Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 icon

Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996



НазваниеРуководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996
Дата конвертации07.10.2012
Размер367.15 Kb.
ТипРуководство


ПРОЕКТ “МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ”


СЕРИЯ РЕФЕРАТОВ


Руководство для члена Комиссии по планированию


Калифорния, 1995.


8


Москва 1996


Реферирование книги выполнено по инициативе

RTI (Рисерч Трайэнгл Инститьют) и Мэрии Москвы

в рамках проекта

«Муниципальные финансы и управление».


Финансирование осуществлено

Агентством международного развития США

по контракту с

Research Triangle Institute,

штат Северная Каролина, 27709, США


^ The Planning Commissioner's Handbook.

California, 1995.


(195 p.)


"Руководство для члена Комиссии по планированию" подготовлено Управлением планирования и развития общины Лиги городов Калифорнии, в которое входят члены комиссии по планированию и профессиональные руководители плановых органов городов. Авторы справочника - крупные специалисты-практики в области планирования. В справочнике излагаются правовые основы деятельности комиссий по планированию, характеризуются средства и методы, которые используют комиссии по планированию в своей работе, раскрывается политика и программы местных органов власти. Книга предназначена для членов комиссий по планированию и для всех лиц, интересующихся вопросами планирования на местном уровне.


Автор реферата к.э.н. МУРАНОВА А.П.


^ I. Введение.


Никто не сомневался в том, что хорошее планирование важно для развития общины, в которой мы живем. Но что такое хорошее планирование, могут определить в каждой общине только те, кто в ней живет. В Калифорнии, где традиционно каждая община сама решает, как использовать свою землю и какой быть самой общине, хорошее планирование помогают организовать Комиссии по планированию, создаваемые общинами. Члены Комиссии - это лица с общественно ориентированным мышлением, которые добровольно отдают свое время на службу общине в качестве членов общественного органа, регулирующего работу специалистов планового управления местного правительства, и общественного консультативного органа при городском совете или при управлении инспекторов, т.е. при правительственных органах, наделенных правом принимать окончательные решения. По мере развития Калифорнии роль члена Комиссии по планированию становится все более важной. Член Комиссии должен быть лицом, которое одновременно принимает политические решения, осуществляет городское планирование, занимается социальными проблемами, выполняет функции судьи, изучает историю и определяет будущее общины.


Управление планирования и развития общины Лиги городов Калифорнии, состоящее из членов комиссий по планированию и руководителей плановых органов городских правительств, исходя из важности роли члена комиссии по планированию, подготовило данное "Руководство для члена комиссии по планированию" с целью ознакомить со средствами, которыми располагают члены комиссии для организации планирования.

Многие аспекты деятельности комиссии по планированию регулируются законодательными актами штата Калифорния и прецендентным правом. Поэтому первая глава "Правовые основы деятельности комиссии по планированию" посвящена изложению тех действующих законов, на основе которых члены комиссии принимают решения по таким вопросам, как генеральные планы, зонирование, регулирование местных границ, дробление земельных участков, защита окружающей среды и т.д. Во второй главе "Правила поведения государственных должностных лиц" излагаются правила поведения государственных служащих и членов комиссии по планированию и некоторые организационные аспекты деятельности комиссии. Третья глава "Основные методы решения проблем" знакомит с некоторыми нормативами и методами, используемыми в процессе планирования. В четвертой главе "Политика и программы" рассматриваются такие проблемы, как рост городов, их перепланировка с целью предотвращения их упадка, жилищная проблема, сохранение материальных ценностей, имеющих историческое и культурное значение и др. В пятой главе "Рабочие контакты" даны рекомендации, как улучшить работу комиссии по планированию и как ей установить хорошие контакты с частным сектором и со средствами массовой информации. В "Приложениях" приводятся глоссарий, модели оформления повестки дня, протоколов заседаний комиссии, процедурные правила и др.

Данная публикация предназначена для общей информации и не дает рекомендаций по правовым вопросам.


  1. ^ Правовые основы деятельности Комиссии

по планированию.


Процесс планирования на местном уровне регулируется законодательными актами и решениями суда.


^ II-А. Право контроля.


Правовой основой планирования и регулирования землепользования является принадлежащее городскому правительству "право контроля", которое позволяет защищать общественное здоровье, безопасность и благосостояние. Конституция штата Калифорния дает правительствам городов право принимать и приводить в исполнение все постановления о местном контроле, санитарном состоянии и т.д., не противоречащие общим законам. При реализации своего права контроля городское правительство должно действовать в рамках определенных установленных законами штата правил с тем, чтобы "не вступать в конфликт с общими законами".


^ II-Б. Генеральный план.


До 1971 г. генеральный план города обычно рассматривался только как рекомендательный документ. Однако ныне закон штата требует, чтобы землепользование было согласовано с генеральным планом города, и суды рассматривают генеральный план как документ о землепользовании.

Закон штата о планировании и зонировании требует, чтобы каждый город принял всесторонний долгосрочный генеральный план развития города. План включает текст, диаграммы или карту.

Генеральный план каждого города должен состоять из следующих разделов:

1. Землепользование (в этом разделе указывается местонахождение и распределение землепользования, а также приводятся показатели и плотности населения и плотности застройки);

2. Транспорт (в этом разделе указывается местонахождение и размеры транспортных коммунальных предприятий; при этом раздел должен быть скорреллирован с землепользованием);

3. Жилищный фонд в этом разделе указываются жилищные условия всех слоев населения общины;

4. Охрана природы (в этом разделе указываются условия охраны, развития и использования всех природных ресурсов);

5. Незанятые территории (контроль за ними производится в целях регулирования, охраны и эксплуатации природных ресурсов, зон отдыха, общественного здоровья и безопасности);

6. Мероприятия по борьбе с шумами;

7. Меры по поддержанию общественной безопасности (защита от пожаров, сейсмических и геологических опасностей).

Если в плане нет хотя бы одного раздела, это считается недостатком плана, а городское правительство лишается права принимать какие бы то ни было решения о землепользовании до тех пор, пока недостаток не будет устранен.

Помимо этих семи разделов, генеральный план может также включать другие разделы и элементы, которые с точки зрения законодательного органа относятся к проблемам развития города. Если эти элементы включены в генеральный план, они приобретают силу закона и становятся обязательными к исполнению.

Генеральный план и специальный план должны быть согласованы с принятыми планами использования земли под аэропорты.

Общины должны периодически пересматривать свои генеральные планы.

Термин "согласованность" означает, что генеральные планы должны быть внутренне согласованны, т.е. мероприятия и программы внутри плана не могут противоречить друг другу. Этот термин означает также, что должна быть связь между землепользованием и генеральным планом и что большинство решений о землепользовании должно быть согласовано с принятым генеральным планом. Прекрасное правило для согласованности звучит следующим образом: "Акция, программа или проект считаются согласованными с генеральным планом, если они, с учетом всех их аспектов, будут способствовать выполнению целей и мероприятий, предусмотренных генеральным планом, а не препятствовать этому".

Города, имеющие хартии (за исключением Лос-Анджелеса), освобождены от необходимости согласования генерального плана, т.к. закон о зонировании не распространяется на эти города. Однако это исключение касается только зонирования и не распространяется на остальные аспекты. Вопрос о том, должны ли специальные планы согласовываться с генеральным планом, решается по усмотрению городского совета.

Генеральный план или любая поправка к нему должны приниматься в соответствии с предписанной законом штата процедурой. Сначала принимается резолюция, которая вступает в силу через 30 дней. Если в городе есть Комиссия по планированию, то она должна провести по крайней мере одно открытое слушание вопроса, вслед за которым должно состояться открытое слушание в городском совете. Комиссия по планированию утверждает генеральный план большинством членов комиссии, принимавших участие в голосовании, а не большинством присутствующих.

Закон штата ограничивает число поправок к генеральному плану - не более 4 в год. Однако это ограничение не распространяется на поправки, связанные с проектами жилищного строительства. Кроме того, если несколько изменений вносятся в любой из разделов плана одновременно, то они рассматриваются только как одна поправка. Когда городское правительство рассматривает генеральный план или поправку к нему, то закон предписывает направить их в различные организации, которые должны дать заключение в течение 45 дней. Однако это заключение имеет справочный и необязательный характер, и его отсутствие не влияет на действенность генерального плана.

До принятия генерального плана или любой поправки к нему следует ознакомиться с законом штата Калифорния о качестве окружающей среды.

Если в генеральном плане обнаружатся недостатки, закон предписывает, какие действия городское правительство должно предпринять и в какие сроки устранить недостатки.

Важным разделом является раздел о жилищном фонде. Должна быть проведена оценка потребностей в жилье всех слоев населения общины и разработана программа удовлетворения этих потребностей. Последние определяются путем подсчета доли общины в региональных потребностях в жилье. Оценка потребностей в жилье и программа жилищного строительства должны включать следующие элементы:

1. Анализ и прогноз роста населения и тенденции занятости, анализ потребностей в жилье, включая оценку доли города в потребностях региона;

2. Анализ характеристик домовладения;

3. Инвентаризация земель, пригодных для жилищного строительства;

4. Анализ факторов, ограничивающих действия правительства в жилищном строительстве, и местных усилий по устранению этих ограничений;

5. Анализ ограничителей неправительственного характера;

6. Анализ точно установленных специфических потребностей в жилье;

7. Анализ жилищного строительства, осуществляемого в данный момент при оказании правительственной помощи, в случае прекращения помощи в течение 10 лет.

Оценка потребностей в жилье должна быть дополнена заявлением о целях общины в сфере жилищного строительства, количественных показателях и мерах по реализации целей, а также пятилетней программой мероприятий.

От городского правительства не требуется увеличивать доходы местного бюджета, чтобы финансировать строительство жилья, жилищные субсидии и приобретение земли.

Этот раздел генерального плана пересматривается каждые пять лет. Специальные планы - это принимаемые городом или округом планы реализации генерального плана в пределах определенного района. В них детальнее, чем в карте и тексте генплана, указаны местонахождение и нормы землепользования, улицы, предприятия общественного пользования. Они являются эффективным средством выполнения генерального плана и его приоритетных направлений. Процедура их принятия - такая же, как и для генерального плана, с той лишь разницей, что поправки к ним могут приниматься так часто, как это необходимо.

Соглашения о развитии и пректы зонирования и проведения общественных работ должны согласовываться с утвержденным специальным планом.


^ II-В. Зонирование.


"Зонирование - это разделение города на округа и группировка зданий и сооружений в соответствии с типом постройки, характером и размерами их использования и характером и размерами землепользования". Зонирование - один из нескольких способов регулирования правительством высоты и размеров зданий и их использования.

Закон разрешает любому округу или городу регулировать путем принятия постановлений:

а) использование зданий, сооружений и земли для целей развития промышленности и торговли, под жилье, для занятий сельским хозяйством, создания зон отдыха и пр.;

б) использование вывесок и афиш;

в)местоположение, высоту, размеры, этажность зданий и сооружений;

г) размеры и использование земельных участков, кортов и других незанятых земель;

д) парковку автомашин;

е) интенсивность землепользования.

С 1971 г. закон о планировании и зонировании объединил вместе эти два вида деятельности города. Требуя привести зонирование в соответствие с генеральным планом, законодательство косвенным образом сделало реальным процесс планирования. В результате планирование ошибочно рассматривается как эквивалент зонирования. Однако между ними сохраняются важные различия. Планирование - это определение долговременных целей и мероприятий общины, а зонирование - это сиюминутное регулирование конкретной деятельности и землепользования и один из нескольких инструментов, используемых для выполнения генерального плана. Зонирование отличается и от регулирования строительства зданий, осуществляемого в соответствии со строительными нормами. Зонирование лимитирует высоту зданий, а строительные нормы определяют детали конструкций, использование материалов, установку отопительного и электрооборудования и т.п.

В городах, имеющих хартии, зонирование считается прерогативой муниципалитета, который в этих вопросах располагает полной независимостью от законодательного органа штата.

Закон штата о зонированиии устанавливает только минимальные стандарты, предоставляя городам и округам максимум свободы действий.

Постановления о зонировании обычно определяют зоны занятий сельским хозяйством, торговлей и промышленностью, зоны под жилыми домами, под офисами, под зонами отдыха и т.д. Они могут определить зоны для специальных целей, требующих специального регулирования.

Правила зонирования могут изменяться. Существуют два основных вида поправок:

1) резонирование, которое изменяет предназначение карты зонирования для некоторых видов собственности, и

2) поправки текста зонирования, которые изменяют уже разрешенное использование или регулирование отдельных зон для города в целом. Поправки обычно вносятся либо собственником, либо городом.

Процедура принятия постановлений о зонировании и поправрок к ним определяется законом штата о зонировании, который, однако, не распространяется на города, имеющие хартии. Город должен разработать и опубликовать правила проведения слушаний по вопросу о принятии постановления о зонировании или поправок к ним, с тем чтобы все заинтересованные стороны знали о процедуре принятия постановления.

Предложенная поправка к зонированию должна быть представлена в Комиссию по планированию для обсуждения ее на открытых слушаниях. После окончания слушаний комиссия обязана представить городскому совету свое решение в письменном виде, в котором должны быть изложены обоснованные рекомендации и отмечено соответствие предложенной поправки принятым генеральному плану и специальным планам. Городской совет может просить Комиссию по планированию изучить вопрос и представить доклад о поправке к зонированию. Если Комиссия не выполнит просьбы в приемлемые сроки, городской совет может потребовать в письменной форме предоставить доклад в течение 40 дней. Получив такое извещение, комиссия должна провести открытые слушания. Если комиссия не представит городскому совету отчет в течение 40 дней либо в течение более длительного периода, установленного советом, то это означает одобрение комиссией предложенной поправки.

Городской совет, получив рекомендации Комиссии по планированию, должен провести открытые слушания. Если комиссия высказалась против поправки к карте, городскому совету не следует предпринимать какие-либо действия, если только этого не требует постановление правительства города либо не попросит заинтересованная сторона. Городской совет может одобрить, изменить или не одобрить рекомендации Комиссии по планированию. Если он решит одобрить предложенную поправку о зонировании, он должен принять постановление. Постановления о зонировании должны быть согласованы с генеральным планом, а поправки к зонированию - с законом штата Калифорния о качестве окружающей среды. Постановления о зонировании, включая текст и поправки к карте, могут быть введены в действие путем использования электоратом города права законодательной инициативы и подлежат одобрению путем референдума в городе. Поправки к генеральному плану также вводятся в действие путем законодательной инициативы и референдума.

Закон штата о зонировании допускает исключения из зонирования при специфических обстоятельствах; например, в тех случаях, когда индивидуальные земельные участки из-за некоторых необычных характеристик (размер, конфигурация, топография, местонахождение) не могут предназначаться для продуктивного использования, если к ним строго применять правила регулирования. В этих случаях собственник лишается тех привилегий, которыми обладают другие собственники в той же местности. Однако из зонирования исключается только очень небольшая часть земли в любой зоне города; в иных случаях необходимо вносить поправку к зонированию. Процедура предусматривает предоставление правительством разрешения на исключение из зонирования и должна быть подчинена закону штата Калифорния о качестве окружающей среды. Исключение должно сопровождаться определенными условиями и не давать особые привилегии. Его назначение - создать данной собственности условия, одинаковые с другими видами собственности в данной местности и зоне.


^ II-Г. Регулирование местных границ.


Закон 1985 г. о реорганизации местного правительства г. Кортиз-Нокс соединил воедино три основные закона, прежде используемые местными правительствами Калифорнии для регулирования изменений границ. Закон гласит, что каждый округ должен иметь комиссию по формированию местных организаций, которая должна состоять из пяти членов: два члена, представляющие округ, назначаются Управлением инспекторов из своих членов; еще два члена, представляющие города округа, являются чиновниками городского правительства и назначаются комитетом, состоящим из мэров всех городов округа; и один член представляет общественность и назначается остальными четырьмя членами комиссии. Ежедневная деятельность комиссии осуществляется специально назначенным чиновником городского исполнительного органа или чиновником округа.

Назначение комиссии - препятствовать расползанию города и стимулировать, исходя из местных условий и обстоятельств, формирование и развитие местных организаций и моделей планируемого, хорошо организованного и эффективного развития города. Комиссия имеет право и обязана рассматривать и одобрять или условно одобрять предложения об объединении и разъединении городов, о присоединении территорий к городам и изъятии территорий из городов, о слиянии двух или трех городов, о формировании новых общин и о создании специальных округов. Если комиссия полностью отвергает предложение, в течение года не может быть принято ни одно предложение, касающееся той же территории, если только комиссия не найдет, что это наносит ущерб интересам общества. Город или округ могут расширить услуги за пределы своей юрисдикции с разрешения комиссии в том округе, где это происходит. Однако комиссия не имеет права выдвигать какие-либо условия в отношении одобренных решений, прямо регулирующих землевладение и развитие собственности.

"Сфера влияния" комиссии - план установления предполагаемых окончательных физических границ и пространства, обслуживаемого местными правительственными органами. Она должна установить сферу влияния каждого местного органа в границах округа и периодически пересматривать и модернизировать уже утвержденные сферы. Сферы влияния принимаются и изменяются после открытых слушаний. Поправки или пересмотр установленных сфер влияния могут быть осуществлены путем права законодательной инициативы граждан или путем запроса местных органов. Расширение границ города путем присоединения к нему территории, не включенной в список городов, известно под названием "аннексия". Территория может быть "аннексирована" только в том случае, если она расположена в том же округе и прилегает к городу. Все предложения о присоединении к городу территории рассматриваются комиссией с учетом таких факторов, относящихся к присоединяемой территории, как плотность населения, землепользование, природные условия, близость к другим населенным районам, прогноз развития района, потребности, стоимость и достаточность правительственных услуг, влияние предложения о присоединении на близлежащие районы и местные правительственные структуры внутри округа, конфигурация границ, сходство генерального и специального планов с генеральным и специальными планами города и округа.

Комиссия вначале проводит открытые слушания, о дне которых извещают заранее. Если предложение о присоединении одобрено, городской совет присоединяемого города предпринимает ряд акций, предписанных законом. Если он этого не сделает, то этим занимается управление инспекторов округа. Если территория населена (12 или более жителей, зарегистрированных в качестве избирателей), решения одобряются городским советом или проводятся выборы - в зависимости от числа письменных протестов против присоединения, поданных жителями и землевладельцами (в выборах принимают участие только жители присоединяемой территории). В ненаселенных районах (менее 12 зарегистрированных избирателей-резидентов) городской совет одобряет или не одобряет предложение о присоединении в зависимости от числа протестов, поданных землевладельцами присоединяемой территории. Там, где все собственники согласны с предложением о присоединении, никаких слушаний не проводится, а после принятия городским советом резолюции, одобряющей "аннексию", комиссия подготавливает "сертификат согласия" и регистрирует его в округе, в котором, находится присоединяемая территория. Со дня присоединения жители этой территории получают те же права и обязанности, какие имеют жители того города, к которому присоединена территория.


^ II-Д. Дробление земли.


Дробление - это любое деление земли с целью продажи, сдачи в аренду или получения дохода. Оно регулируется законом штата Калифорния о картах дробления земли. Правительство города контролирует дробление земли. За некоторыми исключениями, до того, как любая собственность будет раздроблена, карта предполагаемого дробления должна быть одобрена городским правительством, а окончательная карта, составленная на основе квалифицированного обследования земли, должна быть зарегистрирована чиновником округа.

Процесс составления карты дробления земли регулируется постановлением местных органов власти. Закон о картах позволяет городским властям проявлять гибкость при определении того лица, кто утвердит карту. Городское правительство назначает соответствующий орган - это может быть Комиссия по планированию, должностное лицо любого управления, какая-то комиссия, состоящая из ряда должностных лиц, или городской совет. Процесс утверждения карты проходит три стадии: составление и утверждение предварительно составленной карты дробления земли; утверждение окончательного варианта карты; регистрация окончательного варианта карты.

Сроки утверждения зависят от того, кто утверждает карту. Однако карта не утверждается до тех пор, пока нет положительного заключения, сделанного правительством города о том, что карта согласованна с генеральныи планом. Предварительный план не может быть утвержден, пока городское правительство не проведет открытые слушания. Кроме того, оно должно направить такой план для обсуждения во все заинтересованные школьные округа. Разрешено посылать этот план и другим местным организациям. Если предлагаемая карта будет утверждена соответствующим органом, лицо, представившее карту дробления земли, может опротестовать решение в течение 10 дней в управлении по апелляциям. Если заинтересованное лицо недовольно решением по апелляции, оно может апеллировать в городской совет, который организует слушание по этому вопросу в соответствии с процедурой, предписанной Законом о картах. Если городской совет или другой орган, являющийся последней апелляционной инстанцией, не предпринимает действий, карта предполагаемого дробления земли, составленная в соответствии с требованиями Закона о картах и местного постановления, считается утвержденной, и должностное лицо обязано заверить ее. В отличие от зонирования и генерального плана, утверждение дробления земли не подлежит действию права законодательной инициативы или референдума. Окончательный вариант карты должен быть утвержден, если он согласован с утвержденным предварительным планом. Правила составления карт отдельных участков определяются постановлением местного правительства.

В 1984 г. в штате Калифорния создана новая форма карт предполагаемого дробления земли - "узаконенная предварительная карта дробления земли". Она стала применяться ко всем случаям дробления. Лицо, производящее дробление, после утверждения "узаконенной предварительной карты" имеет юридические "законные права" производить соответствующие акты, если они согласованы с местными постановлениями, стандартами и политикой.

Закон о картах дробления земли распространяется так же и на те случаи, когда перестраиваются жилые дома. По закону необходимо подготовить предварительный и окончательный варианты карты, раскрывающей характер перестройки многоквартирного дома или дома для одной семьи, построенных на одном участке, во многоквартирный жилой дом - кондоминиум. Городской совет может не утвердить окончательный вариант карты перестройки до тех пор, пока оно не сделает выводы относительно уведомлений, которые должны быть даны квартиросъемщикам.


^ II-Е. Уплата взносов и передача земли.


При утверждении землепользования дискуссии ведутся больше всего по вопросу об условиях, которые город может выдвинуть при утверждении проекта. Такие условия обычно включают требования, чтобы заинтересованое лицо сделало взносы либо передало часть земли в качестве платы за государственные услуги, спрос на которые порождается предложенным проектом. Концепция теоретически очень проста: заинтересованное лицо взамен полученной привилегии осваивать землю (и, следовательно, получать прибыли от одобренного правительством проекта) соглашается передать городу часть земли (или денег), необходимых для оказания услуг новым жителям или занятым, которые будут привлечены в общину в результате осуществления проекта. Эти требования, с точки зрения города, справедливы, т.к. на местные правительственные службы ложатся дополнительные, порой чрезмерные, нагрузки.

Характер условий может быть различен - от требования улучшить состояние улиц, канализационной системы, дренажной системы, парков до уплаты расходов по строительству центров по уходу за детьми, финансирования муниципальной транспортной системы, строительства жилья для населения с низкими и средними доходами, библиотек, помещений для полиции и пожарной охраны. Генеральный план или специальный план способствуют выдвижению таких требований. Городское правительство опирается на свое право контроля, как оно определено в действующем законодательстве. Например, оно обязательно исходит из разумных условий, чтобы облегчить бремя общины.

Передача земли или выплата взносов в качестве условия утверждения проекта развития является по своему характеру поступками добровольными.

Правительственный кодекс стандартизирует сбор взносов за проекты развития и предписывает городскому правительству следующие действия: определять назначение этих взносов; определять сферы использования этих взносов (т.е. определить, для каких общественных зданий и сооружений они используются); устанавливать насколько обоснована связь между использованием взносов и типом проекта развития, с которого затребованы взносы; устанавливать, насколько обоснована связь между потребностью в общественных зданиях и сооружениях и типом проектов развития, с которых затребованы взносы. Взносы могут уплачиваться только для строительства капитальных сооружений, но не для операционных и эксплутационных расходов. Если городское правительство заставляет платитьвзимает взносы в качестве условия утверждения проекта развития, их размер не может превышать разумные границы. Если же они выходят за пределы разумных границ, то они превращаются в специальный налог, а он может взиматься только в случае одобрения двумя третями электората.


^ II-Ж. Закон штата Калифорния о качестве окружающей среды.


Закон устанавливает, что сферы защиты окружающей среды можно использовать следующими методами: а) проводить широкую государственную политику защиты окружающей среды; б) создать механизм решения проблем окружающей среды; в) привлечь общественность к участию в принятии государственных решений; г) установить связи между правительственными организациями и координации проводить их деятельность; д) выдвигать требования к правительствам, принимающим решения, информировать общественность о влиянии их действий на окружающую среду; е) требовать от правительств, принимающих решения, объяснять свои решения.

Закон гласит, что правительственные организации не должны утверждать предложенные проекты, если есть приемлемые альтернативы или средства, существенно смягчающие воздействие этих проектов на окружающую среду.

Если проект может оказать серьезное воздействие на окружающую среду, требуется провести анализ влияния на окружающую среду. Проведенный анализ - это всего лишь информационный документ, а не документ действий. Он может показать страшные последствия воздействия конкретных действий на окружающую среду, а Комиссия по планированию все же может утвердить проект из-за соображений отсутствия альтернатив.

После принятия решения о проведении анализа влияния на окружающую среду уведомление о подготовке к этой работе должно быть разослано во все ответственные организации. Как только завершена подготовка проекта анализа, об этом сообщается в Отдел планирования и научных исследований. Проект передается для обсуждения общественности в течение 30-45 дней. Городское правительство должно оценить и ответить в письменной форме на все комментарии, поступившие в этот период. Открытые слушания по пректу не требуются, Как только городское правительство завершит общественное обсуждение проекта, оно подготавливает окончательный вариант анализа влияния на окружающую среду. Он заверяется как документ, согласованный с Законом о качестве окружающей среды. После этого правительство города приступает к рассмотрению самого проекта с учетом анализа его влияния на окружающую среду и других условий.


^ II-З. Прочие важные средства и положения,

используемые Комиссией по планированию.


Важной частью работы Комиссии по планированию является формулирование выводов, которые должны быть в письменной форме. Назначение выводов - дать основу для принятия правительственным органом решения. Они требуются также для местных постановлений.

Комиссия часто проводит открытые слушания до принятия различных решений о землепользовании. Во многих случаях закон требует проводить такие слушания.


^ III. Правила поведения государственных должностных лиц.


Закон налагает широкий круг обязанностей на чиновников города, будь то члены городского совета, члены Комиссии по планированию или члены городского правительства. Однако отдельно взятый чиновник города не несет персональной ответственности. Там, где закон штата возлагает государственную ответственность за действия, наносящие ущерб, город должен защитить своих служащих, если они преследуются судебным порядком. Из этого общего правила исключаются те случаи, когда чиновник действует из соображений обмана, коррупции или преступных намерений, когда чиновник нарушает коллизионное право (т.е. использует должностное положение в личных интересах) или когда чиновник не действует в рамках официальных полномочий.

Отдельный чиновник может быть защищен и федеральным законом о гражданских правах, который предоставляет абсолютный иммунитет тем, кто выполняет законодательные функции, и квалифицированный иммунитет тем, кто совершает действия с хорошими намерениями, т.е. действия, которые обоснованно и искренне рассматриваются как конституционные.

Коллизионное право предусматривает, что государственные чиновники должны принимать решения без влияния личных финансовых интересов. В связи с этим законы требуют раскрытия чиновниками личных финансовых интересов и лишения их права участвовать в принятии решений при определенных обстоятельствах. Наиболее полно эти нормы изложены в законе о политической реформе. Закон предусматривает периодические сообщения государственных чиновников о своих финансовых интересах по специальной форме, называемой "Заявление об экономических интересах". Чиновник должен быть лишен права участвовать в принятии решений при следующих обстоятельствах: если он инвестировал в предприятие одну или более тысячу долларов; если в последние 12 месяцев он получил от частного лица или от фирмы 250 или более долларов, а его супруга - 500 или более долларов; если он является директором, служащим, партнером или доверенным лицом фирмы; если он получил в течение 12 месяцев до принятия решения подарок стоимостью 250 долларов или больше.

Лица, нарушающие коллизионное право, могут быть оштрафованы в размере до трехкратной суммы оценки полученной ими экономической выгоды. Любому чиновнику, совершившему уголовное правонарушение, запрещается состоять на государственной службе в течение четырех лет после даты совершения правонарушения. Хартии и постановления некоторых городов также включают положения коллизионного права, но они более жесткие, чем в законе штата.

Закон об открытых заседаниях, известный как закон Брауна, гласит, что все заседания и совещания местных законодательных органов, включая комиссии по планированию, должны быть открытыми и публичными с тем, чтобы общественность могла быть полностью информирована и могла установить контроль за деятельностью своих представителей в государственных структурах.

Для членов Комиссии по планированию особенно важны те разделы закона Брауна, где перечислены правовые нормы некоторых сторон ее деятельности.

Время регулярных заседаний определяется самой комиссией. Повестка дня регулярных заседаний должна быть объявлена общественности за 72 часа до начала заседания. Дополнительные вопросы включаются в объявленную повестку дня в случае необходимости и экстренного решения. Председатель или большинство членов комиссии по планированию имеют право созвать специальное заседание, повестка дня которого должна быть объявлена за 24 часа до даты заседания; каждый член комиссии и средства массовой информации должны получить письменное уведомление за 24 часа до начала заседания.

В ограниченных случаях можно провести закрытую сессию, но до ее проведения необходимо публично изложить причины закрытого заседания.

На открытом заседании Комиссии по планированию любое лицо может делать запись заседания на аудио- или видеопленку или кинокамерой, если только комиссия не сочтет, что шум и яркий свет мешает ведению заседания. Аудио-, видео- и кинозаписи становятся общественным документом, они не могут быть уничтожены в течение 30 дней и должны демонстрироваться бесплатно.

Повестка дня каждого регулярного заседания Комиссии по планированию должна предоставлять общественности возможность выступить по вопросам, представляющим общественный интерес.

Представители общественности не должны регистрироваться или выполнять другие условия, чтобы присутствовать на заседании комиссии.

Если какой-то член комиссии посещает заседание, созванное с нарушением положений закона Брауна, с намерением лишить общественность информации, которую, как ему известно, она имеет право знать, то он обвиняется в совершении уголовно наказуемого проступка.


^ IV. Основные методы решения проблем.


В главе излагаются некоторые вопросы, связанные с планированием на местном уровне.


IV-А. Административные методы.


Управление планирования имеет дело с заявлениями об изменениях в зонах, о домовладении, о поправках к генеральному плану, о дроблении земельных участков и другими вопросами землепользования. Глава управления несет ответственность за выполнение всех связанных с этим процедур.

Постановления о землепользовании действуют перекрестно со строительными нормами. Разница состоит в том, что строительные нормы касаются безопасности жизни и строительных конструкций, а планирование землепользования исходит из практических соображений. Строительные нормы - расширяющиеся в объеме и постоянно изменяющиеся документы. Каждый год международная конференция строителей обсуждает вносимые в нормы изменения на специальном заседании, посвященном строительным нормам.

Каждые три года строительные нормы перепечатываются с учетом изменений, одобренных в этот период.

Для принятия решений Комиссия по планированию использует различную информацию: эмпирические данные, средние плановые стандарты, заключения теоретического характера, Регулярно используются обзоры и статистический анализ. Для различных объектов требуются различные данные. Например, для генерального плана и специального плана необходимы следующие сведения: характеристика землепользования и его тенденции; пропускная способность дорог; местонахождение и мощности коммунальных предприятий; демографический анализ; экологический анализ; характеристики зонирования и тенденции его развития; потребности в школах, торговых заведениях, парках. Широко используются компьютеры для операций, называемых "мониторинг развития". Например, если разрабатываются крупные проекты жилищного строительства, на компьютере подготавливается материал, показывающий, что некоторые улицы следует расширить или что канализационные коллекторы надо укрупнить в ряде мест. Такая система позволяет определить оптимальное число возводимых жилых домов, обслуживаемых существующими инфраструктурными сооружениями.


^ IV-Б. Парки и зоны отдыха.


Основанная в 1906 г. Национальная ассоциация отдыха и парков отмечает, что при планировании парков большую роль играли в 1980-е годы следующие факторы: изменение отношения к отдыху и досугу; изменение структуры населения и семьи; изменение места работы; депрессивное состояние экономики в регионах; нестабильная энергетическая ситуация в мире и ее влияние на состояние личного транспорта; новые формы оборудования досуга; успехи медицины; расширение электронных игр компьютеров, кабельного телевидения; чрезвычайно неустойчивая политическая обстановка. Каждая организация, занятая организацией отдыха, должна разрабатывать план мероприятий в парках и зонах отдыха, в котором следует отразить потребности общины, что позволит планирующим органам прогнозировать будущее развитие. Для каждого парка следует составлять так называемый "план образцового парка".

Выбор территории для парков должен производиться очень внимательно. Наиболее распространенные методы приобретения территорий - покупка, аренда, получение в дар от жителей или организаций, трансфер (приобретение земли путем передачи или обмена одного землевладельца с другим). Ассоциация предлагает создавать в границах муниципалитета такую парковую систему, в которой центральная часть занимает в расчете на каждую 1000 жителей 6,5 - 10,5 акров хорошо организованного пространства.

Парки могут быть локальными (близ жилых домов), региональные и парки специального назначения (локальные и региональные).


^ IV-В. Соглашения о развитии.


При реализации долгосрочного проекта развития хозяйственной деятельности на земле инвестор может подвергаться риску из-за изменений в политике местного правительства. Чтобы уменьшить риск, закон штата, принятый в 1979 г., разрешает местным органам власти заключать с инвесторами соглашения о развитии, которые гарантируют последним необходимые условия для выполнения проекта вне зависимости от изменений в правилах регулирования.

Соглашение о развитии должно включать следующую информацию: сроки соглашения, назначение проекта, интенсивность использования, максимальная высота и размер постройки, резервирование или передача части земли для общественных целей. В соглашении могут быть также указаны процедура последующего утверждения проекта, сроки начала и завершения проекта, возможность финансирования общественных зданий и сооружений. Соглашение о развитии подлежит согласованию с законом штата Калифорния о качестве окружающей среды.


^ IV-Г. Транспорт.


В планировании транспорта акцент сместился с планирования крупных проектов строительства к налаживанию более эффективного управления существующими системами транспорта. Управление транспортными системами включает улучшение состояния улиц и перекрестков, чтобы расширить пропускные способности существующей сети дорог, и обеспечение лучших условий для разных транспортных средств, включая велосипед, и для пешеходов.

Одной из важнейших проблем, вызванных развитием страны в последнее время, является быстрый рост перевозок, в результате чего система дорог уже достигла или скоро достигнет проектной пропускной способности. Оценка воздействия перевозок производится с помощью показателя "поездка", т.е. передвижение в одну сторону из одного пункта в другой. Воздействие перевозок на дорожную систему зависит от того, достаточна ли их способность пропускать дополнительное количество автомашин. Пропускная способность улицы определяется прежде всего числом разделительных линий. Управление транспорта штата установило следующие стандарты пропускной способности общих шоссейных дорог: с двумя разделительными полосами - 10-12 тыс. автомашин в день, с четырьмя - 30-36 тыс., с шестью - 45-55 тыс. В целях улучшения транспортных услуг расширяются улицы, строятся новые параллельные улицы, на дорогах обозначаются места для велосипедистов. Парковка автомобилей обеспечивается либо местными государственными организациями путем устройства на улицах или вне улиц мест стоянок для государственных машин, либо частными фирмами.


^ IV-Д. Программирование улучшения основных фондов.


Программирование улучшения основных фондов - это многолетнее планирование совершенствования государственной инфраструктуры. Поскольку местное правительство редко может финансировать такие проекты из текущего бюджета, привлекаются различные источники: эмиссия облигаций, гранты властей штатов и федерального правительства, обложение специальными налогами. Такое программирование является полезным инструментом планирования выполнения генерального плана и контроля местных властей за процессом развития.

Разработка программы улучшения основных фондов проходит четыре стадии: формулирование проекта, определение приоритетов, согласование и утверждение местным правительством.


^ IV-Е. Энергия и планирование.


Общины имеют ряд возможностей влиять на использование энергии. Раздел энергетики в генеральном плане или политика в области энергетики - это два способа политики местных властей, однако ни один из них (так же, как и принятые законы) не способствовал выполнению программы сбережения энергии.

В некоторых городах управление планирования занимается разработкой проектов альтернативных источников энергии, известных как возобновляемые источники энергии.


^ V. Политика и программы.


V-А. Дизайн (пересмотр конструкций).


Дизайн можно рассматривать как анализ плана застройки или как архитектурный анализ; он проводится с учетом эстетических ценностей общины, его стандарты индивидуальны для каждой из них и зависят от таких естественных факторов, как географическое положение и ландшафтная перспектива. Обсуждение дизайна обычно проводится на открытых слушаниях или на заседаниях, о дне проведения которых общественность уведомляется. Сотрудники аппарата управления представляют доклад, в котором излагаются предложения по проекту и рекомендации. Заявителю или спонсору проекта обычно разрешается представлять проект после доклада. В большинстве случаев процесс утверждения носит формальный характер.


^ V-Б. Сохранение исторических ценностей.


Интерес к сохранению материальных ценностей, имеющих историческое или культурное значение, растет, и деятельность в этом направлении является составной частью процесса экономического развития. Ключевыми моментами успешной программы сохранения исторических ценностей являются: 1) значение местных ресурсов (т.е. количества, типов и местонахождения зданий и сооружений); 2) знание программы развития общины; 3) поддержка общиной деятельности по сохранению исторических ценностей; 4) формулирование стимулов и правил охраны ресурсов. Для проведения работы по сохранению исторических ценностей должна быть разработана специальная стратегия, в которой должны быть следующие элементы: 1) обзор сооружений, имеющих историческое и культурное значение (к ним могут относиться индивидуальные жилые дома, торговые и промышленные здания, скамейки, фонтаны, фонари уличного освещения, деревья, сады и т.д.); 2) регистрация наиболее ценных исторических зданий и сооружений; 3) принятие постановления о сохранении этих объектов; 4) включение в генеральный план раздела о хранении исторических ценностей; 5) определение местным правительством специальной географической зоны как территории, имеющей историческое значение; 6) подписание конракта между местным правительством и владельцем недвижимости, имеющей историческую ценность, который ограничивает использование недвижимости и представляет ее владельцу установленные законами штата налоговые льготы; 7) предоставление федеральным правительством налогового кредита при уплате индивидуального налога в случае проведения владельцем недвижимости восстановительных работ; 8) составление национального регистра наиболее значимых исторических мест (включение в регистр дает владельцам недвижимости право на налоговые льготы, субсидии или льготные ссуды в случае проведения восстановительных работ). Владельцы недвижимости получают также льготы при уплате поимущественного налога.


^ V-В. Управление ростом города.


Члены Комиссии по планированию должны понимать важность стратегического планирования для управления ростом города. В процессе планирования определяются роли правительств различных уровней. Самым важным инструментом, позволяющим городским властям управлять ростом города, является генеральный план. В нем должны быть четко изложены цели общины и общественные потребности, которые большей частью определяются качеством участия общественности в выработке генерального плана. Для управления ростом города Комиссия по планированию проводит координационные заседания совместно с сотрудниками аппарата управления и выборными должностными лицами, инвентаризирует важные ресурсы, использует индексы главных показателей роста города и региона.


^ V-Г. Перепланировка.


Перепланировка - это средство, которое города и округа имеют право использовать для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в общины. Право городов на перепланировку записано и в Конституции штата Калифорния, и в законах штата. Главная цель перепланировки - не допустить упадка городов. Понятие "упадок" распространяется на район в целом. Такие районы преимущественно урбанизированные, и для них характерны: 1) небезопасные и вредные для здоровья здания; 2) изношенная недвижимость; 3) нехватка торговых предприятий; 4) нехватка парковок; 5) перенаселенные жилые дома; 6) избыточное количество баров, винных магазинов и других заведений, рассчитанных исключительно на взрослых; 7) высокий уровень преступности. Организации, занимающиеся перепланировкой, есть в каждом городе и округе штата; они могут приобретать недвижимость, сносить здания, реконструировать улицы, продавать облигации, выпущенные для финансирования проектов. Главным источником средств для перепланировки является получение организацией части поступлений от поимущественного налога, собранного в районе перепланировки. Основная задача перепланировки - строительство домов для населения с низкими и средними доходами. По меньшей мере 20% налоговых поступлений, получаемых организацией по перепланировке, должны быть использованы для возведения таких домов. Закон устанавливает, что 30% жилых помещений, построенных или восстановленных организацией, и 15% помещений, построенных или восстановленных частными фирмами, должны предоставляться лицам с низкими и средними доходами.


^ V-Д. Локальное экономическое развитие и планирование.


Важнейшими сферами локального экономического развития являются торговля (развитие новых торговых центров, оживление торговли в пригородах), промышленность, туризм и малый бизнес. И частный, и государственный секторы ориентируются на получение прибыли. Для государственного сектора инвестиции считаются прибыльными, если они улучшают условия занятости для граждан, стимулируют деятельность предпринимателей, укрепляют и диверсифицируют местную экономику, поощряют дополнительные инвестиции и увеличивают местные доходы. При формулировании стратегии экономического развития местные должностные лица должны проанализировать сильные и слабые стороны местной экономики и определить цели и задачи общины.


^ V-Е. Жилищная проблема.


С середины 70-х г.г. в Калифорнии произошел скачок цен на жилые дома, и все большее число жителей не могут позволить себе иметь приемлемое жилье. Лига городов Калифорнии, стремясь помочь городам в выработке программ жилищного строительства, сформулировала важнейшие направления жилищной политики. В соответствии с ними главным компонентом генерального плана должен быть раздел о жилье. Правительства всех уровней должны отдать приоритет развитию инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства. Программы финансирования жилищного строительства должны быть расширены и должны включать предоставление налоговых льгот и субсидий.

Город не должен относиться неодобрительно к проектам жилищного строительства для населения с низкими и средними доходами. В таких проектах по крайней мере 20% всех квартир должны быть проданы или сданы в аренду семьям с низкими доходами, а остальные квартиры должны быть проданы либо сданы в аренду семьям с низкими доходами либо лицам и семьям со средними доходами. Важнейшие факторы, сдерживающие решение проблем, - высокие цены на землю и рабочую силу, определяющие высокие финансовые затраты, сокращение финансовой помощи федерального правительства и правительства штата, местный политический климат, нехватка технических средств.


^ V-Ж. Проблемы сельского хозяйства.


Рост общин угрожает развитию главной отрасли экономики Калифорнии - сельскому хозяйству. Каждый год тысячи акров самых плодородных в мире земель с вызывающей тревогу скоростью изымаются из производства и превращаются в торговые центры и промышленные зоны. Цена на землю поднимается так высоко, что экономически невыгодно использовать ее для производства сельскохозяйственных культур. Чтобы уменьшить негативное воздействие урбанизации на сельское хозяйство, власти городов должны направить рост города в сторону менее плодородных земель, воспрепятствовать расширению города, увеличить плотность застройки в городе.


^ V-З. Планирование и опасные материалы.


При оценке проектов необходимо учитывать характер используемых материалов с точки зрения их опасности для людей, животных, окружающей среды, т.е. являются ли они коррозийными взрывчатыми, окисляющимися, возгораемыми, токсичными и т.п. Учитывая важность этой проблемы, принято много законов по охране окружающей среды.

Закон 1989 г. обязывает правительство города принять программы и планы сокращения объемов твердых отходов, их рециклирования и повторного использования. Каждая община должна иметь план мероприятий на случай аварии с опасными материалами, который устанавливает ответственность местной полиции, пожарных и других служб, обеспечивающих общественную безопасность, и координирует их деятельность с работой тех же служб округа, с региональным управлением контроля за качеством воды, со службой патрулирования автострад.


^ V-И. Проблемы незанятых территорий.


Незанятые (свободные) территории и парки все больше становятся важными факторами в поддержании здоровой урбанизированной окружающей среды. Есть смысл сохранять небольшую часть земли в нетронутом виде, ибо свободные земли - незаменимый ресурс, т.к., если они вовлечены в процесс урбанизации, то их уже невозможно восстановить. Поэтому правительство штата требует, чтобы все города включали в генеральный план раздел о незанятых территориях с целью сохранить их в течение длительного периода. Планы строительства, карты дробления земли не могут быть утверждены, если они не согласованы с этим разделом.


^ V-К. Специальные округа.


Специальные округа образуются для того, чтобы оказывать специфические услуги на территории административного округа. Их первоначальным назначением было регулирование водопользования, но ныне они выполняют разные функции - от пожарной охраны до обустройства кладбищ; от водоснабжения до налаживания работы больниц и аэропортов. Специальные округа - самая быстро развивающаяся форма управления, но их правительства имеют ограниченные права, которые часто сводятся к установлению контроля. Специальные округа делятся на две группы: зависимые и независимые. Первая группа - это подразделения административных округов и городов, они управляются Управлением инспекторов округа или городским советом. Вторая группа создается преимущественно в сельских местностях для оказания услуг, которые экономически невыгодны для округа и города. Деятельность специальных округов финансируется за счет средств, поступающих в качестве платы за пользование водоснабжением, канализационными системами.


^ V-Л. Школьные округа.


Существуют две категории школьных округов: округа начальных школ и округа неполных средних школ. Различают также "совместные" школьные округа (расположены в двух и более округах) и "объединенные" школьные округа (начальные школы и неполные средние школы "объединены" в один округ). Комиссия по планированию, аппарат Управления по планированию городского правительства и городской совет редко поддерживают контакты с местными школьными округами, хотя обе стороны выиграли бы от этого. Информация, которой обладают местное правительство, важна для школьных округов, т.к. они не только организуют процесс образования, но также должны планировать постройку новых школ, что требует знания общих направлений развития округа и города.


^ VI. Рабочие контакты.


Чтобы проводимая городским правительством работа по планированию была эффективна, необходимы как хорошие взаимоотношения внутри самой Комиссии по планированию, так и ее хорошие контакты с аппаратом Управления по планированию и с городским советом. Такие взаимоотношения базируются на взаимном понимании роли каждого партнера.

Четкая организационная работа, в частности хорошая подготовка каждого заседания Комиссии по планированию, и обучение ее членов обеспечивает успех ее деятельности. Член комиссии должен уделять первостепенное внимание повышению своей квалификации и уметь оценивать информацию, содержащуюся в докладах работников аппарата управления и консультантов.

Каждый новый член должен ознакомиться с генеральным планом, системой координации деятельности между правительствами различных уровней и работой различных комитетов и комиссий.

Организация по планированию имеет постоянные контакты с частным сектором, которые характеризуются как взаимоотношения партнеров-профессионалов. Каждая сторона оценивает потребности, желания и устремления своего партнера и отрабатывает детали приемлемого решения.

В работе со средствами массовой информации можно руководствоваться такими общими рекомендациями, как пожелание информировать общественность (ибо это - самая лучшая политика); проводить политику открытых дверей; предоставлять материал по спорным вопросам раньше, чем пресса запросит их; никогда не говорить "никаких комментариев" и т.п.


Содержание.



I. Введение...........................................................................................

3

II. Правовые основы деятельности Комиссии по планированию.......

3

III. Правила поведения государственных должностных лиц...............

11

IV. Основные методы решения проблем............................................

13

V. Политика и программы...................................................................

15

VI. Рабочие контакты..........................................................................

19






Похожие:

Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconПриказ мвд РФ от 12 августа 1995 г. N 311 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 720"
О вещевом обеспечении военнослужащих см также постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 605, приказ МВД РФ от 23 января...
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconИнформационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя
Вашему вниманию предлагается Пособие по поурочному планированию к учебнику «Новая история 1800-1913 гг., 8 класс», Москва, «Просвещение»,...
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconПсихологические механизмы влияния на личность в культе статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconДокументы
1. /Oomph!/01-Oomph! (1992)/01-Mein Herz.rtf
2. /Oomph!/01-Oomph!...

Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconБюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №1
О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия. Постановление Пленума вс РФ...
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconРуководство для клубных работников) Москва 1986 Углов Ф. Г. Правда и ложь об алкоголе. (Методическое руководство для клубных работников). М: Внмц нт и кпр, 1986 г., 70 с
Углов Ф. Г. Правда и ложь об алкоголе. (Методическое руководство для клубных работников). — М: внмц нт и кпр, 1986 г., 70 с
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconКубок Волги 2008 группа 1995-1996 г р

Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconКалендарно-тематическое планирование курса истории Древнего мира в 5-м классе (68 ч.)
Вашему вниманию предлагается Пособие по поурочному планированию к учебнику «История древнего мира, 5 класс», Москва, «Просвещение»,...
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 iconВопр. 32 Правовое регулирование рекламы и пр право pr
«О сред­ствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., «О государ­ственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информации, информатиза­ции...
Руководство для члена Комиссии по планированию Калифорния, 1995. №8 Москва 1996 icon12 февраля 2003 • Пасадена, Калифорния n a s a m e d I c a L t e c h n o L o g y s u m m I t Краткое содержание подлинника. Перевод Давыдова В. А
Все существующие методы или для линейных или для стационарных данных, или они принимают детерминированные процессы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов