Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 icon

Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105



НазваниеРабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105
Дата конвертации22.09.2012
Размер170.54 Kb.
ТипРабочая программа

ГОУ ВПО УГМА Росздрава

медико-профилактический факультет

кафедры философии, биоэтики и культурологии.


Утверждаю:

«____» _________________2008г.


проректор по учебной работе,

профессор ___________ Н.С. Давыдова.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЛОСОФИИ


Для специальностей: «Стоматология» - 060105


В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.


Составитель: канд.филос.наук, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии Е.В.Власова.


Рецензент: зав.кафедрой онтологии и теории познания УрГУ, доктор философских наук Д.В.Анкин.


Одобрено цикловой методической комиссией по гуманитарным и социально- экономическим наукам

Протокол № 3 «15» апреля 2008 год


Председатель комиссии д.ф.н., профессор

___________________ А.А.Баталов.


Выписка из протокола № 2

заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии.


от 4 сентября 2008 г.


Присутствовали: зав. кафедрой, доц. Е.В. Власова, доц. В.А. Киселёв, доц. А.И. Савенков, ст. препод. Е.В. Белоусова, асс. Е.А. Бугаева, асс. Г.А. Шеметов, зав. кабинетом

А.И. Орлова


Слушали: доц. Савенкова А.И. о внесении изменений в рабочую программу по дисциплине «Философия» по специальности:

060105 – СТОМАТОЛОГИЯ на 2008/09 уч. г.


Постановили: В связи с новыми требованиями к оформлению УМК в учебном процессе на стоматологическом факультете в 2008/09 учебном году руководствоваться исправленным и доработанным вариантом рабочей программы по дисциплине «Философия»

Представить в учебно-методическое управление и библиотеку УГМА по одному экземпляру доработанной и исправленной рабочей программы по философии по специальности 060105 – стоматология.


Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологи,

доц. Е.В. Власова

Введение


«Философия» как учебная дисциплина является важнейшей частью Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Р.Ф. (ГОС ВПО, М, 2000 г. , раздел Ф.З.) и определена как одна из обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Рабочая программа по философии рассчитана на студентов второго курса, которые на первом курсе уже познакомились (и освоили) с такими гуманитарными дисциплинами как «Отечественная история» и «Культурология». Изложение курса философии опирается на эти, ранее полученные, знания.
Философия, предметом которой является человек и его место в природном и общественном мире, своим содержанием оказывает большое воспитательное воздействие на студентов. Побуждая человека «познать самого себя», она помогает ему выработать свою собственную систему ценностей, помогает увидеть в другом человеке высшую ценность (что чрезвычайно важно в общении «врача-пациента»), а также лучше понять значение моральных, эстетических, познавательных способностей в развитии самого себя и в осмыслении своих отношений с окружающим миром. Рассматривая человека как существо разумное, свободное и ответственное, философия формирует у человека сознание и чувство ответственности за все, что совершается вокруг него, а также в стране и в мире в целом.

Предположенный для изучения курс философии содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 148 часов (74 часа лекций и 74 часа семинарских занятий). Предусмотрена также и самостоятельная работа студентов. Курс разработан в соответствии с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Философия», предложенной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве Р.Ф. (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий приведены также в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. В течение учебного курса предусмотрены проведение дискуссий, заслушивание и обсуждение докладов по различным философским проблемам, регулярные опросы студентов и контрольные работы, в т. ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается экзаменом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности.


Цели преподавания философии


-Философия, имея своим предметом человека и его место в природном и общественном мире, оказывает огромное воспитательное воздействие на каждого человека, изучающего ее. Побуждая каждого человека «познать самого себя», философия стимулирует процесс самовоспитания. Обращаясь к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром, она развивает моральные, эстетические, познавательные способности человека. Всем своим содержанием философия воспитывает человека.


Воспитательно-образовательные цели:


- формирование системного понимания мира, главным интригующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентиры, познавательные способности;

- раскрытие присущему человеческому обществу многообразия взглядов, мнений, суждений, многообразия философского осмысления бытия;

- развитие у будущих специалистов философского мышления, т. е. способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности;

- способствовать включению средствам дисциплины студента в реалии современной цивилизации с ее проблемами, противоречиями и ценностями.


Задачи изучения философии

На основании изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки:

- владение общей культурой философского мышления, способствующей различению философских направлений, школ, течений;

- различение форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания;

- выявление философских положений в конкретных формах деятельности: художественной, политической, религиозной, правовой;

- владение философско-этическим «инструментарием», лежащим в основе профессиональной деятельности медицинского персонала (основы медицинской этики и биоэтики).


Студент должен знать:


- социальные условия возникновения, существования и развития философии и ее школ;

- особенности взаимосвязи философии, науки и человеческой практики;

- сущность, черты мировоззрения, его основные типы;

- специфическое содержание философских категорий, законов и их методологическое значение для науки и культуры;

- содержание и социально-культурное значение медицинских этических кодексов как национальных, так и международных;

- исторические формы нравственной философии.

^ Вид и объём учебной работы


Документ

Всего часов (трудоёмкость)

Из них самостоятельная работа

Аудиторная работа в часах

В часах

В кредитах*

В часах

В кредитах*

Всего

Из них лекций

Из них практических занятий

ГОС ВПО – “ Стоматология” -060105

189



















Учебный план ГОУ ВПО УГМА

189



















Типовая программа по философии 2001 года

189










126

58

68

Рабочая программа кафедры

189




63




126

58

68



Т

Тема

Часы

  1. Что такое философия?

  2. Философия Древней Индии

  3. Философия Древнего Китая

  4. Дзен – буддизм и культура Востока

  5. Философия Древней Греции

  6. Философия средних веков

  7. Гуманистическая философия эпохи Возрождения

  8. Философская мысль Нового времени

  9. Философская мысль эпохи Просвещения

  10. Немецкая классическая философия

  11. Философия марксизма

  12. Философия жизни

  13. Фрейд и его последователи

  14. Экзистенциализм

  15. Русская философская мысль

  16. Что такое человек?

  17. Как человек познаёт мир?

  18. Природа и человек

  19. Как развивается общество?

  20. Личность и общество

  21. Происхождение и сущность сознания

  22. Духовная жизнь общества

  23. Вечные ценности

4

2

2

2

10

2

2

2

2

4

2

4

4

4

4

4

4

2

2

2

4

4

2
^ ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

Тема

Часы

  1. Специфика философских знаний

  2. Философия Древнего Востока

  3. Философия Древней Греции

  4. Философия средних веков

  5. Философия Эпохи Возрождения

  6. Философия Нового времени

  7. Философия Эпохи Просвещения

  8. Немецкая классическая философия

  9. Философия жизни

  10. Фрейд и его последователи

  11. Экзистенциализм

  12. Философский мистицизм 19 – 20 веков

  13. Русская философская мысль

  14. Что такое человек

  15. Природа и человек

  16. Что такое общество и по каким законам оно развивается?

  17. Духовная жизнь человека и общества

  18. Вечные ценности




4

6

12

2

2

2

2

4

4

6

4

4

2

4

2

4

4

2

^ Самостоятельная работа студентов стоматологического факультета по философии (63/66 часов).




Темы




Кол.

час.



Форма изучения темы



Отчётность




1.Работа с первоисточниками по темам:

  1. Платон «Пир», «Федон»

  2. Ф.Ницше «Антихристианан»

  3. З.Фрейд «Будущее одной иллюзии»

  4. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм - гуманизм»

  5. А.Камю «Миф о Сизифе»





6

6

6


6


6





Чтение и составление аналитических конспектов.





1. Собеседование по текстам работ.

2. Вопросы на экзамене.


2. 1. Средневековая философия

2. Гуманистическая философия Возрождения

3. Философия Нового времени

4. Философия эпохи Просвещения

5. Русская философия 19-20 веков




4

4


4

4

4




Самостоятельное изучение.


1. Тест.

2. Вопросы на зачёте и на экзамене.


3. Углублённое изучение материала по избранным темам. Методические материалы по курсу «философия» Власова Е.В., Екатеринбург 2006г., с. 20



16



Написание курсовых работ.



Защита курсовых работ.

Что такое философия? (4 часа)

«Вечные вопросы» бытия - что это такое?

Раскрываются и сопоставляются понятия «мировоззрение» и «философия». Уточняется специфика философского знания и языка. Философия сопоставляется с естественнонаучным знанием. Раскрывается структура и функции философского знания.

Философия Древней Индии (2 часа).

Знакомство с названиями и содержанием первоисточников древнеиндийской философии. Рассматриваются основные положения философии брахманизма и буддизма, основные школы древнеиндийской философии.

Философия Древнего Китая (2 часа)

Излагаются особенности древневосточной философии, сопоставляются особенности менталитета индейцев и китайцев. Более подробно рассматриваются конфуцианство и даосизм с проекцией на современность.

Дзен-буддизм и культура Востока (2 часа).

Раскрываются происхождение дзен-буддизма и его основные принципы. Выявляется связь философии, этики и эстетики дзен с различными видами искусства (живописью, литературой, боевыми искусствами)

Философия Древней Греции (6 часов).

Даётся общая характеристика древнегреческой философии. Анализируются искания Милетской школы, атомистический материализм Демокрита, диалектика Гераклита, философские взгляды Пифагора пифагорейцев, основные философские достижения Сократа, Платона и Аристотеля, жизнь и философия киников, стоиков и эпикурейцев.

Философия средних веков и эпохи Возрождения (2 часа)

Лекция начинается с общей характеристики средневековой культуры и философии. Раскрывается специфика патристики и схоластики. Излагаются основные особенности гуманистической философии эпохи Возрождения. Студентов знакомят с философскими воззрениями таких представителей этого периода как Д.Бруно и Т. Кампанелла.

Философия Нового времени (XVII век) (2 часа)

После общей характеристики Нового времени происходит подробное знакомство с философскими идеями Ф.Бэкона, Р.Декарта, Т.Гоббса.


Философия эпохи Просвещения (ХVШвек)(2 часа)

Излагаются основные черты просветительской идеологии. Анализируются взгляды Ж-Ж. Руссо, Ж-О.де Ламетри и Д.Дидро.

Немецкая классическая философия (2 часа)

Даётся общая характеристика этой философской школы. Рассматриваются основные философские идеи И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

Философия марксизма (2 часа)

Раскрывается структура и предпосылки марксизма. Из философских идей марксизма подробно рассматривается концепция материалистического понимания истории.

Философия жизни (2 часа)

Выявляются особенности современной философии в отличие от классического периода. Даётся общая характеристика современной философии. Рассматриваются понятия «иррационализм», «волюнтаризм», «философия жизни». Проводится анализ философских взглядов А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

Фрейд и его последователи (4 часа)

Изложение основ классического психоанализа как метода работы с бессознательным. Фрейдистское понимание сущности человека, культуры и механизма возникновения неврозов.

«Гуманистический психоанализ» Э.Фромма. Учение об архетипах и «коллективном бессознательном» К-Г. Юнга.

Экзистенциализм (4 часа)

Общая характеристика экзистенциальной философии. Раскрывается экзистенциальная трактовка проблем сущности и существования, подлинного и неподлинного бытия. Даётся понятие «пограничная ситуация». Рассматривается проблема свободы как центральная проблема экзистенциализма.

Что такое человек? (2 часа)

Излагаются представления о сущности человека в истории философии. Анализируется понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Дается представление о психофизиологической проблеме.


Как человек познает мир? (4 часа)

Очерчивается круг гносеологических проблем. Рассматриваются формы чувственного и рационального познания; вопросы о сущности истины, ее формах и способах ее проверки.

Законы и категории диалектики ( 2 часа)

Раскрываются три основных закона диалектики и связанные с ними категории: «качество», «количество», «мера», «противоположности», «противоречия», «отрицание», «диалектическое снятие», «отрицание отрицания»

Природа и человек (2 часа)

Рассматривается роль географической среды в жизни человека и общества. Даётся критический анализ географического детерминизма и геополитики. Излагается суть экологической проблемы как одной из глобальных проблем человечества. Вскрываются причины экологического кризиса и говорится о возможных путях его преодоления.

Как развивается общество?(2 часа)

Предлагается анализ различных моделей исторического процесса. Подробно рассматривается концепция Л.Н.Гумилева.

Народонаселение и основные демографические проблемы. Мальтузианство и неомальтузианство. Экономическое основание демографической политики. Социальный дарвинизм и расизм. Дается представление о социальной структуре общества.

Личность и общество (2 часа)

Рассматриваются философские аспекты социально-психологических проблем жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.

Происхождение и сущность сознания (4 часа)

Излагаются гипотезы возникновения сознания, проблема идеального. Раскрывается связь мышления и языка.

Духовная жизнь общества(4часа)

Дается сравнительный анализ искусства и религии, а также морали и права как форм и продуктов коллективной духовной деятельности человечества. Они характеризуются и раскрываются как социальные явления.


Вечные ценности (2 часа)

Студенты знакомятся с аксиологической проблематикой, с понятиями «ценность», «система ценностных ориентаций личности», а также с понятиями «добро» и «зло», «счастье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».


^ Информационное и учебно-методическое обеспечение дисциплины:

философия


Основная литература:

  1. Спиркин А.Г Философия М.: Гардарики 2006. Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов вузов.

200 экземпляров, библиотека УГМА


  1. Хрусталёв Ю.М. Философия М.: Гэотар-мед, 2004.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям

200 экземпляров, библиотека УГМА, кафедра


  1. Философия медицины. Под редакцией Ю.Л. Шевченко М.: Гэотар-мед, 2004.

50 экземпляров, методкабинет кафедры


Дополнительная литература:

  1. Евлампиев И.И. История русской философии. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2002. (методкабинет кафедры)




  1. Плотников В.И. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. (методкабинет).




  1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. ТООТК «Петрополис», 1996 – 200 гг. (библиотека УГМА).




  1. Современный философский словарь. Под общ. редакцией В.Е. Кемерова. 3-е изд. М.: «Панпринт», 2002. (библиотека УГМА, методкабинет кафедры).

Протокол

согласование рабочей программы

по учебной дисциплине «Философия»

с рабочими программами смежных дисциплин


специальность: 060105-Стоматология




Кафедра

Вопросы согласования

Подпись зав.кафедрой

1.

Истории, экономики и права

1.История общества и история философии.

2.Экономическая система общества и человека.

3.Человек в государственно-правовой структуре общества.




2.

Биология и генетика

1 .Социальное и биологическое в

человеке.

2. Наследование социальное и

биологическое.





3.

Иностранных языков


1 .Языки естественные и

искусственные.

2.Язык: природа, структура и

функция.




4.

Психологии и педагогики


1 .Социализация личности.

2. Типология личности.

3 .«Социально-психологические

аспекты взаимодействия личности и

общества.





5.

Общественного здоровья и здравоохранения

1. История философии и медицины. 2.Философия и психология здоровья. 3. Культура здоровья и здоровый образ жизни.






6.

Гигиены и экологии



  1. Социальные условия бытия
    человека

  2. Экологическая проблема как
    глобальная проблема человечества.

  3. Экология человека.








Рецензия

на программу курса философии для специальности 060105 –стоматология очного отделения

Программа представлена доцентом кафедры философии, биоэтики и культурологии Уральской государственной медицинской академии Власовой Е.В. Курс состоит из 54 часов лекций и 72 часов семинаров. Материал разбит на 3 раздела:

  1. Классическая философия.

  2. Неклассическая философия

  3. Актуальные проблемы современной философии.

В соответствии с программой разработаны и изданы методические материалы, где содержаться вопросы к семинарам.

Программа обеспечена учебным пособием «Хрестоматия по философии», имеющим гриф УМО.

Разработаны вопросы для самоконтроля

Пожелание - расширить раздел русской философии.

Полагаю, что курс достаточно полно и системно отражает развитие и современное состояние философской мысли, соответствует государственному образовательному стандарту и отвечает требованиям, предъявляемым к учебным курсам медицинских и фармацевтических вузов.





Зав.кафедрой онтологии и теории познания

Уральского государственного университета,

доктор философских наук Анкин Д.В.

3.06.08 .




Похожие:

Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Фармация» 060108
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Педиатрия» 060103
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Лечебное дело» 060101
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Медико-профилактическое дело» 060104
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по философии для специальностей: «Фармация» 060108 (заочное отделение)
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей
Дисциплины: интеллектуальные информационные системы для специальностей: 351400 Прикладная информатика (по областям)
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по предмету «Литература» Разработана: учителем I квалификационной категории
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа для учащихся 7 класса Составитель: Толстобова Т. П., учитель, высшая категория Пушкино
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа для учащихся 8 класса Составитель: Толстобова Т. П., учитель, высшая категория Пушкино
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105 iconРабочая программа по курсу «технология» для 5 класса 2010-2011 учебный год пояснительная записка
Нормативные правовые документы: Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов