Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» icon

Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени»



НазваниеРецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени»
страница1/3
Дата конвертации27.09.2012
Размер381.79 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3

Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени»

1.


C Рене Геноном я познакомился примерно в феврале-марте 2009, когда выйдя на фотоохоту на берег канала им. Москвы со стороны Химок забрел в один книжный магазин, где продавали залежалые книги. В итоге я купил по дешевке, будучи привлечен темой индуизма, которым хотел заняться еще с осени, книгу Генона (изд-во «Беловодье», 2003) с его тремя работами и послесловиями Т.Б. Любимова (переводчик) и С.Ю. Ключникова. С превеликим удовольствием, продираясь сквозь слог Генона, лишь в мае-июне я прочитал «Царство количества…», и вот по свежим следам пишу рецензию, будучи слегка сотрясен неординарностью француза. Традиционализма я уже касался с осторожной симпатией, исследуя еврейский вопрос; Игорь Ладов недавно мне напомнил про сайт Виктории Ванюшкиной.

Статья по Генону есть уже в Википедии, где он представлен основателем традиционализма и до некоторой степени вдохновителем патриотических школ, начиная от Юлиуса Эволы, близкого итальянскому фашизму, и кончая евразийцем Александром Дугиным, отстаивающим русскую православную государственность. Некоторые штрихи: годы жизни – 1886/1951, Блуа/Каир; интересовался математикой, философией, католицизмом, затем попал под влияние теософского кружка Папюса; женился, принял ислам, опять женился на потомке Мухаммеда, в 1930г. переехал в Каир, где стал читать лекции и вести отшельническую жизнь суфия среди книг. «Царство количества…» издано в 1945г.

Ум Генона острый, но стиль написания тяжеловат, выдавая скрытый психический порок. Во всяком случае его манера писать представляет собой любопытный казус; читателю приходится отшелушивать избыточные обороты, чтобы понять предложение (ценно, однако, что смысл предложения вполне вычитываем). Как справедливо было замечено в одной критической заметке, Генон нигде не говорит от своего лица, не пытается полемизировать с кем-либо или даже приводить аргументы pro et contra. Он предстает неким оракулом, вещающим непреложные истины и взирающим свысока на современность. Чтобы читатель рецензии смог оценить специфику стиля Генона, я приведу один фрагмент (безотносительно к его содержанию – сама мысль может быть выражена гораздо короче):

«Действительно, эта профанная наука создана только для "широкой публики", и с того времени, как она существует, в этом и состоит весь смысл ее существования; слишком очевидно, что она и реально есть не более того, чем она кажется, поскольку — мы не скажем, что из принципа, но скорее из-за отсутствия принципа — она придерживается исключительно поверхности вещей; разумеется, в ней нет ничего такого, что было бы достойно оставаться в тайне, или, говоря точнее, что заслуживало бы внимания элиты, и кроме того, ей нечего с этим делать».


Некоторые идеи Генона чрезвычайно необычны для европейского философа, воспитанного, скажем, на позитивизме, экзистенциализме или структурализме. Я испытал кайф от общения с этими идеями, однако, в целом считаю концепцию Генона ложной, при этом ничуть не умаляя огня духа, в ней содержащегося. Забегая вперед скажу, что в отношении третьего лица теоцентрической триады, а именно «божественности», каирский мистик сказал очень много проницающе правильного. Как и всегда, рецензия делится далее на две части: в первой я реферирую схематично саму книгу, причем в завершение части дам наиболее понравившиеся мне мысли, а во второй – выскажу свое отношение, разумеется, через призму теоцентризма.

2.1.


В книге 40 именованных глав, приблизительно по 6-8 страниц каждая, которые и образуют логически непрерывное повествование. Первые 7 глав посвящены противоположению количества и качества, из них наиболее трудны для понимания (по причине философичности) первые 3-4. Затем следуют несколько незначительных глав, чтобы в 12-й главе «Ненависть к тайне» произвести решительное разделение с «профанной»=«современной» наукой. 20-я глава, названная «От сферы к кубу», имеет принципиальное значение для понимания всей концепции Генона. Наконец, историософское и метафизическое ядро концепции ярко представлено в 24-й главе, где дается образ раковины. Этот образ расшифровывается еще более конкретно в примыкающей 25-й главе «Щели Великой стены». Из последующих глав стоит обратить внимание на 30-ю и примыкающую к ней 31-ю главы, где постулируется идея подделки. Эта идея постепенно конкретизируется на протяжении последующих глав и находит впечатляющее разрешение в 39-й и 40-й главах, повествующих о конце мира и появлении Антихриста. Таким образом, схема книги представляется троечастной: поначалу Генон стремится вывести читателя за пределы материализма и рационализма, избавить его от «вредной привычки» рассуждать феноменологически; затем Генон излагает парадигму своего впечатляющего учения, включающего цикличность Манватар; в завершение идет развертывание учения, подкрепленное рядом свежих наблюдений из современности.

Тезисно сформулирую сущность учения Генона.

1) Отправной точкой служит старая философская проблема соотнесения формы и материи, взятая непосредственно онтологически. Первая материя (substantia, «подкладка мира») лишена каких-либо атрибутов и в чистом виде не наблюдаема – это первый принцип мироздания. Вторая материя (materia) есть субстанция, получившая базовый набор атрибутов, и изучается физиками, причем определяющей является категория (и атрибут!) «количества». Атрибуты, взятые сами по себе, образуют качество – это второй принцип мироздания. Чистое качество непредставимо и наблюдаемо лишь в материи (второй). Под количеством понимается все, что выразимо целыми числами, и потому законы физики принципиально количественны; число – царь мира, а «бог геометризирует». Физика бесполезна в выражении качественного. Пространство имеет количественную природу с примесью качественного, вследствие чего в нем имеются особые места. Время имеет существенно качественный характер с примесью количественного, поэтому сама материя может чувствовать изменения исторических эпох и соответственно цикличность. В частности, к концу цикла происходит увеличение скорости наступления событий. Один цикл, следуя индуистской традиции, Генон называет Манватарой и делит его на четыре Юги, длительности которых относятся как 4:3:2:1 (при этом космические законы в разные Юги различаются). Мы живем в последнюю югу, Калиюгу, наихудшее время для проявлений духа. При движении к концу цикла первый принцип мироздания становится преобладающим, приводя к возрастанию количественного, атомизации материи и отчуждению человеческих единиц друг от друга, которые при этом становятся все менее индивидуальными и более эгоистичными. В космосе и в человечестве единство гармонии распадается и заменяется единообразием.

Особенно яростно Генон оспаривает своего тезку и сородича, Рене Декарта. Цитируются также Аквинат, Лейбниц и Платон.

2) Символ первой юги, «золотого века», является сфера, которая в силу совершенной симметрии может превратиться в любую другую фигуру, т.е. обладает максимумом потенции к развитию (Мировое Яйцо). Символ последней юги – куб, т.е. самая земная и устойчивая фигура, неспособная к саморазвитию (ограда небесного Иерусалима в Откровении Иоанна). Однако события Калиюги не исчерпываются отвердением, в финальной части периода будет происходить разрушение/распыление отвердевшего миропорядка, приготовляя почти мгновенное восстановление порядка (переворачивание) в новой Манватаре. Позитивные зерна разрушенного куба, итог старой Манватары, расплавятся в новую сферу, придав ей новое качество. «Конец света» одной Манватары есть одновременно начало золотого века следующей Манватары, а сам переворот сопровождается активным вмешательством извне.

Привычка «профанов» (ученых и публики) мыслить количественно приводит к отрицанию того, что качественно и даже к ненависти к тайне, т.е. к духу. Соответственно отрицаются те миры, где главенствует дух (ультрачеловеческие/высшие), и миры, где дух напрочь отсутствует (инфрачеловеческие/низшие). Генон дает трагический образ современности, в которой точка максимума отвердения уже пройдена и появились грозные признаки грядущего распада. Я приведу фрагмент из 25-й главы «Щели Великой стены»:

«Чтобы лучше понять этот символизм во всех его аспектах, важно отметить, что стена одновременно представляет собою защиту и ограничение; в определенном смысле, она, можно сказать, обладает и преимуществами и неудобствами; но поскольку она, по существу, предназначена обеспечивать защиту против нападений, идущих снизу, то ее преимущества значительно преобладают, так что в результате лучше оказывается находиться внутри этого ограждения, ограниченным с этой низшей стороны, чем постоянно подвергаться нашествиям врага, если даже и не полному разрушению. К тому же, на деле стена не закрыта сверху и, следовательно, не мешает общению с высшими сферами, что соответствует нормальному состоянию вещей; в современную эпоху это общение перекрыто "скорлупой" без окон, сконструированной материализмом. Однако, как мы уже сказали, пока "спуск" еще не был закончен, эта "скорлупа" еще могла существовать незатронутой сверху, то есть с той стороны, с которой как раз мир не имеет нужды защищаться и, напротив, может лишь получать "благотворные" влияния; "щели" возникли только внизу, следовательно, в самой защищающей стене, и низшие силы, через них проникающие, встречали там меньше сопротивления при условии, что никакая власть высшего порядка не могла сюда проникнуть, чтобы эффективно им противостоять; следовательно, мир оказался безо всякой защиты, предоставленный атакам своих врагов, и тем в большей степени, что он полностью игнорирует угрожающие ему опасности из-за самой современной ментальности».

3) «Традиция» есть неизменный духовный принцип мира, поэтому в «традиции» нельзя ничего открывать нового, «улучшать». Древние религии, несмотря на различие форм (восточных и западных, притом лишь первые в лице индуизма как-то сохранила в неискаженном виде сущность духа), несмотря на многоязычие, являются выразителем единой традиции. Генон резко ополчился против идеи прогресса. Однако по мере приближения к концу цикла традиция обречена на вымирание, поэтому потомкам достаются лишь её остатки, которые они плохо понимают. В частности, смешивается психическое и духовное, что делать ни в коем случае нельзя. На смену материализма и рационализма, которые лишь вынесли духовное в резервацию на окраине «обычной жизни» (для традицонализма напротив – обычную жизнь следует ощущать полной присутствия духа), в настоящее время приходят магизм и спиритуализм, которые бесконтрольно используют психические остатки традиции и в конце концов открывают путь в наш мир низших «тонких влияний» и Антихристу.

Так возникает контртрадиция, называемая Геноном «духовностью наизнанку», подделкой и фальсификацией. Её характер дьявольский и инфернальный, переворачивающий символы (либо в буквальном смысле, либо, что хуже, в смысловом аспекте, когда пагубное представляется благим). Контртрадиция присваивает себе прежние формы традиции, рядится в ангельские одежды, но содержание при этом вовсе отсутствует. Последователи контртрадиции могут сознательно считать себя борцами с духом, как бы равновеликой стороной в противостоянии добра и зла, но в действительности с точки зрения цикличности истории они выступают инструментами поддержания Единства Бытия. Поэтому «пагубность» влияния контртрадиции условна, будучи таковой лишь в отношении текущей Манватары и живущих в ней людей.

В Антихристе контртрадиция находит наибольшее воплощение. Генон видит его главой некой иерархической организации, через которую действуют инфернальные силы. Это будет наиболее искусный лжец и притворщик, внедряющий вновь качество, но качество перевернутое. Телесно Антихрист окажется уродлив и асимметричен, возможно, карлик. Как пишет Генон, «его индивидуальность в то же самое время, как она является развитой чудовищным образом, тем не менее оказывается уже почти уничтоженной, реализуя, таким образом, инверсию стирания «Я» перед «Само» или, другими словами, смешение в хаосе вместо слияния в изначально Едином».
  1   2   3




Похожие:

Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconДокументы
1. /ЦАРСТВО КОЛИЧЕСТВА И ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ.doc
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconСимптом генона
Украинский ученый и писатель Олег Гуцуляк предложил мне написать для своего «традиционалистского» сайта текст по случаю 55-летия...
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconДокументы
1. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия Гришанову.docx
2. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия...

Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconРецензия на книгу Л. С. Клейна «Другая любовь»
Клейна. На компьютере я, однако, не нашел скаченный ранее вариант с сайта В. В. Шахиджаняна
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconР. М. Нижегородцев экономическое осмысление глобальных проблем современности Рецензия на книгу Н. Д. Елецкого(*)
Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета мгу им. Ломоносова. 2001 №2
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconРецензия на книгу «Освободительная война татарского народа. Казань: Татарское книжное издательство, 2007. 71 с. 5000 экз.» (автор Нурулла Гариф) на предмет содержания материалов экстремистской направленности

Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconОтдел I о методе первых и последних отношений, при помощи которого последующее доказывается
Количества, а также отношения количеств, которые в продолжение любого конечного времени постоянно стремятся к равенству и ранее конца...
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconРецензия на книгу Тайсаева Д. М. «Эволюция. Этничность. Культура»
Поэтому вовсе не удивительно, что почти со всем написанным на 200стр книги я согласился; ни одна мысль, кроме, быть может, рекомендации...
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconРецензия на книгу ак. А. М. Уголева «естественные технологии биологических систем» 1
Мой интерес понятен, поскольку в 1998г я сам поставил проблему создания общей теории технологических процессов (оттп). Приведу ниже...
Рецензия на книгу Рене Генона «Царство количества и знамения времени» iconРецензия на книгу Борчикова Сергея Алексеевича «Формославие»
Озерск (вблизи не то Екатеринбурга, не то Челябинска) Борчиков С. А. Пусть извинит меня автор, но альманах я прочитал процентов на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов