрой установке некоторые компоненты Word, такие как, например, проверка грамматики (не путать с орфографией!) или некоторые конвертеры файлов, не будут установлены. Когда они вам понадобятся, вы сможете вновь запустить Setup и, выбрав кнопку Добавить/Удалить, пометить галочками в списке то, что вам еще нужно. А если, наоборот, убрать галочки в строке с ранее установленными компонентами, то Setup эти компоненты удалит.

Setup шестого Word'a создаст на диске директорию Word с поддиректориями и в них распакует программу и все вспомогательные файлы. При установке пол­ного Офиса 6 и 7, они размещаются в директории Msoffice, а уж в ней находится папка Word. 97-й, 2000-й Офис и ХР скромно, наравне с другими программами размещаются в папке Program Files. В ней будет создана папка Msoffice или Microsoft Office, в которой найдется место и Word'y.

При недостатке места на диске С: вы, конечно, можете задать установку и на дру­гой диск, но учтите, что довольно много информации пишется и на С: (в некоторые поддиректории папки Windows или Winnt), так что несколько мегабайт на нем все же придется освободить.






Рис. 15.1. Word 6.0


Внешний вид редактора Microsoft Word

Давайте, наконец, запустим программу и посмотрим на нее. А если не запустим, то, по крайней мере, взглянем на рисунок 15.1. Так выглядит основное окно Word'а 6-й версии. А вот так оно же выглядит в Word XP (рис. 15.2). Как говорится, най­дите десять различий.

Нет, ну конечно, различия есть, и мы о них будем говорить, и все-таки это одна и та же программа, взятая, как любили выражаться классики марксизма, в своем историческом развитии.





Рис. 15.2. Word XP (версия 10.0)


С вашего разрешения, я в этом разделе не всегда буду указывать, что такая-то возможность, кнопка, команда или настройка есть, скажем, в Word XR а в 6.0 ее не было: вы сами увидите в своей версии редактора, есть у вас такое дело или нету его. Но если команда на самом деле имеется, но перекочевала в другое меню, или ее диалоговое окно устроено принципиально иначе, я непременно об этом упомяну.

Верхняя строка, как обычно, — заголовок, где написано имя загруженного фай­ла или Документ1, Документ2,..., если текст пока безымянный и ни разу на диск не сохранялся.

Ниже расположена строка меню. Под ней — панели инструментов: Стандарт­ная, Форматирование и другие. Внизу рисунка, под горизонтальным лифтом, можно поставить еще одну панель инструментов — Рисование.

Наружу можно вытащить и некоторые другие панели: Таблицы и границы, Рамки, Базы данных, Формы, Web, Word Art. В Word 7 есть даже панель Microsoft Word 2.0,

вытаскивающая на свет божий панельку такого вида, какой она имела в этой древней версии про­граммы. («Наша фирма заботится даже о самых консервативных из своих клиентов!» — лозунг мой, но я охотно продам его заинтересованным фирмам!)

В каждой версии редактора набор панелей не­сколько иной. Щелкнув по панели своего Word'a правой кнопкой мыши, вы увидите весь список (рис. 15.3).





Рис. 15.3. Контекстное меню панели инструментов в Word 2000


Поставьте (или уберите) галочку в нужной строке и тут же увидите (спрячете) то, что хотели.

Ниже, над самым рабочим полем, расположена координатная линейка, немного напоминающая Write'овскую, а еще более — линейку пишущей ма­шинки. С ее помощью мы будем располагать вы­деленные абзацы текста на странице.

В одном из режимов просмотра, который называ­ется Разметка страницы, будет показана еще одна линейка, вертикальная (кроме Word 6). Убирают­ся и снова устанавливаются эти линейки в меню Вид (View) командой Линейка (Ruler). Как всегда, мы будем писать в таких случаях Вид-Линейка.

Мышиный курсор в окне текста выглядит не как стрелочка, а как тонкая вер­тикальная черточка с горизонтальными перекладинками, засечками. Текстовый же курсор — как мигающая вертикальная черта, размер которой определяется выб­ранным размером шрифта (а если вы задали курсивное, т. е. наклонное начерта­ние, курсор послушно наклонится).

В Word 2000 и ХР мышиный курсор может иметь несколько разновидностей, о которых я расскажу в главе «Набор текста».

Режимы просмотра документа

Внизу, левее горизонтального лифта, находятся три или четыре мелкие кнопки, задающие режимы просмотра.



Самая левая из них — Обычный режим (а также клавиатурная комбинация Alt-Ctrl-N (от слова normal) и команда Обычный в меню Вид) позволит побы­стрее набрать и отредактировать текст. В этом режиме Word не показывает нам общего вида страницы со всеми ее полями и колонками, колонтитулами и номе­рами страниц, вставленными картинками. Не отображается разбивка на страни­цы — текст идет подряд (будет показана тонкая пунктирная граница страницы). Зато компьютеру не придется тратить много сил на пересчет сложных графиче­ских изображений, и он будет работать намного быстрее. А при наборе и редак­туре — это самое главное.

Еще быстрее работа идет, когда в окне Сервис-Параметры-Вид выбран режим Черновик (Draft). Тогда компьютеру не приходится даже правильно отображать размер и начертание шрифтов. Этой возможностью пользуйтесь, если ваш ком­пьютер совсем слабенький и плохо справляется с таким гигантским существом, как Word.



Кнопка Режим разметки (Page Layout) и комбинация Alt-Ctrl-P позволяет ви­деть страницу в ее истинном виде. В этом режиме мы будем оформлять текст шрифтами, отступами и прочими красотами. Здесь во всех версиях программы правильно видны вставленные в текст картинки, колонтитулы и номера страниц, короче — все, чего не было видно в обычном режиме. Можно сказать, что тут у нас полноценный WYSIWYG.2

На быстрых компьютерах с достаточной оперативной памятью можно вводить текст и в этом режиме, разницы вы не заметите.

Почему я все же рекомендую переходить в обычный режим при наборе и ре­дактировании текста? Кроме скорости работы есть и соображение простого удоб­ства. Дело в том, что в режиме разметки нам все время будут мешать верхние и нижние поля: они занимают 20-40% от высоты страницы, а их приходится все время пролистывать туда-сюда.

Только в Word XP это неудобство устранено: подводите мышку к верхней или нижней границе страницы, курсор превращается в две стрелочки, направленные вверх и вниз

(всплывающая подсказка пишет: «Убрать пробелы»). Щелкаете, и пробелы сверху и снизу пропадают.

Вернуть их можно таким же точно способом (будет написано «Показать про­белы»),

а самая правая кнопка переводит

WinWord в Режим структуры (Outline view, Alt-Ctrl-O) . Применяется этот режим для больших документов, состоящих из многих глав и разделов. Здесь будут видны только заголовки, так что очень лег­ко разом изменить их оформление и нумерацию, поменять местами главы, создать ог­лавление и т. д. Об этом мы подробнее поговорим в главе «Структура документа».



Начиная с Word 97 появляется еще одна кнопка — Режим Web-документа (может называться также Электронный документ). Тут текст будет выглядеть примерно так, как он выглядит на интернетовской странице. На самом деле не очень понятно, что это и зачем сделано. Вот в 2000-м все предельно ясно: этот ре­жим позволит вам посмотреть, что получится из этого документа, если вы сохра­ните его в виде веб-страницы (режим предварительного просмотра).

Еще один экранный режим задает команда Во весь экран (Full Screen) в меню Вид. Она позволяет на время убрать панели инструментов и меню — все, кроме текста. Такой режим особенно удобен при вычитывании и переработке текста на небольшом экране (14 дюймов для настольного компьютера, и 10-12 для ноутбу­ка). Во-первых, не отвлекает обилие меню и кнопочных панелей, а во-вторых, на экране помещается чуть не вдвое больше строк.

Интересно, что меню хоть и невидимо в таком режиме, но доступно. Можно войти в меню клавишей Alt, потом нажать стрелку вниз, чтоб его открыть, а стрелками влево или вправо дойти до нужного пункта. Действуют и все клавиатурные комбинации вызова пунктов меню, например Alt-ф для вызова меню файл или Alt-м для вызова меню Формат. Действует мышь. Щелкнем по верхней кромке экрана при­мерно там, где находится тот или иной пункт меню, и он с готовностью вываливается из пустоты (Word 7). А в восьмой и девятой версиях даже щелкать не требуется. Просто под­водим курсор к верхней кромке экрана, и меню тут как тут, выезжает...

А как выйти из этого режима? Многие теряются, не видя на экране никаких кнопок. А сделать надо самое про­стое — нажать Esc.

Окошко-список Масштаб (рис. 15.4), позволяет уве­личивать и уменьшать изображение текста в окне. Кроме стандартных значений (100%, 150%, 75% и т. д.), которые значатся в списке, можно встать в это окно мышкой и впи­сать, к примеру, 135%. Так Word тоже умеет.





РИС. 15.4. Окно изменения масштаба


Если вы выбрали увеличенный вид (150 или 200%), то целая строка текста пере­станет помещаться на экране, что очень неудобно. Зайдите тогда в меню Сервис, вы­берите команду Параметры (в 6.0 — Опции) и на странице Вид поставьте галочку в строке «Перенос по границе окна». Все сразу придет в норму. Учтите только, что дан­ная установка действует лишь в обычном режиме просмотра. Режим разметки предназ­начен как раз для того, чтобы показывать все как есть, потому в нем такие удобные нарушения естественного хода вещей не разрешены.



Щелкнув по этой кнопке, вы увидите все обычно не показываемые симво­лы, в том числе и концы абзацев (), табуляторы ), пробелы (•), нераз­рываемые пробелы (°) и т. д. Это может вам понадобиться при форматировании текста. Зато при наборе и редактировании все эти спецзначки мешают. Отожми­те эту кнопку, щелкнув по ней еще раз, и все спецзначки тут же пропадут.

Окна и подокна

Word — программа многооконная. В наших силах открыть в нем столько окон, сколько нужно. Для этого есть несколько способов.



Во-первых, можно создать новый пустой документ, выбрав в меню Файл команду Создать (New) или нажав на первую слева кнопку в стандартной панели инструментов (в виде пустого листочка с загнутым уголком). Можно так­же воспользоваться клавиатурной комбинацией Ctrl-N (от New — новый).



Во-вторых, можно загрузить в программу новый документ, который будет сразу же помещен в новое окно. Для этого нужно выбрать команду Открыть (Open) (или нажать на вторую слева кнопку в виде открытой папки, Ctrl-0 (Open) или Ctrl-F12).

А в-третьих, можно создать новое окно с тем же документом. Выберите команду Окно-Новое (Window-New), и сможете редактировать разные части одного текста независимо друг от друга. Это очень ценная возможность, когда надо что-то по­править или просто отыскать в другой части текста, а это место терять не хочется.

Переходы между окнами возможны через меню Окно, где имеется список всех открытых окон или по клавиатур­ным комбинациям Ctrl-F6 (вперед) и Shift-Ctrl-F6 (назад). В 9-м Word'e добавлена очень удобная возможность пере­ходить из окна в окно по Alt-Tab — так, будто у вас запу­щено два или три отдельных Word\'а.

Кроме окон в Word'e бывают еще подокна. Каждое окно можно расщепить на два подокна и держать на экра­не разные части одного и того же текста. Взгляните на тол­стенькую серую линию прямо над вертикальным лифтом, над стрелочкой вверх (рис. 15.5).





Рис. 15.5. Окно можно разделить на два подокна


Если взяться за нее мышкой (вид курсора изменится: вместо стрелки он станет горизонтальной черточкой со стрелочками вверх и вниз) и потащить вниз, мы получим два окошка с одним и тем же текстом в них. К тому же результату приво­дит команда Окно-Разделить и комбинация Alt-Ctrl-S. Переход между подокнами по клавише F6.

Чтобы убрать подокно, возьмитесь мышкой за разделительную линию и про­сто задвиньте ее за край экрана. Или нажмите Alt-Ctrl-S еще раз.

Строка состояния

Посмотрим снова на рис. 15.2. В самом низу вордовского окна находится информа­ционная строка, или строка состояния, где показаны: номер текущей страницы (64) и раздела (1), а рядом — номер страницы из общего их числа: 64/92 означает «ше­стьдесят четвертая из девяносто двух». Далее — расстояние курсора от верхнего края страницы (18,9 см), номер строки (Ст 29 — это не двадцать девятый столбец, а двадцать девятая строка) и колонки (Кол 16).

Далее идут четыре индикатора (в 2k и ХР — пять). Обычно они серенькие, но, скажем, в режиме записи макрокоманды черненьким станет ЗАП, в режиме исправ­лений — ИСПР, в режиме выделения фрагмента — ВДЛ (или здесь будет написано КОЛ, если выделяется прямоугольный блок), а в режиме замены (когда вы наби­раете текст поверх старого) — ЗАМ. В Word 2000 и ХР далее находится индикатор текущего языка. Когда текст, где стоит курсор, помечен как русский, здесь напи­сано русский (Россия), а когда — как английский, то и написано английский.

Двойной щелчок по индикатору равнозначен выполнению соответствующей команды: запускается запись макроса, включаются и выключаются режим выде­ления, режим замены и режим исправлений, появляется меню Язык.

Далее в информационной строке находится значок в виде развернутой книж­ки, который означает, что разрешена автоматическая проверка орфографии (в окне Сервис-Параметры-Орфография (или Правописание)). Вы набираете текст, а книжка себе перелистывается, шевелится, как живая: оно думает.

Дважды щелкнув по книжке, вы окажетесь на ближайшем слове, которого про­грамма не знает и считает ошибкой (такое слово будет подчеркнуто красной вол­нистой чертой) или на ближайшей ошибке в расстановке знаков препинания или согласовании частей предложения (зеленая волнистая черта). Подробнее мы об этом поговорим в главе «Проверка орфографии».

Щелкнув по книжке правой кнопкой, вы сможете изменить параметры про­верки. Например, отмените проверку грамматики: иногда при недостатке опе­ративной памяти и длинном тексте Word аварийно завершается через мину­ту-другую после загрузки файла. А отменишь проверку грамматики, и можно работать.

Кстати, Word ХР после аварийного завершения приносит свои извинения за доставленные неудобства, просит разрешения восстановить несохраненные фай­лы и перезапуститься. Во какой сервис! Так и хочется дать ему доллар на чай.

Справка Word

Пару слов о справочной системе текст-процессора Microsoft Word. Меню, откуда ее легче всего вызвать, называется ? или Справка (Help). Чтобы вызвать главную справку, выберите первую строку этого меню или нажмите клавишу F1 (если сто­ите где-нибудь в тексте; если же вы стоите в каком-нибудь диалоговом окне, то по нажатию F1 увидите справку по этому окну).

В шестом Word'e первое окно, которое вы увидите, называется Содержание (см. рис. 15.6), где представлены базовые темы справки.





Рис. 15.6. Справочная система Word б.0


Щелкая по подчеркнутым строкам, вы попадаете в подтемы, в которых есть свои подчеркнутые строки и сло­ва. Вся эта система вложенных отсылок называется, как вы, наверное помните, гипертекстом.

В седьмом и девяносто седьмом Word'e все устроено очень похоже (с учетом особенностей Windows 9x, конечно), только вся справка объединена в одно трехстраничное окно. Страницы в нем — Содержание, Предметный указатель и Поиск.

Скажем, меня интересуют раз­ного рода горячие клавиши — их применение в разных ситуациях. Перехожу на страницу Поиск (см. рис. 15.7) ввожу в первой строке к, л, а, в...





Рис. 15.7. Ищем нужную справку в Word 7.0


И при вводе каждой сле­дующей буквы меняется содержи­мое второго окна, где появляют­ся подходящие слова, найден­ные программой в разных местах справки.

Выбрав мышью строку с од­ной из форм слова («клавиша», «Клавиша», «клавиш», «клави­шу» и т. д.), в третьем окошке получаю уже список разделов справки (страниц), где это слово в такой именно форме встреча­ется. Дважды щелкаю по подходя­щей строке в третьем окне (или жму кнопку Показать) и тут же вижу нужную справку. Читаю, умнею на глазах.

В Word 2000 и ХР справка сделана в виде гипертекстовой страницы — в стиле Windows 2000/Ме/ХР. При этом окно справки окажется справа (извините за каламбур), а окно Word'a сократится и встанет слева — чтобы мы могли читать справку, поглядывая на то, о чем идет речь, и сразу применяя новые знания на практике. Стоит вам закрыть окно справки, и Word опять развернется до преды­дущего своего размера.

Дополнительная возможность Word ХР — справочное окошко прямо в строке меню (см. рис. 15.2, справа вверху). Здесь можно набрать интересующий вас во­прос (я там спросил, как сделать колонтитул) и тут же получить список страниц справки, в которых об этом говорится. Щелчок по одной из строк, и читайте справ­ку, знакомьтесь на здоровье.



На стандартной панели инструментов может оказаться кнопка Справка (Что это такое?), рассказывающая о любом экранном элементе, клавиатурной комбинации или пункте меню. Стоит ткнуть в нее мышкой или нажать комби­нацию Shift-F1, и курсор примет форму жирного вопросика со стрелкой. Теперь можно:

а) ткнуть им в любую кнопку или список,

б) выбрать любой из пунктов меню (включая и подменю) и

в) нажать любую из используемых клавиатурных комбинаций, и тут же Word сообщит вам о них то, что считает нужным.

В диалоговых окнах, чтобы узнать назначение той или иной кнопки или на­стройки, можно щелкать по ней правой кнопкой мыши. Как, впрочем, и в любой другой программе для Windows 9х/NT. Кроме этого, в диалоговых окнах Word 6.0 есть кнопочка, Справка, дающая информацию по этому окну. Во всех последую­щих ее нету, потому что достаточно нажать F1, и эффект будет тот же.



Кнопка Мастер подсказок в Word 7 выводит на экран дополнительную панельку, которая примется вам по ходу дела сообщать всяческую ценную ин­формацию и даже демонстрировать, как чего делается. Эту довольно назойливую помощь можно отключить, повторно щелкнув по лампочке.




В Word 8-10 добавлен еще один подсказчик мультипликационный Помощник в виде скреп­ки или иного веселого существа (см. рис. 15.8).





Рис. 15.8. Помощник


По­мощник выскакивает, когда вам требуется справка, и предлагает все как есть разобъяснить, дает разно­образные советы (не всегда по делу). Кнопка Пара­метры позволит поуправлять режимом появления Помощника и поменять скрепку на колобка, летаю­щую тарелочку, кошку, собаку или Шекспира с Эйн­штейном.

Тем, кому Помощник действует на нервы (а таких что-то многовато находится, признаться, и я в их числе), достаточно в его параметрах снять галоч­ку в строке Использовать помощника. Сразу полег­чает. Все-таки сервис не должен быть слишком на­вязчивым.

Новый документ

Когда вы запускаете Word, открывается окно с пустым текстовым полем, можно немедленно начать ввод текста. Но компания Microsoft предлагает и другой спо­соб начала работы с документом — команду Создать (New) в меню Файл. Запус­тив ее, вы увидите многостраничный перечень шаблонов — образцовых файлов с расширением dot (пустых, но с заданными стилями оформления, либо наподобие незаполненного бланка). По умолчанию используется шаблон normal.dot.

О том, зачем и как создавать собственные шаблоны, вы узнаете в главе «Стили и шаблоны».

Кроме того, есть особые шаблоны с расширением wiz (от слова wizard — мас­тер, колдун, чародей). Выбрав такой шаблон, вы запустите программу-мастер, которая поможет создать довольно сложный документ — письмо, календарь или почетную грамоту. Мастер станет задавать вам вопросы в соответствии с тем, что именно вы собираетесь соорудить. Просто отвечайте на эти вопросы и жмите кнопку Далее. В итоге у вас будет образец документа, в котором каждый элемент уже стоит на своем месте. Останется только заполнить пустые поля — выбирая их мышкой, вводить в них адреса, фамилии, цифры, писать подходящие к случаю слова...

В Word XP для создания нового документа справа от текстового поля откры­вается дополнительная панель, где вы увидите все возможные способы создания и открывания нового документа — по файлу-шаблону, по образцу другого како­го-то документа и т. д.

Набор текста

Для ускорения набора текста на слабом компьютере лучше перейти в нормальный режим экрана (Alt-Ctrl-N). Вводится текст, натурально, с клавиатуры. Заглавные буквы — с Shift'oм. Собственного переключателя с латиницы на кириллицу и об­ратно у Word'a нет, все зависит от того, какая комбинация установлена в вашей системе: Ctrl-Shift или Alt-Shift.

На новую строку Word переносит сам. В конце абзаца и только там нажима­ете клавишу Enter (должен быть ровно один Enter на абзац). Если нужен обрыв строки внутри абзаца, нажимаете комбинацию Shift-Enter. Принудительный ко­нец страницы ставится комбинацией Ctrl-Enter, конец колонки при многоколон­ном расположении текста — Ctrl-Shift-Enter.

Неразрывный пробел (между словом и последующим тире, между числом и наименованием, между инициалами и фамилией, между знаком номера и самим номером) ставится комбинацией Shift-Ctrl-пробел.

Если вы хотите набирать текст сразу каким-то определенным типом и разме­ром шрифта, выберите в окошке Шрифт (Font) панели форматирования нужную гарнитуру, а в окошке Размер шрифта (Size) — подходящий кегль. Далее набор будет происходить выбранным шрифтом, пока вы не зададите другого или не вве­дете клавиатурную комбинацию Ctrl-пробел, отменяющую все перемены оформ­ления.

Когда нужно вводить текст курсивом, нажмите Ctrl-i (от слова italic — курсив), а закончив курсивный кусок — Ctrl-пробел для возвращения к нормальному шриф­ту или еще раз Ctrl-i. Когда нужно вводить полужирный или подчеркнутый текст, нажмите Ctrl-B (bold — полужирный) или Ctrl-U (underline — подчеркнутый). Воз­врат к нормальному шрифту такой же — Ctrl-пробел или повторно Ctrl-B, Ctrl-U.

Клавиатурные комбинации в Word'e не зависят от того, в латинском или русском режиме клавиатуры вы нажимаете ту или иную клавишу. Ctrl-ш для Word'a не отлича­ется от Ctrl-i, и это очень хорошо. Представляете, как было бы неудобно, если бы ком­бинация работала только в русской раскладке или только в английской?! А ведь во многих программах это именно так. Вот PhotoShop меня постоянно этими придирками донимает.

Красную строку (абзацный отступ) можно сделать, нажимая в начале абзаца кла­вишу Tab. Но если шестой Word просто ставит в начало абзаца невидимый символ табулятора, то все последующие действительно меняют параметры абзаца. А нажав клавишу Tab в начале любой строки, кроме первой, вы подвинете весь абзац влево.

Впрочем, всего этого можно пока не делать: вы успеете задать оформление по­том, когда будете форматировать набранный текст. А с другой стороны, почему бы и не сделать сразу красиво?..

Word умеет на ходу переделывать прямые кавычки в парные (6.0 — в "лапки", а остальные — в более для нас привычные «елочки»), а два дефиса — в полигра­фическое тире. Если в каком-то месте вам это было не нужно (например, надо ос­тавить прямую кавычку: 3,25"), отмените команду автоформата (комбинацией Ctrl-Z) и продолжайте вводить дальше.

Для превращения двух дефисов в тире надо: а) сделать пробел перед дефиса­ми и б) пробел после. Но в отличие от кавычек дефисы переделаются почему-то не сразу. Только когда в) введено следующее за дефисами слово, а за ним — г) любой знак препинания или пробел, тогда программа превратит дефисы в тире. К чему эти сложности, понять сложно.

Начиная с восьмой версии Word вводить двойной дефис уже не требуется: в тире превращается комбинация пробел-дефис-пробел. Но по-прежнему — только после следующего слова.

Отсутствующие на клавиатуре знаки, помимо тех способов, которые мы с вами обсуждали в главе «Таблица символов», можно ввести командой Символ в меню Вставка. На первой странице ее диалогового окна (см. рис. 15.9) вы имеете право, нажав на стрелочку правее окошка Шрифт, выбрать из списка гарнитуру (из чис­ла установленных в системе), а в ней — любую нужную вам закорючку.





Рис. 15.9. Вставляем в текст хитрую греческую закорючку ξ


Потом нажимаете кнопку Вставить и радостно видите ее в своем тексте.

Со второй страницы Специальные символы можно взять и некоторые другие вещи, вроде неразрывного пробела, короткого и длинного тире, мягкого (невиди­мого) переноса и т. д. Там же посмотрите и горячие клавиши для ввода некото­рых из этих символов. Например, Ctrl-серый минус вставляет короткое тире, Alt-Ctrl-серый минус — длинное, мягкий перенос — Ctrl-дефис.

Для ввода символа копирайта © достаточно набрать «(с)» (латинская буква, с русской не выходит), для ™ — «(tm)». Вдобавок к этому в Word 8-10 такая вот последовательность символов ==> превращается в жирную стрелку (-), а такая

- -> в худую ().

Если вы помните четырехзначный код часто встречающегося вам символа (подсмотрели в программе Таблица Символов (Charmap) и запомнили на всю жизнь), возможно, быстрее будет вводить его с цифровой клавиатуры, нажав сперва клавишу NumLock.



В Word'e нет особой необходимости сначала вводить данные, а потом превращать их в таблицу, как мы поступали в редакторе Write или WordPad. Здесь проще сразу создать табличку: щелкнуть по кнопке Вставить (Добавить) таблицу, выбрать мыш­кой количество строк и столбцов, как показано на рисунке 15.10, — и готово.





Рис. 15.10. Создаем таблицу


Теперь можно вводить в нее текст, переходя в следующую ячейку клавишей Tab.

Самое удобное то, что WinWord сам добавляет в таблицу пустую строку, когда вы нажимаете Tab, стоя в самой последней ячейке! То есть вам не надо заранее задумываться о числе строк — сколько надо, столько в ней и будет. А как добавить в нее столбцы и как проделать с ней иные операции, мы поговорим в главе «Таблицы».

На пустой странице нового документа текстовый курсор стоит в самом верху. Если вы захотите начать ввод текста с середины страницы, надо будет несколько раз на­жать на Enter, т. е. вставить некоторое количество пустых строк. Word 2000 и ХР позволяют без этого обойтись: просто дважды щелкаете мышью по нужному месту (автоматически добавляется нужное количество пустых строк для сдвига по верти­кали и ставится табулятор для сдвига по горизонтали на указанное вами расстояние).

В этих версиях появилась и еще одна дополнительная примочка. Мышиный курсор на чистом листе может выглядеть как вертикальная палочка с крошечным значком выравнивания влево (), выравнивания вправо () или центровки () абзаца, как на соответствующей кнопке панели инструментов. После двойного щелчка по пустому месту выравнивание у созданного абзаца будет именно таким, каков был курсор!

Если вы ошиблись, ввели не тот символ или группу символов, можно затереть их:

• по одному — клавишами Backspace (влево от курсора) или Del (вправо от курсора)

• и целым словом — комбинациями Ctrl-Backspace и Ctrl-Del (очень удобные комбинации, не забывайте их!).



Для отмены предыдущей операции нажмите эту кнопку на панели Стандартная или выберите команду Отменить (Undo) в меню Правка. К тому же результату приводят клавиатурные комбинации Ctrl-Z или «левый Alt»-Backspace. Одной операцией считается ввод текста подряд, любая операция редактирования или форматирования.

Таким способом можно отменить не одну, а сколько угодно предыдущих ко­манд. Это очень здорово, потому что отмена всего одной ошибочной команды, применявшаяся в старых версиях текст-процессоров и иных программ, явно не могла учесть всех глупостей, на которые мы с вами способны (особенно к концу рабочего дня или глубокой ночью).

Если список отмен станет слишком длинным, вызывая проблемы с памятью, можете этот список очистить. Но специальной команды для этой операции в Word'e нет. Про­сто сохраните файл на диск, закройте окно, в котором он находится (Ctrl-F4), а потом загрузите вновь. Все временные файлы с расширением tmp, которые Word открывал для сохранения списка отмены, будут стерты. А если редактор аварийно завершился или повисла система, то все эти «тэ-эм-пэшки» останутся на диске. Вы найдете их либо в той же папке, где находился документ, либо во временной (Windows\Temp), либо в папке самого Word'a (в 6.0). Найдете и сотрете.

Стрелочка носиком вниз на кнопке отмены сигнализирует нам о наличии под ней некоего списка. Список действительно имеется. Это история команд, выпол­ненных вами с момента загрузки файла в редактор. Выбрав какую-то строку, мож­но разом отменить все операции, проделанные после этой точки. А дойдя до конца списка, мы отменим абсолютно всё.



Для того чтобы «отменить отмену» — прокрутить список отмен в обратную сторону, — выберите команду Вернуть (Повторить, Redo) в меню Правка или нажмите эту кнопку. В списке, который показывает нам эта кнопка, находят­ся команды для возврата. То же самое делает и клавиша F4.

Действие команд отмены и повторения не распространяется на содержимое карма­на (Clipboard). Когда вы выполняете копирование фрагмента в карман, старое содер­жимое кармана пропадает. Будьте с этим внимательны.

Некоторые возможности автоматического форматирования, предоставлен­ные седьмой-десятой моделью Форда... то есть Ворда, разумно использовать уже при наборе. Так, набрав название своего текста (в самом начале документа), дваж­ды нажмите на Enter, и оно сразу оформится как Заголовок 1 (название этого сти­ля вы увидите в окне стилей панели форматирования (см. главу «Стили и шабло­ны»). А если перед названием стоял табулятор, то оно оформится как Заголовок 2 (кроме 6.0 и 7.0).

Чтобы автоматически нумеровать абзацы, надо в первом из них поставить цифру (арабскую, римскую, заглавную или строчную латинскую букву) и за ней точку (можно дефис или закрывающую скобку). Через пробел набираете текст абзаца, потом нажимаете Enter. В новом абзаце автоматически появится следую­щая цифра или буква. А если вы захотите потом вставить между двумя нумеро­ванными абзацами еще один, все они перенумеруются сами! И так далее, пока не надоест. Когда же надоест, дважды нажмите клавишу Enter, и набирайте дальше уже без номеров.



В шестом Word'e приходится поступить немного иначе. Он не такой сообразительный, как новые версии, сам список не распознает. Чтобы ему под­сказать, щелкните мышью по кнопке Нумерация. Когда понадобится прекратить нумерацию, еще раз щелкните по кнопке. Этот способ, конечно же, возможен и в других, более поздних версиях программы.



Точно так же можно создавать маркированные списки — абзацы, помеченные «пулями» (элементами перечисления). Я в этой книге использую в ка­честве пули круглую жирную точку (•). Word умеет в автоматическом режиме ставить также квадратик (), ромбик (♦ ), галочку вправо (), белую стрелочку вправо (). Просто ставите в начале абзаца звездочку (выйдет жирная точка), два дефиса (черный квадрат), знак «больше» (>) или => (правые галочка и стрелоч­ка). В тот момент, когда вы нажмете Enter, у вас появится пуля. Такая же пуля появится и в следующем абзаце.

Для прекращения списка дважды нажмите Enter.

При наборе текста весьма рекомендую пользоваться возможностями команд Автозамена и Автотекст, которые позволят автоматически исправлять ошибки (введите свои типовые опечатки), а также пользоваться сокращениями для наи­более часто употребляемых вами слов и выражений. Специальный разговор об этом будет в главе «Автозамена и Автотекст».
  1   2   3   4



Похожие:

15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconТребования к оформлению заданий заочного тура
Для подготовки текста письменной работы должен использоваться текстовый редактор Microsoft Word
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconГ о. Прохладный Разработала учитель информатики Брагиш Л. Н. 2011-2012 учебный год Основная задача
Учебная тема: Текстовый редактор Microsoft Word. Технология обработки текстовой и графической информации
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconПроверочная работа по теме «Окно программы Microsoft Word»
Какую клавишу (сочетание клавиш) нужно нажать на клавиатуре, чтобы переместить текстовый курсор на
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconУрок-практикум по теме «Текстовый процессор Word»
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должны...
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconДокументы
1. /открытый урок Текстовый редактор/Обобщение по теме Текстовый редактор.doc
2.
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconТ. С. от 2008 г. Зам директора по увр программа
Одной из задач современной школы является обеспечение вхождения учащихся в информационное общество, овладение каждым школьником новыми...
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconДокументы
1. /Текстовый редактор.doc
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconПрактическая работа 3 Создание текстовых объектов Задание Редактирование документа Откройте текстовый процессор Microsoft Word. Откройте файл с текстом Синонимы doc из папки Заготовки
Заспорили пуночки (северные воробьи), не могут решить, какой бывает снег. «Золотой», – сказало Утро. «Голубой», – сказало Небо. «Синий-синий»,...
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconРозничные цены на нашу продукцию
Диск кеа: Internet Explorer, Paint, Звукозапись рублей  Диск кеа: Microsoft Word xp, Word 2000 рублей
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconАппаратные средства
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитеть проекта Научный редактор Литературный редактор Художник Иллюстрации Корректоры...
15. Популярный текстовый редактор Microsoft Word iconЛабораторная работа «Работа в Windows c помощью основного меню. Использование технологии ole»
Запишите размер папки, выраженный в Мб (мегабайтах) в текстовый редактор блокнот
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов