Улыбка Джоконды icon

Улыбка Джоконды



НазваниеУлыбка Джоконды
Дата конвертации27.09.2012
Размер42.83 Kb.
ТипДокументы

Улыбка Джоконды




Признаюсь, что не планировал что-либо писать на эту тему, но меня с правильного пути сбил Игорь Ладов своей статьей (rus/en). Пишу же сейчас, переводя взгляд с текста на изображение Мона Лизы (пользуюсь этой версией, хотя не знаю ни имени фотографа, ни даты). Не имею полноты сведений о замысле Леонардо или достаточной квалификацией, чтобы герменевтически вжиться в шкуру художника или, на худой конец, в культурно-исторический контекст того времени, поэтому придется просто фантазировать, отталкиваясь от собственного мироощущения. Поэтому моя трактовка столь же субъективна, как и любая другая, и потому вполне можно было бы назвать статью «улыбка Матигора»; так что, как в тесте Роршаха, на основе его интерпретации чернильной кляксы психолог может видеть скрытое от самого испытуемого.

Но вначале о наблюдении Ладова, которое я считаю верным. «Однажды я заметил, что пейзаж за Моной Лизой заканчиваясь с одной стороны, как бы продолжается с другой. Если поставить рядом две копии картины, что я сначала и сделал, то эта особенность неочевидна. Нет полного совпадения, но я обратил внимание что пейзаж, похоже, продолжается из одной копии в другую. Явное совпадение появилось, когда я чуть отодвинул копии друг от друга, и сразу необыкновенная особенность стала видна… Дальние скалы словно требуют только нескольких штрихов, чтобы стать единым хребтом. Ниже мы видим, что река слева или, скорее, это озеро, из которого вытекает река, имеет продолжение справа как тонкая полоса… Почему же для совпадения нужно отодвинуть две копии друг от друга? Вначале я предположил, что часть ширины картины скрыта рамой, однако вряд ли эта ширина сколько-то значительна. Потом я обратил внимание на предметы на парапете слева и справа за Моной Лизой. Оказалось что это, основания колонн. Их ширина как раз и предполагает занятие места между двумя копиями. Высказывалось мнение, что колонны ранее были на картине видны более полно, а затем края картины были по какой-то причине обрезаны». Пейзаж, безусловно, имеет значение в понимании картины.

Прежде всего бросаются в глаза светлые пятна груди, лица и рук. Затем внимание приковывает лицо. И потом смотришь, смотришь… в глаза этого существа. Глаза хитрые, пристальные, внимательные и живые, отличающиеся от спокойствия всей картины. Нет, это существо насмехается над… над кем? Над вами? Нет, оно насмехается над всем бытием. И линия губ, которую кто-то почему-то назвал улыбкой, подтверждает это. Джоконда иронически смотрит одновременно на вас («что такое человек, что ты помнишь о нем?») и на тот пейзаж, что за вашей спиной.
Но, конечно, это не та ирония, которой люди стремятся задеть друг друга, здесь нет язвительности, но бесконечная мудрость. Мудрость, сохранившая жизненную стойкость и потому отличная «суеты сует» Екклезиаста, но не по содержанию, а по подтексту. Аккуратно сложенные руки подчеркивают благородство, удаленность от земного и некоторую горделивость этой божественной мудрости. Однако темные тона одежды и темные глаза указывают, что и этой мудрости приходится мириться с наличным, и от того расчетливость и сдержанность портрета. И как часто жизненная ситуация развивается хаотически и несет в себе семена трагедии, намекая на смерть и горе. И вот здесь, как мне кажется, очень ценно указание Ладова на факт разорванности пейзажа, его алогичность. Не столь важно, что таил в себе собранный воедино пейзаж, сколько то, каким изобразил его Леонардо.


Для меня Джоконда – это трагедия, и хотя трагедия оптимистическая, но изображенное существо знает об изнанке мира, о его случайности, несправедливости и хаотичности. И мы, те, которые духовным чувством знаем про существование высших сфер, вынуждены мириться с порою грязным бытием. Врач Булгаков знал это, вкладывая Воланду в уста крылатую фразу: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». Одна поломавшаяся клетка, лопнувший не вовремя сосуд, случайный сгусток крови… и внешне здоровый, строящий планы человек за день или месяц сгорает, как свеча. Да и любая хроническая болезнь способна отравить человеку всю жизнь. Равно как и неудачный выбор профессии, единожды допущенный промах в бизнесе или, напротив, постоянное давление неблагоприятных обстоятельств. Вот почему за мягким доброжелательным спокойствием Джоконды скрывается тайное и мрачное знание. За прямо сидящей головой и пышными формами скрывается тщательно замаскированная печаль, которая настолько проникла в существо, что перестала ощущаться таковой.


И еще, насколько я осмеливаюсь пройти дальше, Джоконда – это в высшей степени религиозная картина. За спиной Богини вьющаяся дорога, несомненно, символизирующая жизненный путь человека. Коричневая грязь лежит у обочины, неприветливые скалы… но при этом светлое небо над головой, на котором отсутствует Солнце, но лишь рассеянный свет из ниоткуда. На картине отсутствуют какие-либо религиозные символы, например, нательный крестик или какой-нибудь голубь. Здесь, безусловно, да Винчи порывает со всякой церковью. Джоконде не имеет смысла смотреть на небо, оно само есть небо внутри. Точнее, для этого существа быть религиозным естественно, а то, что естественно, то лишается сакральности. Возможно, наиболее высшая точка духовного развития, которой может достичь священник или просто верующий, заключается признании тщетности всех духовных исканий… и Богоотрицании. Вглядимся в лик Джоконды еще раз. Где тут намек на воинственность? Где мятежность? Где страстность проповеди? Истинной религии, точнее, её максимальной глубине ничто более не противоречит, чем, например, «кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откр. 2:26-27). И еще раз скажу, что это существо все понимает и все знает, что это Бог, облаченный в плоть. И у этого существа страшный по силе характер, который выдают глаза. Вроде бы вечереет, и руки мирно готовятся спать, и складки одежды уложены аккуратно, но только глаза… глаза живые, бодрые, не знающие усталости.


В заключение расскажу об одном моем наблюдении, когда я искал в Интернете более или менее качественную репродукцию. Так вот, народ буквально издевается над портретом, то Путина пририсуют лицом, то еще какой нос пририсуют. Вначале я отнес это к отсутствию духовной культуры, слепоты по отношению к красоте, точнее, завораживающей силе шедевра. Но вероятнее причина несколько иная: человек, который больше живет ощущениями и эмоциями, ощущает себя не по себе, встречая взгляд Божества; его раздражает олимпийское спокойствие, ведь ни один человек из публики никогда не смотрел на него так (сразу вспоминается Моисей, которому Яхве запретил смотреть на себя)… и он начинает, ощущая бессилие, мстить. Мстить портрету, дабы он стал смешным, но перестал смотреть на него.




Похожие:

Улыбка Джоконды iconИ это все о нем… Улыбка учителя
Улыбка – это волшебный дар. Она согревает всех вокруг, поднимает настроение, настраивая на добрую волну
Улыбка Джоконды iconОтчет о деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад №27 «Улыбка» г.
Центр развития ребенка – детский сад №27 «Улыбка» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Улыбка Джоконды iconЧем безнадежнее улыбка

Улыбка Джоконды iconНу что тебе надо еще от меня? Чугунна ограда. Улыбка темна

Улыбка Джоконды iconС. Курасовка 2008 г. «Осень — чудная пора»
Праздник, проведённый совместно с учащимися 1 класса и старшей группой детского сада «Улыбка»
Улыбка Джоконды iconПубличный доклад Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад №27 «Улыбка» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад №27 «Улыбка» г. Белорецк...
Улыбка Джоконды iconОтчет об использовании имущества, закрепленного
Центр развития ребенка – детский сад №27 «Улыбка» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Улыбка Джоконды iconО. Р. Демидова Улыбка Сфинкса, или о (не)возможности прочтения текстов культуры
«точке», в то же время замыкая его «на себе», чтобы вновь разомкнуть в единое непрерывно обновляющееся смысловое пространство
Улыбка Джоконды iconСценарий празднования 100- летнего юбилея моу «сош с. Прималкинского», 24 ноября 2010 г., Мдк «Водник», 14-00. исполнитель текст слайды
Хореографическая композиция «Рассвет», исп образцовый танцевальный коллектив «Улыбка», кдц ст. Приближная
Улыбка Джоконды iconПолуночная жертва Трагикомедия в 2-х актах с перерывом на вердикт Действующие лица
Шут – 33 года. Потомственный паяц, с недавнего времени ставший клоуном. У него рыжий парик, огромные ботинки, нарисованная улыбка,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов