Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 icon

Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101



НазваниеРабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101
Дата конвертации22.09.2012
Размер187.85 Kb.
ТипРабочая программа

ГОУ ВПО УрГМА РОСЗДРАВА РФ

Медико – профилактический факультет

Кафедра философии, биоэтики и культурологии


Утверждаю:

«____» __________ 2008 г.

Проректор по учебной работе профессор Давыдова Н.С.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЛОСОФИИ


Для специальностей: «Лечебное дело» - 060101


В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.


2008 г.

Составитель: канд.филос.наук, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии Савенков А.И.


Рецензент: зав.кафедрой онтологии и теории познания УрГУ, доктор философских наук Мирошников Ю.И


Одобрено цикловой методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим наукам

Протокол №3 от 15 апреля 2008г

Председатель комиссии д.ф.н. профессор

_________________А.А. Баталов


Выписка из протокола № 2

заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии


от 4 сентября 2008 г.


Присутствовали: зав. кафедрой, доц. Е.В. Власова, доц. В.А. Киселёв, доц. А.И. Савенков, ст. препод. Е.В. Белоусова, асс. Е.А. Бугаева, асс. Г.А. Шеметов, зав. кабинетом

А.И. Орлова


Слушали: доц. Савенкова А.И. о внесении изменений в рабочую программу по дисциплине «Философия» по специальности: 060101 – ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО на 2008/09 уч. г.


Постановили: В связи с новыми требованиями к оформлению УМК в учебном процессе на лечебно-профилактическом факультете в 2008/09 учебном году руководствоваться исправленным и доработанным вариантом рабочей программы по дисциплине «Философия»

Представить в учебно-методическое управление и библиотеку УГМА по одному экземпляру доработанной и исправленной рабочей программы по философии по специальности 060101 – лечебное дело.


Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологи,

доц. Е.В. Власова


Введение


«Философия» как учебная дисциплина является важнейшей частью Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Р.Ф. (ГОС ВПО, М, 2000 г. , раздел Ф.З.) и определена как одна из обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Рабочая программа по философии рассчитана на студентов второго курса, которые на первом курсе уже познакомились (и освоили) с такими гуманитарными дисциплинами как «Отечественная история» и «Культурология». Изложение курса философии опирается на эти, ранее полученные, знания.
Философия, предметом которой является человек и его место в природном и общественном мире, своим содержанием оказывает большое воспитательное воздействие на студентов. Побуждая человека «познать самого себя», она помогает ему выработать свою собственную систему ценностей, помогает увидеть в другом человеке высшую ценность (что чрезвычайно важно в общении «врача-пациента»), а также лучше понять значение моральных, эстетических, познавательных способностей в развитии самого себя и в осмыслении своих отношений с окружающим миром. Рассматривая человека как существо разумное, свободное и ответственное, философия формирует у человека сознание и чувство ответственности за все, что совершается вокруг него, а также в стране и в мире в целом.

Предположенный для изучения курс философии содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 148 часов (74 часа лекций и 74 часа семинарских занятий). Предусмотрена также и самостоятельная работа студентов. Курс разработан в соответствии с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Философия», предложенной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве Р.Ф. (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий приведены также в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. В течение учебного курса предусмотрены проведение дискуссий, заслушивание и обсуждение докладов по различным философским проблемам, регулярные опросы студентов и контрольные работы, в т. ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается экзаменом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности.


Цели преподавания философии


-Философия, имея своим предметом человека и его место в природном и общественном мире, оказывает огромное воспитательное воздействие на каждого человека, изучающего ее. Побуждая каждого человека «познать самого себя», философия стимулирует процесс самовоспитания. Обращаясь к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром, она развивает моральные, эстетические, познавательные способности человека. Всем своим содержанием философия воспитывает человека.


Воспитательно-образовательные цели:


- формирование системного понимания мира, главным интригующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентиры, познавательные способности;

- раскрытие присущему человеческому обществу многообразия взглядов, мнений, суждений, многообразия философского осмысления бытия;

- развитие у будущих специалистов философского мышления, т. е. способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности;

- способствовать включению средствам дисциплины студента в реалии современной цивилизации с ее проблемами, противоречиями и ценностями.


Задачи изучения философии

На основании изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки:

- владение общей культурой философского мышления, способствующей различению философских направлений, школ, течений;

- различение форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания;

- выявление философских положений в конкретных формах деятельности: художественной, политической, религиозной, правовой;

- владение философско-этическим «инструментарием», лежащим в основе профессиональной деятельности медицинского персонала (основы медицинской этики и биоэтики).


Студент должен знать:


- социальные условия возникновения, существования и развития философии и ее школ;

- особенности взаимосвязи философии, науки и человеческой практики;

- сущность, черты мировоззрения, его основные типы;

- специфическое содержание философских категорий, законов и их методологическое значение для науки и культуры;

- содержание и социально-культурное значение медицинских этических кодексов как национальных, так и международных;

- исторические формы нравственной философии.

^ Вид и объём учебной работы



Документ

Всего часов (трудоёмкость)

Из них самостоятельная работа

Аудиторная работа в часах

В часах

В кредитах*

В часах

В кредитах*

Всего

Из них лекций

Из них практических занятий

ГОС ВПО – “ Лечебное дело ” -060101

222



















Учебный план ГОУ ВПО УГМА

222



















Типовая программа по философии 2001 года

222




74




148

74

74

Рабочая программа кафедры

222




74




148

74

74



Тематический план лекций.


  1. Философия и культура. 2ч.

  2. Философия, мифология, религия. 2ч.

  3. Философия Древнего Востока: Китай и Индия. 2ч.

  4. Древнегреческая философия. 4ч.

  5. Философия Средневековья и Возрождения. 2ч.

  6. Особенности философии Нового времени(17-18 вв.). 2ч.

  7. Немецкая классическая философия. 2ч.

  8. Философия воли А. Шопенгауэра и Ф.Ницше. 2ч.

  9. Марксистская философия. 2ч.

  10. Европейская философия 20 века. 4ч.

  11. Общая характеристика русской философии. 2ч.

  12. Русская философия 10-18 вв. 2ч.

  13. Русская философия 19 века: славянофильство и

западничество, Ф.Достоевский, Вл. Соловьев. 4ч.

  1. Русская философия «Серебряного века»:

Н.Бердяев, П.Флоренский. 4ч.

  1. Человек как предмет философии. 4ч.

  2. Человек, мир и Бог. 2ч.

  3. Человек в природном мире. 2ч.

  4. Человек и общество. 2ч.

  5. Человек в системе материального производства. 2ч.

  6. Человек в социально-политической системе. 2ч.

  7. Человек в потоке истории. 2ч.

  8. Человек в системе сообществ. 2ч.

  9. Духовная жизнь общества и духовность человека. 2ч.

  10. Познание как постижение истины. 2ч.

  11. Процесс познания и его формы. 2ч.

  12. Диалектика как метод философского познания. 2ч.

  13. Мораль как воплощение добра. 4ч.

  14. Искусство и красота. 2ч.

  15. Философия и медицина о жизни, смерти и бессмертии

человека. 4ч.

  1. Философско-методологические основания медицины. 2ч.


всего 74 часа.

Тематический план семинарских занятий.


Тема

Часы

  1. Философия и ее место в культуре

  2. Предыстория философии: мифология и религия

  3. Происхождение и особенности древневосточной философии

  4. Древнегреческая философия

  5. Особенности философии Средневековья и Возрождения

  6. Особенности западноевропейской философии Нового времени(17-18вв.)

  7. Немецкая классическая философия

  8. Иррационализм философии Шопенгауэра и Ницше

  9. Основные положения марксистской философии

  10. Особенности западной философии 20 века

  11. Русская философия от возникновения до 19 века

  12. Славянофильство и западничество как философские направления

  13. Русская философия второй половины 19 века: Ф.Достоевский и Вл.Соловьев

  14. Русская философия «Серебряного века» (философия Бердяева и Флоренского)

  15. Человек как предмет философии

  16. Человек, Мир и Бог

  17. Человек в природном и общественном мире

  18. Человек в системе общественных отношений

  19. Человек в системе сообществ

  20. Человек в историческом процессе

  21. Духовная жизнь общества и человек

  22. Познание и истина

  23. Диалектика как метод философского познания

  24. Мораль как воплощение добра

  25. Искусство и красота

  26. Философия и медицина


Всего:

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

4ч.

2ч.


2ч.


2ч.

4ч.

2ч.

4ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

2ч.

4ч.

2ч.

8ч.


74ч.


^ Самостоятельная работа студентов


Тема

Кол-во

часов

Форма работы

Отчётность

1. Философия Древнего Востока

2



Самостоятельное обучение



Вопросы на экзамене и при собеседовании

2. Античная философия

8


3.Философия Средневековья и Возрождения


4

4. Философия просвещения

2

5. Немецкая классическая философия

4

6. Философия иррационализма XIX века

4

7. Философия ХХ века.

6

8. Философия в развитии русской духовности


10

9. Человек как предмет философии

6

10. Проблема бытия человека, общества и природы


6

11. Диалектика: её принципы и общие законы

4

12. Проблема гносеологии

6

13. Человек и общество

4

14. Философия и медицина

4

15. Философия и наука о жизни, смерти и бессмертии человека


4

Всего

74





Краткое содержание разделов по философии.


Раздел первый. Философия и её место в культуре.

Понятие философии. Философия и мировоззрение. Предмет философия. Диалектика и метафизика как методы философского познания. Функции философии. Понятие культуры. Культура цивилизация, человек. Культура личности общества. Место философии в культуре.


^ Раздел второй. Возникновение философии. Деревня философия.

Предыстория философии. Философия и мифология о человеке, мире и Боге. Взаимоотношения философии и религии в истории общества. Религиозная философия, философия древнего Китая: происхождение и основные направления (даосизм, конфуцианство). Особенности древнеиндийской философии. Основные направления: философия буддизма, локаята, философия йоги. Древневосточная философия и медицина. Особенности древнегреческой философии. Натурфилософия досократиков. Сократ и его роль в греческой философии. Философские учения Платона и Аристотеля. Философия эллинистического периода: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм. Философия римского периода: неоплатонизм.


^ Раздел третий. Европейская философия от средних веков до ХХ века.

Христианская средневековая культура и философия. Патристика и схоластика как основные философские направления европейского средневековья. Номинализм и реализм в средневековой схоластике. Особенности философии Возрождения: пантеизм, связь с наукой и общественной жизнью, философия и человек Возрождения. Основные черты философии Нового времени. Проблема человека общества и познания в философии Нового времени. Особенности английской эмпирической философии. Философия европейского рационализма. Немецкая классическая философия и её особенности. Ученика Канта о человеке и познании. Агностицизм и дуализм Канта. Система и метод в философии Гегеля о мышлении. Антропологический материализм Фейербаха. Иррационализм философии воли Шопенгауэра и Ницше. Учение Шопенгауэра о представлении и воли к жизни. Пессимизм и этика сострадания. Учение о “воли к власти” и “сверхчеловеке” в философии Ницше. Ницшеанская критика морали. Судьба учения Ницше. Философия марксизма: предпосылки возникновения и основные положения. Развитие онтологии и гносеологии в марксистской философии. Критика философии марксизма.


^ Раздел четвёртый. Европейская философия ХХ века.

Общая характеристика философии ХХ века. Иррационализм. Сциентизм. Проблема человека в философии экзистенциализма, фрейдизма, философской антропологии. Человек, общество, Бог в философии неотомизма и персонализма. Проблемы познания и языка в философии неопозитивизма. Философия постмодернизма.


^ Раздел пятый. Русская философия и её особенности.

Возникновение философии на Руси. Формы существования философии в древней Руси. Религиозные и нравственные проблемы в древнерусской философии. Преобразования Петра I и их влияния на философию XVIII века. Религиозная и светская философия XVIII философия славянофильства и западничества: истоки, основные идеи, представители. Основные направления в русской философии второй половины XIX века: материализм, позитивизм, религиозная философия. Славянофильство и философия Ф. Достоевского. Учение Достоевского о свободе и ответственности, о добре и зле. Учение Вл. Соловьева о всеединстве и цельном знании. Идея Софии. Этика Соловьёва и учение о Богочеловечестве. Русская философия “серебряного века” и её особенности. Философия свободы Н. Бердяева. Учение Бердяева о творчестве. Христианская философия П. Флоренского. Софиология Флоренского. Антиномизм и метафизика Флоренского.


^ Раздел шестой. Человек как предмет философии (философская антропология).

Философские учения о природе человек: натурализм, социоцентризм, теоцентризм. антропоцентризм. Структура человека. Научно – материалистские и религиозно – идеалистические учения о происхождении и сущности человека.


^ Раздел седьмой. Человек, мир. Бог (онтология).

Человек и мир. Мир как общество, субстанции и материи. Человек и Бог. Бог как творец мира и человека. Христианское учение о Богочеловеке. Человек, мир и Бог как реальность. Реальность материальная и идеальная, объективная и субъективная.


^ Раздел восьмой. Человек и общество.

Понятие общества. Структура общества. Труд как основы единства человека, общества и природы. Проблемы глобализации в современном мире. Человек и экология народонаселения как социально-природный фактор. Демографические проблемы в современном мире и современной России. Человек в системе материального производства. Человек в социально-классовой структуре общества и в политической системе. Человек и этнос. Национальное самосознание и национальный характер. Человек и семья. Исторические формы семейно-брачных отношений. Человек в сообществе друзей и в сообществах по интересам. Общество как исторический процесс. Человек в потоке истории. Смысл истории. История и свобода человека.


^ Раздел девятый. Духовность человека и духовность общества (гносеология, этика и эстетика).

Понятие духовности. Познание как духовные процесс. Познавательная деятельность человека и её возможности. Скептицизм и агностицизм. Чувственное и рациональное отношение и их формы. Эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Мистическое познание, его предмет и формы. Мистика и иррационализм. Познание и истина. Критерии истины в познании. Диалектика как учение о целостности и развитии бытия и познания. Объективная и субъективная диалектика. Принципы диалектики: взаимосвязи и развития, целостности и детерминизма. Основные законы и категории диалектики. Диалектика и метафизика. Понятие и структура морали. Мораль и нравственность. Происхождение морали и нравственности. Этические учения в истории философии (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, ригоризм, имморализм). Особенности христианской морали. Особенности эстетического и художественного освоения мира. Происхождение и природа искусства. Структура и виды искусства. Роль искусства в духовном развитии личности. Искусство и философия. Искусство, религия, наука.


^ Раздел десятый. Философия и медицина.

Человек как предмет философии и медицины. Философия и медицина о здоровье. болезни и долголетии человека. Взаимодействие философии медицины в историческом развитии. Философские проблемы современности медицины. Проблемы медицины и здоровья человека в современной России. Философия и медицина о жизни, смерти и бессмертии человека. Смысл жизни и смерти.

^ Информационное и учебно-методическое обеспечение дисциплины:

философия


Основная литература:

  1. Спиркин А.Г Философия М.: Гардарики 2006. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов вузов.

200 экземпляров, библиотека УГМА


  1. Хрусталёв Ю.М. Философия М.: Гэотар-мед, 2004.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям

200 экземпляров, библиотека УГМА, кафедра


  1. Философия медицины. Под редакцией Ю.Л. Шевченко М.: Гэотар-мед, 2004.

50 экземпляров, методкабинет кафедры


Дополнительная литература:

  1. Евлампиев И.И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2002. (методкабинет кафедры)




  1. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. (методкабинет).




  1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. ТООТК «Петрополис», 1996 – 200 гг. (библиотека УГМА).




  1. Современный философский словарь. Под общ. редакцией В.Е. Кемерова. 3-е изд. М.: «Панпринт», 2002. (библиотека УГМА, методкабинет кафедры).

Протокол

согласование рабочей программы

по учебной дисциплине «Философия»

с рабочими программами смежных дисциплин


специальность: 060101-лечебное дело




Кафедра

Вопросы согласования

Подпись зав.кафедрой

1.

Истории, экономики и права

1.История общества и история философии.

2.Экономическая система общества и человека.

3.Человек в государственно-правовой структуре общества.




2.

Биология и генетика

1 .Социальное и биологическое в

человеке.

2. Наследование социальное и

биологическое.





3.

Иностранных языков


1 .Языки естественные и

искусственные.

2.Язык: природа, структура и

функция.




4.

Психологии и педагогики


1 .Социализация личности.

2. Типология личности.

3 .«Социально-психологические

аспекты взаимодействия личности и

общества.





5.

Общественного здоровья и здравоохранения

1. История философии и медицины. 2.Философия и психология здоровья. 3. Культура здоровья и здоровый образ жизни.






6.

Гигиены и экологии



  1. Социальные условия бытия
    человека

  2. Экологическая проблема как
    глобальная проблема человечества.

  3. Экология человека.







Рецензия

на программу курса по философии доцента кафедры философии, биоэтики и культурологии Уральской государственной медицинской

академии Савенкова А.И.

Программа курса по философии доцента Савенкова А.И. состоит из 72 часов лекций, читаемых студентам второго курса лечебно-профилактического, медико-профилактического и педиатрического факультетов Уральской государственной медицинской академии в течение всего учебного года, и 72 часов семинарских занятий, проводимых со студентами этих же факультетов. Общий объем курсов составляет 114 учебных часа. По курсу философии разработаны и изданы планы семинарских занятий, в которых сформированы вопросы и указана литература к каждому семинарскому занятию, а так же к каждому занятию предлагается ряд докладов с соответствующей литературой. Кроме того к каждой теме занятия разработаны конкретные вопросы, которые используются студентами для самопроверки, а также прилагаются вопросы экзаменационных билетов. Изданные планы семинарских занятий прилагаются.

В программе курса имеется значительный историко-философский обзор основных философских учений и крупнейших представителей мировой философии (включая и русскую философию), начиная с древневосточной и древнегреческой философии и кончая философией XX- начала XXI веков. Признавая предметом философии человека и его взаимоотношения с человеческим, общественным и природным миром, автор последовательно излагает все разделы курса философии ( онтологию, гносеологию, этику и другие), рассматривая их сквозь призму указанного предмета философии. Это следует отметить как положительный момент курса. Положительным является стремление автора воплотить в курсе принцип единства исторического и логического. Как положительное следует отметить и разработанные автором вопросы для трех промежуточных тестовых контролей (300 вопросов) уровня знаний студентов, проводимых в течении учебного года.

В качестве рекомендации по дальнейшему улучшению учебного курса я предложил бы автору уделить больше внимания понятной стороне в изложении курса.

Считаю, что курс представляет собой достаточно цельное и полное изложение философии и соответствует требованиям, предъявляемым к учебным курсам, читаемым студентам высших учебных заведений.


22.05.08.

' Зав.кафедрой фило

Института фило

УрО РАН

доктор философ

Мирошников Ю.И.




Похожие:

Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» Для специальности: «Лечебное дело» 060101
Составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Медико-профилактическое дело» 060104
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Фармация» 060108
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Педиатрия» 060103
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Фармация» 060108 (заочное отделение)
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconДокументы
1. /Банк лечебное дело/Тестовые заданя терапия.doc
2. /Банк...

Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей
Дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей: 351400 Прикладная информатика (по областям)
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по предмету «Литература» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101 iconРабочая программа для учащихся 7 класса Составитель: Толстобова Т. П., учитель, высшая категория Пушкино
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов