Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» icon

Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий»



НазваниеРецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий»
страница1/5
Дата конвертации27.09.2012
Размер0.54 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5

Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий»



Книга выпущена одним католическим издательством в России, вероятно, в 2000-х гг. и находится по адресу http://www.agnuz.info/library/books/Humaninsearchofgod/ (я взял её в библиотеке Ихтика). Будучи переводом с немецкого, она на языке оригинала вышла не ранее 1993г., что явствует из списка литературы. В работе немецкого теолога мы находим и стремление поддержать каноническую точку зрения на нехристианские религии, которая, по-видимому, принята в настоящее время в Ватикане, и выдержанность строгого, умеренно тяжеловесного классического философского стиля.

По моему мнению, парадигмальный авторский взгляд на проблему весьма и весьма достоин и для теоцентризма представляется симпатичным и, пожалуй, единственно приемлемым. За исключением, пожалуй, одного обстоятельства, вытекающего из католической ангажированности Бюркле – апологетика христианства чрезмерна. Автор стоит на том, что «во Христе окончательная истина»; подобные же пассажи, отдающие явной авторитарностью, меня весьма раздражают. Здесь мы видим присущую духовенству типическую черту претендовать на монополию на истину и диктовать читателю категорическим тоном темные вещи. Еще одна странность книги состоит в том, что при замечательном разборе наиболее значимых религий обойден молчанием был иудаизм. Такая лакуна производит весьма неприятное впечатление неполноты обзора.

Что же касается достоинств книги, то я отмечу подчас неожиданные ходы мысли, улавливающие христианские мотивы в нехристианских религиях, а также глубоко прочувствованный раздел об естественных религиях, в которых родоплеменные отношения простираются за рамки жизни человека.

Об авторе книги я знаю только его фамилию, и к этому почти нечего добавить, кроме чувствующейся в стилистике немалой выучке к написанию философско-теологических трактатов.

^

1. Структура книги


Книга состоит из пяти глав, из которых наиболее значимыми являются вторая «Религии как тема истории теологии» и четвертая «Поиски Бога в нехристианских религиях». Первая и пятая главы служат как бы стягивающими канатами, образующими концептуальный каркас книги. В третьей главе дается обзор постановлений Второго Ватиканского собора и его декларации NOSTRA AETATE (датировки нет), а также используется энциклика Redemptoris missio папы Иоанна Павла II (1990) – здесь, разумеется, все формулировки дипломатически скругленные. Ценность второй главы определяется конспектом основных течений мысли христианских теологов в отношении иных вер.
Четвертая же глава рассматривает каждую из мировых религий по отдельности, выявляя её конкретику и те узловые пункты, которые или благоприятствуют, или затрудняют благовествование среди народов, культурно связанных с нехристианской религией.

Во введении автор открещивается от позиции сравнительного религиоведения, которому отказывает в праве называться богословским диалогом. «Поэтому, обращаясь к другому вероучению, христианский богослов всегда имеет перед собой двойную задачу. Во-первых, ему нужно узнать характерные особенности этого вероучения и то, что составляет его сущность. Во-вторых, он должен истолковать данную религию и ее существенные характеристики в связи с истинами веры, которые являются предпосылками его собственной жизни и мышления. Только так он выполнит условия подлинного диалога вероучений и будет следовать путем, указанным в Священном Писании Ветхого и Нового Завета». Всякое теологическое занятие чуждыми религиями ставит задачу: отважиться на напряженную, противоречивую и двусмысленную (если смотреть со стороны) попытку сделать их понятными и подойти к ним дифференцированно. Одно не должно осуществляться за счет другого. Ни безразличная позиция мнимой терпимости, ни принятие плюралистического религиозного ландшафта не имеют ничего общего с этой моделью христианских Отцов.

Заключает же автор книгу следующим тезисом: «Теолог должен отделаться от неизбежной предвзятости, которую навязывает ему «беседа религий». Его подход к диалогу с другими религиями требует восприятия «согласно духу» (kata pneuma). Только так может быть обеспечено проникновение в скрытую сущность того, что в чисто внешнем восприятии остается многозначным и обманчивым».

Далее я, как и всегда, приведу по главам наиболее существенные в смысловом плане фрагменты.
^

2.1. Глава 1: «Религии в Священном Писании»


Священные тексты Ветхого и Нового Завета предполагают существование стремления человека к Богу. Ищущий Бога человек сам становится предметом Божьего поиска. Человек может позволить Богу себя найти. Из окончательности этого нахождения следует предварительный, преходящий характер всех предыдущих религиозных поисков человечества. Все они характеризуются словами «еще нет». Св. Писание таким принятием себе на службу этого материала делает очевидной двойственность религиозного поведения человека до и вне его встречи с Богом Живым.

Речь в Ареопаге в гл. 17 Деяний Апостолов является в Новом Завете богословием религий in nuce (в зародыше). Ввиду окончательности Самооткровения Божия, то, что считалось до сих пор имеющим силу и необходимым, становится предварительным. Лишь в событии Христа произошедшее прежде получает свое осмысленное завершение. Великое Неизвестное становится здесь Известным. Тем самым обращение (methanoia) означает признание этого события.

Ответ на вопрос, почему вообще существуют другие религии, может быть дан лишь в свете этого определенного для них Самим Богом предназначения. Этим религиям, как и всему временному, обетовано окончательное исполнение (эсхатологический телеологизм). Первоначально существовавшие в другом контексте и имевшие свое собственное истолкование, они становятся понятными для христианского богослова как часть истины Откровения. Откровение совершается в особых условиях управляемой Творцом истории.

Уже история Ветхого Завета во многих отношениях показывает, как некоторые прежде существовавшие религиозные явления служат божественному Откровению. Священное место само по себе еще не квалифицирует происходящее в нем событие. Именно Бог, являясь и действуя в связи с уже существующей в том или ином месте религиозной традицией, самим этим выбором признает его священным. Поэтому Вефиль может упоминаться как «...дом Божий ...врата небесные» (Быт 28, 17).

Но для Израиля этот фундаментальный опыт приобретает реальность являющего Себя Бога, Который «Свят». Его имя — залог мощи Его Божественного Бытия. В этом имени отсутствуют все атрибуты, обозначавшие в именах божеств их отдельные свойства. Он есть Тот, Кто есть (Исх 6, 2 и далее). В открытии имени отражено и то, что Бог дает себя познать, и то, что Он остается непостижимым, суверенным господином. Согласно восточным представлениям, сообщающий свое имя отдает себя во власть другого. При открытии имени Яхве это с самого начала исключено. Праотцам оно еще неизвестно. Вопрос Иакова об имени явившегося ему Бога встречает отказ: «...на что ты спрашиваешь о имени Моем?» (Быт. 32, 29). Но при заключении завета на Синае была окончательно раскрыта и тайна имени Бога праотцев Израиля.

В отличие от вавилонского космогонического эпоса, Творение в книге Бытия имеет характер «creatio ex nihilo» (творения из ничего — Прим. перев). Кроме того, в противоположность древнеегипетским мифам о творении, Библия не знает обожествления природных сил. Тот, кто «есть Сущий» не создает подобно Пта группу подчиненных Ему богов. Египту и Месопотамии было суждено своими преданиями о первоначале мира побудить выраженное в образах и языком мифа свидетельство Израиля об открывающем Себя едином Боге и, таким образом, добавить к его праотеческому наследию веры аспект изначального всеобщего господства Божия. Они, тем самым, оказались пригодными для формулировки веры в единого истинного Бога. Своим свидетельством о Его всеобщем господстве и авторстве эти цивилизации исполнили свое предназначение.

Знамение на горе Кармель проводит окончательный раздел между природными божествами и Богом, Которому силы и стихии природы не только изначально обязаны своим существованием, но и подчинены в их собственных природных проявлениях. При всех имеющихся параллелях между верой древнейшего Израиля и другими известными родоплеменными религиями, здесь имеется одно существенное отличие. Природа теряет свое господство над человеком, происходит ее «десакрализация». В союзе с Первоосновой всего природного бытия, с Самим Создателем, Израиль отвергает все притязания природных божеств на господство.

Возникновение новозаветной литературы с самого начала сопровождалось в полном смысле слова миссионерским процессом. Нужно было найти такое выражение факта воплощения Иисуса Христа, которое могло бы как для иудеев, так и для эллинов убедительно свидетельствовать об исполнении этим событием их религий. Безусловно, «свет, зажженный в Элладе во тьме человечества, был лишь заимствован у солнца. Солнце же есть Христос. И пробившееся к нам, тоскующее по истине и красоте слово греческого гения —это лишь заблудившийся звук сошедшей на землю словесной мощи Логоса, света, может теперь, оборотясь назад, со смущенной любовью видеть, как светочи античности отражали грядущее солнце праведности. Его гуманизм означает видение Эллады во Христе, увековечение греческого слова путем его освобождения от исторической ограниченности и малости (в масштабе человеческой истории) и возвращения его к истинному истоку в диалоге с Богом». Используя понятие Логоса для истолкования тайны Воплощения, Пролог Евангелия от Иоанна делает все эти составляющие учения о нем христологически плодотворными. Теперь это уже не безымянное Начало в гностических спекуляциях об эонах, осуществляющее «вселенной внутреннюю связь» (И.В. Гёте) и открывающее для отдельной души путь из мрака здешнего бытия в озаренные светом выси. То, что «Слово стало плотию» (Ин 1, 14), открывает нам, что Иисус Христос соединяет в Себе все функции, приписывавшиеся до сих пор Логосу.

Апостол говорит о христианах, что они — совершенные гностики, наделенные «всяким познанием» (Рим 15, 14). В то же время важно было защитить этот дар гносиса от его ошибочного дохристианского понимания, широко распространенного в гностических кругах и глубоко проникшего в молодую Церковь. Потому хвалящийся, будто помимо раскрывающегося в тайне Креста гносиса, он достиг еще большего знания, должен подчиниться требованиям братской любви. Истинный гносис приносит смирение и побуждает благодарить Бога, ибо его обладанием человек обязан не собственным знаниям, но соучастию в Христовой любви (Рим 8, 1 и далее, Еф 3, 19).

Различные религиозные явления меняют, так сказать, господина, которому они служат. Так преемственность и разрыв с традицией в богопочитании вызывают и обуславливают друг друга. До- и нехристианские религии входят в здание Спасения, воздвигнутого пришествием Христа, как строительные камни. Тем самым, они теряют свою окончательность, обретая вместо этого непреходящее значение в их прежде сокрытом истинном предназначении.
  1   2   3   4   5




Похожие:

Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу Назаретяна А. П. «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории»
В силу личных причин, которые и теперь не утратили своего значения (одна из причин- направление мэйнстрима моей мысли на божественное,...
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу Берроуза Данэма «Человек против мифов» (1961)
Мы видим перед собой творение социального философа середины 20в., когда идеи переустройства общества обладали значительной притягательной...
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconДокументы
1. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия Гришанову.docx
2. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия...

Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу Л. С. Клейна «Другая любовь»
Клейна. На компьютере я, однако, не нашел скаченный ранее вариант с сайта В. В. Шахиджаняна
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconПроблема “радикальное продление жизни
Продление жизни проблема всех времен и народов. В эволюции эта проблема появляется именно у человека. Осознавая бессмертие живой...
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconР. М. Нижегородцев экономическое осмысление глобальных проблем современности Рецензия на книгу Н. Д. Елецкого(*)
Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета мгу им. Ломоносова. 2001 №2
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу «Освободительная война татарского народа. Казань: Татарское книжное издательство, 2007. 71 с. 5000 экз.» (автор Нурулла Гариф) на предмет содержания материалов экстремистской направленности

Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconДокументы
1. /ВИКТОР ФРАНКЛ Человек в поисках смысла.doc
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу Тайсаева Д. М. «Эволюция. Этничность. Культура»
Поэтому вовсе не удивительно, что почти со всем написанным на 200стр книги я согласился; ни одна мысль, кроме, быть может, рекомендации...
Рецензия на книгу Хорста Бюркле «Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий» iconРецензия на книгу ак. А. М. Уголева «естественные технологии биологических систем» 1
Мой интерес понятен, поскольку в 1998г я сам поставил проблему создания общей теории технологических процессов (оттп). Приведу ниже...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов