Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности icon

Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности



НазваниеРабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности
Дата конвертации22.09.2012
Размер199.46 Kb.
ТипРабочая программа

ГОУ ВПО УрГМА РОСЗДРАВА РФ

Медико – профилактический факультет

Кафедра философии, биоэтики и культурологии


Утверждаю:

«____» __________ 2008 г.

Проректор по учебной работе профессор Давыдова Н.С.


Рабочая программа по дисциплине «Культурология»


для специальности: «Медико-профилактическое дело»-060104


Составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования программой «Культурология» для студентов высших медицинских и фармакологических учебных заведений ВУНМЦ МЗ РФ 2001


2008 г.

Составители: старший преподаватель кафедры философии, биоэтики и культурологии Белоусова Е.В., ассистент кафедры Горшкова С.А.


Рецензент: зав. кафедрой философии УРО РАН, д.ф.н., профессор Мирошников Ю.И.


Одобрено цикловой методической

комиссией по гуманитарным и

социально-экономическим наукам

« 1 » июня 2008 г.


Председатель комиссии, д.ф.н., профессор Баталов А.А.


Выписка из протокола № 2

заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии


от 4 сентября 2008 г.


Присутствовали: зав. кафедрой, доц. Е.В. Власова, доц. В.А. Киселёв, доц. А.И. Савенков, ст. препод. Е.В. Белоусова, асс. Е.А. Бугаева, асс. Г.А. Шеметов, зав. кабинетом А.И. Орлова.


Слушали: доц. Савенкова А.И. о внесении изменений в рабочую программу по дисциплине «Культурология» по специальности: 060104 – Медико-профилактическое дело на 2008/2009 учебный год.


Постановили: В связи с новыми требованиями к оформлению УМК в учебном процессе на медико-профилактическое дело в 2008/2009 учебном году руководствоваться исправленным и доработанным вариантом рабочей программы по дисциплине «Культурология».

Представить в учебно-методическое управление и библиотеку УГМА по одному экземпляру доработанной и исправленной рабочей программы по культурологии по специальности 060104 – Медико-профилактическое дело.


Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологии,

доц. Е,В, Власова

Введение



Предмет «культурология» является важной частью федерального компонента высшего профессионального медицинского образования РФ (ГОС ВПО, март2000г., раздел Ф.04), и определена как одна из 4 обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Данная рабочая программа рассчитана на студентов первого курса и предполагает путем изучения курса кльтурологии расширить круг концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволит полнее реализовать цели социально – гуманитарного образования.
Преподавание дисциплины опирается на междисциплинарный подход, вовлекая данные смежных наук - истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и других.

Задачи высшей медицинской школы - готовить не просто высококвалифицированного специалиста-медика, а личность, способную применить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимающую компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни. Время показало, что культурология становится одной из ведущих дисциплин социо-гуманитарного цикла. Культурология помогает выработать не традиционные методы исследования, обнаружить свои особые проблемы, которые, возможно, до этого обсуждались в других курсах, но не ставились в центр исследования

Культурология как учебный предмет является школой гуманитарного мышления, необходимой для всестороннего развития студента медицинского вуза. Единство философско-теоретического и исторического подходов позволяет увидеть во множестве фактов, явлений и событий целое культуры, понять закономерности ее развития.

Главная задача курса формулируется в соответствии с концепцией гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Это воспитание специалиста, обладающего широкой культурой, эрудицией и навыками творческой работы.

культуры.

Предложенный для изучения курс содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 36 часов (18 часов - лекций и 18 часов - семинарских занятий). Предусмотрена и самостоятельная подготовка студентов. Курс разработан в соответствие с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Культурология», предложенной Всероссийским учебно – научно – методологическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве РФ. (март 2001 г.) Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий также проведены в соответствии с нормами, утвержденными учебно – методическим управлением УрГМА. При выборе тем лекционного курса и семинаров (см. соответствующие разделы программы) составители руководствовались тем, что студенты первого курса имеют только основы знаний по общественным дисциплинам, не имеют навыков учебы в высшей школе. Отсюда - повышенное внимание к контролю и проверочным мерам. В течение всего курса предусмотрены организация дискуссий, постоянные опросы и контрольные работы, в т.ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается зачетом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности.

Задачи высшей медицинской школы - готовить не просто высококвалифицированного специалиста-медика, а личность, способную применить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимающую компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни.
^ Воспитательно-образовательные цели преподавания культурологии:
Дать представление о предмете и основных проблемах культурологии.
- Способствовать подготовке студенческой молодёжи к самостоятельной личностной
ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества.
- Способствовать пониманию студентами культур разных стран и народов и, на основе этого, вырабатывать в них уважение к другим народам, к людям иных культур.
- Выработать у студентов представление о роли и месте культуры России и её народов в культуре человечества, воспитывать в них любовь к отечественной культуре, гордость лучшими её достижениями.
- Помочь студентам создать систематизированное представление об основных чертах мировой художественной культуре, её формах и стилях, что позволит им лучше понимать отечественную и мировую культуру.
- Обобщить знания студентов по проблемам культуры, полученные ранее и существенно дополнить их .
- Расширить кругозор, способствовать развитию художественных вкусов студентов.
- Способствовать формированию гуманистических идеалов будущих медиков, основанных на овладении знанием отечественной и мировой культуры.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Дать студентам представление об основных проблемах теории культуры.
- Выявить объективные закономерности мирового и национального культурных процессов.
- Выяснить генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследования.
- Рассмотреть культурные аспекты различных областей общественной жизни.
- Выявить особенности культурной жизни разных стран, регионов, исторических эпох, культурно-исторических типов.
- Проанализировать тенденции и процессы в современной социокультурной среде.
- Рассмотреть конкретно- исторические формы существования культуры на различных этапах человеческой истории и в различных районах мира.
- Выявлять структуру и целостность культуры.
- Все культурные процессы, происходящие в России рассматривать в связи и в сравнении с европейским и мировым развитием культуры.
В результате изучения дисциплины, студенты должны обладать следующими навыками и умениями:
- Иметь представления об основах теориях развития культуры: предмете, важнейших понятиях, структуре, функциях культурологии, а также о главных школах , направлениях и концепциях культурологии.
- Иметь представление о генезисе и основных исторических этапах развития мировой культуры
- Знать основные периоды развития особенности и конкретные формы проявления культуры России на всём протяжении отечественной истории.
- Осознавать место российской культуры в мировом культурном процессе.
- Уметь использовать знания, полученные в курсе культурологии для оценки явлений культурной жизни современного общества.
- Ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом к культурной, развитой личности.


Виды и объем учебной работы.



Документ

Всего часов

Из них самостоятельная работа

Аудиторная работа в часах

Всего Из них лекций Из них практических

занятий




в часах

В часах




ГОС ВПО по специальности 060104 – медико-профилактическое дело

66






Учебный план ГОУ ВПО УрГМА

66






Типовая программа по дисциплине «отечественная история» 2008 г.

66

30

36 18 18

Рабочая программа кафедры

66

30

36 18 18



Тематический план лекций.


№№

П / п

Тема

Объем в часах

1

Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав современного культурологического знания.

2

2

Культурогенез. Культура и природа. Динамика культуры. Типологии социокультурных миров

2

3

Формы культуры.

2

4

«Восток» как понятие культуролгии.

2

5

«Запад» как понятие культурологии. Сопоставление восточного и западного типа культур.

2

6

Место и роль России в мировой культуре.

2

7

Культурная картина мира. Семиотика культуры

2

8

Культура и общество.

2

9

Культура и глобальные проблемы современности.

2



Тематическиий план семинарских занятий.


№№

П / п

Тема

Объем в часах

1

Культура как предметообразующая сфера культурологии.

2

2

Культурогенез. Мифология и ее место в культуре. Миф как ядро первобытной культуры.

2

3

Религия как социальный институт культуры. Священные книги как памятники мировой культуры.

2

4

Искусство как язык и зеркало культуры.

2

5

История развития и особенности российской культуры.

2

6

Проблемы и особенности развития современной культуре. Культура постмодернизма.

2

7

Культурные ценности и нормы. Этики и этикет в истории культуры.

2

8

Культура и мир. Диалог культур как из основных задач культурологии.

2

9

Культура и общество. Культурные механизмы социализации, инкультурации, идентификации.

2



Самостоятельная работа студентов.

по специальности – 060104 – «медико-профилактическое дело»


Тема

Количество часов

Форма работы

Отчетность

1.Культура и природа. Экология культуры.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, заполнение таблицы

Индивидуальный зачет


2. Массовая элитарная культура.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, сочинение-рассуждение на тему: «Что такое кич?».

Индивидуальный зачет


3.Культура и цивилизация.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, написание сочинения-рассуждения на тему: «Является ли цивилизация закатом культуры».

Индивидуальный зачет


4.Восток-Запад. Диалог культур.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, заполнение таблицы

Индивидуальный зачет


5. Этикет в формировании культуры личности.

2

Тест для самопроверки

Индивидуальный зачет


6. Культурно-исторические эпохи с точки зрения европоцентризма.

2

Составление схемы эволюции культурно-исторических эпох.

Индивидуальный зачет


6. «Золотой век» русской культуры

2

Тест для самопроверки

Индивидуальный зачет


7. «Серебряный век» русской культуры.

2

Тест для самопроверки

Индивидуальный зачет


8.История западноевропейского искусства.

2

Заполнение хронологической таблицы.

Индивидуальный зачет


9. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

2

Заполнение хронологической таблицы.

Индивидуальный зачет


10.Личность как субъект культуры.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, написание сочинения-рассуждения на тему: «Кого можно считать культурным человек».

Индивидуальный зачет


11.Молодежная субкультура.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, составление анкеты для опроса.

Индивидуальный зачет


12. Ранние формы религии.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, ответы на вопросы анкеты: «верите ли вы в магию?»

Индивидуальный зачет


13. Особенности российского менталитета.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, составление таблицы.

Индивидуальный зачет


14.Культура и глобальные проблемы современности.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, аналитическое рассуждение.

Индивидуальный зачет


15. Культура постмодернизма.

2

Самостоятельное изучение учебной литературы, рецензия на фильм.






^

Содержание дисциплины


  1. Историческое изменение понятий о культуре. Структура и состав современного культурологического знания.

Культура как историческое явление. Этимология и генезис понятия культуры. Проблема определения культуры. Культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура.

Структура и функции культуры. Актуальность изучения проблем культуры. Культурология как учебная дисциплина: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Междисциплинарный статус культурологии, её интегральная функция. Культурология как наука. Структура и состав культурологического знания. Культурология и философия, социология культуры. Методы культурологических исследований. Культура и цивилизация: проблема соотношения понятий.

Литература и источники по курсу.

  1. ^ Культура и природа. Культурогенез. Динамика культуры. Типологии социокультурных миров.

Культура и природа. Проблема происхождения человека и культуры. Ранние формы культуры.Характерные черты первобытной культуры. Синкретизм. Миф как отражение мира в сознании первобытного человека. Древнейшие культурные символы.Проблема возникновения религии. Актуальность проблемы культурных изменений и типы социокультурной динамики. Проблема цикличности и линейности в развитии культуры Историческая (линейная) типология культуры.Локально-типологическое рассмотрение культуры (О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, М. Вебер).Концепция осевого времени.

  1. ^ Формы культуры.

Основные формы духовной культуры.

Искусство как форма культуры Место искусства в структуре культуры на различных этапах ее развития. Связи искусства с мифом, религией, наукой, философией.

Функции искусства: коммуникативная, познавательная, воспитательная, игровая, гедонистическая.

Религия как форма культуры. Генезис религии, характеристики мировых религий (Буддизм, мусульманство, христианство), индуизм. Функции религии. Религия сегодня.

Наука как форма культуры. Характеристика научного знания. Сущность и специфика научного знания и научной деятельности. Понятие «наука», ее структура и функции.

Мораль нравственность право как формы социальной культуры. Культурная значимость морали. Механизмы моральной мотивации. Проблема обоснования этики.

  1. «Восток» как понятие культуролгии.

Понятие "древний Восток". Восток глазами европейца.

Возникновение древнейших цивилизаций Междуречья, Египта, Индии, Китая. Особенности их развития. Место и роль в культурной эволюции человечества.

Дальнейшее развитие древневосточных культур. Культурные основы и традиции Индии, Китая, Японии.

Исламская культура: возникновение, особенности.

  1. «Запад» как понятие культурологии. Сопоставление восточного и западного типа культур.

Античность как основа европейской культуры.

Средневековая картина мира. Истоки и характерные черты средневековой культуры Западной Европы.

Становление личности нового типа в эпоху Возрождения и Реформации. Формирование новых культурных норм и ценностей.

Особенности развития культуры Западной Европы в Новое время.

Сопоставление восточного и западного типа культур.

  1. ^ Место и роль России в мировой культуре.

Специфика геополитического, этнического и культурно-исторического развития России. Резкие смены культурных парадигм, смещение устойчивых представлений и ценностей и связанный с этим сложный и противоречивый характер русской культуры. Характеристика основных периодов

русской культуры.

  1. ^ Культурная картина мира. Семиотика культуры

Многомерность культуры. Культура как система языков, текстов. Культура как «семиосфера», сфера знаковой деятельности человека. Элементарная языковая единица – знак.

Многоуровневость картины мира. Структура картины мира. Картина мира и ментальные установки. Представление картины мира на уровне обыденного сознания, система ориентации в мире.

  1. ^ Культура и общество.

Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура. Контркультура. Массовая культура. Элитарная культура.
Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и

культурной преемственности. Понятие социокультурной коммуникации и ее структура. Внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Массовая, групповая и межличностная коммуникация речи и его виды.

Социокультурная коммуникация. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

  1. ^ Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и глобальные проблемы современности. Элитарная и массовая культура. Постмодернизм. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Проблемы единства мировой культуры и своеобразия региональных культур. Сохранение уникальности русской культуры и ее взаимодействие с культурами других стран и народов. Охрана и использование культурного наследия.


Информационное и учебно-методическое обеспечение

1. Основная литература:

  1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2003.

  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.

  3. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2005.



2.Дополнительная литература и словари:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука.1990.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб., 1994

^ Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999

Культурология. Краткий тематический сло­варь. — Ростов Н/Д: “Феникс”, 2001. (Словари XXI века). Под редакцией: д. ф. н., проф. Драч Г.В. д. ф. н., проф. Матяш Т.П. Ростов-на-Дону “ФЕНИКС” 2001

^ Кравченко А.И. Культурология. Словарь. - М.:Академический проект, 2000. - 671с.

Дробышева Е.Э. Краткий словарь терминов и понятий курса культурологии: Учебное пособие. - Владивосток: ДВГМА им. адм. Г.И. Невельского, 2000. - 37 с.

^ Культурология. XX век. Энциклопедия. в 2-х т. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983

Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. -640с.


Протокол

согласования рабочей программы

по учебной дисциплине «Культурология»

с учебными программами смежных дисциплин.

Специальность: Медико-профилактическое дело - 060104



Кафедра

Вопросы согласования

Подпись зав. кафедрой

1. Истории и эко­номики с курсом права

1. Историческая типология культуры. 2. История русской культуры. 3. Личность в истории мировой культуры.



2. Иностранных языков

1. Язык как инструмент культуры и сфера ее бытия. 2. Культура русского языка и общения.



3. Педагогики и психологии

1 .Греческая «пайдейя» как процесс воспитания ребенка. 2. Психологические основы формирования культуры личности.



4. Общественного здоровья и здраво­охранения

1. Осмысление здоровья и болез­ни в истории культуры. 2. Знахарство, магия и народная медицина в культуре.





Рецензия

На программу по культурологии, предложенную старшим преподавателем кафедры философии, биоэтики и культурологии УГМА Белоусовой Е.В. и ассистентом кафедры Горшковой С.А.

Программа, на основе которой читается курс культурологии на первом курсе следующих факультетов: лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов УГМА, составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом для высшего профессионального образования и рекомендациями ВУНМЦ. Курс читается в течение одного семестра, и состоит из 18 часов лекции и 18 часов семинарских занятий. Объем всего курса - 36 часов.

В программе курса дается общая характеристика культуры, рассматриваются её основные феномены, а также исторические вехи культуры Востока и Запада. Особое внимание уделяется современной культуре, в том числе и культуре России.

Импонирует герменевтический подход к истории культуры, который позволяет проникнуть в многообразие различных культур. Основные этапы развития мировой культуры рассматривается через призму важнейших культурологических концепций, таких, например, как концепция «осевого времени» в культуре К.Ясперса или игровой концепции культуры И.Хёйзинга.

Положительным является и стремление авторов воплотить в курсе идею диалога культур, показать значимость культурных норм и ценностей. В качестве рекомендации я предложил бы авторам курса уделить больше внимания российской культуре, особенно в постсоветский период. Полагаю, что данный курс представляет собой достаточно цельное и полное изложение теории и истории культуры, соответствует требованиям, предъявляемым учебному курсу в негуманитарном вузе.

Зав. кафедрой философии УРО РАН,



д.ф.н., профессор. Мирошников Ю.И.




Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности
Составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности: «Фармация» 060108
Составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» Для специальности: «Лечебное дело» 060101
Составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Социальная психология» для специальности 030602 «Связи с общественностью»
Курс предназначен для того, чтобы сформировать представление о социальной психологии
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Моделирование рынка ценных бумаг» ен. Р. 01 Направление подготовки 080000 «Экономика и управление»
Рабочая учебная программа составлена на основе примерной учебной программы по дисциплине
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по курсу «экология» для специальности (ей): 230201. 65 «Информационные системы и новый шифр название специальности (ей) технологии» для специализаций
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по курсу «химия» для специальности (ей): 230201. 65 «Информационные системы и новый шифр название специальности (ей) технологии» для специализаций
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по курсу «химия» для специальности (ей): 080502 «Экономика и управление на предприятии новый шифр название специальности (ей) (по отраслям)» для специализаций
«Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)»
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по курсу «химия» для специальности (ей): 190702 «Организация и безопасность движения»
Рабочая программа по курсу «химия» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (гос) высшего...
Рабочая программа по дисциплине «Культурология» для специальности iconРабочая программа по курсу «химия» для специальности (ей): 150402 «Горные машины и оборудование»
Рабочая программа по курсу «химия» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (гос) высшего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов